Методический семинар «Нормативно-правовые документы педагога дополнительного образования»



Методический семинар «Нормативно-правовые документы педагога дополнительного образования»
13603792300935
Семинар для педагогов дополнительного образования
«Нормативно-правовые документы педагога дополнительного образования»
Цель семинара: Повышение профессиональной компетентности начинающих педагогов
План проведения:
Документы, регулирующие нормативно-правовые взаимоотношения в УДОД.
Правила составления и оформления основных документов педагога дополнительного образования
Практическая часть (работа с КТП, планами работы детского объединения и журналами).
Документы, регулирующие нормативно-правовые взаимоотношения в учреждении дополнительного образования детей
Система внешкольного воспитания и обучения перешла в новое качественное состояние – систему дополнительного образования детей, которое рассматривается как сфера наибольшего благоприятствования для развития личности ребенка, подростка, молодого человека на всех уровнях образования – от дошкольного до вузовского.
В новых условиях очевидно, что все службы, обеспечивающие образовательный процесс, должны качественно, профессионально вырасти, своевременно и гибко реагировать на все возрастающие потребности личности в обществе. Понятие «дополнительное образование детей и молодежи», основные цели, задачи и содержание сформулированы в Положении об учреждении дополнительного образования детей.
Что должны знать в первую очередь педагоги учреждений дополнительного образования детей, чтобы качественно организовать образовательный процесс? Любая образовательная деятельность начинается со знакомства и овладения нормативно-правовыми основами функционирования учреждения, на что и направлен сегодня наш семинар.
Документы, регулирующие нормативно-правовые взаимоотношения в УДОД являются:
Общие документы:
Конституция РФ; Национальная доктрина образования в РФ на период до 2025 года;
Закон РФ «Об образовании»;
Конвенция о правах ребенка;
ФЗ о дополнительном образовании, типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей;
ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;
Приказы, письма Минобразования, областных и муниципальных органов образования о работе УДОД,
Санпин.
Локальные документы:
Устав учреждения;
Приказы директора;
Положения: об общем собрании, родительском собрании, пед.совете; Программа развития учреждения;
Правила внутреннего распорядка, Трудовой договор работников учреждения;
Должностные инструкции работников учреждения;
Положение об аттестации педагогических и руководящих работниках.
Каждый педагог дополнительного образования начинает свою работу с заключения трудового договора, где прописаны все условия труда и отдыха; знакомства со своими должностными обязанностями, и, что очень важно, с инструкцией по ведению журнала учета работы творческого объединения. Журнал учета ведет каждый педагог и, если знакомство с вышеназванной инструкцией состоялось, главный финансовый документ педагога – ЖУРНАЛ - всегда будет в полном порядке. Много лет подряд мы говорим о работе педагогов по своей дополнительной образовательной программе. Все знают требования к составлению таких программ. Дополнительная образовательная программа – это вид организационно-нормативного документа, при разработке которого определяется возможный объем и содержание образования детей в свободное время, состав педагогов, материально-техническая база и возможный контингент обучающихся. Образовательная программа – важнейший документ, являющийся основой методического обеспечения образовательного процесса и в то же время – оперативный управленческий документ, определяющий особенности деятельности детского творческого коллектива через содержание и объемы образования, технологии, необходимые и достаточные условия.
Программа должна иметь 2 рецензии (внутреннюю, внешнюю). Основными критериями оценки образовательной программы для рецензента является следующее:
1. Степень актуальности (социальная значимость), новизны и преимуществ в содержании, педагогические технологии, инновационные методики организации образовательной деятельности в сравнении с ранее созданными программами этой направленности.
2. Педагогическая обоснованность построения программы и соответствие содержания, методов, форм организации и характера деятельности её целям и задачам.
3. Наличие критериев оценки результативности образовательной деятельности.
Большой помощник в учебно-воспитательной деятельности – ПЛАН. Поэтому, педагог дополнительного образования, свою деятельность строит на основе планирования:
• План учебно-тематической работы по программе объединений; (Учебно-тематический план содержит перечни разделов и тем дополнительной образовательной программы и определяют количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.)
• План методической работы педагога; (работа по самообразованию, разработка конспектов занятий и сценариев воспитательных мероприятий, диагностических материалов, методических пособий, бесед и консультаций с указанием конкретных тем и сроков исполнения и т.д.).
• План воспитательной работы с детьми и родителями в объединении;
• Анализ деятельности с учетом диагностики объединения за год.
Выстраивая свою работу с детьми, педагог должен помнить о самодиагностике. Чтобы результаты вашего труда были видны, вышестоящими инстанциями рекомендуется вести тематические папки:
• Материал по аттестации педагога
• Материал по подготовке открытых занятий, мастер-классов, досуговых мероприятий
• Материал по подготовке выступлений на Педсоветах, методсоветах и др.
• Материал по организации инновационной и опытно-экспериментальной деятельности
• Материалы по диагностике знаний, умений, навыков обучающихся в объединении
• Банк методических разработок
• Портфолио обучающихся: характеристики, данные по участию в конкурсах, учет дипломов и грамот.
Новым способом оценки деятельности педагога является «портфолио».Поэтому предлагаю вам более подробно на нем остановиться.
Слово «портфолио» пришло к нам из бизнеса. Портфолио в переводе с итальянского означает “папка с документами”, “папка специалиста”.
Под портфолио педагога понимается «Рабочая файловая папка, содержащая многообразную информацию, которая документирует приобретенный опыт и достижения педагога».
Основная цель портфолио – оценивание работы педагога по теме самообразования, характера его деятельности, отслеживание творческого и профессионального роста педагога, способствование формированию навыков рефлексии (самооценки).
Именно портфолио может стать инструментом, оптимизирующим самооценочную деятельность педагога в межаттестационный период, может помочь сделать этот период «прозрачным», и, следовательно, повысить общественный контроль за всем аттестационным процессом. Аттестующему же педагогу портфолио – независимо от его конкретной формы – существенно облегчит всю аттестационную процедуру: от рефлексии над собственными проблемами при определении профессионально-личностного потенциала и составлении программы саморазвития до преставления результатов своей деятельности педагогическому сообществу.
Таким образом, регулярное и системное заполнение портфолио поможет систематизировать и проанализировать работу, будет хорошим ориентиром при составлении аргументированного аттестационного заявления и поможет эксперту зафиксировать динамику профессионального развития педагога в период между аттестациями и составить объективные суждения о профессиональной деятельности.
Каждый раздел должен быть представлен не только качественными, но и количественными характеристиками, подтвержденными документально (программы, дипломы, отчеты, публикации и т.д.), что позволяет провести мониторинг педагогической деятельности.
Технология портфолио на этапе подготовки педагога дополнительного образования к аттестации позволяет наряду с анализом и самоанализом педагогической деятельности презентовать творческий опыт и расширить границы личностного и профессионального взаимодействия и сотрудничества. Это значительно повышает значимость аттестационных процедур.
Правила составления и оформления основных документов педагога дополнительного образования
Календарно – тематическое планирование.
Все педагоги дополнительного образования, работая в системе дополнительного образования детей должны иметь образовательные Программы, которые они разрабатывают самостоятельно (Типовое положение об образовательных учреждениях дополнительного образования детей, Министерства образования и науки РФ № 504 от 26.06.2012г, пункт II . 17 «…педагоги дополнительного образования самостоятельно разрабатывают, а учреждение утверждает Программы, с учетом запросов детей, потребностей семей, способностей социально-экономического развития региона…»).Любя образовательная Программа включает в себя тематический План с общим количеством часов. Тематический План в Программе, как правило, составляется на 18 недельных часов (1 ставка).
Календарно-тематическое планирование составляется на основе тематического Плана, но более подробно, с разбивкой на каждый час и с указанием даты проведения занятия. Более того, календарно-тематическое планирование составляется ежегодно, в отличие от Программы, так как нагрузка педагога дополнительного образования может ежегодно меняться и составлять 0,75; 0,5; 0,25 ставки (менее чем 1ставка).
Для того чтобы составить безошибочно календарно-тематическое планирование необходимо знать нагрузку выделенную в данном учебном году и помнить, что основные работники осуществляют образовательный процесс с 1 сентября.
Нагрузка может быть:
1 ставка – 18 недельных часов;
0,5 ставки – 9 недельных часов;
0,25 ставки – 4,5 недельных часа;
В учебном году с 01 сентября по 31 мая – 36 учебных недель, так как согласно того же Типового положения пункт II . 19 «учреждение организует работу с детьми в течение всего календарного года, включая каникулярное время…».
Первое полугодие - 17 недель, второе полугодие – 19 недель.
Соответственно, зная время и свою нагрузку, несложно высчитать количество часов в год. Количество часов в год: 18 (нагрузка на ставку) х 36 (недель в год) = 648 часов в год на все группы. Количество часов в год делим на количество групп, получаем количество часов на одну группу. Количество часов в группах может быть разным от 2 до 6 часов в неделю в зависимости от вида деятельности (нормы СанПиН 2.4.4.1251-03)
Пример:
648 часов: 3 группы = 216 на одну группу в год или
1гр. - 2 часа в неделю х 36 (недель в год) = 72 часа в год.
2гр. - 3 часа в неделю х 36 (недель в год) = 108 часов в год.
3гр. - 4 часа в неделю х 36 (недель в год) = 144 часов в год и т.д.
Для составления календарно-тематического плана, обычно, рекомендуется использовать следующую таблицу:

Календарно-тематический план
№ Тема Кол-во часов Планируемая дата Фактическая дата

Сюда же прилагаются индивидуальные образовательные маршруты, если существует необходимость в индивидуальной работе и есть резервные часы педагогической нагрузки.
Инструкция по заполнению журнала учёта работы объединения в системе дополнительного образования
Общие положения
Настоящая инструкция устанавливает правила ведения и заполнения журнала учёта работы педагога дополнительного образования в объединении.
Журнал учёта работы объединений является государственным учётным, финансовым документом, его обязан вести каждый педагог дополнительного образования.
Журнал учёта работы педагога дополнительного образования (далее ПДО) рассчитан на учебный год.
2. Требования к оформлению журналов
На титульном листе журнала указывается учебный год и название творческого объединения в соответствии учебным планом, учебным расписанием и образовательной программой дополнительного образования детей (при наличии номера учебной группы указывается № группы);
Заполнение страницы № 1 журнала учета работы педагога дополнительного образования производится в соответствии со следующими требованиями
(приложение № 1):
Название учреждения указывается полностью;
 Название творческого объединения должно соответствовать учебному плану, учебному расписанию и образовательной программе дополнительного образования;
Дни и часы занятий объединения указываются в соответствии с расписанием и приказом по учреждению.
Изменения расписания объединения указываются на основании приказа по училищу и расписанию.
ФИО руководителя объединения указывается полностью, без сокращений (Иванова Ирина Ивановна.)
Заполнять страницы 2-25 журнала необходимо в соответствии с  «Указаниями к ведению журнала учета работы педагогов дополнительного образования в объединении (секции, клубе, кружке)», размещенными в журнале п.п. 6, 7.
Педагог дополнительного образования заполняет в журнале:
Титульный лист;
Списки обучающихся на всех страницах (фамилия, имя - полностью);
Учет массовых мероприятий с обучающимися;
Творческие достижения обучающихся;
Список обучающихся в объединении;
Список обучающихся, прошедших инструктаж по технике безопасности;
Годовой цифровой отчет.
В журнале на страницах 2-25 указывается состав объединения, содержание занятий, дата и количество часов работы объединения.
Даты занятий заполняются строго по утвержденному расписанию занятий. Даты, поставленные на левой половине листа журнала должны полностью соответствовать датам занятий группы на правой половине листа и расписанию (Приложение № 2).
Записи в графе «Содержание занятий» заполняются согласно темам, указанным в учебно-тематическом плане и содержании дополнительной образовательной программы (нельзя делать прочерки повторяемости тем занятий).
Количество часов, отмечаемых в журнале, должно строго соответствовать педагогической нагрузке и утвержденному расписанию занятий.
Журнал заполняется педагогом в день проведения занятия.  Недопустимо производить запись занятий заранее. 
Все записи ведутся на русском языке (за исключением случаев, когда нельзя обойтись без иностранных слов, например: структура «Es gibt…», редактор «Power Point»).
Педагог ДО систематически, в дни и часы занятий отмечает в журнале: неявившихся – буквой «н», больных – буквой «б» (в графе соответствующей дате занятий). Выставление в журнале точек, знаков «-», «+» или других не допускается.
В графе «Подпись руководителя» ставится личная подпись педагога.
Страницы 26-27 «Учет массовых мероприятий с обучающимися» заполняются педагогом по мере участия воспитанников в мероприятиях (учреждения, городского, областного, всероссийского уровня), в рамках работы объединения дополнительного образования (Приложение № 3).
Страницы 28-29 «Творческие достижения обучающихся» заполняются педагогом согласно достижений воспитанников в городских, областных, Всероссийских и Международных мероприятиях. Указывается название мероприятий в соответствии с Положением о конкретной конференции, фестивале, конкурсе и.т.д. и конкретный результат (диплом 1 степени, Гран-при и т.д.) (Приложение № 4).
Заполнять страницы 30-33 журнала следует в соответствии с  «Указаниями к ведению журнала учета работы педагогов дополнительного образования в объединении (секции, клубе, кружке)», размещенными в журнале п.8. и является обязательным. При заполнении учитываются следующие требования (Приложение № 5):
указывать № и даты приказа «О зачислении в объединение» в графе «Дата поступления в объединение»
№ и даты приказа «Об отчислении из объединения» в графе «Когда и почему выбыл»
Графу «Заключение врача о допуске к занятиям» заполняет врач (медицинский работник учреждения). Медицинское заключение о состоянии здоровья необходимо для посещения спортивных, технических, туристических, хореографических объединений воспитанников. Для остальных категорий воспитанников  данная  графа не заполняется.
Заполнять страницы 36-37 журнала учета работы педагога дополнительного образования в соответствии с «Указаниями к ведению журнала учета работы педагогов  дополнительного образования в объединении (секции, клубе, кружке)», размещенными в журнале п.9. В пункте «Краткое содержание инструктажа» возможна ссылка на № конкретной инструкции по ТБ, утвержденной  в рамках образовательного учреждения.
Записи в журнале должны вестись регулярно, чётко и аккуратно шариковой ручкой синего (фиолетового) цвета без исправлений. Не разрешается использовать на одной странице чернила разного цвета.
Категорически  запрещается  допускать воспитанников  к работе  с    журналом.
Не допускаются исправления в журнале,  а  также  использование корректирующих  средств.
В  конце  учебного года (31 мая)  на правой странице подводятся итоги прохождения программы за  год:
записывается количество занятий «по плану» (в соответствии с календарно-тематическим планированием), «проведено» (количество фактически проведённых  занятий). При несовпадении указывается расхождение и причина. Делается запись «Программа пройдена полностью» или «Программа не пройдена» и указывается причина. Запись заверяется личной подписью педагога ДО.
3. Контроль за ведением журнала
Страница 38 «Годовой цифровой отчет заполняется педагогом согласно количественного списка воспитанников за 1 полугодие (январь), 2 полугодие, год (май).
Страница 39 «Замечания, предложения по работе объединения» заполняется методистом по дополнительному образованию с целью систематического контроля правильности ведения журнала (п.2  «Указаниями к ведению журнала учета работы педагогов дополнительного образования в объединении (секции, клубе, кружке)».Журнал проверяется ежемесячно, по итогам проверки готовится итоговая справка с указанием замечаний и рекомендаций.
Письменные замечания и предложения по устранению ошибок в заполнении журнала педагог дополнительного образования детей обязан исправить до следующей очередной проверки. Невыполнения предписаний влечёт за собой нарушение своих должностных обязанностей, применение взысканий.
В конце учебного года не позднее дух недель по окончанию учебного процесса журнал сдается в учебный отдел для хранения в архиве.
Практическая часть (работа с КТП, планами работы детского объединения и журналами)
Участники семинара делятся на 3 группы. Каждой группе предложены:
- Календарно-тематический план к дополнительной образовательной программе «Волшебный мир творчества»;
- Журнал и КТП к дополнительной образовательной программе «Наполним музыкой сердца»;
-План работы детского объединения «Солнечный английский»;
В соответствии с изученными требованиями, педагогам предлагается провести экспертизу предложенных документов с последующим обсуждением результатов работы.
Приложение № 1
Титульный лист
Приложение  № 2
№ п/пФамилия, имя Сентябрь МЕСЯЦ Даты занятий объединения Содержание занятий Часы Подпись руково-дителя02 04 1 Иванов Иван 02.09.12 Профессия журналиста (интервью, репортаж) 2 ч. 2 04.09.12 4 Приложение № 3
26-я, 27-я  стр.
УЧЕТ МАССОВОЙ РАБОТЫ
Дата Краткое содержание проведенного мероприятия Место проведения мероприятия Количество участников Кто проводил
22.09.2012 Участие в третьем открытом Венском балу Дом офицеров 10 Клуб спортивного танца
05.10.2012 Выпуск праздничного номера газеты «К°детство» ко Дню Учителякорпус 2, каб. 307 6 Участники Лиги журналистов
Приложение № 4
ТВОРЧЕСКИЕ ДОСТИЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ№ п/пФамилия, имя обучающегосяВ каких соревнованиях, смотрах, спектаклях и др. мероприятиях участвовал Результаты (полученное звание, разряд и другие результаты) Работа, выполненная объединением по заказам или инициативно
1 Иванов Иван Конкурс «Зажги звезду» (20.11.2012) Диплом I степени в номинации «Вокал» Инициативно
2 Приложение №5
№ п/пФамилия, имя Год рождения Класс Школа Район Домашний адрес, телефон Заключение врача о допуске к занятиям Дата вступления в объединение Когда и почему выбыл
1 Иванов Иван 1999 7 АДопущен/подпись По приказу 20.10.12 г., отчислен
Приложение №5
36-37-я стр.                 
СПИСОК ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБЪЕДИНЕНИИ, ПРОШЕДШИХ ИНСТРУКТАЖ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ
№ п/пФамилия, имя Дата проведения инструктажа Краткое содержание инструктажа Подпись проводившего инструктаж (разборчиво)
1 Иванов Иван Дата проведения первого занятия в объединении Вводный инструктаж: инструкции № ____