Презентация Нормативно-правовая база педагога-психолога


Нормативно-правовая база для педагога-психолога г.Москвы Грашкиной Н.А.Презентацию подготовила:Студентка 3 курса «Психология Образования» з/отделение Худобец Ольга Смоленск 2015 Нормативно-правовая база для педагога-психологаНормативная документация детского практического психологаЦели и задачи службыОсновные направления деятельности службыЗакрытые виды документацииСпециальная документацияОтветственность педагога-психологаПраво педагога-психологаОбязанности педагога-психологаОрганизационно-методическая документация Положение о психологической службе Психологическая помощь детям, их семьям, всем участникам и субъектам воспитательно-образовательного процесса;Обеспечение сохранения, укрепления здоровья и профилактику нарушений психического здоровья детей в процессе их воспитания и обучения;Руководствуясь законом РФ об образовании, федеральным законодательством, нормативными правовыми актами Министерства образования РФ от 22.10.1999 г. № 636;Положениями и уставами;Международные акты в области защиты прав детей; Осуществление взаимодействия с администрацией, педагогами и др. работниками образовательных учреждений, представителями всех субъектов связанных с обеспечением развития, воспитания, образования, социализации и здоровья детей на основе принципов сотрудничества и взаимодополняемости;Осуществление в тесном контакте с родителями (законными представителями детей), обучающихся и воспитывающихся в соответствующем образовательном учреждении;Проведение любых видов работы без согласия родителей несовершеннолетних не допускается. Цель службы - обеспечение полноценного психического и личностного развития детей, в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями.Задачи службы:Неотложная психологическая помощь несовершеннолетним и их семьям;Консультативно-диагностическая, коррекционная, психопрофилактическая, реабилитационная помощь в условиях образовательного учреждения;Социально-психологическая помощь. Содействие в профессиональной ориентации детей и молодежи; Социально-психологическая , психолого-педагогическая помощь в решении вопросов опеки и участия в воспитании несовершеннолетних;Консультация по правовым вопросам и другие виды юридической помощи по вопросам, связанных с охраной психического здоровья детей;Составление заключений и рекомендаций по обучению, воспитанию детей;Психологическая помощь детям и их семьям при стихийных бедствиях, катастрофах и экстремальных ситуациях;Иные меры, необходимые для психолого-педагогического и медико-социального сопровождения развития личности детей; Основные направления деятельности службыПсихологическая профилактика;Психологическое просвещение;Психодиагностика;Развивающая и психокоррекционная работа;Психологическое консультирование;Психологическая реабилитация; Психологическая профилактикаРазработка, апробации и внедрение развивающих программ для детей разных возрастов с учетом задач каждого возрастного этапа;Контроль за соблюдение психогигиенических условий обучения и развития детей в образовательных учреждениях и семье, обеспечение гармоничного, психического развития и формирования личности детей на каждом этапе их развития; элиминирование неблагоприятных психологических факторов в образовательной среде, семье; Обеспечение условий оптимального перехода детей на следующую возрастную ступень, предупреждение возможных осложнений в психическом развитии и становлении личности детей и подростков в процессе непрерывной социализации;Подготовка детей и подростков к сознанию сфер жизни, в которых они хотели бы реализовать свои способности и знания;Своевременное предупреждение возможных нарушений психосоматического и психического здоровья детей; Психологическая просвещениеПолучение своевременной информации об индивидуально-психологических особенностях детей и подростков, динамике процесса развития, необходимой для оказания психологической помощи детям. Их родителям, педагогам;Выявление возможностей, интересов, способностей и склонностей детей для обеспечения наиболее полного личностного и профессионального самоопределения;Определение причин нарушений в обучении, поведении и развитии несовершеннолетних; Развивающая и психокоррекционная работаАктивное взаимодействие психолога с детьми и взрослыми, обеспечивающему психическое развитие и становление личности детей, реализация возрастных и индивидуальных возможностей развития детей;Участие в разработке, апробации и внедрении комплексных психолого-медико-педагогических развивающих и коррекционных программ;Реализация комплекса индивидуальных ориентированных мер по ослаблению, снижению или устранению отклонений физическом, психическом, нравственном развитии несовершеннолетним; Психологическое консультированиеКонсультирование администрации образовательного учреждения по вопросам управления педагогическим коллективом, администрации и педагогов, по вопросам развития, обучения, воспитания и образования детей;Консультирование родителей и членов семей детей по вопросам воспитания, семейных и межличностных взаимодействий; Консультирование представителей других служб и государственных органов, обращающихся в образовательное учреждение с вопросами, связанными в развитии детей по проблемам возрастных и индивидуальных особенностей психического, личностного развития детей и молодежи, социализация и социальная адаптация несовершеннолетних; Психологическая реабилитацияПсихологическое сопровождение детей, членов их семей в процессе консультативной и психокоррекционной работы с ними;Конструирование адаптивных моделей поведения т социальных взаимодействий, обеспечивающих наиболее полную социализацию и интеграцию в обществе проблемных детей и их семей; Психолог обязан знать: Закон РФ «Об образовании»;Федеральное законодательство ;Нормативные правовые акты в области защиты прав детей;Международные и российские нормативы правовых актов «Женевская конвенция»;Нормативно правовые документы органов управления и образования;Рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей профессиональной компетенции;Использовать в своей работе только психологические методы. Не принимать методов, требующих медицинской квалификации (гипноза, медитативных техник, формокологических средств);Знать новейшие достижения психологической науки в целом; Применять современные обоснованные методы диагностической, развивающей, психокоррекционной, психопрофилактической работы;В решении всех вопросов исходить из интересов ребенка и задач его полноценного и психического развития;Оказывать психолого-педагогическую помощь детям работникам администрации и педагогическим коллективам учебно-воспитательных учреждений, родителям, в решении основных проблем, связанных с обеспечением полноценного психического развития детей. Обеспечения индивидуального подхода к детям; Хранить профессиональную тайну, не распространять сведения. Полученные в результате диагностической, консультативной, и других видов работ, если ознакомление с ними не является необходимым для существования педагогического, медицинского, социального или другого аспекта психокоррекционной, развивающей работы, и может нанести ущерб ребенку или его окружению;Вести запись и регистрацию всех видов работ;Постоянно повышать свою профессиональную квалификацию; Ответственность педагога-психологаПедагог-психолог несет персональную профессиональную ответственность за правильность педагогического диагноза, адекватность используемых диагностических, развивающих, коррекционных и психопрофилактических методов и средств, обоснованность даваемых рекомендаций;Педагог-психолог несет ответственность за оформление и сохранность протоколов обследований, документации;Педагог-психолог несет персональную ответственность за сохранение конфиденциальной информации в интересах ребенка; Педагог-психолог имеет право:Самостоятельно определять приоритетные направления работы с учетом конкретных условий образовательных учреждений и т.п.;Самостоятельно формулировать конкретные задачи работы с детьми и взрослыми, выбирать формы и методы этой работы с детьми и взрослыми, решать вопрос об очередности проведения различных видов работ;Отказываться от выполнения возложенных на него обязанностей при отсутствии необходимых условий для успешного выполнения профессиональных обязанностей;Обмениваться информацией со специалистами смежных специальностей и представителями других ведомств в интересах ребенка; Педагог-психолог имеет право на льготы, предусмотренные для работников учреждений образования в соответствии с законодательством РФ. Гарантии и льготы специалистам Службы, работающим в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Приравнивается к гарантиям и льготам специалистов, занятых в работе специальных (коррекционных) образовательных учреждений. На должности педагога-психолога могут работать специалисты с базовым психологическим образованием, а так же лица, имеющие высшее образование и прошедшие специальную переподготовку в области детской практической психологии, психологической службы образования в объеме 1200 ч на факультетах и курсах переподготовки кадров;Программы обучения, переподготовки и повышения квалификации проходят профессиональную экспертизу в Экспертном совете по подготовке практических психологов образования при Министерстве образования РФ и утверждается Управлением высших учебных заведений упомянутого министерства;Правовой статус педагога-психолога Должности практических психологов устанавливаются на основе ЕТС (9-14 разряды): не менее одного психолога в каждом образовательном учреждении, включая районные, городские, областные, региональные центры психологической службы образования, являющиеся сетевыми учреждениями образованиями РФ. В образовательных учреждениях, имеющих более 500 воспитанников, количество ставок увеличивается… Нормативная документация детского педагога-психологаПеречень нормативной документации:Закон РФ об образовании;Конвенция ООН о правах ребенка;Положение о психологической службе в системе образования;Положение о практическом психологе;Квалификационная характеристика практического психолога образования (должностная инструкция и стандарт специалиста);Положение об аттестации психолога образования с соответствующим приложением; Перечень специальной документации (особый вид документации практического психолога, обеспечивающий содержательную и процессуальную стороны его профессиональной деятельности)Психологическое заключение;Коррекционная карта;Протоколы диагностических обследований, коррекционных занятий, бесед, интервью и т.д;Из перечисленной документации три вида являются закрытыми (заключения, коррекционные карты, протоколы); Перечень организационно-методической документации (планирование и методическое обеспечение профессиональной деятельности практического психолога)График работы практического психолога в дошкольном учреждении;Годовой план работы практического психолога (стратегия профессиональной деятельности)4Дифференцированный план работы практического психолога на месяц ( программа профессиональной деятельности);Журнал и бланки психологических запросов;Отчет практического психолога о проделанной работе(по итогам за год);