Статья «Использование специальных упражнений с мячом для развития координационных способностей на уроках волейбола учащихся среднего школьного возраста».


«Использование специальных упражнений с мячом для развития координационных способностей на уроках волейбола учащихся среднего школьного возраста».
Высокий уровень развития координационных способностей — основная база для овладения новыми видами двигательных действий, успешного приспособления к трудовым действиям и бытовым операциям. В условиях научно-технической революции значимость различных координационных способностей постоянно возрастает. Процесс освоения любых двигательных действий (трудовых, спортивных, выразительных и т.д.) идёт значительно успешнее, если занимающийся имеет крепкие, выносливые и быстрые мышцы, гибкое тело, высокоразвитые способности управлять собой, своим телом, своими движениями.
Координационные способности это умение человека наиболее совершенно, быстро, целесообразно, экономно, точно и находчиво решать двигательные задачи, при возникновении сложных и неожиданных ситуаций.   Координационная сложность двигательных действий служит первым мерилом ловкости. 
Во время игры в волейбол, когда учащийся работает с мячом, создаются благоприятные возможности для проявления смекалки, ловкости, силы, быстроты выносливости, волевых качеств, взаимопомощи и других свойств личности, т. е тех знаний, умений и навыков, которые необходимы в жизни, полезны в трудовой и общественной деятельности. Это во многом объясняет то, что волейбол включен в программу по физической культуре.
Введение волейбола в программу школьного физкультурного образования создает благоприятные условия для освоения новых двигательных действий, позволяет расширить двигательные возможности учащихся.
Волейбол предъявляет высокие требования к функциональным возможностям занимающихся. Игра в волейбол включает внезапные и быстрые передвижения, прыжки, падения и другие действия. В связи с этим волейболист должен обладать моментальной реакцией, быстротой передвижения на площадке, большой скоростью сокращения мышц, прыгучестью и другими качествами в определенных их сочетаниях.
Процесс формирования действий с мячом в определенной мере обусловлен индивидуальными особенностями учащихся. Учащиеся, у которых более координированные, точные движения, которые быстро реагируют на сигналы и умеют оценивать сложившуюся ситуацию на площадке, быстро овладевают правильной техникой действий с мячом. Им достаточно показать, объяснить и дать возможность потренироваться в действиях. Выполнение упражнений с мячом способствует развитию координационных способностей учащихся, так как требует работы всех анализаторов, которые необходимы для выполнения упражнения в целом. Волейбольные упражнения практически все с мячом, чем большим совершенством обладает ученик, выполняя такие упражнения, тем выше уровень развития координационных способностей.
Изучение литературных источников и анализ опыта специалистов, тренеров, учителей физической культуры помогли подобрать 2 комплекса специальных волейбольных упражнений с мячом для развития координационных способностей учащихся разной технической подготовленности:
1. Комплекс волейбольных упражнений для развития координационных способностей для учащихся имеющих средний уровень технической подготовленности

Броски мяча о стену одной рукой, ловля двумя.
И.П. – упор лежа. Толчком об пол, хлопок руками.
Броски и ловля мяча в стену.
Выполнение блокирующего приема.
Выполнение нападающего удара через сетку.
Из виса на шведской стенке, поднимание ног.
Прыжки вверх, до касания баскетбольной корзины.
Падение с перекатом из волейбольной стойки.
Передача мяча в стену двумя руками сверху. (слайд)
2. Комплекс специальных упражнений с мячом для учащихся имеющих высокий уровень технической подготовленности
1.     Многократное подбрасывание мяча левой рукой вверх, и замах бьющей рукой.
2.     Многократное подбрасывание мяча и ловля его в момент удара (левая рука преграждает путь мячу).
3.     В парах. Занимающиеся располагаются на противоположных боковых линиях площадки. Один выполняет верхнюю прямую подачу в направлении партнера, другой, поймав мяч, выполняет тоже самое.
4.     Верхняя прямая подача в стенку с расстояния 7-9 м не ниже линии, проведенной на уровне верхнего края стенки.
5.     Подача мяча через стенку с расстояния 7-9 м от нее.
6.     Выполнение верхней подачи мяча с расстояния 7-9 м от сетки в правую, левую часть площадки.
7.     Метание теннисных мячей с поворотом туловища вправо, влево.
8.     Выполнение нападающего удара с поворотом туловища вправо-влево с собственного подбрасывания при наличии стационарного одиночного блока.
9.     Нападающие удары с переводом из зон 4, 2, 3 против группового (двойного) блокирования.
10.     Нападающие удары с переводом из зоны 3 с передачи из зоны 2 (4) против одиночного блокирования.
Анализ литературных источников и практическое изучение процесса развития координационных способностей волейболистов показал что, волейбол – это командная игра, поэтому для достижения успеха необходимы согласованные действия всех членов команды. Деятельность каждого игрока команды имеет конкретную направленность, но при этом все их действия должны быть согласованы и скоординированными, поэтому развитие координационных способностей у волейболистов играет основополагающую роль для достижения положительного результата.Координационные способности можно определить как совокупность свойств человека, проявляющихся в процессе решения двигательных задач разной координационной сложности и обусловливающих успешность управления двигательными действиями и их регуляции.
Для волейболистов развитие координационных способностей имеет огромное значение. Выполнение любого технического приема в волейболе строится на основе старых координационных связей. Чем больший запас разнообразных двигательных навыков имеет волейболист, тем успешнее идут овладение техникой игры и использование ее в постоянно изменяющихся ситуациях. В связи с этим, основной путь развития координационных способностей - это обогащение спортсменов все новыми разнообразными навыками и умениями, развитие координации.
Для развития координационных способностей используют самые разнообразные упражнения, в которых спортсмен должен выходить из неожиданно сложившейся ситуации с помощью находчивых, быстрых и эффективных действий. Можно определенно сказать, что координационные способности являются основой эффективной и результативной игры волейболистов.