МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по выполнению самостоятельной работы студента по МДК 01.03.06. «СКУЛЬПТУРА» для СПО 44.02.03 Педагогика дополнительного образования


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ВОЛГОДОНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
(ГБПОУ РО «ВПК»)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по выполнению самостоятельной работы студента по
профессиональному модулю
ПМ 01. ПРЕПОДАВАНИЕ В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДЕКОРАТИВНО - ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
МДК 01.02 Подготовка педагога дополнительного образования в области изобразительной деятельности и ДПИ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
МДК 01.03.06. СКУЛЬПТУРА
по специальности
44.02.03 Педагогика дополнительного образования в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства
(программа подготовки специалистов среднего звена)
Волгодонск
2016
«Скульптура»: методические рекомендации
для внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине МДК 01.03.04 «Скульптура»
Методические рекомендации составлены в соответствии с ФГОС СПО по специальности: 44.02.03 Педагогика дополнительного образования в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства
Разработчики:
А. А. Пономарева - преподаватель дисциплин эстетического цикла ГБПОУ РО «ВПК»
Ф. Ю. Владимирова - преподаватель дисциплин эстетического цикла ГБПОУ РО «ВПК»
Рассмотрен на заседании ПЦК эстетического цикла (ГБПОУ РО «ВПК»)
протокол № 58 от 07.09. 2016г.
Одобрено Методическим советом ГБПОУ РО «ВПК»
протокол № 2 от 07.09. 2016г.
Перечень самостоятельных работ студента

п/п №
раздела,
темы Наименование самостоятельной работы Кол-во часов
МДК 01. 03.06. 1 Тема 9.1.
Выполнение рельефа натюрморта с натуры. 3
2 Тема 9.2. Выполнение декоративной настенной тарелки «натюрморт». Рельеф. 6
3 Тема 9.3. Выполнить наброски и зарисовки драпировки со светотеневой моделировкой.(А4,тушь,карандаш) 6
4 Тема 9.4. Выполнение набросков и зарисовок рельефа для декоративной тарелки,с светотеневой моделировкой.(А4,тушь,карандаш) 4
5 Тема 9.5. Выполнение набросков и зарисовок сказочного персонажа, с светотеневой моделировкой.(А4,тушь,карандаш) 4
6 Тема 9.6. Выполнение круглой скульптуры – литературный персонаж народных сказок. 4
7 Тема 9.7. Выполнение лепки головы человека с натуры. 5
Итого: 32
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
на методические указания по выполнению самостоятельных работ
учебной дисциплины
МДК 01.03.06 «Скульптура»
для специальности
44.02.03 Педагогика дополнительного образования в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства
Методические указания по выполнению самостоятельных работ студента предназначены для проведения самостоятельных работ студента по учебной дисциплине МДК 01.03.06 «Скульптура» для специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства.
Для проведения самостоятельных работ по дисциплине МДК 01.03.06 «Скульптура» выдачи заданий студентам разработаны методические указания с тематикой самостоятельных работ, соответствующие рабочей программе по дисциплине.
Современная методическая подготовка педагога дополнительного образования должна вбирать в себя множество аспектов, среди которых важную роль занимают: познание студентами психологических и дидактических основ развития познавательных и творческих способностей учащихся; понимание художественно- практической деятельности как средства познания и развития; умение студентов самостоятельно творчески мыслить, анализировать разнообразие методических и практических материалов, использовать традиционные и новые подходы в обучении школьников декоративно-прикладному искусству и другие аспекты.
Современное развитие образования требует готовить не просто хорошего специалиста, а специалиста с высокой эстетической и духовной культурой, разносторонней профессиональной подготовкой.
Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
систематизация, закрепление, углубление и расширение полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
обеспечение профессиональной подготовки выпускника в соответствии с ФГОС СПО;
формирования умений использовать специальную, справочную литературу, Интернет;
формирование и развитие общих компетенций, определённых в ФГОС СПО;
формирование и развитие профессиональных компетенций, соответствующих основным видам профессиональной деятельности.
развития познавательных способностей и активности студентов, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
овладение практическими навыками применения информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности;
развития исследовательских знаний.
Отражая прекрасное в действительности, скульптура формирует наше сознание, наш вкус и наши представления о прекрасном. Научиться понимать ее, расширять в этой области свой кругозор должен каждый культурный человек.
Понимать скульптуру на самом деле гораздо труднее, чем живопись, в которой более привычно и красочно отражается окружающий нас мир. Поэтому учиться понимать скульптуру как особый вид изобразительного искусства необходимо начинать с обучения в общеобразовательной школе. То немалое количество часов в общеобразовательной школе, отведённое на занятия лепкой и приобретение теоретических знаний в области эстетики скульптуры будет наиболее эффективно использовано только при достойной подготовке кадров будущих педагогов дополнительного образования в области изобразительного искусства, которые непосредственно изучают скульптуру, как специальную дисциплину, её особенности и специфику, приобретая необходимые практические навыки её выполнения.
Искусство ваяния, отражая прекрасное в действительности, формирует сознание, эстетический вкус и представления о прекрасном. Понимать его в наше время должен каждый образованный человек.
Скульптура отражает в художественных образах реальный мир и отражает его по-своему, пользуясь особыми средствами и способами.
Разбору особенностей скульптуры, её специфическому художественному языку, её творческим возможностям, анализу и систематизации её видов и жанров на лучших образцах нужно учить студентов на занятиях скульптурой, чтобы они могли передать эти знания детям в системе дополнительного образования. Студенческая масса очень неоднородна, у некоторых напрочь отсутствует понятие, что такое скульптура, другие понимают её как выполнение различных поделок из глины. Вырабатывать нужные профессиональные качества у будущих педагогов дополнительного образования в области изобразительного искусства, необходимо начинать уже с первых занятий лепкой геометрических тел.
Умение охватывать представлением объём, видеть общее, работать над пропорциями и различными отношениями частей, понимание процесса работы, почувствовать материал -глину, пластилин - развивается постепенно, с самых простых упражнений, и развивается только в том случае, если студент работает сознательно.
Студенты на занятиях скульптурой при практической работе должны почувствовать, что скульптура - целая философия, целый мир, который включает в себя не только пластические характеристики строения человека, животного, но и образно-эстетическое решение, подчинённое тому или иному материалу (бронза, камень, дерево). Очень важно развивать умение сразу видеть результат своей работы. Это умение является драгоценным свойством каждого большого мастера. Микеланджело видел образ человека в бесформенном каменном блоке.
Художественное творчество ограничено лишь внутренней задачей - выявить общее, наиболее ценное, совершенное в природных явлениях и выразить его в эстетически значимых формах. От интерпретации эстетической сущности категории мастерства во многом зависит и теоретическое понимание творческого процесса в искусстве, и основная практическая направленность всей работы художника-педагога.
С первых курсов подготовки педагогов дополнительного образования в области изобразительного искусства необходимо при проведении занятий скульптурой придерживаться принципа единства обучения и эстетического воспитания.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА № 1
«Выполнить рельеф натюрморта с натуры»
Тема 9.1. Скульптура как жанр изобразительного искусства.
Вид СРС: подготовка докладов с анализом с использованием конспекта, дополнительной учебной литературы, ресурсов интернет по тематике: Выполнить рельеф натюрморта с натуры
Цель: углубить и расширить теоретические знания, научиться выполнять анализ по теме: Скульптура как жанр изобразительного искусства. Понять принцип построения рельефа с учетом перспективного сокращения пространства, выявить долю условности рельефного объема.
Дидактические единицы, выносимые на самостоятельное изучение студентов: Лепка рельефа натюрморта с натуры, растительного орнамента. Основные понятия и термины. Определение скульптуры как жанра изобразительного искусства. Материалы и принадлежности для работы.
Методические рекомендации
Рельеф (от итальянского relievo – выступ, выпуклость, подъем) –
занимает по своим изобразительным возможностям промежуточное
место между круглой скульптурой и изображением на плоскости – рисунком, живописью или фреской. Рельеф, как и круглая скульптура, обладает
тремя измерениями, хотя третье, глубинное измерение, обычно бывает условным. Композиция фигур в рельефе развертывается вдоль плоскости,
которая служит и технической основой изображения и одновременно фоном, позволяющим воспроизводить в рельефе пейзаж и многофигурные
сцены. Такая органическая связь с плоскостью и является особенностью
рельефа.
Различают низкий рельеф, или барельеф (от французского слова
bas – низкий), то есть такой, в котором изображение меньше чем наполовину своего объема выступает над плоскостью фона, и высокий рельеф, или горельеф (от французского слова haut – высокий), когда изображение выступает над плоскостью фона больше чем наполовину своего объема, а местами округляясь, частично даже отрывается от фона.
Рельеф по отношению к фону может быть не выпуклым, а вогнутым,
углубленным, то есть как бы обратным. Такой рельеф называется «кой-
ланоглиф». Он был распространен в искусстве Древнего Востока, Египта и в античной резьбе по камню.
Барельеф
Горельеф
Кой-ланоглиф
«Классический рельеф», особенно характерный для искусства античности, имеет большей частью гладкий фон. Примером такого рельефа может служить фриз Парфенона, изображающий шествие афинских граждан в храм Афины в день праздника великих Панафиней.
Классический рельеф обладает чертами монументальности: изображение на гладком фоне не разрушает плоскости стены, а как бы стелется параллельно этому фону. Такой рельеф легко представить себе в виде фриза – горизонтальной полосы, обегающей стену какого-либо здания. Поэтому «классический рельеф» можно отнести к разделу монументально-декоративной скульптуры, как правило, связанной с архитектурой.
Но есть вид рельефа, который вовсе не связан с архитектурой. Это
так называемый «живописный рельеф». По своим задачам он близок к
живописной картине, имеет несколько планов, создает иллюзию уходящего в глубь пространства. В нем могут сочетаться принципы барельефа
и горельефа, может быть введен архитектурный или пейзажный фон,
построенный перспективно. Глубина и иллюзорность такого рельефа
как бы разрушают плоскость стены. Являясь самостоятельным станковым произведением, не связанным с архитектурой, он может быть помещен в любом интерьере, как и живописная картина.
Материалы и инструменты: скульптурный пластилин, планшет,
стеки, скульптурная петля.
Натюрморт из предметов быта выполняется студентами
с натуры. Скульптурный пластилин можно купить в художественном салоне
или канцелярском магазине. Обычно он бывает черного, серого или те-
лесного цвета. Также пластилин различается по мягкости: мягкий и
твердый, маркировка «М» и «Т» – ставится на упаковке. Для работы с
рельефом лучше выбрать мягкий пластилин, так как он более пластичен
и подвижен.
Планшет размером 35×25 см можно вырезать из фанеры, оргалита,
плотного картона или пластика.
Для работы понадобятся несколько стеков различного размера и
конфигурации и небольшая скульптурная петля.
Ставится несложный натюрморт из трех-четырех предметов с драпировкой.
Задача – выполнить, «живописный» рельеф с натуры. Вспоминаем,
что такое рельеф.
В рамках учебного задания – «Рельеф натюрморта» – студентам
также предлагается выполнить рельеф-картину с учетом перспективы.
Вначале на планшете лепится плинт прямоугольной или квадрат-
ной формы в зависимости от композиции. Высота плинта до 0,5 см. Поверхность плинта выравнивается, заглаживается. На нее острым концом
стека наносится рисунок натюрморта. При этом следует уделить внимание композиционному решению плинта, конструкции натюрморта и
соблюдению правил перспективы.
Планы в рельефе передают глубину пространства и линейную перспективу.
Приступая к лепке, наносим пластилин размятыми кусочками на
более высокий передний план, выравнивая стеком. Вспоминаем, что
рельеф сохраняет условную долю трехмерности объемного тела. По-
этому сразу определяем высоту переднего плана, которая не должна
превышать одной трети объема натуры. Переходим к среднему плану.
Лепку начинаем с наиболее крупного предмета, переходя к более мелким. Важно, чтобы предметы стояли на плоскости, а не «зависали». При
лепке форм вращения необходимо уделить внимание четкости дуг по
осям. Дальний план должен быть самым низким по рельефу, в нашем
случае – это драпировка.
Переходя к заключительной стадии лепки, необходимо объединить
планы натюрморта, убрать лишнее, прибавить необходимое, тщательно
промоделировать формы.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА № 2
«Выполнение декоративной настенной тарелки «натюрморт». Рельеф»
Тема 9.2. Лепка розетки
Вид СРС: подготовка докладов с анализом с использованием конспекта, дополнительной учебной литературы, ресурсов интернет по тематике: Выполнение декоративной настенной тарелки «натюрморт». Рельеф.
Цель: углубить и расширить теоретические знания, научиться выполнять анализ по теме: Лепка розетки. Научиться грамотно и последовательно вести работу над выполнением декоративного рельефа.
Дидактические единицы, выносимые на самостоятельное изучение студентов: Лепка декоративной настенной тарелки «натюрморт». Рельеф. Способы и приемы работы.
Методические рекомендации
Материалы: скульптурный пластилин, планшет,
стеки, скульптурная петля.
В декоративном рельефе могут сочетаться различные приемы по-
строения: классический, условно-плановый, контррельеф, ажур. Часто
применяется орнамент. Это дает определенную свободу студенту в вы-
боре средств выразительности будущего рельефа. Для разработки предлагается тема натюрморта. В начале работы необходимо собрать и проанализировать информацию на заданную тему. Далее выполняются эскизы на бумаге с поиском композиционного и стилистического решения. Это решение во многом зависит от назначения рельефа: настенное панно и т.д. Из эскизных вариантов выбирается лучший по следующим критериям: цельность композиции, художественная выразительность, стилистическая грамотность. В итоговом эскизе (в натуральную величину рельефа) должны быть закомпонованы элементы в единое гармоничное целое, второстепенные
детали подчинены главному.
Следующий этап – выполнение рельефа в пластилине. На планшете
лепится плинт в размере будущего рельефа. На готовый, выровненный плинт
накладывается эскиз и переводится рисунок. Затем наращиваются основные объемы композиции, далее прорабатываются детали и второстепенные элементы. При завершении работы тщательно моделируются и прорабатываются детали, заглаживается поверхность, при необходимости наносится фактура.


САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА № 3
«Выполнить наброски и зарисовки драпировки со светотеневой моделировкой. (А4,тушь, карандаш)»
Тема 9.3. Рельеф натюрморта с натуры
Вид СРС: подготовка докладов с анализом с использованием конспекта, дополнительной учебной литературы, ресурсов интернет по тематике: Выполнить наброски и зарисовки драпировки со светотеневой моделировкой. (А4,тушь, карандаш).
Цель: углубить и расширить теоретические знания, научиться выполнять анализ по теме: Рельеф натюрморта с натуры
Дидактические единицы, выносимые на самостоятельное изучение студентов: Лепка рельефного натюрморта из бытовых предметов. Особенности работы над рельефным натюрмортом. Правила, законы, приёмы лепки натюрморта. Наброски и зарисовки драпировки со светотеневой моделировкой
Методические рекомендации
Формирование умения лепить тоном складки драпировки различных форм;
 Развитие объемно-пространственного мышления при анализе конструкции
 складок драпировки;
 Научиться самостоятельно выполнять рисунок драпировки Выполнение работы на бумаге формате А 3 (материал по выбору)
1. Компоновка драпировки в формате листа.
2. Построение конструкции складок драпировки и плоскости, на которую она   опирается.
3. Выявление и передача тональных отношений в постановке.
4. Передача тоном освещенности и объема складок.
5. Передача цельности и выразительности драпировки тушью.


САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА № 4
«Выполнить наброски и зарисовки рельефа для декоративной тарелки со светотеневой моделировкой. (А4,тушь,карандаш)»
Тема 9.4. Рельеф натюрморта с натуры Выполнение декоративной настенной тарелки «натюрморт».
Вид СРС: подготовка докладов с анализом с использованием конспекта, дополнительной учебной литературы, ресурсов интернет по тематике: Выполнить наброски и зарисовки рельефа для декоративной тарелки со светотеневой моделировкой. (А4,тушь,карандаш)
Цель: углубить и расширить теоретические знания, научиться выполнять анализ по теме: Рельеф натюрморта с натуры Выполнение декоративной настенной тарелки «натюрморт».
Дидактические единицы, выносимые на самостоятельное изучение студентов: Научиться грамотно и последовательно вести работу над выполнением декоративного рельефа. Различные приемы построения: классический, условно-плановый, контррельеф, ажур.
Методические рекомендации
Образцы работ.



САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА № 5
«Выполнение набросков и зарисовок сказочного персонажа со светотеневой моделировкой. (А4,тушь,карандаш)»
Тема 9.5. Выполнение круглой скульптуры -литературный персонаж народных сказок
Вид СРС: подготовка докладов с анализом с использованием конспекта, дополнительной учебной литературы, ресурсов интернет по тематике: Выполнение набросков и зарисовок сказочного персонажа, с светотеневой моделировкой.(А4,тушь,карандаш)
Цель: углубить и расширить теоретические знания, научиться выполнять практическую сравнительную таблицу по теме: Методика обучения лепке и росписи народных игрушек
Дидактические единицы, выносимые на самостоятельное изучение студентов: Лепка однофигурной круглой скульптуры. Формирование пространственного мышления, научиться грамотно и последовательно вести работу по созданию художественного образа в круглой скульптуре. Наброски и зарисовки сказочного персонажа. Светотеневая моделировка
Методические рекомендации
Образцы работ.


САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА № 6
«Выполнение круглой скульптуры – литературный персонаж народных сказок»
Тема 9.6. Рельеф античной гипсовой головы в профиль
Вид СРС: подготовка докладов с анализом с использованием конспекта, дополнительной учебной литературы, ресурсов интернет по тематике: Выполнение круглой скульптуры – литературный персонаж народных сказок.
Цель: углубить и расширить теоретические знания, научиться выполнять анализ по теме: Рельеф античной гипсовой головы в профиль. Формирование пространственного мышления, научиться грамотно и последовательно вести работу по созданию художественного образа в круглой скульптуре.
Дидактические единицы, выносимые на самостоятельное изучение студентов: Рельеф античной гипсовой головы в профиль. Найти конструктивно-анатомическое строение головы человека, её основные пропорции в рельефе; проработать детали и формы, очертания головы; развивать и закреплять знание пластической анатомии человека.
Методические рекомендации
Материалы, инструменты: глина, турнетка, стеки, скульптурная
петля.
Работа, как всегда, начинается со сбора информации: полезно изучить художественные образы сказочных персонажей.
Выбираем конкретного сказочного героя, с образом которого предстоит
работать. Выполняем зарисовки по воображению или готовым иллюстрациям. В зарисовках надо добиваться пластической цельности, подчеркивать характерные, самые выразительные черты. Поиски объемной формы продолжаем в пластилине: выполняем небольшие объемные фигурки, не забывая закон круглой скульптуры – она должна иметь выразительный силуэт с любой точки обзора по кругу. Уточняем стилистическое решение. Эту работу выполняем за столом на турнетке – крутящейся подставке, что позволяет видеть скульптуру со всех сторон. Из поисковых фигурок выбираем наиболее удачную по следующим критериям: художественная выразительность, стилистическая грамотность, цельность композиции, выразительность силуэта, наличие скульптурного
объема. Лепим окончательный вариант скульптуры. Ведем работу от
общего к частному, начиная с основных объемов, следим за правильностью пропорций, далее прорабатываем более мелкие детали, наносим фактуру. Фактурная поверхность придает скульптуре законченный вид и индивидуальную художественную выразительность.


САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА № 7
«Выполнение лепки головы человека с натуры »
Тема 3.7. Лепка черепа человека.
Вид СРС: подготовка докладов с анализом с использованием конспекта, дополнительной учебной литературы, ресурсов интернет по тематике: Выполнение лепки головы человека с натуры.
Цель: углубить и расширить теоретические знания, научиться выполнять анализ по теме: Лепка черепа человека. Формирование пространственного мышления, научиться грамотно и последовательно вести работу по созданию характерных особенностей головы и портрета человека.
Дидактические единицы, выносимые на самостоятельное изучение студентов: Лепка черепа человека с гипсового слепка. Изучить пластическую анатомию черепа человека:
мозговую и лицевую части черепа, наружные поверхности костей - затылочной, височной, теменной, лобной. Верхнюю челюсть: скуловую, носовую решетчатую кости. Нижнюю челюсть: её сочленения и движения. Костные выступы на черепной коробке. Костные выступы на лицевой части. Основные типы форм черепа. Лицевой угол.
Методические рекомендации
Материалы, инструменты: глина, турнетка, стеки, скульптурная
петля.
Подготовить глину. Перед началом работы преподавателю необходимо привлечь внимание студентов на особенности строения оригинала, наклон головы по отношению к шее и в связи с этим пластическое расположение парных скуловых костей, верхней и нижней челюстей с подбородочными возвышениями, слезниц и наружных углов глаз, крайних точек разреза рта, плоскости кончика носа и т.д.
После анализа анатомического и пластического строения головы и расположения форм в пространстве приступают к лепке. При построении объема надо найти положение массы головы и шеи относительно оси, которая определяет поворот и проходит через середину лба и подбородка.
Намечают положения глаз относительно горизонтали в соответствии с наклоном головы и тотчас же устанавливают характеристику овала лица и шеи. Нужно добиваться того, чтобы размер головы при лепке не увеличивался и не уменьшался – это отрицательно влияет на композицию всей скульптуры.
После композиционного размещения и разметки рисунка переходят к лепке общей формы головы с шеей. Это значит, что голову надо представить себе как бы обтянутой сверху марлей, а шею рассматривать как полуцилиндр. Обобщенная форма без затылочной части при этом будет яйцевидной.
Установить размер и направление носа по отношению ко лбу и подбородку, места расположения глаз и делают засечки на обобщенной форме. После определения общей формы приступают к прокладке основных планов и начинают с глазниц. При том делают две впадины, границы которых проходят по краям глазничных впадин черепа. Сверху глазничные впадины будут идти по линии надбровных дуг, в сторону носа, до возвышения его костной основы. Наметив в обобщенной массе форму надбровных дуг, с наружной стороны доводят глазничные впадины до формы скуловых костей. Затем переходят к прокладке лобной плоскости, вначале повернув для этого маску и свою работу в профиль. При этом необходимо определить лицевой угол профиля и наметить его в этюде маски. Это дает возможность выяснить, как расположена лобная плоскость – выдвинута ли вперед вся масса лба над лицевой частью, либо, наоборот, западает. При лепке головы полезно для наглядности рассматривать череп.
Лепку волос ведут большими массами по основным планам мозгового отдела черепа.

СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ
АНАТОМИЯ ПЛАСТИЧЕСКАЯ (греч. anatomē – рассечение) –
раздел анатомии, изучающий пластические свойства, внешние формы и
пропорции человеческого тела, а для анималистов – также пластику
тела животного и птицы (см. Пластика) в зависимости от их строения.
А.п. основана на анализе и знании кожного покрова, мускулатуры, скелета в состоянии покоя и в движении. А. п. является необходимой вспомогательной дисциплиной в системе специального художественного
образования.
АНСАМБЛЬ (фр. ensemble, букв. – вместе) – совокупность, гармоническое единство художественных компонентов. А. может составляться из произведений одного вида искусства или объединять различные
виды (см. Синтез искусств). А. выражает мировоззренческое представление той или иной эпохи о красоте, что на практике проявляется в вы-
работке системы связей элементов и целого, в пропорциональной согласованности компонентов А. друг с другом и целым.
АНФАС (фр. en face, букв. – в лицо) – изображение портретируемо-
го лицом к зрителю.
АР НУВО (фр. art nouveau – новое искусство) – название стиля мо-
дерн, утвердившееся в большинстве стран Европы. Название стало распространенным благодаря одноименной выставке, посвященной этому
стилю (Цюрих, 1952).
АРХИТЕКТОНИКА (тектоника) структурные закономерности,
присущие конструкции здания, скульптуры, объемным произведениям
декоративно-прикладного искусства. Пропорции, цветовой строй, соотношение главных и второстепенных элементов.
АРХАИКА – от греческого «архайос» – древний. С помощью этого
термина может быть описан ранний этап в развитии любой культуры,
когда только происходит оформление стиля. Однако чаще всего понятие
«архаика» используется для обозначения периода становления древне-
греческой цивилизации (VII – начало V вв. до н.э.). В эпоху архаики
происходит формирование важнейших принципов греческого искусства: возникает система ордерной архитектуры, складываются дорический
и ионический ордера, определяются главные темы пластики – изображение мужского (куросы) и женского тела (коры). Любое архаическое
искусство, в том числе и греческое, отличает неразвитость приемов,
некоторая неловкость, статичность, симметрия, плоскостность, несовершенство исполнения.
АСИММЕТРИЯ (греч. asimmetria – несоразмерность) – отсутствие
или нарушение симметрии, несоответствие левых и правых частей сооружения, предмета или изображения. А. становится сильным средством художественной выразительности, когда она нарушает традиционную упорядоченность композиции, вносит в нее свободу, разнообразие
и усложняет способы, которыми достигаются ее равновесие и гармония.
В искусстве барокко, романтизма, экспрессионизма А. служила для
усиления динамики и экспрессии художественного образа.
БАРЕЛЬЕФ (фр. bas-relief – низкий рельеф) – разновидность выпуклого рельефа, низкий рельеф, в котором изображения (фигуры,
предметы, орнамент) возвышаются над плоскостью фона не более чем
на половину своего реального объема. Б. украшают стены зданий, постаменты памятников, стелы, мемориальные доски, монеты, медали,
камеи. Ср. Горельеф.
БИСКВИТ (фр. biscuit) – белый неглазурованный матовый фарфор;
Б. служит для изготовления скульптуры, декоративных плакеток и медалей, рельефов на посуде и вазах, а также для литофаний. С сер.
XVIII в. из Б. выполняли настольные скульптурные группы к дворцовым сервизам в Германии (Майссен), Франции (Севр), Дании, России. Б.
особенно был популярен в европейском и русском декоративно-
прикладном искусстве в кон. XVIII – нач. XIX в. в связи с развитием
стиля классицизма.
БЮСТ (фр. buste, от итал. busto – туловище, торс) – погрудное, реже поясное или оплечное изображение человека в круглой скульптуре.
ВАЯТЕЛЬ – то же, что скульптор (по преимуществу тот, кто высекает свои произведения из камня).
ВЫСЕКАНИЕ – процесс создания скульптурного произведения,
связанный, в отличие от лепки, с обработкой твердых материалов (мрамор, гранит, известняк, песчаник и т.п.) В. предполагает, что автор видит в блоке камня будущее произведение и освобождает его от лишнего
материала. При этом используются инструменты – рашпиль, скарпель, троянка, шпунт, юлина.
ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ – яркость, сила выражения, впечатления,
богатство смысла. В. может быть отнесена как к произведению искусства, так и к натуре.
ГАРМОНИЯ (греч. harmonia) – согласованность, соразмерность,
единство частей и целого, в частности в художественном произведении,
обусловливающие его внутреннюю и внешнюю стройность, его художественное совершенство. Г внешне может проявляться в симметрии,
ритме, пропорциональности, в согласованности и единстве цветовых
соотношений, в стройности композиции и других качествах художественной формы. Г. является конечным результатом как творческого процесса, так и процесса восприятия художественного произведения.
ГИПСЫ (от греч. gypsos) – гипсовые слепки скульптурных произведений (преимущественно античных), применяющиеся в качестве модели на уроках рисунка, а также в экспозиции некоторых музеев классического искусства.
ДЕКОРАТИВНОСТЬ – свойства, усиливающие выразительную и
организующую роль изобразительного искусства. Художественные
приемы: орнамент (декор), природная фактура материала, ритмы линий,
пластика объемов, интенсивность цветовых пятен, особенности мазка.
МЕДАЛЬЕРНОЕ ИСКУССТВО (изготовление медалей и монет) –
искусство мелкой пластики. Металлы: медь, серебро, золото и др. Необходимо вписать изображение и надписи в небольшую стандартную
форму (круг, квадрат, овал, реже неправильная форма).
МОДЕЛИРОВКА – в изобразительном искусстве передача рельефа
формы предметов и фигур. В скульптуре моделировка предполагает
более тонкую обработку поверхности, ее сложный рельеф, передающий
особенности построения объема (складки одежды, мелкие детали).
МОДЕЛЬ (франц., от лат. modulus – мерило, норма) – в изобрази-
тельном искусстве удивительно многозначное слово, обозначающее
различные этапы подготовительной работы художника: от выбора сюжетного мотива до этапов изготовления произведения. Во-первых, моделью обычно называют натурщиков, позирующих художнику, а иногда и неодушевленную натуру. Затем, в скульптуре и архитектуре моделью называется подготовительный эскиз, уменьшенная копия будущего произведения, которая позволяет наглядно представить авторский замысел. Кроме того, при создании скульптур из бронзы и ряда других материалов также необходимы модели. В данном случае модель – это и есть художественное произведение, которое выполняется самим автором. С этой модели снимается форма для изготовления отливки.
ПАТИНА – пленка различных оттенков, образующаяся на поверхности изделий из меди, бронзы и латуни в результате коррозии металла
под воздействием среды либо в результате патинирования. Патинирование создается для предохранения произведения или в декоративных
целях. Патинированием называют также окраску «под бронзу» неметаллических изделий (например гипсовых скульптур).
ПЛАСТИЧНОСТЬ – качество произведения скульптуры, изобрази-
тельного и прикладного искусства: «скульптурность», отчетливость,
объемность, выразительность, динамичность формы.
РЕЛЬЕФ – скульптурное изображение на плоскости. Иллюзия пространства и перспективы позволяет создавать сложные многофигурные
сцены, а также архитектурные и пейзажные сюжеты. Рельеф может
включаться в композицию стены, свода, других частей архитектурного
сооружения как часть скульптуры, а также существует как самостоятельное произведение искусства. Виды: углубленный (кой-ланоглиф,
контррельеф), выпуклый (низкий – барельеф, высокий – горельеф).
СКУЛЬПТУРА (ваяние, пластика) вид изобразительного искусства,
основанный на принципе объемного, трехмерного изображения. Чаще
портрет, реже анималистический жанр и натюрморт. Главные вырази-
тельные средства: поза, жест, рельефность, фактура, объем, пропорции.
Виды: монументальная, станковая, скульптура малых форм (в том числе
медали, глиптика), отчасти рельеф. Материал: глина (в том числе керамическая), воск, пластилин (лепка), камень, дерево (рубка и резьба),
металлы, гипс, бетон, пластмасса (отливка), нерасплавленный металл
(ковка, чеканка, сварка, резка).
СКУЛЬПТУРНЫЙ СТАНОК – деревянный треножник с вращающейся круглой или квадратной доской-подставкой, на которую помещают создаваемое произведение круглой скульптуры.
СЛЕПОК точная копия произведения скульптуры, прикладного искусства. Получают путем снятия с оригинала формы и заливки в нее гипса, синтетической массы. Используется в музейных экспозициях, в реставрации, в качестве учебного пособия.
СТЕК – деревянный инструмент для работы с глиной.
ФАКТУРА тип поверхности художественного произведения или ее
обработки. В скульптуре и декоративно-прикладном искусстве – полированная, шероховатая и др. Намеренное усложнение фактуры – кол-
лаж, введение в красочный слой опилок, песка. Фактура – одно из
средств выразительности.
ХРИСОЭЛЕФАНТИННАЯ СКУЛЬПТУРА – скульптура из золота
и слоновой кости, характерная для античного искусства. Хрисоэлефантинная скульптура состояла из деревянного каркаса, на который наклеивались пластины из слоновой кости, передававшие обнаженное тело; из золота исполнялись одежда и волосы.
ЭСКИЗ – предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения или его части. Отличается беглой манерой
исполнения, но может быть детально проработан. Некоторые эскизы
имеют высокую художественную ценность и самостоятельное значение.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная литература
1. Добрынина, Г.Г. Скульптура и пластическое моделирование:
учебное пособие / Г.Г. Добрынина. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС,
2015.
2. Лантери, Э. Лепка: пособие / Э. Лантери. – М.: «В. Шевчук»,
2006.
3. Барсегов, Э.В. Скульптура в гуманитарном вузе: учеб. пособие /
Э.В. Барсегов. – Владивосток: Изд-во ДВФУ, 2003.
4. Доронина, Л. Мастера русской скульптуры / Л. Доронина. Т. 1:
Белый город. Сер. Энциклопедия мирового искусства. – М., 2008.
5. Головин, В.П. От амулета до монумента / В.П. Головин. – М.:
Изд-во Моск. ун-та, 1999.
6. Елатомцева, И.М. Станковая скульптура / И.М. Елатомцева. –
М.: Высш. шк., 2005
7. Уэйт Браун, К. Скульптура / К. Уэйт Браун. – М.: «Арт-Родник»,
2012.
8. Ланг, Й. Скульптура для начинающих и студентов художествен-
ных вузов / Й. Ланг. – М.: Внешсигма, 2003.
9. Колпинский, Ю.Д. Искусство этрусков и Древнего Рима /
Ю.Д. Колпинский, Н.Н. Бритова. – М.: Искусство, 1983.
10. Львова, Е.П. Мировая художественная культура XX век. Изобрази-
тельное искусство и дизайн / Е.П. Львова. – СПб.: Питер, 2008. – 200 с.
11. Манке, Дж. 1000 шедевров. Скульптура / Дж. Манке, П. Бейд,
С. Костелло. – М.: Изд-во Азбука, 2014.
12. Малолетков, В. Современная керамика мира / В. Малолетков. –
М., 2013.
13. Мельние, А.А. Основы закономерности построения скульптур-
ного рельефа: учеб. пособие / А.А. Мельние. – М.: Высш. шк., 2001.
14. Одноралов, Н.В. Скульптура и скульптурные материалы /
Н.В. Одноралов. – М.: Изобразительное искусство, 1982. – 221 с.
15. Рубино, П. Скульптурный портрет в глине / П. Рубино. – М.:
АСТ. Астрель Хорвест, 2006
16. Соколов, В.Н. Лепка фигуры: учебник по скульптуре ля студен-
тов вузов / В.Н. Соколов. – М., 1962.
17. Нере, Ж. Роден. Скульптура и искусство / Ж. Нере. – М.: Арт-
Родник, 2004.
18. Стоун, И. Муки и радости (о Микеланджело Буонаротти) /
И Стоун. – М., 2014.
19. Хессенберг, К. Скульптура для начинающих: создание трехмер-
ных композиций из глины, гипса и дерева / К. Хессенберг. – М.: Арт-
Роник, 2006.
20. Сиблер, М. Искусство Древней Греции / М. Сиблер. – М.: Арт-
Родник, 2007 .
Интернет-ресурсы
Национальный цифровой ресурс «РУКОНТ» [Электронный ре-
сурс]. Режим доступа: http://rucont.ru/
Электронная библиотека BOOK.ru [Электронный ресурс]/ ЭБС
BOOK.ru. Режим доступа: http://www.book.ru/
ЭБС «Университетская библиотека online» [Электронный ресурс].
Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/
Электронная библиотечная система eLIBRARY.RU [Электронный
ресурс]. Режим доступа: http://aclient.integrum.ru/.
Российская академия художеств. Люди, события, факты истории
[Электронный ресурс]: Российская академия художеств. – Режим досту-
па: http://www.rah.ru/content/ru/home_container_ru.html.
Всемирная энциклопедия искусства [Электронный ресурс]:
artprojekt.ru. – Режим доступа: http://www.artprojekt.ru/
Галерея Arttrans [Электронный ресурс]: каталог русских и знамени-
тейших мировых художников. – Режим доступа:
http://www.arttrans.com.ua/sub/artists/
Библиотека изобразительных искусств [Электронный ресурс]:
ArtLib.ru. – Режим доступа: http://www.artlib.ru/
Современное искусство [Электронный ресурс]: интернет магазин
картин. – Режим доступа: http://artnow.ru/ru/index.html
Основные направления изобразительного искусства XX века [Элек-
тронный ресурс]: 20century-art.ru. – Режим доступа: http://20century-art.ru/

Приложение 1
Инструменты скульптора (стеки)

Приложение 2
Турнетки