Создание условий для развития одаренных детей, а также просто способных детей (из опыта работы)


Путь к олимпу.
В феврале 2010 года Президент РФ утвердил Национальную образовательную инициативу «Наша новая школа», в рамках которой строится разветвленная система поиска, поддержки и сопровождения одаренных детей. Наша гимназия выявляет талантливых детей и создаёт творческую среду для их самореализации, учит находить нестандартные решения, проявлять инициативность, творчески мыслить, быть субъектом обучения. Наш выпускник обладает такими навыками - это подтверждает жизнь. Одаренные дети – будущее России. Они обеспечат модернизацию экономики и инновационное развитие России.
Одаренными и талантливыми детьми можно назвать тех, которые, в силу своих способностей демонстрируют высокие достижения в одной или нескольких сферах.
К группе одаренных детей могут быть отнесены обучающиеся и в нашей гимназии Чернега Никита ( победитель олимпиад, турниров, конкурсов различных уровней от муниципального до международного; «Ученик года Республики Татарстан 2013»); Волостнов Алексей( победитель олимпиад, турниров, конкурсов различных уровней от муниципального до международного, лучший бомбардир на Южном математическом турнире в ВДЦ «Орлёнок») ; Мингалиев Наиль (международный победитель в г. Софии в олимпиаде по информатике, серебряная медаль; победитель и призёр олимпиад по математике и информатики муниципального, республиканского, всероссийского уровней); Гашигуллин Руслан (победитель и призёр республиканских олимпиад по математике, информатике, химии); Лернер Регина (призёр республиканской олимпиады по математике, победитель в Южном математическом турнире в ВДЦ «Орлёнок»), Кузьмин Иван (призёр республиканской олимпиады по математике, победитель в конкурсе чтецов, получил премию от главы администрации Кировского и Московского районов выпускника нашей гимназии Фаттахова Дамира Ильдусовича «Пять граней»), Камаров Мурат (сдал экзамен по математике в 9 классе на высший балл и выиграл американский конкурс «FLEX», после которого целый год учился в Америке ); Галимуллин Ильшат (сдал все экзамены в 9 классе на высший балл и был единственным, кто это сделал в Республике Татарстан в 2012 г.),
Игнатьев Даниил, несмотря на свой возраст, Даниил уже закончил 2 курса с отличием Детского отделения Казанского Приволжского Федерального университета, является студентом Университета Иннополис – первого Российского университета – партнера проекта – Университет Карнеги Меллон (США), имеет первый разряд по шахматам, занял первые места по гимназии во всех интеллектуальных конкурсах, таких как Кенгуру, Русский медвежонок, British Buldog. На экскурсии по Казанской астрономической обсерватории Даниил так поразил своими знаниями научных сотрудников, что они прислали письмо, где присвоили ему звание «Юный астроном».
Эти ученики испытывают радость от умственного труда, имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления.
Можно отметить, что для них характерна высокая скорость развития интеллектуальной сферы, глубина и нетрадиционность мышления.
Создание условий для развития одаренных детей, а также просто способных детей является одним из главных направлений работы нашей гимназии.
Решение проблемы привлечения высокомотивированных учащихся коллектив нашего учреждения видит в организации внеурочной деятельности (Школа «Учёного зайца» (начальная школа), школьная Академия «Шанс» и профильного обучения, так как создание этих условий позволяет на деле, а не на словах решать проблему обучения детей с признаками одаренности. Школа обеспечивает образовательный процесс высокопрофессиональными педагогическими кадрами, новейшими технологиями, включая ИКТ. Создаются условия для реализации принципов активного изучения базовых предметов и предметов дополнительного образования. Через проблемные ситуации, поисковые и исследовательские методы учителя направляют деятельность ученика на приобретение дополнительных знаний, помогают ученикам достичь определенных творческих результатов. Работаем в тесном сотрудничестве с различными центрами по работе с одарёнными учащимися. Эта программа реализуется в тесном сотрудничестве ученика и учителя, понятно, что личность учителя является ведущим фактором любого обучения.
Американский исследователь Блум, изучавший биографии известных людей, подчеркивает: «Каковы бы ни были способности детей в раннем возрасте, без активной поддержки и специальных методов обучения они вряд ли достигли бы тех высот, покорив которые, они и стали знаменитыми».
Педагоги нашей гимназии нестандартно подходят к организации и проведению уроков, находят индивидуальный подход к способностям каждого ребенка. Введение федеральных образовательных стандартов основного общего образования во многом изменит школьную жизнь ребенка. Речь идет о новых формах организации обучения, новых образовательных технологиях, новой открытой информационно- образовательной среде, далеко выходящей за границы школы, новых отношения ученик- учитель-родитель.
Конечно, это очень серьезная и ответственная работа, в ходе которой возникают трудности и проблемы. Но ее конечный результат, я уверена, приносит радость и удовлетворение всем участникам образовательного процесса. А главное - мы вырастим образованного и достойного человека. Методологической основой Стандарта является системно - деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование развивающей образовательной среды образовательного учреждения; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся. Система математического образования в основной школе должна стать более динамичной за счёт вариантивной составляющей на всём протяжении второй ступени общего образования. В программе по математике предусматриваем значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в математическую деятельность, на обеспечение понимания ими математического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков, умений проводить рассуждения, доказательства. Наряду с этим в ней уделяется внимание использованию компьютеров и информационных технологий для усиления визуальной и экспериментальной составляющей обучения математике.
Более 14 лет я работаю по программе «Школа 2000…», автором которой является Л.Г.Петерсон. Всё это время совершенствовала методику проведения уроков математики в технологии деятельностного метода, прошла курсовую подготовку двух уровней: первый – ознакомительные курсы, второй - углублённые курсы по проблеме «Реализация технологии деятельностного метода на уроках разной целевой направленности» при Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования МО РФ в г. Москве.
Новые теоретические знания, практические наработки, оснащение кабинета интерактивной доской и мультимедийным проектором всё это подтолкнуло меня к пересмотру своей профессиональной деятельности. Идея технологии деятельностного метода о включении ученика в активную познавательную деятельность оказалась мне очень близка и понятна. Я стала строить уроки следуя дидактическим принципам развивающего обучения. Если раньше на уроках я давала детям определённые истины, знания, которые они должны были усвоить, запомнить и применять на практике, то теперь этого нет. Ребёнок сам включается в учебно-познавательную деятельность и знания получает уже не в готовом виде.
Деятельностный метод предполагает постановку проблемы в начале урока "Чего я не знаю?", а дети, в процессе диалога, споров, проб и ошибок открывают для себя новое. Работают под девизом "Сам найду", а я только помогаю им подвести итог.
Работая с 1998 года по этой методике, мы поняли, насколько метод деятельностного обучения эффективен, насколько каждый этап урока даёт прекрасные результаты:
-активная позиция учащихся
-хороший уровень знаний
-адекватная самооценка
-развитие логического мышления
-огромная работоспособность
-вариативность мышления.
В этих классах дети не боятся ошибиться, учение приносит им радость.
Они очень активны на уроках, предлагают разные способы решения, фантазируют и творят, то есть вместо объекта обучения они стали активными участниками этого процесса.
Каждый ученик вовлечён в процесс обучения.
Большинство своих уроков я готовлю в виде презентации в программе POWER POINT. Уроки, проводимые в такой форме, всегда вызывают интерес учащихся, что сказывается на качестве усвоения материала в лучшую сторону.
Данные разработки помогают мне и моим коллегам достигать поставленные цели, вследствие чего уроки являются результативными, что подтверждает качество в классах где я преподаю, ученики приобретают прекрасные теоретические и практические умения и навыки.
В классах среднего звена (5-8 классы), занятия со способными детьми, в основном, осуществляются через внеурочную деятельность. Это и кружки по математике (школьного и городского уровней), факультативы, элективные курсы. Небольшие доклады, презентации, разбор самостоятельно приготовленных к занятию занимательных задач - это первые творческие шаги и проявление интереса к математике детей среднего возраста.
Интерес к изучаемым предметам проявляется участием в олимпиадах разного уровня, сборах, летних математических школах, турнирах, фестивалей, математических боёв, конференциях. Так по результатам математических боёв прошлого года команда нашей гимназии стала абсолютным победителем в городе Казани. Участие во всевозможных мероприятий обеспечивает формирование аналитического и критического мышления учащихся, развития познавательных компетенций школьников.
Многие наши выпускники учатся в аспирантуре и магистратуре различных Вузов страны, а также и других стран и везде им понадобились полученные знания по математике, информатике. Постоянная и кропотливая работа не только с учащимися, но и над собой приносит свои плоды. Значит, в нашей гимназии правильно организована работа со способными учащимися и одаренными детьми, и педагогический коллектив успешно работает с творческой молодежью. В результате коллективной работы мы получили Президентский грант и вписали себя в книгу «Одаренные дети - будущее России». Способы работы с одарёнными детьми стала составной частью функционирования нашей гимназии и, в частности, моей преподавательской работы.
Хочется привести выдержки из сочинения ученика гимназии № 122 г.Казани.
В этом году я получил титул «Ученик года 2013» - это большая честь для меня. И очень хочется вспомнить, как всё начиналось. Перед моими родителями не стоял вопрос выбора школы. Это была 122. В ней получила прекрасное образование моя старшая сестра, которая закончила гимназию с золотой медалью, а также стала мастером спорта по спортивной гимнастике, учась в школе. Именно 122 воспитывает разностороннюю личность - так решили мои родители. Мне очень повезло с первой учительницей. Колчина Татьяна Викторовна понимала, что для воспитания маленького ребенка недостаточно просто передать ему какие-то знания, она давала много занимательных, творческих, интересных заданий, для выполнения которых требовалось прочтение специальной энциклопедической литературы. Мы пели, сочиняли, играли. Тогда мне нравились многие предметы: математика, окружающий мир, физкультура. В пятом классе я узнал, что в нашей гимназии есть много кружков. Мне было всё интересно, но я выбрал математику. И не ошибся, уже с первого занятия я понял - это моё!!! Меня стали учить замечательные педагоги, не только хорошо знающие свой предмет, но и проявляющие доброе чуткое, внимательное отношение ко мне, малышу, хотя я был очень подвижным ребёнком всегда. Но мои учителя заметили не только мою активность, но и зародившийся интерес к математике и стали делать всё, чтобы его развить дальше: уже с 5 класса я участвовал и побеждал в математических турнирах: Уральском, Н. Г. Чеботарёва, А. П. Нордена, П.А. Широкова, олимпиаде имени Эйлера, кубке памяти А.Н.Колмогорова. В 2013 году стал победителем турнира по геометрии имени Шарыгина, интернациональной олимпиады в г.София, Всероссийской олимпиады, международной олимпиады в г.Якутске. Гимназия давала возможность набирать мне опыт, когда я участвовал в сборах по подготовке к республиканским и всероссийским олимпиадам, учился в летних математических школах в Кирове, Подмосковье, Туапсе. Занятие математикой развило во мне качество лидера, и я горжусь, что являюсь капитаном команды, которая стала абсолютным победителем в открытом Казанском городском турнире математических боёв 2013. За всеми моими победами стоят большой труд, горы прочитанной специальной литературы, много часов, проведенных за решением задач. Хочется процитировать слова известного канадского хоккеиста Майка Бэбкока: «В жизни нужно стремиться обгонять не других, а самого себя». Поэтому я не собираюсь останавливаться на достигнутом. В декабре месяце я еду на международную олимпиаду в Китай. И я хочу быть победителем!
Много есть на свете интересного,
Хочется всё сразу охватить,
И познать в науках неизвестное,
Чтобы жить, мечтать, творить.
Но мой ум и сердце, и старания
Математике навеки отдано
В этом вижу я своё признание,
Свыше точно - это мне дано.
( Т.П.Шапиро)
Теперь я понимаю, что такое особое отношение к моему развитию и помогло мне стать тем, кем я стал. Я знаю, что все мои победы во Всероссийских и Международных олимпиадах – это колоссальный труд команды учителей, тренера, Министерства образования Республики Татарстан. Я постоянно чувствую их поддержку, поддержку моей семьи. Я ученик 11 класса. Многие мои друзья, одноклассники стоят сейчас перед выбором – кем быть, в какой ВУЗ поступать? У меня такой проблемы нет – я давно решил, что свяжу свою жизнь с математикой. Я математик. Для меня гармония – это язык цифр.
Я благодарен Министерству Образования и Науки Республики Татарстан за предоставленную возможность участвовать в олимпиадах, турнирах, конкурса. Пусть их будет больше в нашей Республике – это желание и просьба ребят всех школ. Турниры, конкурсы, интеллектуальные игры, марафоны, олимпиады развивают ум, мышление, логику, интеллект, способствуют всестороннему развитию личности. Это общение помогает находить друзей, единомышленников. В результате от этого выигрывают все: и мы, и учителя, и родители, а самое главное – наша Республика и страна.
И я счастлив и говорю большое спасибо моим учителям: Светлане Николаевне Садыковой, Луизе Николаевне Петровой, моему тренеру Алексею Сергеевичу Русакову, Ефремову Руслану Сергеевичу, заведующей лабораторией Института развития образования РТ Лазаревой Людмиле Юрьевне и моему директору гимназии Ольге Александровне Тигиной.
Я благодарен за поддержку всех талантливых и одарённых детей нашей Республики министру Образования и Науки Энгель Наваповичу Фаттахову и президенту Рустему Нургалеевичу Минниханову.
Общение с одарёнными детьми требует от учителя гибкости мышления, творчества, профессионализма, позволяет чувствовать себя свободным в рамках школьной программы.
И пусть ту свечу, которую мы зажгли на математическом олимпе в рамках Республиканского математического форума 26 ноября олицетворяет негаснущий свет наших побед в точных науках, которые прославят нашу гимназию, район, город, республику, страну.
Учителями славиться Россия,
Ученики приносят славу ей.