Определение готовности детей к обучению в школе


Исакова Н.Т.
Педагог-психолог
Телигинской СОШ
Определение готовности детей к обучению в школе.
Каждый ребенок рождается с теми или иными способностями. Чтобы развивать способности ребенка учебные и другие, их важно заметить, надо хорошо знать ребенка, что представляет собой ребенок, который поступает в школу из детского сада. Какого его физическое и умственное психологическое состояние. О физическом состоянии нам расскажет его медицинская карта, а умственном и психологическом состоянии могут определить только учитель и психолог при помощи тестирования. Поэтому очень важно совместная работа детского сада и школы.
Своевременное проведение методик для развития ребенка в последний год до поступления в школу, проведенное специалистом психологом. Можно увидеть по результатом диагностики круг проблем подготовки ребенка к школьному обучению, а главное- дать практические указания и рекомендации, что поможеть скорректировать дальнейшее развитие будущего первоклассника в нужном направлении.
Тестирование проводится только с согласия родителей, для того чтобы помочь им в преодолении трудностей, которые могут возникнуть в процессе обучения ребенка в школе.
Диагностика будущих первоклассников проводится индивидуально в кабинете, не более 15-20 минут. Каждую методику выбирает учитель и психолог, которые помогут изучить особенности памяти, внимания, мышления ребенка.
В настоящее время существуют разнообразные тесты, с помощью которых оцениваются наличие определенных характеристик, свидетельствующих об умственных и физических возможностях детей обучаться в школе. Очень важно чтобы ребенок посещал детский сад.
Для исследования готовности ребенка к школьному обучению используют тест Керна - Йирасека. Он содержит 3 задания. Приложение 11. Рисование фигуры человека. 2. Графическое копирование фразы из письменных букв. 3. Срисовывание точек в определенном пространственном положении. Этот тест помогает выявить уровень психического развития ребенка, развитие его глазомера, способности к подражанию, степень сформированности тонких двигательных координаций.
Все три задания методики направлены на определение развития тонкой моторики руки, координации движений и зрения. Все это необходимо для того, чтобы ребенок в школе научился писать. Кроме того, с помощью этого теста в общих чертах можно определить интеллектуальное развитие ребенка, умение подражать образцу и способность к сосредоточенности, концентрации внимания. Мы проводим диагностику в апреле-мае, что позволяет окончательно сформировать о готовности ребенка к обучению в школе.
Таким образом, весьма несложная для проведения процедура тестирования уровня «школьной зрелости» позволяет педагогу получить достаточно ясное представление о готовности будущего первоклассника к систематическим учебным занятиям.
Ниже к диаграмме представлены результаты работы с дошкольниками подготовительной группой (тест Керна - Йирасека).

А. Копирование фразы "Ей дан чай" приложение 1Ребенку, еще не умеющему писать, предлагают скопировать фразу "Ей дан чай", написанную письменными(!) буквами. Если ваш ребенок уже умеет писать, то следует предложить ему скопировать образец иностранных слов. Инструкция. "Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще не умеешь писать, поэтому попробуй это нарисовать. Хорошенько посмотри, как это написано, и в верхней части листа (показать где) напиши также. 1 балл - срисованную фразу можно прочитать. Буквы не более чем в 2 раза больше образца. Буквы образуют три слова. Строка отклонена от прямой линии не более чем на 30°. 2 балла - предложение можно прочитать. Буквы по величине близки к образцу. Их стройность не обязательна. 3 балла - буквы разделены не менее чем на две группы. Можно прочитать хотя бы 4 буквы. 4 балла - на образцы похожи не менее 2 букв. Вся группа имеет вид письма. 5 балл - каракули.
Б. Срисовывание группы точекРебенку выдают бланк с изображением группы точек. Расстояние между точками по вертикали и горизонтали -1 см, диаметр точек - 2 мм. Инструкция. "Здесь нарисованы точки. Попробуй сам нарисовать такие же вот здесь" 1 балл - точное воспроизведение образца. Нарисованы точки, а не кружки. Какие-либо незначительные отклонения одной или нескольких точек от строки или колонки допускаются. Может быть любое уменьшение фигуры, увеличение же возможно не более чем вдвое. 2 балла - число и расположение точек соответствует заданному образцу. Отклонение не более трех точек от заданного положения можно не учитывать. Допустимо изображение кружков вместо точек. 3 балла - рисунок в целом соответствует образцу, не более чем вдвое превышая его по величине в длину и в ширину. Число точек не обязательно соответствует образцу (однако их не должно быть больше 20 и меньше 7). Отклонение от заданного положения не учитывается. 4 балла - контур рисунка не соответствует образцу, хотя и состоит из отдельных точек. Размеры образца и число точек не учитываются совсем. 5 баллов - каракули.
В. Рисунок человека Инструкция: "Здесь (указать где) нарисуй какого-нибудь мужчину (дядю)." Никаких пояснений или указаний при этом не дается. Также запрещается объяснять, помогать, делать замечания по поводу ошибок. На любой вопрос ребенка нужно отвечать: "Рисуй так, как ты умеешь". Разрешается ребенка подбодрить. На вопрос: "Можно ли рисовать тетю?" - необходимо объяснить, что рисовать надо дядю. Если же ребенок начал рисовать женскую фигуру, можно разрешить ее дорисовать, а затем попросить рядом нарисовать мужчину. При оценке рисунка человека учитывается: - наличие основных частей: головы, глаз, рта, носа, рук, ног; - наличие второстепенных деталей: пальцев, шеи, волос, обуви; - способ изображения рук и ног: одной чертой или двумя, так что видна форма конечностей. 1 балл - есть голова, туловище, конечности, шея. Голова не больше туловища. На голове волосы (шапка), уши, на лице глаза, нос, рот. Руки с пятью пальцами. Есть признак мужской одежды. Рисунок сделан непрерывной линией ("синтетический", когда руки и ноги как бы "вытекают" из туловища. 2 балла - по сравнению с описанным выше могут отсутствовать шея, волосы, один палец руки, но не должна отсутствовать какая-либо часть лица. Рисунок выполнен не "синтетическим способом". Нарисована отдельно голова и туловище. К ним "прилеплены" руки и ноги. 3 балла - есть голова, туловище, конечности. Руки, ноги должны быть нарисованы двумя линиями. Отсутствуют шея, волосы, одежда, пальцы на руках, ступни на ногах. 4 балла - примитивный рисунок головы с конечностями, изображен на одной линии. По принципу "палка, палка, огуречик - вот и вышел человечек". 5 баллов - отсутствие ясного изображения туловища, конечностей, головы и ног. Каракули.
После оценки каждого задания все баллы суммируются. Если ребенок набрал в сумме по всем трем заданиям:
3-6 баллов: у него высокий уровень готовности к школе.
7-12 баллов: средний уровень
13-15 баллов: низкий уровень готовности, ребенок нуждается в дополнительном обследовании интеллекта и психического развития.