Презентация Диагностические методики как эффективное средство формирования готовности обучающихся к профессиональному самоопределению


Диагностические методикикак эффективное средство формирования готовности обучающихся к профессиональному самоопределению ДДТ «Левша» Ерхан М.С., педагог-психолог Профессиональное самоопределение - это процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой среде и способ ее самореализации; длительный процесс согласования внутриличностных и социально-профессиональных потребностей, который происходит на протяжении всего жизненного и трудового пути. Company Logo www.themegallery.com Company Logo www.themegallery.com Понятие «готовность к трудовой деятельности и профессиональному самоопределению» очень тесно связано с возрастными и психофизиологическими особенностями учащихся, их индивидуальными качествами. Для того, чтобы учащиеся получили представление о самом себе, своих умениях, интересах, притязаниях и возможностях, ограничениях  и их причинах, могут быть использованы все методы психологического обследования учащихся. Основными диагностическими инструментами являются тесты и анкеты. Основные понятия Изучение психологического облика личности, - писал С. Л. Рубинштейн, - включает три основных вопроса: 1. что представляет собой тот или иной человек: чего он хочет, что для него привлекательно, к чему он стремится. Это вопрос об его направленности, об его установках и тенденциях, потребностях, интересах и идеалах. 2. что может человек: о его способностях, о дарованиях, о его одаренности. Однако способности - это сперва только возможности; 3. о характере человека, для того чтобы знать, как реализует и использует свои способности человек, что он есть, что закрепилось в качестве стержневых особенностей его личности. Company Logo www.themegallery.com Профориентационная работа делится на следующие этапы: 1 этап – дошкольное обучение - знакомство с различными видами человеческой деятельности. Ранняя профориентация позволяет повысить интерес у ребёнка к своим психологическим качествам и их развитию, формирует положительное отношение к профессиональному миру — людям труда, их занятиям и первоначальные трудовые умения в доступных ему видах деятельности.Основные методы диагностики: беседа, наблюдение, дидактическая игра, тесты.Например: Диагностика представлений детей о труде взрослых (Какие вы знаете профессии? Какими орудиями труда пользуется человек данной профессии? Что делает этот человек?)Дидактические игры: «Что лишнее» (внимательно посмотреть на карточки и определить, что на этих карточках лишнее, объяснить почему). "Собери картинку» (соотнеси профессию с орудием труда и т.п.) анкетирование родителей и педагогов с целью получения первичной информации о характере и направленности интересов, склонностей и способностей детей (Методика определения задатков, склонностей и интересов А.И. Савенкова.)Методика “Интеллектуальный портрет” А.И.Савенкова - позволяет выявить детей с врожденными задатками и способностямиТест - анкета предрасположенности ребенка к различным видам деятельности (Ада Хаан, Г.Каф) - помогает определить, к каким видам деятельности склонен ребенок в большей степени. Company Logo www.themegallery.com Company Logo www.themegallery.com 2 этап – начальное обучение (1-4 классы) - формирование у учащихся любви и добросовестного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, развитие интереса к профессии родителей и ближайшего производственного окружения, нравственных установок выбора профессии, интереса к наиболее распространенным профессиям, основанного на практической вовлеченности учащихся в различные виды познавательной, игровой, общественно полезной, трудовой деятельности.Основные методы диагностики:Карта интересов - определения задатков, склонностей и интересов детей.Анкета «Мой труд дома»Рисунок «Мои родители на работе»Методика «Моё любимое дело»Анкета «Мои желания» Company Logo www.themegallery.com Игровая методика «По морю любимых занятий» Методика выбора школьных предметов «Почему я тебя выбрал» Анкета «Что я умею делать сам»Диагностика сформированности трудовых навыков 3 этап – первая ступень основного обучения (5 -7 классы) - развитие интересов и способностей, связанных с выбором профессии, проявление и развитие познавательных интересов и профессиональных намерений, способствующих эффективному включению в деятельность, согласованную с профилем продолжения образования в старших классах и будущей сферой труда.Основные методы диагностики:Карта интересов - определения задатков, склонностей и интересов детей.Групповой интеллектуальный тест Автор: Дж.Ванн Тест «Способности школьника» (В.И. Петрушин) Company Logo www.themegallery.com Опросник для определения творческих наклонностей у школьников.Тест «Мои ценности труда»Творческая работа «Реклама профессии» Методика «Что я учитываю, выбирая профессию» Диагностика сформированности трудовых навыковДиагностика мотивации к учебной деятельности и социальной сфере, мотивов саморазвития.Определение типа мышления (Г.В. Резапкина). 4 этап – вторая ступень основного обучения (8-9 классы) - формирование профессиональной мотивации, готовности к самоанализу основных способностей и склонностей, потребности самодиагностике и диагностике профессиональных склонностей, обучение соответствующим приёмам. Основные методы диагностики: Company Logo www.themegallery.com Школьный тест умственного развития (ШТУР).Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра – выявление способностей в различных областях наук и некоторых профессиональных способностей.« Карта интересов»Методика «Профессиональный тип личности»( Д. Голланд)Коммуникативно-организаторские способности Опросник для выявления готовности к выбору профессии(по В.Б. Успенскому)Методика «Оценка профессиональных склонностей школьников»(Йовайши) Company Logo www.themegallery.com 5 этап – старшие классы (10 – 11 кл.) – формирование ценностно-смысловой стороны самоопределения, определение профессиональных планов и намерений учащихся, развитие способностей через углубленное изучение отдельных предметов; обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессионально важных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности, осуществление поиска и анализа информации о рынке труда, путях профессионального образования и трудоустройства. Основные методы диагностики:Дифференцировано-диагностический профориентационный опросник. Е.А. Климов (ДДО) – определение профессиональных предпочтений по сферам. Опросник «Я предпочту» Е.А.Климов. Опросник «Классификация типов личности». Автор: Дж.Холланд.Анкетирование учащихся и их родителей по теме «Мое профессиональное будущее» / «Профессиональное будущее моего ребенка».личностный опросник Айзенка. Company Logo www.themegallery.com Выводы Психолог не просто диагностирует, а вырабатывает индивидуальную образовательную траекторию учащегося, проводит диагностико-коррекционную работу, главной целью которой является подготовка учащегося к своему профессиональному будущему путем направленного формирования необходимых качеств, свойств личности. Результаты диагностической деятельности, являются важным показателем и для педагога, который с учетом полученных результатов организует образовательную деятельность.