Вокальная импровизация как средство развития творческих способностей детей младшего школьного возраста на занятиях шоу-группы «Поющие Звёзды»

Вокальная импровизация как средство развития
творческих способностей детей младшего школьного возраста
на занятиях шоу-группы «Поющие Звёзды»
Импровизация, как указано в словаре, – это особый вид художественного творчества, при котором произведение создаётся непосредственно в процессе исполнения.
Импровизация на занятиях вокального ансамбля – это посильное музыкальное творчество детей, их собственное сочинение музыки и её исполнение или оформление жестикуляции в заданном музыкой ритме, темпе и характере. Музыкальная импровизация может выражаться в разных видах – вокальном, инструментальном, двигательно-ритмическом.
Использование импровизации – перспективный приём для воспитания интереса к музыке и накопления музыкально-творческого опыта. Ведь при этом виде работы учащийся сразу вводится в непосредственный контакт с музыкой. Кроме того, для импровизации не требуется никаких дополнительных приспособлений: собственный голос имеется у каждого, ладони, чтобы заменить музыкальный инструмент, и двигательный аппарат для создания ритмических движений под музыку – тоже.
Этот вид деятельности привлекает внимание детей воплощением собственного замысла и фантазии, учит появлению новых интонаций, повышает эмоциональный уровень восприятия музыки, а также развивает певческий аппарат, вокально-слуховые навыки, музыкально-слуховые представления. В основе этой деятельности заложено умение спланировать, представить внутренним слухом продукт своей деятельности на предварительном этапе импровизирования; выполнить действие – исполнить мелодию; соотнести, оценить полученный результат с предварительным замыслом.
Практика показывает, что дети младшего школьного возраста охотно занимаются импровизацией, особенно – вокальной. Конечно, наивно ожидать, что дети сразу начнут излагать хорошо оформленные музыкальные мысли, но обучать первичным навыкам этого – по силам педагогу.
Импровизация – одно из самых любимых занятий учащихся младшего школьного возраста. С удовольствием импровизируют не только те, кто умеет хорошо петь, но и слабо интонирующие дети, недостаточно владеющие своим голосом.
В импровизации ребёнок как бы раскрепощается, ему не надо подражать пению других, что часто бывает очень нелегко. Выступая с собственной мелодией, ребёнок не боится спеть её неверно и продемонстрировать тем самым своё неумение. Было замечено, что пробудить интерес ребёнка к пению бывает легче именно в ходе импровизации.
Вокальная импровизация тесно связана с творческим развитием детей, позволяет мобилизовать личностные качества ребёнка для самостоятельного поиска нужных выразительных средств музыки.
Любая импровизация сиюминутна, создаётся в процессе исполнения; дети, как правило, не могут дословно её повторить (обычно, повторяя, они предлагают новый вариант мелодии). Дети очень любят импровизацию, так как этот вид музыкальной деятельности позволяет им реализовать личностную доминанту – стремление к самовыражению.
В драматургии занятия вокальная импровизация может занимать любое место, обусловленное дидактическими целями этой работы. Если в импровизации готовится освоение новых понятий, то тогда импровизация может быть в самом начале занятия. Например: сочинять на специально подобранные тексты польку и вальс, а затем объяснять размер 2/4 и 3/4. В процессе вокальной импровизации можно моделировать определённые особенности музыкального языка (лад, характерные интонации, жанр, определённый ритм). Такая импровизация легко вписывается в середину занятия. Это ещё один метод освоения музыкального языка. Тогда, когда вокальная импровизация выполняет функцию закрепления в творческой деятельности определённых особенностей музыкального языка, то обычно она проводится в конце занятия, как его кульминация.
Тематически вокальная импровизация должна тесно связываться с другим материалом занятия, помогать решать общие задачи. Вокальной импровизации можно уделить обычно не более пяти минут. Но вокальная импровизация даёт возможность услышать каждого ребёнка в отдельности, что очень важно при преобладании фронтальных форм работы на занятии вокального ансамбля.
Вся работа по вокальной импровизации проводится только без сопровождения, каждый ребёнок поёт в удобной ему тесситуре, в удобной тональности, используя близкий ему круг интонаций.
Педагог должен создать атмосферу доброжелательности, деликатности. Ни в коем случае нельзя ругать или порицать детей в случае неудачи, надо всегда найти в работе ребёнка то, за что его можно похвалить. Необходимо и в группе создать заинтересованную, доброжелательную атмосферу, не допуская смеха, объясняя, как сложно каждому поющему ребёнку, ведь он сочиняет музыку, как композитор! Начинать надо всегда с сильных детей, они “проложат путь”, и за ними, а не за педагогом пойдут остальные. Это очень важно! Педагог может только изредка показывать что-либо детям в процессе импровизации, причём только тогда, когда задача очень трудна (импровизация в определённом стиле), или тогда, когда надо ввести определённые интонационные параметры, а у детей не получается.
Вокальной импровизацией дети должны заниматься с первого года обучения в вокальном ансамбле. Часто в течение одного полугодия сочетаются различные её виды. Вокальная импровизация позволяет “раскрыть” даже самых слабых учащихся, очень часто “гудошники” начинают петь именно в процессе этой работы. В каждой импровизации должны принять участие все или почти все учащиеся вокального ансамбля.
Виды вокальной импровизации
1. Импровизация – диалогическая состоит из двух строчек: вопрос – ответ.
2. Импровизации на стихотворения диалогической структуры, где вопросы задаёт педагог, а потом все дети по цепочке поют друг другу вопросы и ответы.
3. Импровизация на эмоционально-образную ситуацию.
Этот вид вокальной импровизации хорош для маленьких детей. Можно сочинить целый “музыкальный спектакль”, в котором дети все по очереди поют колыбельные песни игрушкам, или разыграть сценку “Мы гуляем в поле и в лесу”, где дети поют радостную мелодию, кружась на солнечном лугу, и тревожную, печальную, жалобную, когда они заблудились в лесу. Таких игровых ситуаций можно придумать много, и дети охотно принимают участие в этой игре.
4. Импровизация на жанр.
Этот вид импровизации возможен с текстом (тогда текст, конечно, облегчает задачу своим ритмом и размером), а также без текста вокализом.
Очень легко вокализом исполняются мелодии марша, танца, польки, сложнее дело обстоит с вальсом – там надо обязательно связать мысленно мелодию с трёхдольным метром, что далеко не у всех получается. Чтобы облегчить детям выполнение этого задания, педагог должен перед началом пения дать метрическую настройку (вся группа отхлопывает метрическую пульсацию в размере 3/4, подчёркивая сильную долю и проговаривая: “ма-моч-ка”).
5. Импровизация на определённое настроение.
Дать задание спеть весёлую мелодию, спеть грустную мелодию, спеть задумчивую песенку. Этот вид импровизаций очень хорошо сочетать с импровизацией на текст соответствующего содержания.
6. Импровизация на стихотворный текст с целью создания яркого эмоционального музыкального образа – распространённый и очень полезный для музыкального развития ребёнка вид импровизации.
7. Импровизация в заданном ладу: cпеть мелодию в мажоре или миноре.
Игра-переодевание: педагог поёт мелодию в мажоре – детям надо спеть её вариант в миноре. Подобная игра возможна только в очень сильных группах.
Сочинение мелодии на предложенный стихотворный текст в определённом ладу.
8. Импровизация в заданном размере как вокализом, так и на выбранный текст.
Можно предложить детям путём ритмизации выбрать тексты любимых стихотворений для сочинения песенки в двухдольном или трёхдольном размере (задание только одно).
9. Импровизация мелодии на заданный ритм.
Этот вид импровизации хорошо использовать для закрепления определённых ритмических мотивов, например: пунктирного ритма, ритма вальса, ритма мазурки, ноты с точкой и так далее.
10. Очень интересна работа по импровизации на определённую интонацию.
Вначале дети должны хорошо освоить интонации (полутон, чистая кварта, интонация квинты – V-I, интонация трезвучия и так далее). Затем им предлагается спеть мелодию, которая начинается с предложенной интонации. Постепенно, по мере овладения интонацией, дети сочиняют мелодии (вокализом), в которых предложенная интонация может находиться и в начале, и в середине, и в конце мелодии. Мелодия при этом должна быть ладово осмысленна и иметь ясную структуру.
Очень интересно проходит игра, когда группа делится на тех, кто сочиняет, и тех, кто проверяет, выполнены ли условия импровизации (есть ли заданная интонация в спетой мелодии).
11. Очень важна роль вокальной импровизации в процессе формирования ладового чувства, ощущения устойчивости и неустойчивости (завершённости и незавершённости мелодии), внутриладовых тяготений, ощущения тоники.
Здесь полезны диалоги педагога и учащихся вопросно-ответной структуры, исполняемые вокализом.
Фразу, оканчивающуюся на V ступени или на II-VII ступенях, надо повторить, закончив её тоникой. Постепенно усложняется интонационный строй фраз, объём вопроса доводится до предложения – дети соответственно изменяют свои ответы. Дети сами задают друг другу вопросы и отвечают на них.
Этот вид импровизации был подготовлен импровизацией на тексты диалогической структуры. Теперь можно вернуться и к текстам диалогической структуры, осознанно сочиняя вопросительную и утвердительную интонации, заканчивая на тонике.
12. Импровизация в определённой форме – итог всей работы первых трёх лет обучения в области вокальной импровизации.
Этим видом импровизации следует заниматься тогда, когда дети на слух легко определяют трёхчастную форму, форму рондо, вариационную форму.
Сочинять легче всего в трёхчастной форме. В процессе работы по определению формы музыкальных произведений дети уже усвоили, что изменение характера музыки связано с изменением выразительных средств музыки, поэтому, давая первые задания, надо обусловить изменение одного из них: жанра, лада, темпа.
Перенося опыт музыкального анализа художественных музыкальных произведений на импровизацию, дети интуитивно меняют темп, лад, динамику, если хотят создать контраст в двухчастной и трёхчастной форме.
По такому же принципу строится работа по импровизации в форме рондо. Рефрен – марш – поручается исполнять одному из самых способных детей, а эпизоды импровизируют два других учащихся, также вначале отталкиваясь от жанра.
Эта работа вызывает очень большой интерес у детей и имеет большой развивающий эффект.
Дети обычно поют вокализы. Можно петь и с текстом, если найти соответственно по форме написанные стихи.
13. Импровизация в определённом стиле.
К концу третьего года обучения, когда дети уже достаточно усвоили интонационные особенности русской музыки, вводится новый вид импровизаций – импровизации в стиле русской народной песни. Песни сочинял и сочиняет народ, а мы – часть его. Здесь полезно начать педагогу, спеть фразу, требующую продолжения, и предложить кому-то из активных и способных детей продолжить её, затем обратиться к другому, третьему и т.д.
В этом виде импровизации надо работать дифференцированно: кто-то может только продолжить начатое педагогом, ответить, а кто-то стремится спеть сам. Этот вид импровизации также исполняется вокализом. В дальнейшем можно импровизировать мелодии в стиле определённого композитора, в определённом художественном стиле.
Таким образом, в работе над развитием творческих навыков детей младшего школьного возраста педагог должен быть в состоянии:
- создать на занятии непринужденную атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя легко и непосредственно;
- подхватить непосредственность детской реакции и ненавязчиво помочь развить её в конкретном выражении;
- увлечь детей своим творческим отношением;
- уметь объективно оценить вместе с ребятами их творческую реализацию художественного замысла;
- поддержать в детях желание творческого самовыражения.
Итак, импровизация как вид творчества может быть органической частью занятия вокального ансамбля только при таком обучении, которое и во всех других звеньях направлено на раскрытие творческого потенциала ребёнка.
15