Доклад по теме «Система выявления, поддержки и развития одаренных обучающихся в школе»


Тема доклада: «Система выявления, поддержки и развития одаренных обучающихся в школе»

Существует большое количество классификаций и диагностик, направленных на выявление одаренности. Интерпретация результатов тестирования может содержать ряд ошибок в силу различных причин. Ошибки в прогнозах объясняются сложностью и многоаспектностью самого феномена одаренности.
Практическая направленность педсовета реализуется через мастер – класс, который мы предлагаем с апробацией использования методик выявления одаренности человека. Ваша задача точно выполнить предложенные задания. Определить вид одаренности, который определяет данная методика.
Коллеги! Сейчас мы попробуем выполнить необычные задания. Для того, чтобы понять, насколько бегло и оригинально вы мыслите, насколько вы находчивы и изобретательны, вам необходимо будет привлечь все свое воображение и умение думать. Я надеюсь, что вы дадите простор своему воображению и вам это понравится.
Раздать листы. Подписать № группы.
Инструкция:
«Вам будет назван обыкновенный, обыденный предмет. Придумайте для этого предмета как можно больше различных и необычных способов использования, выскажите как можно больше идей — как практически он мог бы использоваться. Ваши предложения должны быть реальными и выполнимыми.
Запишите свои мысли коротко, но понятно. Разъясните, если это необходимо, одной или двумя фразами, как данный предмет может быть изменен, как из него сделать другой предмет или устройство.
Например, КИРПИЧ может быть использован:
1.как стол — много кирпичей, сложенных один на другой.
2. как карандаш — писать кусочком на мостовой.
Если вы напишете просто слова «стол» или «карандаш». Ваши идеи будут непонятны для других людей. Опишите поэтому свои идеи как можно конкретнее, не давайте общих ответов. Каждую новую мысль записывайте на новой строке. Для каждого задания у вас 3 минуты времени. Итак, первое слово: «Газета» - 3 мин, по истечении времени, отведенного на выполнение первого задания, дается команда прекратить его выполнение и объявляется второе ключевое слово: «Деревянная линейка» - 3 мин.
Листки с ответами должны быть собраны максимально быстро - экспертами.
Молодцы, справились с первой методикой.
Мне кажется, что вы получите большое удовольствие от предстоящей работы. Эти задания помогут нам узнать, насколько хорошо вы умеете выделять лишнее.
Инструкция.
В этом разделе вам предлагаются ряды, содержащие по 5 слов, из всех пяти слов четыре могут быть объединены в одну группу по общему смыслу, подходящему для всех этих четырех слов. Пятое, лишнее по смыслу слово и должно быть вашим ответом на задание, которое иначе может быть названо так: «Найдите лишнее слово, не подходящее по смыслу к четырем другим из пяти названных». Это лишнее слово обозначено соответствующей буквой, которую необходимо проставить рядом с номером задания.
Образец 1.
1. а) стол; 6) стул; в) голубь; г) диван; д) шкаф.
Ответ 1в, т. к. «голубь» не относится к предметам мебели, а смысл объединения слов именно таков. Слово «голубь» является лишним по смыслу в ряду названных слов.
Образец 2.
2. а) идти; б) мчаться; в) ползти; г) бежать; д) лежать. Ответ 2д, т. к. «лежать» не относится к обозначению способов передвижения. Слово «лежать» является лишним по смыслу в ряду названных слов.
Для этого задания у вас 3 минуты времени.
1. а) писать; б) рубить; в) шить; г) читать; д) кровать.
2. а) узкий; б) угловатый; в) короткий; г) высокий; д) широкий.
3. а) велосипед; б) мотоцикл; в) поезд; т) трамвай; д) автобус.
4. а) запад; б) курс; в) направление; г) путешествие; д) север.
5. а) видеть; б) говорить; в) осязать; г) нюхать; д) слышать.
6. а) прилечь; б) приподняться; в) присесть; г) прислониться; д) привстать.
7. а) круг; б) эллипс; в) стрела; г) дуга; д) кривая.
8. а) добрый; б) верный; в) отзывчивый; г) трусливый; д) честный.
9. а) разделять; б) освобождать; в) связывать; г) резать; д) отличать.
10. а) граница; б) мост; в) общество; г) расстояние; д) супружество.
11. а) занавес; б) щит; в) невод; г) фильтр; д) стена.
12. а) матрос; б) плотник; в) шофер; г) велосипедист; д) парикмахер.
13. а) кларнет; 6) контрабас; в) гитара; г) скрипка; д) арфа.
14. а) отражение; 6) эхо; в) деятельность; г) отзвук; д) подражание.
15. а) ученье; б) планирование; в) тренировка; г) отчет; д) рекламирование.
16. а) зависть; б) скупость; в) обжорство; г) скаредность; д) жадность.
17. а) разум; б) вывод; в) решение; г) начинание; д) договор.
18. а) тонкий; 6) худой; в) узкий; г) дородный; д) короткий.
19. а) горлышко; б) пробка; в) ножка; г) спинка; д) ручка.
20. а) туманный; б) морозный; в) ветреный; г) хмурый; д) дождливый.
Ключ 2:. 1д, 2б, 3а, 4г, 5б, 6г, 7в, 8г, 9д, 10г, 11д, 12г, 13а, 14в, 15д, 16в, 17а, 18г, 19б, 20г.
«ИС» (исключение слова): чувство языка, индуктивное речевое мышление, точное выражение словесных значений, способность чувствовать, прибавляется повышенная реактивность, которая у взрослых скорее относится к вербальному плану.
Отлично, вы справились со второй методикой.
Теперь перейдем к третьей.
Сейчас вы попробуете выполнить задание, которое даст понять какая у вас память, вам необходимо будет привлечь и зрительную память.
Инструкция.
Для выполнения заданий этого раздела вам потребуется сначала выучить группу слов. Затем вы получите задания, с помощью которых выяснится, насколько хорошо вы эти слова запомнили.
После того как будет разрешено перевернуть эту страницу, постарайтесь как можно лучше запомнить ряды слов, помещенные в таблицу.
В каждом задании вам будет указана первая буква одного из выученных слов. Вы должны вспомнить, что означало слово, начинающееся с этой буквы: цветок, инструмент, птицу, произведение искусства или животное. Помните, что все заученные слова начинаются с разных букв, т. е. ни одна начальная буква не повторяется.
Образец 1.
Первая буква — «ф». Из группы слов, означающих: 1) цветок, 2) инструмент, 3) птицу, 4) произведение искусства, 5) животное, на букву «ф» начинается лишь фиалка, то есть цветок. Следовательно, в листе ответов укажите цифру 1.
Правильная запись ответа: 1.1.
Образец 2.
Первая буква слова — «з». Из группы слов, означающих: 1) цветок, 2) инструмент, 3) птицу, 4) произведение искусства, 5) животное, на букву «з» начинается слово «заяц», то есть животное. Следовательно, в листе ответов будет: 2.5.
Правильная запись ответа: 2.5.
Раздать листочки
Для запоминания приведенных ниже слов вам дается 3 минуты:
Цветы: фиалка тюльпан гвоздика лилия василек
Инструменты: молоток иголка щипцы нож шило
Птицы: журавль чибис утка аист павлин
Произведения
искусства:  
опера  
стихи  
басня  
роман  
картина
Животные: заяц ёж дельфин хорек ягуар
6 мин

задания Первая
буква
слова 1
Цветы 2
Инструменты 3
Птицы 4
Произведения
искусства 5
Животные
1 б           
2. ё            
3. ч            
4. щ           
5. я            
6. ф           
7. х          
8. у           
9. м           
10. п          
11. д          
12. а           
13. с           
14. н          
15. ш           
16. к           
17. т           
18. о           
19. ж           
20. г           
Ключ 3: . 1-4, 2-5, 3-3, 4-2, 55, 6-1, 7-5, 8-3, 9-2, 10-3, 11-5, 12-3, 13-4, 14-2, 15-2, 16-4, 17-1, 18-4, 19-3, 20-1.
«ПО» (пространственное обобщение): умение не только оперировать пространственными образами, но и обобщать их отношения. Развитое аналитико-синтетическое мышление, конструктивности теоретических и практических способностей.
Молодцы! Переходим к завершающей методике.
Инструкция: 
"По сигналу экспериментатора Вы должны начать проставлять точки в каждом квадрате бланка. В течение 5 секунд необходимо поставить как можно больше точек. Переход с одного квадрата на другой осуществляется по команде экспериментатора, не прерывая работу и только по направлению часовой стрелки. Все время работайте в максимальном для себя темпе. Возьмите в правую (или левую руку) карандаш и поставьте его перед первым квадратом стандартного бланка".  Экспериментатор подает сигнал: "Начали", а затем через каждые 5 секунд дает команду: "Перейти на другой квадрат". По истечении 5 секунд работы в 5-м квадрате экспериментатор подает команду: "Стоп".
Раздать листы. Подписать: № группы, Ф.И.О.
Обработка результатов включает следующие процедуры:
подсчитать количество точек в каждом квадрате;
построить график работоспособности, для чего отложить на оси абсцисс(х) 5-секундные промежутки времени, а на оси ординат(у) - количество точек в каждом квадрате.
Анализ 3
Сила нервных процессов является показателем работоспособности нервных клеток и нервной системы в целом. Сильная нервная система выдерживает большую по величине и длительности нагрузку, чем слабая. Методика основана на определении динамики максимального темпа движения рук. Опыт проводится последовательно — сначала правой, а затем левой рукой. Полученные в результате варианты динамики максимального темпа могут быть условно разделены на пять типов:
выпуклый тип — темп нарастает до максимального в первые 10-15 секунд работы; далее к 25-30 секундам он может снизиться ниже исходного уровня, то есть того уровня, который наблюдался в первые 5 секунд работы; этот тип кривой свидетельствует о наличии у испытуемого сильной нервной системы;
ровный тип — максимальный темп удерживается примерно на одном уровне в течение всего времени работы; этот тип кривой характеризует нервную систему испытуемого как нервную систему средней силы;
нисходящий тип – взятый испытуемым максимальный темп снижается уже со второго 5-секундного отрезка и остается на сниженном уровне в течение всей работы; этот тип кривой свидетельствует о слабости нервной системы испытуемого;
промежуточный тип — темп работы снижается после первых 10-15 секунд; этот тип расценивается как промежуточный между средней и слабой силой нервной системы — средне-слабая нервная система;
вогнутый тип — первоначальное снижение максимального темпа сменяется затем кратковременным возрастанием темпа до исходного уровня; вследствие способности к кратковременной мобилизации такие испытуемые также относятся к группе лиц со средне-слабой нервной системой.
Теппинг-тест используется обычно в комплексе с другими, измеряющими разноуровневые характеристики личности. Особенно полезен такой тест при определении профориентации и проведения психологического консультирования по коррекции и/или усовершенствованию персонального стиля деятельности. Тестирование проводится индивидуально и обычно занимает около 2 минут.
Типы динамики максимального темпа движений.

1. Делать выкройку: категория 03 (как режущуюся и складывающуюсябумагу); подкатегория 2 (вырезать куски, соединять вместе); конкретизация 01.
Код 03.2.01. Оригинальность 2.
2. Шляпа от солнца: категория 03 (см. выше); подкатегория 1 (изготовлениепредметов с помощью разрезания, складывания, склеивания); конкретизация 02.
Код 03.1.02. Оригинальность 1.
5. Стелька в обувь: категория 04 — как развернутую бумагу, которая имеет
большую поверхность); подкатегория 4 (материал для покрытия,выстилания);
конкретизация 03. Код 04.4.03. Оригинальность 4.
Выписываем коды ответов и их оригинальность:
1) 01.7.01. - 1
2) 02.4.02. - 5
3) 02.8.05. - 1
4) 05.1.04. - 1
5) 08.3.02. - 4
6) 10.1.03. - 2
7) 07.1.03. - 5
8) 02.6.02. - 1
9) 12.1.04. – 4
Показатели творческого мышления субтесту: беглость = 9
(количество засчитанных ответов); гибкость = 9 (количество разных ответов:ответы из одинаковых категорий, подкатегорий и конкретизации
вычеркиваются); оригинальность = 24 (сумма баллов за оригинальность по всем
ответам).
Таким образом, общие тестовые оценки вербального творческого мышления
испытуемого, приведенного в качестве примера, составляют: беглость = 17;
гибкость = 15; оригинальность = 43.
Анализ
Интерпретация.
В ходе обработки полученных по тесту данных рассчитываются значения
следующих показателей творческого мышления:
1. Беглость.
2. Гибкость.
3. Оригинальность.
1. Беглость.
Отражает способность к порождению большого числа словесно
сформулированных идей.
2. Гибкость.
Оценивает способность выдвигать разнообразные идеи, переходить отодного аспекта проблемы к другому, использовать разнообразные стратегии
решения.
3. Оригинальность.
Характеризует способность выдвигать идеи, отличающиеся от очевидных,
общеизвестных, банальных или твердо установленных.