Методическая разработка профориентационного тренинга на тему: Планирование профессионального пути.

Планирование профессионального пути. 8 занятие


Профориентация школьников - Тренинги по профориентации

Цель: освоить навыки по планированию своего пути. Задачи: дать необходимые знания по планированию профессионального пути; предоставить членам группы возможность "заглянуть в будущее" с учетом полученных знаний. Техники:проективный рисунок "Я через 10 лет", "Мой товарищ через 10 лет". Необходимое оборудование: цветные карандаши, бумага.
Ход   занятия
Вступление (2-3 мин) Краткое резюме предыдущих встреч: что из знаний, необходимых для адекватного выбора профессии, уже получено. (Целиком пройден комплекс навыков по самопознанию и самооценке: способностей, особенностей личности, особенностей, проявляющихся в межличностном взаимодействии. Освоены умения по оценке своего эмоционального состояния, по принятию решений.) Следующий и последний этап освоить умения по планированию своего пути.
Впечатления от предыдущей встречи и анализ выполнения домашнего задания (15-20 мин)
Аналогично второму занятию.
Проективный рисунок "Я через 10 лет", "Мой товарищ через 10 лет" (1-1,5 часа)
Работа начинается с рисунка "Я через 10 лет". Каждый из участников простым карандашом выполняет рисунок. Ведущие не дают никаких дополнительных инструкций и должны пресекать все разговоры, если они носят характер типа "Скажи, что мне нарисовать?" При этом рисунок не обязательно должен отражать профессию. Затем, без перерыва, выполняется второй рисунок (все рисунки на отдельных листах). Если в группе много участников, то каждый рисует еще товарища, сидящего справа (по кругу), и того, кого хочет еще раз нарисовать. Таким образом, всего каждый выполняет четыре рисунка. Если в группе мало ребят, то рисует каждый каждого. Рисунки должны быть подписаны: кто рисовал и кого. Затем организуется дискуссия. Предсказать ход дискуссии очень сложно, поэтому ведущие должны направлять ее только по основным путям:     Сравнение представлений самого человека о своем будущем и представление о его будущем других людей.     Сравнение представлений о будущем человека его друзей, тех, кто его давно знает и любит, и людей, которые впервые встретились с ним в группе. (Бывает так, что представления друзей менее объективны либо не столь полны, как впечатления других членов группы. Если такое имеет место либо представления и той и другой группы рисовавших почти одинаковы по полноте и объективности, то это служит для ведущих еще одним критерием эффективности ГПК.)
Обсуждение. "На чем строится планирование". (Теоретические основы см. в первой части программы.) Осознание себя во временной перспективе предполагает, что при совершении важных шагов в своей жизни человек в состоянии сказать себе: "Я понимаю, что этот шаг подготовлен ходом моей жизни. На его совершение оказали влияние такие-то конкретные события. Я могу предположить, что совершаемое мною сейчас приведет в будущем к каким-то определенным событиям. Другими словами, я понимаю, что вся моя жизнь это неразрывная цепь". Осознающий себя во времени человек в состоянии выделить цели, которые он хочет достичь в жизни, определить, каким способом в своей каждодневной деятельности он приближается к ним. Такой человек всегда активен в достижении своих целей, но он не является прагматиком. Понимая временную перспективу, человек учится дорожить сегодняшним днем, понимать ценность и неповторимость каждого прожитого дня, находить в каждом дне хотя бы маленькую радость. Понимая связь того, что он делает сегодня, со своими конечными целями, он становится более активным. Кроме того, осознает, что он сам хозяин своей судьбы.
Примечание 1. Обычно это занятие оставляет большое впечатление, поскольку является едва ли не первым случаем развернутого прогнозирования жизни. Поэтому, если при обсуждении группа не укладывается в указанное время, то лучше продолжить его до конца либо договориться о дополнительной встрече. Останавливать обсуждение темы на середине нельзя.
Примечание 2. Часто в рисунках предстает образ жизни человека в 26-27 лет (например, машина, дом, дети...). Таким образом происходит возврат к обсуждению целей и ценностей жизни. Обсуждение этой темы можно не прерывать, но надо обязательно задать вопрос: "Кто ты будешь при этом, какими средствами будут достигнуты цели?"