Психолого-педагогические условия развития одарённости в начальной школе.


С-1. «Не каждый умеет петь,
не каждому дано яблоком
падать к чужим ногам».
С. Есенин
А пожелать здоровья друг другу, может каждый. Давайте поприветствуем друг друга по:
Европейски — пожатие рук;
Японски — поклон друг другу;
Азиатски — объятия, хлопая друг друга по спине.
Хорошее настроение ассоциируется с солнцем. (Деление на группы. Солнышки с буквами: жёлтые, оранжевые, красные).
Группы собирают слово «ОДАРЁННОСТЬ». Работают с этим понятием.
С-2. Вывод: Одарённость — системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одним из наиболее дискуссионных вопросов является вопрос о детской одарённости. Существует две точки зрения:
Все дети одарённые;
Встречаются крайне редко.
Каково ваше мнение по этому вопросу? (Обсуждение)
С-3. В настоящее время одарёнными принято считать:
С интеллектом выше среднего;
С высоким уровнем творческих способностей;
Достигших успехов в некоторых областях деятельности;
Хорошо обучающихся в школе. (Академическая одарённость).
Слыша фразу «одарённые дети», мы пугаемся, а ведь это дети с высокой мотивацией обучения, их примерно 85-90%.
Таким образом, одарённые дети — дети с высокоразвитыми способностями. Способности — это способы выполнения деятельности, реальные способности мозга, т. е. задатки, которые превращаются в способности или не превращаются.
- Как вы считаете, почему одни дети становятся одарёнными, а другие нет? (Ответы коллег.)
В своей работе мы отталкиваемся от того, что любой ребёнок может при нормальных, благоприятных обстоятельствах стать нормально одарённым. Но вся беда в том, что нормальные, благоприятные условия выпадают на долю далеко не каждого.
- С каким настроением ребёнок поступает в школу? (Ответы коллег. (Охотно!)
- Что происходит в процессе начатого обучения? (Ответы коллег. (Появляются обязанности, неусидчивость, невнимательность)
- В последующих классах эта ситуация меняется? (Ответы коллег.)
- Какой выход из положения вы находите? (Ответы коллег.)
Главное с первых минут урока нужно детей заинтересовать, создать атмосферу сотрудничества.
(Фрагмент начала урока.)
- На уроках дети получают знания, а становятся ли они способными? (Ответы коллег.)
- Почему тогда с каждым годом они учатся слабее? (Ответы коллег.(Материал усложняется, больше времени на подготовку домашнего задания и т.д.)
- Каким образом вы решаете проблему «нелюбви к школе»? (Ответы коллег.)
С-4,5. (Слайды работы с детьми, используя инновационные подходы в обучении.)
Такая работа даёт возможность проявить свои способности, пробуждая активность, самостоятельность, творческое мышление. Свои интеллектуальные «продукты» ребята представляют в виде синквейнов, сочинений, презентаций, очерков и т.д., которые могут быть представлены на предметных неделях, выступлениях на «Prodigy». А результаты своей работы грамоты, дипломы, сертификаты помещают в своих портфолио.
С-6, 7. (Фото детей.)
Данная работа является переходным периодом к обновлённой программе.
Одарённость, особенно творческая одарённость — большое счастье и большое испытание и для обладателей этого дара, и для педагогов, и родителей.
Рефлексия «Дерево пожеланий».