План-конспект профориентационного занятия для первых классов


Занятие №1.(1 класс)
Тема: «Азбука профессий».
Цель: 
обучающая – формирование представлений первоклассников о различных профессиях;
развивающая – формирование общеучебных умений, эрудиции ребенка, его общей культуры;
воспитывающая – воспитание уважения к людям различных профессий, результатам их труда.
Задачи:   
- уточнение и обогащение знаний о профессиях;
- воспитание уважения к людям различных профессий, результатам их труда;
- развитие познавательного интереса, умения выделять существенные и несущественные признаки объекта, умения сравнивать, обобщать;
- развитие речи учащихся, умения  делать выводы на основе полученной информации.
Форма занятия: Дискуссия, игра в командах.
Методические приёмы: Словесные: рассказ, беседа по теме; анализ стихотворений о профессиях.
Дидактический материал: Картинки - карточки «Люди разных профессий».
Форма подведения итогов: Беседа по пройденной теме. Вывод
1.Сообщение темы и целей урока.
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем занятии?
(О профессиях.)
- Сегодня на занятии мы побываем в мире профессий.
И попробуем ответить на вопрос:
Какая профессия самая важная?
2. Игра «Отгадай профессию по действию»
(Учит – учитель, строит – строитель, убирает – уборщица, продаёт - продавец.)
- Какая из этих профессий самая важная? Объясните свой ответ.
Дети отвечают, а учитель направляет рассуждения с помощью дополнительного вопроса «Что случилось бы, если бы учителя не учили детей? Строители не строили бы дома, разные здания?» и т.д.
3. Стихи про профессии
Кузнец
- Эй, кузнец, Молодец,
Захромал мой жеребец.
Ты подкуй его опять.
- Отчего не подковать!
Вот гвоздь, Вот подкова.
Раз, два - И готово! (Маршак С.Я.)
Пожарные
Пришла беда нечаянно
От огонька случайного
Большой пожар  начался.
Кричат машины красные,
Летят к огню опасному,
На помощь людям мчатся.
Бесстрашные мужчины
Вступают в бой с пожаром.
Они всегда на страже,
И ценят их недаром!
Доктор
Простудился мальчик Шура.
Поднялась температура.
У него неважный вид…
И на помощь врач спешит.
Чтобы снять температуру
Доктор выпишет микстуру.
Улыбнется: «Будь здоров!»
Нам никак без докторов!
Говорю серьезно вам:
— Честь и слава докторам!
4.  А теперь мы поиграем в игру. Называется она “Путешествие профессий на букву А»
И Так, вы должны назвать профессию на букву «А» – профессию, начинающуюся на эту букву. Давайте начнем с первой буквы алфавита – А  Актер, аптекарь, адвокат, архитектор... Мы назвали профессии, которые, может быть, не всем известны. Кто такой адвокат? А кто такой архитектор? Архитектор придумывает разные здания, а потом по его чертежам их строят.
5. Динамическая пауза
Мы в профессии играем–
В миг мы лётчиками стали!
В самолёте полетали
И шофёрами вдруг стали!
Руль теперь в руках у нас-
Быстро едет первый класс!
А теперь на стройке мы
Кладём ровно кирпичи.
Раз- кирпич и два, и три –
Строим дом мы, посмотри!
Вот закончена игра,
Вновь за парты нам пора.
6. Угадайте, о каких профессиях идет речь в пословицах и поговорках
1. Куй железо, пока горячо. (Кузнец.)
2. Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть. (Рыбак.)
3. Не бравшись за топор, избы не срубишь. (Плотник.)
4. Корова черна, да молоко у нее бело. (Доярка.)
7. «Кто так говорит?»
- Сейчас я буду произносить фразу, а вы должны вспомнить и сказать: человек какой профессии так говорит. Задание понятно? Слушайте:
«Кому добавки?» (повар).
«Какой зуб вас беспокоит?» (врач-стоматолог).
«Большое спасибо за покупку» (продавец).
«Вам посылка, распишитесь» (почтальон).
«В мою сеть попало много рыбы» (рыбак).
«Тема сегодняшнего урока «Полезные ископаемые» (учитель).
«Присаживайтесь, как будем стричься?» (парикмахер).
- Молодцы! Вы правильно отгадали профессии людей, произносящих эти выражения.
8.Задание «Профессии по ассоциации»
Шланг, вода, костюм (пожарный).
Зеркало, ножницы, расческа (парикмахер).
Кисть, валик, ведро с краской (маляр)
Поварёжка, колпак белый, кастрюля (повар).
Мяч, кеды, форма (футболист).
Корова, ведро с молоком (доярка).
Краски, кисть, картина (художник).
Автобус, билет, деньги (кондуктор).
Сегодня мы говорили, что у каждой профессии есть название, определённые действия, орудия труда. И узнали, что профессии еще и «Пахнут»
- Чем пахнет в булочной? Почему?
- Почему куртка шофёра пахнет бензином?
- Кто ничем не пахнет? Кто такой бездельник?
9. Творческое задание: Составление страницы азбуки профессий на букву А. (Разукрашивание слов – названий профессий на букву А)
10. Подведение итогов занятия. Рефлексия.
- Спасибо вам, дети, за работу!