конспект внеклассного занятия для начальной школы «ЗУБЫ — ЗЕРКАЛО ЗДОРОВЬЯ»


«ЗУБЫ - ЗЕРКАЛО ЗДОРОВЬЯ»Цели: Корректирование и расширение знаний учеников о зубах, их значении для жизни и здоровья человека; воспитание бережного отношения к зубам.
Ход урока:
- Здравствуйте! При встрече люди обычно говорят это доброе, хорошее слово, желая друг другу здоровья. Так и я обращаюсь к вам: «Здравствуйте, уважаемые ребята и гости нашего урока!» В этот весенний солнечный день, давайте поздороваемся и подарим улыбки друг другу и гостям (глазками поздороваться с гостями и друг с другом). Сегодня я пришла к вам в гости не одна, со мной пришли доктора. Но эти доктора необычные, хотите с ними познакомиться?
—  Почему вы идете гулять на улицу, а не сидите дома? (Нужен свежий воздух. Вот он первый доктор — доктор Свежий Воздух.)-  А без какого доктора засохли бы деревья, кусты и мы несмогли бы жить? (Доктор Вода.) 
—  Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья.
-    Природа подарила людям еще и других докторов: доктора Упражнение, доктора Красивая Осанка. Тот, кто не дружит с такими докторами, ходит сутулым, горбатым, с кривым позвоночником.
-    Три раза в день, а иногда и больше мы едим. Пища должна быть здоровой. Поэтому есть доктор Здоровая Пища.
-    Может человек бодрствовать день и ночь, работать беспрерывно? (Нет, нужен сон, отдых.) И доктор Отдых подсказывает, как правильно это делать.
-    И еще есть один доктор, без которого свет бы был не мил, все были бы злые, вредные. Это доктор Любовь. Будем дружить с этими докторами?
Тогда отгадайте загадку:
Красные двери в пещере моей,
Белые звери сидят у дверей:
И мясо, и хлеб — всю добычу мою
Я с радостью этим друзьям отдаю. (Зубы)
К.Чуковский
Как у нашей Любы
Разболелись зубы:
Слабые, непрочные —
Детские, молочные...
Целый день бедняжка стонет,
Прочь своих подружек гонит: —
Мне сегодня не до вас!
Мама девочку жалеет,
Полосканье в чашке греет,
Не спускает с дочки глаз.
Папа Любочку жалеет,
Из бумаги куклу клеит.
Чем бы доченьку занять,
Чтобы боль зубную снять?..
Что же заболело у Любы? (Зуб.). Поднимите руки те, у кого тоже болели зубы. Чтобы такого не случалось, мы поговорим на нашем уроке о зубах и о том, что нужно делать, чтобы сохранить их здоровыми. Но сначала выясним, что вы знаете о зубах и чего, может быть, ещё не знаете.
Сколько у вас зубов? (Ответы учеников.). У всех разное количество. Кто может объяснить, почему? У вас многие зубы — молочные. Они «живут» недолго. В шесть — семь лет они начинают расшатываться и постепенно выпадают, а на освободившемся месте вырастают другие зубы. Как они называются? (Постоянные, коренные.)
— А что же такое зубы? Зубы — это такая же живая часть тела, как рука, нога или нос, например. Но они сильно отличаются от других частей тела. Давайте разберёмся, чем именно. Сначала выполним задание . (Выполнение задания.)
Задание 11 Сколько у тебя указанных частей тела и органов? Впиши в клетки соответствующие числа.
Пальцы руки Нос Пальцы ноги
□ □ □
Рот Глаза Уши
□ □ □
— Сколько у человека указанных в задании частей тела и органов? (Глаз-2, пальцев руки-5, нос-1, рот-1, ухо-1, пальцев ноги-5.)
А сколько у человека зубов? Молочных зубов столько же, сколько пальцев на руках и на ногах вместе, двадцать. А когда вы подрастёте, зубов станет ещё больше. Кто знает, сколько коренных зубов у взрослого человека? (32 зуба.) Давайте потрогаем нашу руку или нос, а потом зуб. Какой нос? (Мягкий.) А зуб? (Твёрдый.) Зубы — самые твёрдые части нашего организма, они твёрже, чем кости. Теперь попробуйте легонько ущипнуть себя за руку. Что вы почувствовали? (Больно.) А если постучать по зубам? (Ничего). Здоровые зубы ничего не чувствуют. Сколько раз у человека вырастают зубы? (Дважды.) Есть ли ещё часть тела, которая имеет запасной вариант? (Нет.) Для зубов сделано исключение. Как вы думаете, почему? Молочные зубы — очень маленькие. Вы растете, а зубы — нет. Поэтому они выпадают и заменяются более крупными. Но может быть и потому, что зубы очень важны для человека. Какая же у наших зубов главная работа? (Пережёвывать пищу.)
- Давайте сыграем в игру «Ам» и перечислим, какие же продукты приходится пережёвывать нашим зубам.
Игра «АМ»
Учитель бросает мяч ученикам в произвольном порядке. Ученики, возвращая мяч учителю, называют какой — либо продукт, который можно есть.
- Зубы наши верные помощники и друзья. Они смело вонзаются в твёрдые яблоки, перетирают сухари, словно на мельнице, режут мясо и мнут картошку. Зубы трудятся каждый день в течение всей нашей жизни.
Но зубы не только разжёвывают пищу, они нужны и для того, чтобы произносить слова, для красивой речи.
Давайте сыграем в игру, в которую мы не могли бы играть без помощи наших зубов.
Игра «ГОВОРИЛЬНАЯ ЗАРЯДКА»
Дети хором произносят скороговорки.
У девочки Любы разболелись зубы.
У Пети болит зуб, он не может есть суп.
Красива улыбка Вовы, потому что зубы здоровы.
- В последней скороговорке есть подсказка ещё одного значения здоровых зубов. Кто его назовёт? (Здоровые зубы украшают лицо человека, делают красивой его улыбку. Неприятно смотреть на разрушающиеся зубы.)А ещё здоровые зубы сохраняют здоровье человека. Есть такая пословица: «Кто хорошо жуёт, тот долго живёт». Как вы это понимаете? (Обсуждение.)
- А сейчас я покажу вам ещё одну игру.
Игра «ЧТО МЫ ЕЛИ, МЫ НЕ СКАЖЕМ, ЧТО МЫ ЕЛИ, МЫ ПОКАЖЕМ»
Водящие выходят к доске. Остальным играющим учитель показывает рисунки:
ребёнок кушает эскимо на палочке;
жуёт твёрдую морковку
пьёт воду из бутылки;
дует на ложку с горячим супом;
кушает дольку арбуза.
Играющие имитируют изображенные действия, а водящие отгадывают.
Хорошо жевать можно только здоровыми зубами, больные зубы справляются с этой работой гораздо хуже, поэтому могут быть неприятные ощущения и боли в животе. Также больные зубы часто приводят ко многим заболеваниям внутренних органов человека. А острые края разрушенных зубов ранят язык и щёки. Эти ранки долго не заживают, а иногда приводят к более тяжёлым заболеваниям.
Наше сегодняшнее занятие называется «Зубы — зеркало здоровья». (Тема урока записана на доске.) Почему же так говорят? (Ответы учеников.)
Здоровых людей с больными зубами не бывает!
32 БОГАТЫРЯ
Зубы надо уважать,
Никогда не обижать.
С завтрака до ужина
Им работать нужно.
Даже в праздники у них
Не бывает выходных.
Для тебя зимой и летом
И картошку, и котлеты,
Хлеб, морковку, сухари
— Всё сжуют богатыри!
О. Тарутин- Разрушающиеся зубы — это всегда очень больно. Те, у кого хоть раз болел зуб, знают, что это нестерпимая боль. Она не даёт ни играть, ни учиться, ни есть, ни спать.
СПАСИБО ДОКТОРУ
Я за щёку держался, —
Болел мой зуб,
Шатался.
Пришел в больницу я...
И вот здоровым стал я.
А зуб мой —
Там остался.
Болит, но без меня!
З.Нури- Что же нужно делать, если заболел зуб? (Идти к врачу.)
Если есть дупло у дуба,
Это, может, ерунда,
А дупло в боку у зуба —
Настоящая беда.
Если зуб во рту больной,
Значит, нужен врач зубной!
О. ТарутинКто знает, как называется зубной врач? (Стоматолог — слово на доске.) Стоматологи следят за тем, чтобы зубы были здоровыми и росли правильно. Они лечат заболевшие зубы.
Увы, бывает иногда
С зубками у нас беда.
Если зубик заболеет,
Если зубик потемнеет,
Надо к доктору бежать,
Чтобы зубик свой спасать!
С. Волков
Ходить к стоматологу нужно не реже двух раз в год, не дожидаясь, пока зубы заболят.
Некоторые дети боятся ходить ко врачу. Среди вас есть такие? Боятся те, кто думает, что лечение причинит боль. Это не верно. Лечение зубов обычно происходит безболезненно, нездоровый зуб болит гораздо сильнее. А если зуб вовремя не залечить, он обязательно будет болеть, а, в конце концов, совсем разрушится. Но если ходить к стоматологу регулярно, то такого никогда не случится.
- Какая у зубов главная работа? (Пережёвывать пищу.) Что случится, если кусочек мяса оставить на жаре? (Он испортится, начнёт гнить.) А что случится, если кусочек пищи останется в зубах? (То же самое). Вот и заведутся микробы. Ведь для них во рту просто идеальные условия — тепло, влажно и темно, а остатки пищи — прекрасная еда. Микробы прячутся между зубами, как пираты между скал и разрушают зубы, выдалбливая себе гроты — убежища. Даже не видимые глазом трещинки на зубах — широкие ворота для микробов. Как же от них избавиться? (Чистить зубы.) Давайте-ка, покажем, как мы избавляемся от микробов.
ФИЗКУЛЬТУРНАЯ МИНУТКА «чистюли»
Учитель показывает движения, дети повторяют.
Моем шею, моем уши,
Ладонями потереть шею, затем уши.
Вытираем их посуше.
Имитировать растирание полотенцем.
Чистота всего дороже.
Погрозить пальцем.
Мы и зубы чистим тоже.
Имитировать чистку зубов.
Раз — два — три, раз — два — три,
Хлопки в ладоши.
Зубы щёткой чище три!
Имитировать чистку зубов.
— А знаете ли вы, что происходит с зубами, если вы забываете или не хотите их чистить? Сначала появляется налёт. Он действует почти незаметно — зубы становятся жёлтыми и шершавыми. Если налёт не убрать, то вслед за ним появится зубной камень. Он покрывает зубы жёлто— коричневой коркой. Если камень не счистить, он повредит зубы, они станут некрасивыми и больными. Тут уже кариес — главный враг зубов — ничего не боится, разрушает всё направо и налево. Вы хотите, чтобы всё это случилось с вашими зубами? (Нет — хором.) Тогда не хитрите, чистите зубы без напоминания, ведь вы это делаете не для родителей, а для себя! Ну что, будете дружить с зубной щёткой? (Да — хором.) Очень важно подобрать правильно зубную щётку и пасту. Они должны соответствовать возрасту. Что это значит? (Предназначены специально для детей.) Щётка не должна быть слишком жёсткой, чтобы она не царапала дёсны. Но и совсем мягкая — тоже плохо, не справиться со всеми микробами.
Чтобы зубки не болели,
Чтоб крепчали и белели,
Зубки чистить по утрам
Надо даже малышам!
С. Волков
— Ребята, а сколько раз в день и когда надо чистить зубы? (Утром и вечером.)
Конечно, самым лучшим было бы чистить зубы после каждой еды.
Чтоб тебе, мой друг, с тоскою
Не пришлось на склоне лет
Страшной челюстью вставною
Пережёвывать обед,
Чтоб свои родные зубки
Смог ты дольше сохранить,
Надо чистить их почаще,
Надо вовремя лечить.
С.Н. Фёдорова
Подружись — ка, милый мой,
Ты со щёткою зубной,
Чтобы зубы заблестели,
Чтобы весело глядели!
О.ТарутинНо зубная щётка не всегда доступна, под рукой. Поэтому, как вы правильно сказали, зубы надо чистить два раза в день. Почему так важно чистить зубы на ночь? (Чтобы удалить налёт, скопившийся за день.) Волоски зубной щётки «выметут» микробов, а паста снимет следы пищи. Зубы снова станут белыми. А когда вы утром чистите зубы? Лучше это делать после завтрака. А что же делать после еды днём, когда зубной щётки нет? (Здесь поможет полоскание тёплой водой после каждого приёма пищи, оно удалит остатки и крошки.)
Ребята, я думаю, вы б не хотели,
Чтоб зубы у вас постоянно болели!
Поэтому, дети, хочу вам сказать,
Что после еды нужно рот полоскать.
Всегда это делать себя вы заставьте
И рот от микробов скорее избавьте,
Тогда и с зубами не будет проблем,
И ваша улыбка понравится всем.
К.П. Нефёдова
Многие ребята полагают, что от зубных неприятностей их убережёт жевательная резинка и заменяют ей чистку зубов. Это неверно! Жевание резинки натощак раздражает желудок и может привести к болезни. Жевательной резинкой можно снять налёт и остатки пищи сразу после еды. Но жевать её нужно 5-8 минут, пока у неё есть вкус. Дальнейшее жевание не только бесполезно, но и вредно, так как на резиновом комочке собирается очень много микробов. У нас с зубной щёткой есть помощники, которые очищают зубы от налёта гораздо лучше, чем жевательная резинка. Отгадайте, кто они.
Круглое, румяное
С дерева достану я,
На тарелку положу:
«Кушай, мамочка», — скажу. (Яблоко.)
А. Рождественская
Иль она играет в прятки?
Скрылась с головою в грядке
И сидит, таясь по-лисьи...
Потянул её за листья
И поддел рукою ловко —
Раз! Подпрыгнула.... (Морковка.)
В. Егоров
Морковь и яблоко, хоть и из разных семей, но выполняем одинаковую работу — прекрасно тренируют и укрепляют дёсны и снимаем с зубов налёт. Помогают зубам сохранять здоровье
Эксперимент «ЧИСТКА ЗУБОВ»
Учитель: (рассказывает.) Пусть расчёска будет рядом зубов, а кусочки ваты между её зубцами — это «кусочки пищи», оставшиеся после еды. Возьмите зубные щётки и попробуйте почистить эти «зубы» справа налево. Что получилось? А теперь поводите щёткой вверх-вниз. Что получилось? Повторите движения вверх-вниз с одной и с другой стороны расчёски. Что получилось? Все «кусочки пищи» выскочили. Итак, как надо чистить зубы? (Самостоятельный вывод детей.)
Чищу зубы пастой мятной,
Ароматной и приятной.
Щёткой действую умело,
Зубы будут очень белы!
Т.А. Шорыгина
Итак, чистим зубы всегда от розового к белому, от дёсен к зубам, выметающими движениями. Чистить нужно со всех сторон, начиная с дальних зубов:
внутренние поверхности;
внешние поверхности;
Это мы очистили только стенки, а надо ещё верхушки. Жевательную поверхность чистим влево — вправо. Заканчиваем чистку зубов массажем дёсен. Делаем круговые движения при сомкнутых зубах. Каждое движение повторяем по 10 раз. Не забудьте почистить язык. Для этого на многих щётках с другой стороны есть специальная подушечка.
Давайте повторим движения (по желанию детей).
Итак, что же мы сегодня узнали о зубах?
Что такое зуб?
Чем зуб отличается от других частей тела?
Почему зубы так важны для человека?
Кто помогает сохранить зубы здоровыми?
Какие зубы лучше — здоровые или больные?
Конечно здоровые! Как же надо относиться к своим зубам? Зубы надо беречь! Давайте выучим девиз нашего занятия:
«Зубы надо уважать, Никогда не обижать»!
О. ТарутинЖелаю вашим зубкам и вам быть всегда здоровыми и говорю вам до новых встреч.