ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

В современной школе все больше возрастает интерес к решению проблемы выявления и обучения одаренных детей, потому что именно такие дети, способны к самообразованию и саморазвитию. Указом Президента Российской Федерации «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» в целях выявления и поддержки юных талантов, закреплено положение об увеличении числа детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях.
В современном обществе уникальность, неповторимость, самостоятельность личности должны развиваться во всех государственных общественных учреждениях, не проходя мимо ступень школьного образования. Поэтому необходимо развивать одаренность в каждом ученике.
В нашем исследовании рассматривается вопрос о том, что развитие творческой одаренности младших школьников средствами детской литературы во внеурочной деятельности может проходить в условиях организации взаимодействия между внеурочной и урочной организации деятельности младших школьников. Изучая детскую литературу и работая над смысловым чтением во внеурочной деятельности, у всех детей есть возможность повысить уровень своих знаний, развивать орфографическую зоркость, творческие способности. Правильная организация внеурочной деятельности так же даёт возможность детям с ярко выраженной творческой одаренностью развивать её не в специальном обществе, а среди других детей.
Для успешного решения задачи развития творческой одаренности младших школьников во внеурочной деятельности необходимо научно-теоретическое обоснование методов и содержания этой работы. В зарубежной и отечественной науке накоплен ряд теоретических исследований проблемы одаренности (Ф. Гальтон, П. Торренс, Дж. Рензулли, Дж. Гилфорд, В. Штерн, Б.М. Теплов, Н.С. Лейтес, П.М. Матюшкин, Д.Б. Богоявленская, А.В. Брушлинский, В.Д. Шадриков, О.М. Дьяченко и др.). В трудах этих ученых выявлена многомерность и сложность явления одаренности. Наиболее полно это понятие раскрывает трехмерная модель Дж. Рензулли, в соответствии с которой одаренность - сочетание трех характеристик: интеллектуальных способностей, креативности и настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу). В современном понимании одаренность рассматривается не как статическая, а как динамическая характеристика (Ю.Д. Бабаева, А.И. Савенков и др.). В «Рабочей концепции одаренности»: Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Следовательно, «одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности» [1, с.389].
Большое значение для исследования имели работы Л.С. Выготского, Я.А. Пономарева и др., раскрывающие движущие силы, условия и механизмы творчества.
Педагогические исследования Ю.К. Бабанского, И.Л. Лернера, П.И. Пидкасистого, М.Н. Скаткина, С.Д. Смирнова, Т.С. Комаровой, Н.М. Сокольниковой и др. стали основой методики развития творческой одаренности младших школьников в условиях общеобразовательной школы и источником знаний, необходимых для организации учебно-воспитательного процесса.
Философскому осмыслению проблемы способствовало ознакомление с работами Платона, Гегеля, Юнга, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, К. Гельвеция, раскрывающими механизмы креативности, и изучение трудов М.А. Бердяева, М.М. Бахтина, B.C. Соловьева, И. Канта, Ф. Шеллинга и др., рассматривающих творчество в культурно-историческом плане.
Несмотря на проведенные исследования в области развития детской одаренности, проблема развития творческой одаренности младших школьников в общеобразовательной школе во внеурочной деятельности рассматривалась недостаточно, особенно в свете принятых ФГОС. В условиях преобразования нашего общества все большее внимание уделяется проблеме развития и создания условий для одаренных людей. Таким образом, появилась потребность в создании необходимых условий для развития творческой одаренности младших школьников не только в урочной, но и во внеурочной деятельности. Эта потребность не может быть реализована без устранения противоречия, заключающегося в отсутствии научно-теоретического обоснования проблемы и необходимости ее решения на практике. Данное противоречие послужило основанием для выдвижения проблемы исследования.
Проблема исследования: определить педагогические условия развития творческой одаренности младших школьников во внеурочной деятельности средствами детской литературы.
В итоге проведенного исследования нами были выделены следующие условия, способствующие эффективному развитию творческой одаренности во внеурочной деятельности по литературному чтению:
- сохранение у младших школьников устойчивого интереса к чтению и работе с детской литературой;
- создавать психологически комфортную среду для младшего школьника во внеурочной деятельности по литературному чтению. «Одаренность часто приводит к социальной изоляции. Независимый стиль поведения, каким отличаются многие одаренные дети и подростки, вынуждает их много времени проводить в одиночестве – отчасти в силу богатства их внутренней жизни, а отчасти из-за того, что одиночество необходимо для развития их талантов. Но в то же время одаренные дети ищут одобрения со стороны своего круга» [2, с.222];
- осуществлять целенаправленное педагогическое воздействие на систему мотивационно-ценностных ориентаций младших школьников;
- осуществлять последовательное усложнение общеобразовательной программы с целью обеспечения развития творческой одаренности младших школьников;
- привлекать учащихся 1-4 классов во внеурочной деятельности к основам исследовательской работы (соответственно возрасту); если в занятие вводятся творческие, импровизационные, проблемные, проблемно-поисковые и разноуровневые задания;
- вводить в структуру урока игровые элементы и дидактические игры;
- использовать на занятиях разнообразный наглядный материал, технические средства обучения, видео-аудиоматериалы, компьютерные программы;
- осуществлять систематический контроль за творческой деятельностью младших школьников с педагогически целесообразной помощью им;
- воспитывать у ребенка веру в свои творческие способности;
- использовать индивидуальную, групповую, парную и коллективную формы работы с учащимися. Все эти формы должны быть взаимосвязаны между собой. Например, во время проведения групповой или массовой формы работ важным этапом непосредственно является индивидуальная работа с отдельными учениками. С другой стороны, индивидуальная работа с отдельными учащимися есть продолжение или составная часть его работы в коллективе [1, с.432];
- осуществлять систематическое развитие педагогически целесообразных взаимосвязей между чтением детской литературы и созданием собственных произведений.
Все вышеперечисленные условия приводят к выводу, что центральное место среди условий эффективности развития творческой одаренности младших школьников во внеурочной деятельности по литературному чтению занимает создание возможностей для проявления каждым ребенком его творческой одаренности на оптимальном уровне и последовательное изменение содержания, организации деятельности с целью дальнейшего развития творческой одаренности личности.
Список использованной литературы:
1. Губанихина Е.В. Формирование профессионально-ценностных ориентаций педагогов в воспитательном пространстве вуза // Приволжский научный вестник. 2014. №8-2. С.8-10.
2. Ильин Е.П. «Психология творчества, креативности, одаренности».- Питер, 2009. – 448 с.