Конспект урока по социально – бытовой ориентировке. Тема: «Покупка в магазинах штучных товаров первой необходимости: булок, хлеба, соли, молока и других фасованных товаров».


МКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»
Конспект открытого урока
по социально – бытовой ориентировке.
Тема: «Покупка в магазинах штучных товаров первой необходимости: булок, хлеба, соли, молока и других фасованных товаров».

Учитель: Ю.Н. Корнюхина
Класс: 5б
2014 – 2015 учебный год
Тема: Покупка в магазинах штучных товаров первой необходимости: булок, хлеба, соли, молока и других фасованных товаров.
Цель: Формирование у учащихся умения совершать покупку товаров первой необходимости.
Задачи:
Образовательные:
Закрепить знания и представления о видах магазинов.
Учить учащихся выполнять вычислительные навыки, необходимые для покупки товаров в процессе ролевой игры «Магазин».
Коррекционно-развивающие:
Развивать у учащихся слуховое и зрительное восприятие, память, мышление, речь на основе задания «Наведи порядок в магазине», сюжетно – ролевой игры «Магазин».
Развивать умение планировать свою деятельность перед походом в магазин на основе составления списка товаров.
Воспитательные:
Воспитывать познавательный интерес к изучаемому предмету с помощью игры.
Воспитывать общую культуру поведения, вежливость, умение соблюдать правила поведения в магазине.
Оборудование: товары для сюжетно – ролевой игры «Магазин» и задания «Наведи порядок в магазине», деньги, картинки с изображением кассира и продавца, карточки с названиями магазинов, карточки-записки с названием товара.
Ход урока.
Организационный момент.
- Встали, ребята, подравнялись.
А теперь повернитесь все друг к другу,
И улыбнитесь своему другу.
Дежурный сдаёт рапорт.
- Садитесь.
Задание на внимание
На доске карточки с изображением продуктов (овощей и фруктов) и карточка с изображением продавца.
- Посмотрите внимательно да доску. Что вы видите? (овощи, фрукты, продукты)
- Каким словом можно назвать все картинки? (магазин)
- Какая карточка вам кажется не такой как остальные? (продавец)
- На какие группы можно разделить остальные? (овощи и фрукты)
Учащиеся выполняют задание на доске.
Сообщение темы и цели урока
- Вы наверное поняли о чём сегодня наш урок.
- Ребята, давайте вспомним, какую тему мы изучали на прошлых уроках? (Магазины)
- Сегодня мы продолжим работу по этой теме.
Повторение изученного материала
- Вспомним то, что уже знаем.
- К нам в гости пришёл гость – мальчик Петя. (Учитель показывает картинку)
- Внимательно послушайте стихотворение, про мальчика Петю, а после я вам задам вопросы.
Меня послали в магазин!
Я первый раз пойду один!
Ура! Я очень горд собой!
С продуктами приду домой,
Мне скажет папа: «Молодец!
Ты не солёный огурец!»
На всякий случай папа взял
Листок, и список написал
Вдруг я сумею позабыть,
Чего же нужно мне купить!
Я в магазин спешил, бежал!
Вошёл, и ошалело стал:
Чего в витринах только нет?!
Коробки с тысячей конфет,
И шоколадок длинный ряд,
А дальше йогурты стоят!
Но список!!! В нём ошибка есть!
Хлеб с молоком не вкусно есть!
Её исправить нужно мне!
Я подошёл, как в сладком сне,
Купил конфет и шоколад,
И свой любимый лимонад!
Теперь всё будет хорошо!
Весёлым я домой пошёл…
Отец покупки посмотрел
И, улыбаясь хитро, сел,
Тихонько маму подозвал,
Мои покупки показал.
Они вдвоём меня обняли
И почему-то засмеялись.
- Куда ходил мальчик? (В магазин)
- Что попросили купить родители? (Хлеб и молоко)
- Что сделал папа, чтобы Петя не забыл о покупке? (Написал записку)
- А как поступил Петя? ( Вместо нужных продуктов купил конфеты)
- Правильно поступил Петя? (Нет)
- Ребята, мы должны с вами помнить, что в первую очередь мы должны покупать нужные продукты, без которых мы не можем прожить. Такие продукты называются товары первой необходимости. Как вы думаете, какие это продукты? (Хлеб, молоко, картофель, макароны, чай…) Это те продукты, без которых мы не можем прожить.
- Мы с вами на следующем уроке пойдём на экскурсию в магазин, и чтобы вы смогли правильно сделать покупку, мы сегодня потренируемся и поиграем в игру «Магазин».
- В какой магазин мог зайти Петя? (Продукты или универсам)
- Давайте вспомним виды магазинов. (Специальные и универсальные)
(Дети вспоминают виды магазинов, на доске появляются вывески, чтение вывесок: «хозтовары», «одежда», «игрушки»…)
- Сегодня мы пойдём за покупками в этот магазин.
- Какие ещё виды магазинов есть? (Самообслуживания и с прилавочной системой)
- Посмотрите внимательно, какой это магазин? (С прилавочной системой)
- Вспомним, кто работает в магазинах? ( Картинки: продавец, кассир)
- Кто будет работать в нашем магазине? (Продавец)
- Где работает кассир? (В магазине самообслуживания)
Задание на развитие памяти и внимания «Наведи порядок в магазине».
- Посмотрите внимательно на вывеску нашего магазина (Продукты) А теперь на товары в нашем магазине. Некоторые товары по ошибке привезли сюда. Давайте исправим эту ошибку и отправим лишние товары в специальные магазины. Выберете лишний товар и поставьте его под вывеску того магазина, где он должен быть.
- Молодцы, справились с заданием.
- Для того чтобы идти в магазин нужно знать правила поведения.
- Вспомним вместе правила, я буду начинать, а вы продолжать.
Правила поведения в магазине.
При входе в магазин выходящих людей нужно…(пропустить).
К продавцу обращаемся… (вежливо: «будьте добры», «дайте пожалуйста», «мне…»).
Если продавец занят, нужно ………… (подождать).
Если в магазине народ, то мы должны соблюдать…(очередь)
В магазине нельзя громко…(разговаривать, шуметь).
- Теперь мы готовы идти в магазин, но что нам ещё нужно? (Деньги)
- Где мы храним деньги? (В кошельке)
- У каждого из вас на парте свой кошелёк. Вспомним, какие монеты мы знаем. (1р, 2р,5р,10р)
- Теперь мы готовы идти в магазин.
Учитель и учащиеся видят табличку «ОБЕД».
- Что это? (В магазине обед)
- Пока в магазине обед и мы отдохнём.
Физкультминутка
Потрудились – отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Наклониться, прямо встать,
Руки вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили!
Сюжетно – ролевая игра «Магазин».
- Вспомним ещё раз, кто участники игры «Магазин»? (Продавец и покупатели)
- Кто хочет быть продавцом? (Выбирается желающий, одевает форму)
- Вы не просто пойдёте в магазин и купите что захотите. Как нашему гостю, мальчику Пете, ваши родители написали вам записки и передали мне, в которых написано, что вы должны купить.
Учитель раздаёт записки. Учащиеся читают.
- Идём в магазин. Помним о правилах поведения. (Учащиеся встают в очередь)
Если необходимо, учитель оказывает помощь при подсчёте денег и покупке товара.
Подведение итогов урока.
- Что сегодня на уроке мы делали? (Играли, покупали продукты)
- Вспомните начало урока, и скажите, за какими продуктами вы ходили в магазин. (Товарами первой необходимости)
Словесная оценка работы учащихся на уроке. (Все ребята с покупками)
- Чему мы учились на уроке? (Покупать продукты)
- Мы сегодня учились покупать нужные продукты, товары первой необходимости, чтобы в жизни не совершить ошибки, как наш герой Петя. В первую очередь мы должны покупать те товары, без которых не можем прожить, а лишь потом, если остаются деньги, можем побаловать себя сладостями, но мы должны помнить, что всё должно быть в меру.
-Что мы должны сделать перед походом в магазин, чтобы совершить нужную покупку? (Написать записку со списком товаров)
- Ребята, все полученные знания и умения, вы сможете применить уже на следующем уроке, поскольку мы с вами пойдем на экскурсию в магазин и по-настоящему купим нужный товар.
- Сегодня ваши родители будут рады вашим покупкам.
- Вам понравился урок?