Конспект урока по литературному чтению ( внеклассное) К.И.Чуковский Федорино горе , 3 класс


Дата:29.01.15.
Класс: 3 «А»
Предмет: литературное чтение
Учитель: Жила Ирина Васильевна
Тема: К.И Чуковский «Федорино горе» ( внеклассное чтение)
Цель: познакомить учащихся с рассказом К.И Чуковского «Федорино горе», познакомить с биографией и творчеством К.И Чуковского; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения, привить интерес к чтению.
Планируемые результаты:
Предметные: уметь воспринимать на слух читаемый художественный текст; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста;
Личностные: проявлять положительные качества человека, такие как трудолюбие.
Системно – деятельностные: применять приемы анализа текста, находить средства выразительности; давать оценку действиям героев произведения.
Оборудование: портрет К.И Чуковского, презентация, иллюстрация книг, книга для чтения - христоматия.
Этапы Деятельность учителяДеятельность учащихся
1.Организацион-ный момент -Здравствуйте ребята! Садитесь!
Прозвенел звонок.
Начался урок.
Стали ровно, тихо сели.
На меня все посмотрели. Психологический настрой
2.Проверка домашнего задания
-Наш урок мы начнем с проверки домашнего задания.
-Ребята, а как называется тема, с которой вы познакомились на прошлом уроке?
( «Хитрый способ»).
-Давайте вспомним основные события в данном рассказе.
-Кто является главными героем? (Дениска, папа и мама).
-Что произошло в этой семье?
-Какой способ придумал Дениска?
-А какой способ придумал папа?
- Какое было дано домашнее задание? (написать письмо Денису, или сочинить стихотворение о семье и подготовить пересказ)
Пересказ текста.
Молодцы ребята! Фронтальная работа, ответы на вопросы по содержанию.
Чтение стихотворений, сочинений, пересказ текста.
3.Сообщение темы и цели урока -Ребята сегодня мы с вами познакомимся с одним из замечательных авторов , которого дети прозвали «Чукоша», и его интересным произведением.
-А чтобы нам узнать, что это за автор вам нужно отгадать название сказок и вспомнить, кто же является их автором.
Сапоги скрипят,
Каблуки стучат,-
Будет, будет мошкара
Веселиться до утра:
Нынче ___________
Именинница! (Муха-Цокотуха)
И прибежала зайчиха
И закричала: "Ай, ай!
Мой зайчик попал под трамвай!
Мой зайчик, мой мальчик
Попал под трамвай! (Айболит)
Рыбы по полю гуляют,
Жабы по небу летают,
Мыши кошку изловили,
В мышеловку посадили. (Путаница)
У меня зазвонил телефон.
- Кто говорит?
- Слон. (Телефон)
Моем, моем трубочиста
Чисто, чисто, чисто!
Будет, будет трубочист
Чист, чист, чист. (Мойдодыр)
-Молодцы ребята мы вспомнили все сказки, а кто же их написал?
-Правильно ребята автор этих произведений Корней Иванович Чуковский. И его произведением «Федорино горе». Сформулировать тему урока, назвать автора произведения после отгадывания загадок.
4.Подготовка к восприятию произведения -А сейчас мы познакомимся с биографией и творчеством Чуковского.
-Корней Иванович Чуковский родился 19 марта 1882 года. Поэт и сказочник Корней Иванович Чуковский. Это его имя - не настоящее, он выбрал его себе как поэт. А на самом деле его звали Николай Васильевич Корнейчуков. Сам Корней Иванович был счастливым человеком! Ведь он любил детей, и дети любили его. Когда Чуковский состарился, дети стали называть его дедушка Корней! И он радовался этому и шутил: «Деду скоро триста лет, а он такой же пистолет!»
Он написал множество стихов, сказок. Давайте посмотрим на его работы.
А сказочником он стал случайно. Заболел его сын. Мальчик все время плакал, не мог уснуть. Чуковский чтобы его отвлечь начал рассказывать:
Жил да был крокодил
Он по улицам ходил.
Крокодил, крокодил, Крокодилович.
Это первые строчки его сказки «Крокодил». Сын успокоился и стал слушать. На следующий день он все рассказал отцу по памяти. Чуковский отличался большим трудолюбием. Где бы он ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приёмной у зубного врача, он не любил попусту тратить время, сочинял для детей ещё и загадки. 
Я предлагаю отгадать пару загадок, которые сочинил Чуковский.
Был белый дом,
Чудесный дом,
И что-то застучало в нём.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо -
Такое тёплое, такое пушистое и золотое. (Яйцо и цыплёнок.)
Заплачет она и умрёт. (Сосулька)
Вот иголки и булавки
Выползают из-под лавки.
На меня они глядят,
Молока они хотят. (Ёжик)
Я одноухая старуха,
Я прыгаю по полотну
И нитку длинную из уха,
Как паутинку, я тяну. (Игла)
Молодцы ребята. Знакомство с биографией автора.
Выставка книг автора.
5.Физминутка для глаз
Электронная физминутка. 6.Словарная работа -Во время чтения вам встретятся незнакомые вам слова. Давайте разберем их.
кочерга- инструмент из железа или другого огнестойкого материала. Используется для выгребания углей, перемещения дров в горящем камине или печи. Обычно это толстый железный прут, загнутый на конце под прямым углом.
Ушат-большая деревянная кадка с двумя выступающими друг против друга боковымидощечками - ушами, с прорезанными в них круглыми отверстиями, сквозь которые продевается палка дляношения. 
сито - решето, в которое сеют, протирают или цедят.
прусак – рыжий таракан. Развитие устной речи учащихся, чтение и анализ новых, непонятных слов из произведения.
7.Первичное чтение
-Прежде чем приступить к чтению, давайте узнаем, как возникла эта сказка.
-Однажды Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные фигуры. Дети вытирали руки о брюки Корнея Ивановича. Домой идти было далеко. Брюки от глины были тяжелыми, и их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было вдохновение, стихи слагались свободно. Так появилось "Федорино горе".
Приступаем к прочтению. Рассказ об истории возникновения сказки.
Проверка первичного восприятия
-Понравилась ли вам сказка?
- Какое настроение у вас вызвало это стихотворение?
- А почему это стихотворение названо сказкой?
- Назовите главных персонажей в этой сказке?
- Какое же горе случилось с Федорой?
- Из - за чего убежала вся посуда от Федоры?
- Давайте перечислим, что убежало от Федоры.
-Как вы думаете, для чего была написана эта сказка?
-А вы дома родителям помогаете следить за чистотой? Как? Ответы на вопросы по содержанию.
Выборочное чтение отрывков.
Физминутка8.Повторное чтение
Работа с иллюстрацией.
-Сейчас нам нужно будет соотнести текст с картинкой.
-730251873885-Я буду вам показывать картинку, а вы должны будете найти ее описание в тексте.
202184064770
-34925-139700
-1665605153479519050190500
Соотнести картинку и прочитать отрывок из произведения.
9.Работа в группах.
-А сейчас у нас осталось немного времени, поработайте в группах и вставьте слова.
«Вставь пропущенное слово».
И сказала скалка:
«Мне… Федору жалко»
И сказала чашка:
«Ах, … она бедняжка»
И сказали блюдца:
«Надо бы…вернуться»
И сказали утюги:
«Мы… Федоре не враги» Работа в группах, афиширование.
10.Подведение итогов
Выставление оценок -С каким автором мы сегодня знакомились?
-С каким произведением этого автора мы познакомились?
-Чему научила вас эта сказка?
-Какие произведения вспомнили? Рефлексия учебной деятельности.
11.Домашнее задание
-Выучить любой отрывок из произведения К.И Чуковского «Федорино горе» по выбору - 3 или 4 часть