Роль классного руководителя в повышении качества обучения школьников

Роль классного руководителя в повышении качества обучения школьников
Для образовательных учреждений в последние годы все актуальнее становится проблема качества обучения, так как школа стала иметь дело с различными группами субъектов, от взаимодействия которых зависит эффективность ее деятельности, престиж, конкурентоспособность.
С точки зрения Коджаспировой Г.М., понятие “качество обучения” определяется как «определённый уровень знаний и умений, умственного нравственного и физического развития, которого достигают обучаемые на определённом этапе в соответствии с планируемыми целями». Несмотря на изученность различных аспектов проблемы повышения качества образования, она на сегодняшний день остается открытой как в теоретическом, так и в практическом направлениях. Сохраняется противоречие между необходимостью повышать качество обучения и недостаточной разработанностью условий. Актуальность этого противоречия определила выбор темы моей работы“Роль классного руководителя в повышении качества обучения школьников”.
Моё исследование направленно на поиск организационно-педагогических воспитательных условий, эффективно влияющих на повышение качества образования, в чём немалую роль играет и классный руководитель. Одним из основных направлений деятельности классного руководителя является помощь своим воспитанникам в учебной деятельности: в преодолении проблем, связанных с учебой, в организации взаимопомощи, в решении конфликтов с педагогами и сверстниками.
I. Создание атмосферы эмоционального комфорта
 Всем нам ясно, что мы хорошо работаем только в том случае, если чувствуем себя эмоционально комфортно. Всегда ли наши дети, входя в класс, чувствуют себя так же? Что сделать для того, чтобы в классе царила атмосфера эмоционального комфорта? Попытаюсь выделить составляющие элементы атмосферы эмоционального комфорта, над которыми обязан работать классный руководитель:
 “Делай с нами” (работа с родителями) От эмоционального комфорта родителей, от их уверенности в правильности своего поведения и от ощущения заинтересованности в жизни своих детей, во многом зависит эмоциональное состояние ребенка выработка единой системы требований.
“Я – слушаю, меня – слушают” Ощущая свободу в выражении своих мыслей, желаний, стремлений, ребенок не боится быть услышанным, а значит и быть непонятым. Это придает уверенность в своих силах и делает ситуацию на уроке более комфортной.
“Наша сила – в единстве” Воспринимая себя членом коллектива, объединенного общими целями и задачами, ощущая постоянную поддержку со стороны товарищей, ребенок чувствует себя защищенным, а значит комфортно.
“Не ошибается тот, кто ничего не делает” Ошибка – это не факт уличения в незнании; ошибка – показатель необходимости доработки материала, дополнительной практики; терпеливое и доброжелательное исправление ошибок друг друга. Не испытывая страха перед возможностью ошибиться и получить плохую оценку, ребенок чувствует себя спокойно, а значит комфортно.
“Что потопали, то и полопали” При оценивании учитывать вложенные ребенком усилия (что одному дается легко и просто, другим достигается с помощью больших усилий); не дать ребенку привыкнуть к плохим оценкам и смириться с ними.
“Хочу, а значит – могу” Работа над мотивацией учебной деятельности, отсутствие стрессовых ситуаций, понимание того, где и как я могу применить свои знания.
“Что делать, если я не хочу” Не чувствуя на себе постоянного давления, связанного с необходимостью делать то, что не хочется, дает ребенку ощущение свободы выбора своей деятельности. Приступая к выполнению того или иного задания, ребенок чувствует желание это сделать, а значит, ощущает эмоциональный комфорт и положительные эмоции.
“Радость новых открытий” Поддержание постоянного интереса у детей к тому, что происходит на уроке, разнообразие в получении детьми новых знаний, разные формы работы на этапах отработки и закрепления материала, возможность использования полученных знаний в своей практической деятельности, способствую развитию познавательной активности. Ребенок активен, он постоянно вовлечен в процесс познания, а значит не чувствует себя отстраненным, а следовательно ощущает комфорт.
“Меня видят таким, какой я есть” Если ребенок чувствует, что он принят “обществом” таким, какой он есть, он рад принять законы, цели и задачи этого “общества”.А значит, чувствует себя частью этого “общества”, не ощущая при этом чувства одиночества.
“Я стремлюсь стать лучше” Тесная связь учебного процесса и воспитательного воздействия, диалог партнеров, каждое воспитательное воздействие – на эмоционально-положительном фоне. Учитель занимает позицию поддержки в стремлении ребенка стать лучше.
“Жизнь после школы” Оказывается, что ребенка с его одноклассниками связывает гораздо больше, чем 4-х часовое просиживание в одной учебной аудитории. Во время проведения внеклассных мероприятий, дети находят друзей, близких себе по духу и интересам. А завтра, придя в класс, ребенок будет знать, что в этой учебной аудитории, его окружают не только одноклассники, но и его друзья. Что может быть комфортнее?
“Что есть, чтобы отдать?” Если ребёнок видит перед собой творческую личность педагога с “горящими” глазами, способную не только чему-то научить, но и прийти на помощь, поддержать в нужную минуту, быть рядом в момент нового открытия, это дает ему возможность не думать ежеминутно о своей безопасности и своем комфорте, а позволяет полностью погрузиться в творческий процесс познания, сделать всё, что он может, а часто и гораздо больше.
II. Формирование познавательного интереса
При изучении методической литературы, в которой описывается опыт классных руководителей по формированию познавательного интереса, можно обратить внимание на статью Шустовой И. Ю. В данной работе описывается исследование деятельности классных руководителей 5 городских и 2 сельских школ. Один из блоков исследования был посвящен содержанию деятельности классных руководителей. На вопрос: «Какие цели и задачи были самыми важными для вас в прошедшем учебном году?» было указано 284 перспективные цели, которые в дальнейшем систематизировали в несколько групп. Цели, связанные с учебной деятельностью школьников занимали второе место (после целей, направленных на создание, развитие, формирование, сплочение коллектива), - 38%. Были приведены следующие варианты ответов: воспитание сознательного отношения к учебе; повышение уровня успеваемости школьников; развитие познавательных интересов и мотивов учения; активизация мотивов учения. Из всего сказанного выше можно сделать следующие выводы: классные руководители различных школ, как городских, так и сельских, уделяют достаточное внимание учебному блоку, хотя в исследовании он и стоит на втором месте. В рамках реализации Основных направлений развития воспитания в системе образования состоялся семинар-совещание «Воспитательная деятельность классного руководителя в современных условиях».Участники семинара сформулировали некоторые рекомендации классным руководителям:
формировать мотивацию к учению каждого отдельного ребенка, изучая его возрастные и индивидуальные особенности для развития и стимулирования познавательных интересов с помощью разнообразных форм и методов индивидуальной работы;
координировать выбор форм и методов индивидуальной и групповой внеклассной деятельности, организовывать участие класса в общешкольных мероприятиях во внеучебное и каникулярное время;
привлекать школьников к работе в творческих объединениях по интересам (кружках, секциях, клубах), действующих в школах и в учреждениях дополнительного образования;
координировать усилия по образованию и самообразованию ребенка, изучая информацию об интересах воспитанников, их материально-бытовых условиях, требования родителей, их видение перспектив развития ребенка.
То есть участники семинара направляют внимание и работу классных руководителей на изучение интересов школьников, на организацию их познавательной деятельности.
 Изучение познавательных интересов и склонностей у отдельных учащихся должно осуществляться и учителями и классными руководителями. С этой целью рекомендуется:
провести анкету, сочинение, интервью (предложить примерные вопросы); [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
знакомиться с читательскими формулярами учеников, с их кругом чтения, анализировать собранный материал;
для выявления познавательных и практических умений в течение II и III четвертей учебного года в процессе подготовки различных собраний, новогоднего вечера дать возможность каждому ученику проявить себя в определенном виде деятельности, организовать смотры-конкурсы;
данные анкет, сочинений, бесед и других форм изучения интересов и склонностей учащихся проанализировать, сопоставить между собой.
Составить краткие характеристики на каждого ученика, предусмотрев в них: индивидуальные условия развития ученика, источники появления интереса и его содержание - характер, стойкость, глубину. Характеристику дополнить фактами, конкретным материалом наблюдений за учеником в процессе учебной и других видов деятельности. Формировать индивидуальные интересы по всем направлениям - в процессе обучения, внеклассной работы, индивидуальной работы с учеником. Перед индивидуальной работой классного руководителя с учащимися ставятся две взаимосвязанные задачи:
Выявление познавательных интересов и склонностей у отдельных учащихся.
Целенаправленное воздействие на их укрепление, развитие и углубление.
Решение этих задач может протекать и последовательно и одновременно.
В обучении и воспитании главное внимание классного руководителя обращается на постепенное усложнение и увеличение разнообразия самостоятельной работы учащихся с целью совершенствования их познавательных навыков и умений.
Особым направлением работы по формированию познавательных интересов учащихся является работа с родителями учащихся. Здесь также ставятся две взаимосвязанные задачи:
Пополнение данных об интересах детей.
Создание в семье условий для активного формирования этих интересов.
Для изучения интересов подростков в семье родителям рекомендуется:
провести недельный хронометраж использования свободного от учебной работы времени;
проводить беседы, выявляющие круг интересов (любимые книги, занятия, отношение к учебным предметам и др.);
записывать в течение 3 месяцев книги, прочитанные детьми, и проводить с ними беседы по содержанию прочитанного.
Для развития познавательных интересов с помощью семьи рекомендуется:
беседовать по интересующим учащихся вопросам;
побуждать учащихся задавать вопросы из интересующей их области;
проводить познавательные игры;
рекомендовать книги с целью углубления познаний школьников в интересующей их области;
беседовать с детьми о событиях дня (происшедших в школе, освещенных в газетах, журналах);
помогать ставить опыты;
побуждать подростков к творческой работе в семье, интересоваться их успехами в избранной области.
Для повышения качества образования школьников классный руководитель должен использовать разнообразные формы работы. Из форм внеклассной работы рекомендуются те, которые получили достаточную апробацию в опыте школ: вечера вопросов и ответов; конкурсы смекалистых; КВН; вечера-викторины; конференции и диспуты на темы о новом в науке, искусстве и жизни; предметные кружки и олимпиады; школьные издательства, «выпускающие» книги о новейших открытиях, изобретениях, которые появляются в периодической печати; стенные газеты, посвященные отдельным отраслям знаний; исследования, опыты, наблюдения по заданию учителя и по инициативе самих школьников; познавательные игры, игры-путешествия, заочные путешествия с элементами научной фантастики; творческие коллективы любителей искусства, техники.
В школе важно создать атмосферу интереса к знаниям, стремление искать, исследовать, творить, развивать техническую смекалку. Необходимо направить педагогический коллектив на поиски разнообразных путей и приемов поддержания познавательного интереса учащихся в их деятельности.
Использовать различные формы освещения интересующих учащихся вопросов: обсуждение новой книги, чтение стихов современных поэтов и др.
Систематически проводить информации, в которые включать раздел «О самом интересном», освещать вопросы экономики, политики, культуры, науки, литературы, искусства в зарубежных странах.
Готовить выступления учащихся перед товарищами в классе, в творческом коллективе, перед учащимися младших классов по разнообразной тематике.
Направить деятельность актива класса на сбор материала, связанного с историческими событиями.
Изложенные формы и приёмы по формированию познавательных интересов учащихся может служить ориентиром для учителей и быть использована полностью или частично.
Изучив опыт работы классных руководителей по формированию познавательного интереса, можно сделать следующие выводы:
с помощью рассмотренных выше форм и методов организации деятельности детей формируются познавательные интересы учащихся;
рассмотренный опыт работы классных руководителей дает возможность сказать, что действительно повышается уровень развития познавательного интереса;
достигать поставленные цели, направленные на формирование и развитие познавательного интереса можно с помощью разнообразных форм внеклассной деятельности [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. 
III. Контроль за учёбой учащихся
И тут часто возникает вопрос: а как контролировать главную деятельность ребенка в школе – его учебу? Что еще может делать для этого классный руководитель, кроме привычного просматривания классного журнала и бесед с учителями-предметниками по поводу успеваемости и дисциплины учеников и последующих за этим “серьезных разговоров” с учениками и их родителями?
Вопрос, который должен задать себе классный руководитель, – зачем, с какой целью нужен контроль учебы с его стороны? Об улучшении результата учебы, в первую очередь, должен заботиться учитель-предметник: классный руководитель не может быть репетитором по всем предметам. Но он может добиться того, чтобы ребенок сам стремился повысить успеваемость, осознавая необходимость получаемых знаний. Важно повлиять на ребенка с целью повышения его самооценки, формирования его веры в свою успешность, понимания необходимости личностного роста. Классный руководитель должен знать результаты исследований о том, какие факторы влияют на успешность и успеваемость школьника. К таким факторам, кроме заведомо негативных и требующих особого подхода (девиантное и асоциальное поведение, неблагополучная семья), можно отнести: толерантность и эмоциональную наполняемость среды, сложность учебного предмета и квалификацию учителя-предметника (методики определения уровней толерантности и эмоциональной наполненности представлены в приложении). Также целесообразно выяснить самооценку успешности каждого учащегося, его оценку своей значимости в коллективе и качество взаимоотношений с учителем и одноклассниками.
Показатель успеваемости хуже в тех классах, где:
дети не чувствуют свою значимость;
с мнением детей, с их стремлением к уважению со стороны учителя не считаются;
детей не устраивают отношения с учителем и/или с одноклассниками.
Уровни социализации ребенка и толерантности (класса и учителя) напрямую влияют на успешность учебы. Успех обучения во многом зависит от личностных взаимоотношений учителя и ученика: учатся с желанием у того, кого любят. В свою очередь классный руководитель может выяснить, каковы взаимоотношения учителей-предметников и учеников, при помощи различных анкет, тестов и (или) проверки уровня самоактуализации [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Современный педагог – это психолог, стремящийся строить воспитание и обучение на основе объективных сведений о личности ребенка. Контролировать качество взаимоотношений ученика и ученика, ученика и учителя-предметника необходимо при планировании действий, при появлении проблем с учебой. Также нельзя забывать о поощрении детского стремления и интереса к учебе, т. к. от успешности ребенка зависит его авторитет среди педагогов и сверстников и, соответственно, отношение к себе, к своему “Я”. Стремление к успешной учебе и веру учащегося в себя можно поддерживать, используя популярную сегодня рейтинговую систему, при этом результаты рейтинга можно наглядно оформлять различными способами, это могут быть:
графики;
диаграммы;
таблицы;
цветовые табло;
знаки поощрения для победителей рейтинга.
Рейтинговать надо желание быть успешным, достижения в учебе, в преодолении ребенком своих комплексов.
Классный руководитель может применять следующую методику: считается средний балл полученных учеником за неделю оценок (кроме неудовлетворительных), которые складываются независимо от предмета. Перечень включаемых в оценку предметов может быть различен, его можно обсудить вместе с ребятами и родителями, например: только основные предметы или наиболее сложные предметы для конкретного класса, ученика. По каждому предмету (уровню) можно определять лидеров. Возможно выделение лидеров по различным номинациям, но только позитивным, например: “открытие недели”, “стремительный взлет”, “стабильность”, “великая сила воли” и т. д. Целесообразно для определения рейтинга выбирать те предметы, которые являются наиболее значимыми для конкретного учебного заведения. Количество их не должно быть большим, например, русский язык, алгебра, история и физика. Таким образом, в этом списке могут быть предметы гуманитарного, естественного и математического циклов.
Также целесообразно отслеживать рост усилий ребенка в постижении учебных дисциплин, динамику его успехов.
Будучи классным руководителем, можно использовать простую методику: в конце года, оформляя в таблички итоговые оценки по всем предметам, рядом с оценкой за “отчетный” год ставить оценки за предыдущие периоды обучения, начиная с 5-го класса, чтобы наглядно продемонстрировать прогресс (или регресс) по каждому предмету. Такие таблички раздать и ребятам на итоговом классном часе, и родителям на родительском собрании для размышлений о результативности и темпах учебы. Данная форма работы наглядна и достаточно эффективна.
Анализ проведения исследований и данных личного опыта позволяет сделать следующие выводы:
понятие “контроль учебы” гораздо шире, чем понятие “контроль успеваемости”, поскольку предполагает необходимость отслеживания и поддержания на должном уровне факторов, влияющих на успешность обучаемого;
хорошая учеба – это не только высокие оценки, это и ощущение учеником своей успешности, значимости, это уверенность в том, что не решаемых задач нет;
наиболее целесообразным способом контроля учебы является отслеживание стабильности отношения к учебе и усилий ребенка в постижении учебных дисциплин, а также динамики его успехов. Ведь наибольшего внимания заслуживают не “стабильные” ученики, а стремящиеся “к взятию вершин”, упорные и “взлетевшие”;
уровни социализации ребенка и толерантности (класса и учителя) напрямую влияют на успешность учебы;
если в школе успехи детей в учебе станут контролировать все члены педагогического коллектива, прежде всего учителя-предметники, которые могут рейтинговать их по своему предмету, то у классного руководителя не будет особой проблемы с таким контролем.
Организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающегося в рамках деятельности общешкольного коллектива, входит в функционал классного руководителя. Классный руководитель выбирает различные формы работы для контролирования учебной деятельности учащихся, но прежде всего он должен учитывать все факторы, влияющие на достижение успехов в учебе детей, как то: уровень толерантности учителя-предметника и учеников, эмоциональную наполняемость учебной среды, самооценку учащегося.
Заключение
Классный руководитель для достижения стоящих перед ним целей и задач (образовательных, воспитательных, развивающих) должен уметь организовать разнообразную внеклассную деятельность детей, а для детей она является их естественной жизнью. Самая первая необходимость, которая возникает у классного руководителя, желающего повысить качество обучения - создание материальных условий для успешного обучения и воспитания. Параллельно должна идти подготовка «нравственной почвы», т. е. создание у учащихся положительного отношения к учению и школе.
При правильной организации работы с классом достигаются следующие результаты:
активность учащихся;
“слабые” ученики чувствуют уверенность в своих силах;
“сильные” ученики ощущают необходимость и пользу в помощи товарищу;
умение взять ответственность на себя,
умение детей самостоятельно решать небольшие, но все же проблемы, самостоятельно исследовать их,
стремление аргументировать свои решения;
более легкое и прочное усвоение программного материала;
доброжелательное отношение друг к другу;
тщательность и добросовестность в выполнении работы;
умение работать с разными источниками информации;
умение организовать не только свою работу, но и работу других. Данная работа показала, что выдвинутая гипотеза подтвердилась, т.е. очень важную роль играет классный руководитель в повышении качества обучения школьников. 
Литература
Аникеев, А.С. Положение о классном руководстве. [Текст] / А.С. Аникеев // Классный руководитель, №6, 2004 с. 47.
Воронов, В. Разнообразие форм воспитательной работы. [Текст] / В.Воронов // Воспитание школьников, №7, 2001 с. 21-26.
Григорьев, Д.В.; Кулешова, И.В.; Степанов, П.В. Личностный рост ребенка: методика диагностирования. [Текст] / Д.В. Григорьев, И.В. Кулешова, П.В. Степанов // Классный руководитель, №6, 2003 с. 65-86.
Информация о проведении Всероссийского семинара-совещания «Воспитательная деятельность классного руководителя в современных условиях». [Текст] // Народное образование, №8, 2003. С. 271-273.
Колесник, В.А. Положение о классном руководителе и МО классных руководителей. [Текст] В.А. Колесник // Классный руководитель, №6, 2004 с. 40-46.
Черноусова, Ф.П. Стимулирование познавательной деятельности как средство саморазвития и самореализации личности. [Текст] / Ф.П. Черноусова, И.Н. Круть // Завуч, №8, 2003 с. 107-117.
Приложение 1
Анкета по изучению познавательных интересов учащихся
1. Вызывает ли у Вас интерес процесс учения?
А) всегда интересно;
Б) чаще всего интересно;
В) иногда возникает интерес;
Г) никогда не вызывал интереса;
Д) не думал об этом.
2. Какие учебные предметы Вам нравятся?
А) очень интересен:
Б) интересен:
В) скорее интересен, чем не интересен:
Г) скорее не интересен, чем интересен:
Д) совсем не интересен:
3. Почему этот (эти) предмет тебе интересен?
А) нравиться преподаватель;
Б) нравится узнавать новое в этой области знаний;
В) могу отдохнуть, расслабиться;
Г) возможность общаться с друзьями;
Д) не ругает учитель;
Е) нравиться получать хорошие оценки;
Ж) нравиться процесс работы на уроке;
З) нравиться добываться результата;
И) этот предмет нравиться моим друзьям;
К) привлекает актуальность предмета;
Л) пригодится в жизни для будущей профессии;
М) что еще: ___________.
4. Если Вам нравится учиться, то как проявляется этот интерес?
А) активно работаю на уроке;
Б) внимательно слушаю объяснения учителя;
В) читаю дополнительную литературу;
Г) занимаюсь в предметном кружке;
Д) изучаю дополнительную литературу;
Е) стремлюсь придумать что-либо новое, усовершенствовать;
Ж) что еще: ___________.
5. Сколько времени Вы тратите на то, чтобы заниматься тем, что Вас интересует?
А) занимаюсь выбранным предметом только на уроке;
Б) самостоятельно занимаюсь дома;
В) углубляю свои знания на занятиях кружка в школе и вне школы;
Г) много занимаюсь дополнительно;
Д) что еще: ___________.
6. Как Вы поступите, если задано сложное задание, связанное с предметом Вашего интереса?
А) сразу спрошу ответ у других;
Б) попрошу подсказку;
В) постараюсь выполнить ее сам, если не смогу, попрошу помощи;
Г) во что бы то ни стало постараюсь выполнить сам;
Д) поступлю иначе (как?) _________.
7. Что Вас привлекает в предмете, который Вам интересен?
А) меня интересуют новые факты, занимательные явления, о которых я могу узнать от других;
Б) мне нравиться разбираться в том, что и как происходит;
В) мне интересно доходить до сути событий и явлений, выяснить, почему они происходят;
Г) мне интересно, используя свои знания, придумывать, конструировать новое.
Приложение 2
Тематика часов по развитию интеллектуальных умений учащихся.
5 класс
1. В. И. Даль и его толковый словарь.
2. Я и мои способности.
3. Мир энциклопедий.
6 класс
1. Мои сильные и слабые стороны.
2. Как развить в себе умение слушать и слышать, смотреть и видеть?
3. Мои «почему?» и ответы на них.
7 класс
1. Глубинные тайны человеческого познания.
2. Внимание и внимательность. Слова одного корня?
3. Как научиться управлять собой.
8 класс
1. Талантливость и гениальность. В чёя оно проявляется?
2. Тренировка памяти – залог будущего успеха.
9 класс
1. Человек и творчество. Великие творения человечества.
2. Разговор с самим собой по душам.
10 класс
1. Как научиться властвовать собой?
2. Мои лингвистические способности. Как они проявляются?
3. Недостатки человека и их влияние на его судьбу.
11 класс
1. Пока я мыслю, я живу.
2. Юмор в жизни человека.

Приложение 3

Вопросы для оценки самоактуализации учащихся
1. Чувствуешь ли ты себя нужным?
c Да?c Нет?c Не задумывался
2. Чувствуешь ли свою причастность к жизни школы, свою важность и значимость?
c Да?c Нет?c Не задумывался
3. Чувствуешь ли ты, что с тобой считаются?
c Да?c Нет?c Не задумывался
4. Получаешь ли ты в школе то, чего тебе не достает дома?
c Да?c Нет?c Не задумывался
5. Осознаешь ли ты себя полноценной личностью?
c Да?c Нет?c Не задумывался
6. Ощущаешь ли ты себя успешным в учебе?
c Да?c Нет?c Не задумывался
7. Устраивают ли тебя твои отношения с учителем?
c Да?c Нет?c Не задумывался
8. Устраивают ли тебя твои отношения с одноклассниками?
c Да?c Нет?c Не задумывался
9. Ощущаешь ли ты поддержку со стороны родителей?
c Да?c Нет?c Не задумывался
10. Вносишь ли свой особый вклад в жизнь класса и школы?
c Да?c Нет?c Не задумывался
Ключ. Варианты ответов: да (+ 1), нет (- 1), не задумывался (0). Определяется сумма баллов по каждому опросному листу. Определяется доля (в %) учащихся с положительной и отрицательной суммарной оценкой. Возможна случайная или сплошная выборка (по 10 чел.) в целевой аудитории.
Оценки толерантности
Для оценки толерантности учителя его исследуемые качества оцениваются по пятибалльной системе. В такой оценке могут принимать участие коллеги по работе, ученики и родители.
В каждом случае баллы суммируют и делят на 10 (число вопросов). Затем вычисляют среднюю оценку (с точностью до десятых долей).

Критерии для оценки толерантности учителя (оценивают коллеги, например классные руководители)
1. Уважительное обращение, доброжелательность.
2. Умение внимательно слушать и слышать.
3. Готовность к сотрудничеству, дух партнерства.
4. Уважение человеческого достоинства.
5. Уважение прав других на собственное мнение и готовность считаться с чужим мнением.
6. Уважение права быть иным и принятие другого таким, каков он есть.
7. Умение “гасить” и предотвращать конфликты.
8. Интерес к проблемам других и готовность помочь.
9. Уважение различных культур и верований.
10. Отказ от причинения вреда и насилия (волевого решения, наказания, жалобы, доноса и т. п.).
Критерии оценки толерантности учителя (оценивают учащиеся)
1. Уважительное обращение, ровное, без окриков и угроз.
2. Умение внимательно слушать и слышать.
3. Желание разобраться в сути вопроса, проблемы, конфликта.
4. Интерес к мнению учащихся и родителей.
5. Интерес к проблемам учащихся, предпочтениям и увлечениям.
6. Умение дать нужный совет.
7. Доброжелательность.
8. Стремление понять, поддержать и подбодрить.
9. Признание права учащегося быть самим собой.
10. Стремление принять справедливое решение.
Примечание. Оценка толерантности учителей учащимися анонимная: классный руководитель зачитывает вопрос, дети у себя на карточках с номерами вопросов ставят оценку и бросают карточки в коробку – “урну”.
Для определения уровня толерантности класса исследуемые качества оцениваются по пятибалльной шкале. Оценку могут давать и учителя, и каждый ученик класса.
В каждом случае баллы суммируют и делят на 10 (число вопросов) в каждой группе “экспертов” (учителя и ученики класса). Затем вычисляют среднюю оценку (с точностью до десятых долей). 
Критерии оценки толерантности класса
1. Умение внимательно слушать и слышать, не перебивая и не отвлекаясь.
2. Уважительное обращение друг к другу, без резких выкриков, обзывания, кличек.
3. Стремление разобраться в проблеме или теме, не игнорируя неясные места, расспрашивание, уточнение, демонстрирование живого интереса.
4. Готовность принять и дать совет, предложение.
5. Умение хвалить, соглашаться, утешать.
6. Доброжелательность.
7. Уважение личности, общение без подавления, угроз, без осуждения и критики.
8. Умение сопереживать, не обвиняя и не упрекая.
9. Стремление поддержать друг друга, подбодрить.
10. Признание права каждого быть самим собой.
Для самооценки толерантности учителей и родителей рекомендуется использовать нижеприведенные анкеты.
Предлагается самотестирование родителей на родительском собрании. Учитель зачитывает вопрос, родитель у себя на листочке ставит баллы. Варианты ответов: да (+ 1), нет (- 1), не задумывался (0). Баллы суммируются. Важно получить положительную суммарную оценку своего умения быть толерантным в общении с ребенком. Родителям, получившим отрицательный результат, предлагается обсудить проблему. В каждом вопросе содержится совет родителю.
Анкета для самооценки толерантности родителей
1. Всегда ли Вы помните об индивидуальности ребенка?
2. Учитываете ли Вы, что каждая новая ситуация требует нового решения?
3. Стараетесь ли Вы понять требования ребенка?
4. Воспринимаете ли Вы противоречия с ребенком как факторы нормального развития?
5. Даете ли Вы время ребенку для осмысления Ваших требований?
6. Пытаетесь ли Вы совместно с ребенком искать выход из конфликтной ситуации?
7. Предлагаете ли Вы на выбор несколько решений проблемы?
8. Стараетесь ли Вы ограниченно применять наказания, соблюдая при этом их справедливость и необходимость?
9. Хватает ли у Вас терпения разъяснять ребенку возможности негативных последствий его поступка или решения?
10. Стараетесь ли Вы расширять диапазон моральных, а не материальных поощрений?
11. Используете ли положительные примеры выхода из конфликта других детей и родителей?
Анкеты для определения толерантности учителя могут им использоваться в целях самооценки. Так же, как и в анкетах для родителей, каждый вопрос здесь является советом, рекомендацией, поводом задуматься о своем отношении к учащимся. Но данное анкетирование может проводить и завуч по воспитательной работе или председатель методического объединения классных руководителей. Тогда ответы учителей будут свидетельствовать еще и о том, объективна ли их самооценка. Ведь в большинстве случаев администрация в курсе произошедших конфликтов между учителями и учащимися, отношений педагога с классом, его поведения на уроках. Поэтому то, как учитель оценил сам себя, говорит о том, способен ли он признать свои ошибки и вообще видит ли он их.
Анкета для самооценки толерантности учителя
1. Всегда ли Вы помните об индивидуальности ребенка? / “Да” (+ 1); “Нет” (- 1)
2. Отличается ли стиль Ваших отношений с “плохим” и “хорошим” школьником? / “Да” (- 1); “Нет” (+ 1)
3. Препятствуете ли Вы неуспевающим и несимпатичным Вам подросткам активно участвовать в коллективных делах? / “Да” (- 1); “Нет” (+ 1)
4. Часто ли Вы жалуетесь на детей их родителям? / “Да” (- 1); “Нет” (+ 1)
5. Позволяете ли Вы себе в присутствии детей нелестные высказывания в адрес коллег? / “Да” (- 1); “Нет” (+ 1)
6. Позволяете ли Вы себе в присутствии детей резкие высказывания в адрес их сверстников из параллельных классов? / ”Да” (- 1); “Нет” (+ 1)
7. Поощряете ли Вы открыто лидеров, противопоставляя их группе ребят или класса? / “Да” (- 1); “Нет” (+ 1)
8. Позволяете ли Вы себе резкие высказывания по поводу внешнего вида подростков? / “Да” (- 1); “Нет” (+ 1)
9. Хватает ли у Вас терпения разъяснять ребенку возможности негативных последствий его поступка или решения? / “Да” (+ 1); “Нет” (- 1)
10. Демонстрируете ли Вы любовь к отдельным учащимся? / “Да” (- 1); “Нет” (+ 1)
‚ђ Заголовок 115