Проектная деятельность как средство развития познавательной активности младших школьников в рамках реализации ФГОС.


Проектная деятельность как средство развития познавательной активности младших школьников в рамках реализации ФГОС.
“Скажи мне – я забуду,Покажи мне – я запомню,Дай мне сделать это,И это станет моим навсегда”
Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий. Главным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.
Ребенок любопытен от природы. С рождения окружающая жизнь ребенка становится творческой лабораторией, в которой происходит процесс исследования и познания. Обучаясь в школе, ребенку приходится изучать и исследовать много заданного – запланированного разными программами и стандартами. В начальной школе действенным средством сохранения интереса к исследованиям становится творческое, исследовательское, информационное проектирование.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа. Методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Таким образом проектная деятельность в начальной школе остается перспективной и многообещающей, как в дидактическом, так и в воспитательном процессе младших школьников. Выводит ученика за границы урока, учебника, представляет проблему объемно, с позицией разных дисциплин, развивает творческое мышление, пробуждает интерес к изучению приемов и методов поиска оригинальных решений в любой области человеческой деятельности.
Хочу поделиться опытом работы проектной деятельности во внеурочной деятельности.
На уроке окружающего мира мы изучили тему «Грибы». Эта тема нас очень заинтересовала, поскольку многие грибы обладают не только пищевыми, но и лечебными свойствами. В последние десятилетия грибами стали интересоваться, как источником антибиотических и лекарственных средств. Мы решили продолжить изучение этой темы.
Так возникла тема нашего проекта, учащихся 2 класса «Царство грибов».
Цель проекта:
Мы хотели познакомиться с разнообразием грибов, узнать об их строении.
Какую пользу и какой вред приносят грибы?
Какие грибы (съедобные и несъедобные) употребляются в народной медицине, как источники лекарственных средств.
Какие блюда готовят из грибов?
Как правильно собирать, хранить и заготавливать грибы?
Гипотеза:
Изучая какие грибы (съедобные и несъедобные) употребляются в народной медицине, как источник лекарственных средств, строение разных видов грибов, значение их в нашей жизни; найдя описание грибов, загадки, пословицы, поговорки, легенды о них; научаясь готовить блюда с использованием грибов, то я узнаю много нового и интересного о грибах, их свойствах, использовании значении в жизни людей, красоте, о здоровом питании окружающем мире.
Методы:
Исследовательский – добыть знания о том, что такое гриб и как она устроена.
1.Сбор материала.2.Анализ информации.3.Просмотр фильмов.4.Иллюстрация прочитанных сказок.
План:
Сбор и изучение материалов о грибах .Поиск и обработка материалов в справочниках, энциклопедиях и интернет-ресурсах (с помощью родителей) о грибах.
Проведение конкурса на лучший рисунок по видам грибов.
Создание альбома о видах грибов.
Проведение праздника.
Оформление материалов исследования.
Результаты:
Узнали, какие существуют виды грибов
Узнали, какие грибы (съедобные и несъедобные) употребляются в народной медицине, как источник лекарственных веществ.
Узнали, какие блюда готовят из грибов.
Узнали, как правильно собирать, хранить и заготавливать грибы.
Узнали, какие грибы занесены в Красную книгу.
Изготовили модели грибов из цветной бумаги, из пластилина.
Составили кроссворды, пословицы, которые можно использовать на уроках чтения, окружающего мира.
Провели инсценирование сказки «Пир грибов».
Выступили на школьной конференции.
Время работы: октябрь-декабрь.
Список литературы:1. Гарибова Л.В., Сидорова И.И. Грибы. Энциклопедия природы России. – м.:19992. Горленко М.В. и др. Грибы СССР. – М.: 19803. Бондарцева М.А. Определитель грибов России. Порядок афиллофоровые. СПб.: Наука, 1998. Вып.24. Дьяков Ю., Шнырева А., Сергеев А. Введение в генетику грибов. М.: Академия, 2005 г.5. Гарибова Л.В., Лекомцева С.Н. Основы микологии (морфология и систематика грибов и грибоподобных организмов). М.: КМК, 2007 г.6. Тобиас А. Морфология и размножение грибов, М.: Академия, 2006 г.7. Хмелев К.Ф., Ртищева А.И. нетрадиционные целители. – Воронеж: изд-во ВГУ, 1994. – С.1-4, 15, 19, 26, 43.8. Атлас ареалов и ресурсов лекарственных растений СССР/ Под ред. П.С.Чикова – М.: 1980, с.3229. Плешаков А.А. Атлас—определитель «От земли до неба». М.: Просвещение, 2009 г., с.99
Интернет ресурсы:
1. proscholu.ru2. pedsovet.su3. festival.1september.ru4. nachalka.com
Приложение.