Доклад на тему: «Внеклассное чтение как средство развития познавательной активности учащихся на уроках чтения и развития речи в коррекционной школе VIII вида»


Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников
с ограниченными возможностями здоровья
специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида
Доклад на тему:
«Внеклассное чтение
как средство развития
познавательной активности
учащихся
на уроках чтения и развития речи
в коррекционной школе VIII вида»
Подготовила:
учитель русского языка и чтения
И. В. Богданова.
Г. Елец, 2015г.
Учебные программы специальных школ 8 вида предусматривают наряду с сообщение необходимых знаний учащимся максимальное развитие у них познавательных процессов. Педагог должен в своей практической работе находить и совершенствовать приемы, активизирующие познавательную активность школьников с ОВЗ.
Одним из таких средств является внеклассное чтение.
Термин «внеклассное чтение» закрепился в методике русского языка в 1886 году.
Цель внеклассного чтения - привить детям любовь к самостоятельному чтению книг.
Методика внеклассного чтения (система формирования читательской самостоятельности) - это раздел методики обучения русскому языку, цель которого заключается в том, чтобы показать учителю, как, отрабатывая с учащимися технику чтения и умения работать с текстом произведения, постепенно приучать и обучать каждого ребенка выбирать себе книги для чтения по силам и интересам.
Современная система формирования читательской самостоятельности учащихся предполагает 3 этапа обучения:
Подготовительный, который протекает параллельно с периодом обучения грамоте.
Начальный.
Основной.
На основном этапе могут использоваться кроссворды с литературными вопросами, литературные игры, викторины, конкурсы.
Руководство учителя внеклассным чтением детей в специальной (коррекционной) школе направлено на развитие у них интереса к книге, к самостоятельному чтению (для этого можно в ходе урока использовать красочные и интересные презентации).
Виды работ по внеклассному чтению с детьми с нарушениями интеллектуального развития:
Изготовление книжных стендов, витрин, специальных выпусков газет, организация уголка внеклассного чтения, ведение читательского дневника или дневника для внеклассного чтения.
Организация первого знакомства с детской книгой, беседы учителя и библиотекаря со школьниками, выступления учащихся с чтением сказок, стихотворений.
Создание праздничной обстановки при записи в библиотеку; наглядный показ, как надо выбирать книгу, тренировка каждого ученика в выборе книг.
Чтение учителем отрывков из книги с захватывающим сюжетом, предложение дочитать книгу самостоятельно (или прослушивание записи сказки), использование на уроке различных анимаций к изучаемым произведениям.
Составление списка книг для класса с учетом техники чтения.
Проведение конкурсов, викторин в масштабах класса и школы; организация вечеров сказок и других праздников, связанных с книгой.
Занятие внеклассным чтением – это такая работа, в течение которой надо увлечь детей чтением, и дать им запас специальных знаний и умений для самостоятельной работы с незнакомой книгой, чтобы искра увлеченности не угасла.
Содержание любого урока внеклассного чтения может выходить за пределы программы, изменяться и корректироваться учителем по ходу проведения занятий. Кром того, сами учащиеся могут предлагать тематику работы, что открывает большие возможности для деятельности детей и позволяет удовлетворить разнообразие их интересов. Уроки внеклассного чтения направлены на повышение познавательного интереса к предмету, воспитание положительной мотивации к учению, умения работать в коллективе.
При организации уроков внеклассного чтения необходимо учитывать следующее:
Важной частью таких уроков является выразительное чтение. Беседа, комментарии учителя.
Особое внимание должно уделяться оформлению класса (выставка книг, иллюстрации, рисунки, портреты писателей, картины и т. д.)
Необходимо отбирать небольшие произведения, Это дает возможность разнообразит работу на уроке: чтение, беседа, пересказ, анализ прочитанного, разгадывание кроссворда по произведению и т.д.
Каждое занятие должно иметь конкретную цель и давать детям новую порцию знаний.
В структуру знаний необходимо включать вступительное слово учителя. Чтение произведения вслух, беседу по прочитанному материалу. Учитывая, что дети с интеллектуальной недостаточностью не всегда могут отличить хорошее от плохого, выделить главное, обязательно должна проводиться коллективная работа по анализу произведения и оценки поступков героя.
Уроки внеклассного чтения по характеру, целям и методам можно условно разделить на 3 вида:
Занятие, цель которого способствовать накоплению детьми фактического материала.
Эти занятия проводятся в форме беседы. Беседа помогает детям правильно воспринимать текст. Целесообразно использовать, например, уроки-посиделки (изба, музыка, свечи, самовар).
Уроки, имеющие целью обобщить фактический материал, накопленный детьми. Можно использовать уроки-экскурсии, заочные экскурсии.
Занятия по проверке результатов внеклассного чтения (литературные викторины).
Существует несколько видов викторин:
Викторины по 1 произведению.
Викторины-обобщения.
Викторины - блиц. Характерная черта – краткость ответа.
На уроках внеклассного чтения можно широко использовать разгадывание кроссвордов.
Главная задача уроков внеклассного чтения в школе 8 вида заключается во всестороннем развитии учащихся с целью подготовки их к самостоятельной жизни. Эта задача решается путем проведения системы коррекционных мероприятий, на формирование личности учащихся и социальную адаптацию. На таких занятиях у детей расширяется кругозор, развивается и пополняется активный словарный запас, развиваются память, воображение. На занятиях дети узнают нормы и правила поведения в обществе.
Уроки внеклассного чтения являются составной частью учебно-воспитательной работы в школе, так как способствуют решению важных задач в образовании и воспитании школьников, а также является одним их важных средств активизации познавательной деятельности учащихся на уроках чтения и развития речи.