Технологическая карта урока на тему Пластический обмен. Биосинтез белков


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Тема урока: Пластический обмен. Биосинтез белков
Цель и задачи для ученика Цель и задачи для учителя Формируемые на уроке УУД
Цель: продолжить знакомство с химическим составом клетки; познакомиться с процессами,протекающими в клетке Цель: Сформировать у учащихся представление о сущность пластического обмена, процесс биосинтеза белка, его основные закономерности Познавательные
+ Регулятивные
+ Коммуникативные
Личностные
+
Задачи:
На знание:
- знать закономерность протекающих процессов в клетке
На применение:
-
На анализ:
- анализировать процессы, протекающие в клетке
На синтез:
- уметь находить различия между видами обмена веществ в клетке Образовательные: рассмотреть понятие «обмена веществ», генетический код и его свойства, процесс биосинтеза белка;
Развивающие:
развивать положительную мотивацию, формировать умения и навыки выделять главное, сравнивать, анализировать, формулировать выводы;
Воспитательные: продолжить воспитание аккуратности при работе с таблицами и ответственность за самостоятельную работу. Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: комбинированный
Ход урока:
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Время
1.Организационный момент
2.Проверка домашнего задания
3. Актуализация
4. Изучение нового материала
5. Самостоятельное применение новых знаний
6. Рефлексия
7. Домашнее задание
Здравствуйте, давайте отметим отсутствующих.
Разгадайте кроссворд:
По вертикали:
способность клетки поддерживать слабощелочную реакцию своего содержимого на постоянном уровне;
Полисахарид, содержащийся в растениях;
Нерастворимые в воде органические вещества;
Бактериальные клетки шаровидной формы называются?
По горизонтали:
Высокомолекулярные соединения, мономерами которых являются аминокислоты;
Дисахарид, содержащийся в молоке;
Двуцепочный полимер с очень большой молекулярной массой, содержащийся в ядре;
Мономерные частицы, находящиеся в составе нуклеиновых кислот, многих коферментов и прочих биологических соединениях, находящихся во всех клетках живых организмов;
Комбинация из трех нуклеотидов;
Организмы, которые питаются (получают энергию) за счет неорганических соединений.
Давайте вспомним какие функции выполняют белки в клетках живых организмов?
Назовите важнейшую функцию белков?
Понятие об обмене веществ.
Живая клетка постоянно поглощает вещества из окружающей среды и в окружающую среду выделяет их. Так, клетки человека поглощают кислород, воду, глюкозу, аминокислоты, минеральные соли, витамины, а выводят углекислый газ, воду, мочевину и др. Клетка представляет собой открытую систему, поскольку между клеткой и окружающей средой постоянно происходит обмен веществ и энергии.
2. Пластический обмен. Биосинтез белков
Сегодня на уроке мы будем говорить о пластическом обмене. Выясним, как происходит биосинтез белка.
Вспомните из чего состоят молекулы белка? (из аминокислот)
3. Генетический код и его свойства.
Каждой аминокислоте в полипептидной цепочке в молекуле ДНК соответствует комбинация из трех нуклеотидов - триплет (ЦАЦ- вал). КОДОН (триплет) – последовательность трех нуклеотидов кодирующих одну аминокислоту.
Демонстрируется таблица «Генетический код». Зависимость между триплетами оснований и аминокислотами - генетический код.
Суть генетического кода заключается в том, что последовательность расположения нуклеотидов в и-РНК определяется последовательность расположения аминокислот в белках. Носителем генетической информации является ДНК, но так как непосредственно участие в синтезе белка принимает и - РНК, то генетический код записан на «языке» РНК.
4. СВОЙСТВА КОДА.
Демонстрация фрагмента диска-навигатора.
Есть кодон инициатор (метиониновый), с которого начинается синтез любого белка.
Затем учитель демонстрирует на схеме, как передается наследственная информация от ДНК к и - РНК и к белку.5. ТРАНСКРИПЦИЯ – перевод наследственной информации из последовательности кодонов ДНК в последовательность кодонов и-РНК.
Спираль ДНК раскручивается, к одной из ее нитей подходит и-РНК и начинает кодировать информацию о белке на своей цепи.
В клетке имеются специальные образования — это транспортные РНК, которые транспортируют аминокислоты к месту синтеза белка.
Давайте рассмотрим строение т-РНК
Передача наследственной информации от ДНК к и - РНК и к белку
6. Этапы биосинтеза белков
Биосинтез белков происходит на рибосомах – особых органеллах клетки, находящихся в цитоплазме
Рассмотрите рис. 61 (с. 115) поработайте с таблицей, найдите изображение рибосомы
Молекул ДНК в рибосомах нет – они содержатся в ядре. Найдите ядро на схеме. Что происходит в ядре? Для биосинтеза белка необходимо:
аминокислоты (найдите их на схеме), энергия, информация (ДНК и - РНК)
демонстрация, как происходит непосредственно сам процесс, используя презентацию
В рибосомах осуществляется ТРАНСЛЯЦИЯ – механизм, с помощью которого последовательность нуклеотидов (триплетов) в молекуле и-РНК переводиться в последовательность аминокислот в молекуле белка. Сначала происходит присоединение и-РНК к рибосоме. На и-РНК нанизывается первая рибосома, синтезирующая белок. На одной и-РНК может одновременно находиться более 80 рибосом, синтезирующих один и тот же белок. Такая группа рибосом, соединенных одной и-РНК, называется ПОЛИСОМОЙ.Вид синтезированного белка определяется не рибосомой, а информацией, записанной на и-РНК. Одна и та же рибосома способна синтезировать различные белки. По завершению синтеза белка рибосома вновь нанизывается на и-РНК, а белок поступает в ЭПС и доставляется в те части клетки, где он нужен.
А сейчас попробуйте сами составить последовательность нуклеотидов в и-РНК по участку цепи ДНК. Пользуясь таблицей генетического кода определить последовательность аминокислот в полученной цепи и-РНК и подписать их.
А-Г-Ц-Т-Т-Г-Г-А-Ц-
Решение задачи у доски
Какова скорость синтеза белка у высших организмов, если на сборку инсулина, состоящего из 51 аминокислотного остатка, затрачивается 7,3 с?
Решение задачи: 5I : 7,3 = 7 (аминокислот в 1 сек.).
(Ответ: в 1 сек. сливается 7 аминокислот.)
Д/З п. 23;
Выполнить задание в тетради: Пользуясь таблицей кода ДНК , определите, какие аминокислоты кодируют триплеты ЦАТ, ТТТ, ГАТ. Какими триплетами закодированы аминокислоты вал, фен, три?
Приветствие
Отгадывание кроссворда

Строительная
Слушают
Работают с учебником
Раскручивание ДНК и образование и - РНК – матрицы
Выполняют задание в тетради
Решение задачи 1 мин
7 мин.
2 мин.
15 мин.
5 мин
6 мин
1 мин