Технология работы над словами с непроверяемыми или труднопроверяемыми написаниями


ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ НАД СЛОВАМИ С НЕПРОВЕРЯЕМЫМИ ИЛИ ТРУДНОПРОВЕРЯЕМЫМИ НАПИСАНИЯМИ
Разработала и апробировала технологию на трех выпусках учащихся учитель начальных классов МОУ «Азеевская средняя школа» Ермишинского района Рязанской области Сергеева Наиля Умидовна
Рекомендовано учителям начальных классов.
Содержание
Объяснительная записка ……………………………
1.Актуальность изучения слов с непроверяемыми и
труднопроверяемыми написаниями…………………………………….
2.Цели и задачи технологии………………………………………………
3.Принципы построения технологии……………………………………
Дидактические принципы обучения правописанию.
Методические принципы обучения
4.Содержание………………………………………………………………..
5.Средства и способы обучения непроверяемым написаниям……….
Методы обучения непроверяемым написаниям
Приемы и формы работы над словарным словом
на уроках русского языка
Задания и упражнения
Материал для упражнений в написании наиболее
часто встречающихся слов с непроверяемыми
безударными гласными и удвоенными согласными
Тематическое планирование………………………….
Конспекты уроков……………………………………...
Список литературы…………………………………….
Азеево 2005
Объяснительная записка.
1. Актуальность обучения непроверяемым написаниям в начальной школе.
С точки зрения орфографии лексику современного русского литературного языка можно разделить на две основные группы: слова, правописание которых регулируется правилами нашей орфографии, и слова с непроверяемыми (нерегулируемыми), труднопроверяемыми написаниями. Первая группа слов со стороны их правописания изучается в начальных классах в связи с курсами фонетики и грамматики и на их основе. Работа над словами второй группы проводится «в словарном порядке». Практически это означает, что для усвоения таких слов от учащихся требуется одно: как можно больше писать такие слова, причем механически, не руководствуясь никакими правилами. В известной мере правило «больше писать» психологически оправдано: в конечном счете усвоение правописания конкретных слов, в том числе слов с непроверяемыми орфограммами, зависит от количества «встреч» пишущего с данными написаниями. Но одно дело, когда в процессе овладения орфографией участвует мысль (опора на правило, а значит, анализ-синтез), другое дело – когда связь с фонетикой, грамматикой, орфографией отсутствует и данное слово со стороны его правописания требуется просто заучить, запомнить механически. В таком случае и число «встреч» с такими словами должно быть значительно увеличено. Как показывают наблюдения ученых-психологов, в частности профессора Богоявленского Д.Н., для усвоения правописания таких слов, как аквариум, библиотека и подобных, учащиеся даже средней школы должны «встретиться» с ними не менее 10 раз (увидеть и написать). Ясно, что обеспечить учащимся такое число «встреч» со всеми ходовыми словами в начальной школе невозможно. Нужно иметь в виду, что количество таких слов в учебной литературе для начальной школы довольно велико. Указанная группа составляет в текстах учебников для начальной школы по приблизительным подсчетам более 500 слов. Нет необходимости доказывать, что наиболее употребительные из этих слов должны быть усвоены всеми учащимися начальных классов. Но многолетние наблюдения показывают, что учащиеся, оканчивающие начальную школу, допускают ошибки в написании большого количества весьма употребительных слов с непроверяемыми орфограммами. Одна из причин такого положения – неразработанность методики обучения непроверяемым написаниям, прежде всего неупорядоченность дидактического материала, на котором следует проводить работу над написаниями данного типа, и отсутствие научно обоснованных рекомендаций о том, какими методами нужно обучать этим написаниям. А ведь без усвоения употребительных слов с непроверяемыми написаниями учащиеся не могут в полной мере овладеть литературной речью, ее письменной формой. Отсюда – актуальность проблемы обучения непроверяемым написаниям. В основу формирования орфографических навыков при изучении непроверяемых написаний должна быть положена активная учебная работа учащихся. Учитель должен руководить ею, имея в виду следующие условия, обеспечивающие эффективность этой работы:
- активизация умственной деятельности учащихся и их памяти;
- обучающий характер учебной деятельности;
- регулярность в работе над словами с указанными орфограммами.
Обучение непроверяемым написаниям должно проводиться на дидактическом материале, включающем наиболее употребительные слова. Их следует отбирать из учебников (по всем дисциплинам), изучаемым в данном классе, художественных произведений, словарей. Основные недостатки в работе над непроверяемыми написаниями состоят в том, что задания для учебной работы носят нередко механический характер; от учащихся, выполняющих такие задания, учитель обычно требует лишь готового ответа на поставленный вопрос, не интересуясь ни ходом рассуждений учащихся, ни возможными вариантами решения данного вопроса. Другой типичный недостаток – однообразие упражнений: подчеркнуть указанные орфограммы, вставить пропущенные буквы, дописать окончания. Третий недостаток – отсутствие должного руководства работой учащихся при выполнении ими практических заданий. Нередко один их учащихся записывает предлагаемый учителем дидактический материал на доске, а остальные списывают этот материал, не вникая в должной мере иногда в существо дела. Таким образом, в организации и проведении учебной работы имеются серьезные недостатки. Главный из них состоит в том, что она направлена не столько на активизацию мыслительной деятельности учащихся, сколько на механическое выполнение предложенных заданий. Орфографическая грамотность – основная часть общей языковой культуры любого человека, показатель точности выражения мысли и взаимопонимания. На основе этого постулата базируется одно из направлений развития орфографических умений и навыков учащихся – словарная работа. Этот раздел программы по русскому языку изучается в течении всего учебного года в 1-4 классах и, как правило, основан на механическом запоминании «словарных» слов. Но не всегда ученик запоминает, как пишется то или иное слово, хотя на уроке было обращено внимание на особенности написания, подчеркнута нужная буква и слово, как обычно, было занесено в словарик.
2. Цели и задачи технологии
В процессе обучения нерегулируемым написаниям у учащихся должны быть сформированы:
- навык распознавания слов с такими написаниями;
- навык автоматизированного написания слов с этими орфограммами;
- навык использования изученных слов в письменной речи.
Формирование понятия о словах с непроверяемыми (нерегулируемыми), труднопроверяемыми написаниями. Учить распознавать слова с непроверяемыми (нерегулируемыми), труднопроверяемыми написаниями в устной и письменной речи.
Формирование навыков правописания слов с непроверяемыми, труднопроверяемыми написаниями. Вырабатывать навык правописания слов с непроверяемыми, труднопроверяемыми написаниями
(доводить до автоматизма).
Формирование умений осознанно и грамотно употреблять слова с непроверяемыми написаниями в устной и письменной речи. Количественное и качественное обогащение словаря детей.
3. Принципы построения технологии.
Учитель знает, что руководство учебной деятельностью школьников должно опираться прежде всего на принципы дидактики – принципы научности, доступности, принципы развивающего и воспитывающего обучения и другие. Кроме того, учитель при организации и проведении учебной работы должен руководствоваться также специальными методическими принципами. Ведущая задача нашей школы – подготовить людей мыслящих, умственно зрелых. Выпускник должен уметь самостоятельно анализировать, обобщать и оценивать факты, воспринимать их осознанно. А такому подходу к учебному материалу нужно детей учить. Учить аналитическому подходу к фактам, событиям, явлениям – это значит учить школьников учиться. Отсюда следует, что и учебная работа над непроверяемыми орфограммами должна носить обучающий характер. Это – одно из ведущих условий эффективности обучения указанным написаниям.
Учебная работа достигает цели, когда она проводится в системе. Здесь мы опираемся на дидактический принцип систематичности. Нужно, чтобы обучение нерегулируемым написаниям было не эпизодом в учебном процессе по русскому языку в целом, а чтобы работа над этими орфограммами представляла собою совокупность взаимосвязанных видов учебной деятельности. Отсюда другое условие эффективности работы над словами с трудными написаниями – ее систематичность.
Уроки русского языка должны вооружить учащихся речью как орудием мысли и средством общения. Поскольку курс русского языка имеет своей главной целью формирование речевых навыков, то в учебной работе здесь должны преобладать задания практического характера. Отсюда следующие условия эффективности работы над нерегулируемыми написаниями. – ее практический характер.
С названным условием связано другое – целенаправленность в работе. Учитель должен стремиться к тому, чтобы дети научились писать как можно больше употребительных слов с этими написаниями. В этом – конечная цель изучения слов с такими орфограммами.
Учебная работа дает высокую эффективность, если проводится регулярно. Из психологии известно, что орфографические навыки тем прочнее, чем чаще «встречи» учащихся с орфограммами. Отсюда еще одно условие работы – ее регулярность. Именно регулярность работы над учебным материалом способствует формированию умений и навыков, ведущих к созданию того, что И.П. Павлов назвал динамическим стереотипом.
Схематически указанные условия (положения) можно представить так:
Условия эффективности учебной работы над непроверяемыми орфограммами
Обучающий
характер Системность Практический
характер Целенаправ-
ленность Регулярность

Руководство любым видом учебной деятельности должно опираться на принципы дидактики. Рассмотрим кратко те принципы дидактики, которыми следует руководствоваться в обучении непроверяемым написаниям.
Дидактические принципы обучения правописанию.
Принцип научности. Научность – основной принцип преподавания любого школьного предмета на любом этапе обучения в нашей школе. Этот принцип требует, чтобы сведения о фактах и явлениях, изучаемых в школе, излагались в полном соответствии с данными, добываемыми наукой, без отступлений от общепринятых научных положений. Сказанное в полной мере относится к учебной работе по орфографии. Например, учащиеся смешивают ударные и безударные слоги, а отсюда ошибки в написании безударных гласных. Предупредить эту ошибку – значит научить учащихся прежде всего различать ударные и безударные гласные корня, помочь учащимся осознать соответствующие фонетические явления. Чтобы реализовать указанный принцип в работе над непроверяемыми написаниями, нужно научить учащихся:
анализировать слова со стороны их звуко-буквенного состава;
выделять в словах ударные и безударные слоги;
сопоставлять слова и формы слов.
Принцип систематичности. Известно, что явления действительности взаимосвязаны, а значит, понимание их основано на анализе и синтезе. Факты орфографии тоже не должны изучаться изолированно, их следует рассматривать в тесной связи одного с другим. Например, правописание безударных гласных, в том числе непроверяемых, связано и с ударением, и с чередованием звуков, и с морфологическим составом слова и со словообразованием. Следовательно, чтобы усвоить правописание безударных гласных, нужно знать и состав слова, и формы изменения слов, и способы образования слов. Основные пути реализации принципа систематичности в работе по орфографии можно сформулировать так:
1. учить учащихся видеть орфограммы;
2. учить учащихся изменять и образовывать слова;
3. формировать у школьников навыки сопоставления.
Принцип активности. Сознательное усвоение правописания предполагает активную аналитико-синтетическую мыслительную деятельность. Особенно важно активизировать работу мысли, а следовательно, и памяти при обучении непроверяемым написаниям. При изучении таких написаний учащиеся должны не просто «писать», а выполнять упражнения активно. Эти упражнения должны побуждать учащихся к активной работе мысли, к сопоставлению их и т.д. Это возможно и при выполнении упражнений над словами с непроверяемыми написаниями. Здесь могут применяться задания на подбор к данным словам родственных слов, синонимов, образование других частей речи, группировка слов по каким-либо признакам ( например, в один столбик записываются слова с безударными гласными а, в другой – с безударными о и т.д.).
Принцип наглядности. Установлено (психологами, методистами и опытом учителей), что лучше усваиваются те орфограммы, которые воспринимаются зрительно. Следовательно, в процессе изучения непроверяемых написаний должна быть усилена роль наглядных пособий: таблиц с трудными словами, классной доски, ученических тетрадей, орфографических и толковых словарей, рукописных словариков. При этом важно, чтобы наглядные пособия не просто «присутствовали», они должны участвовать в работе. Активизации учебной работы с помощью наглядных пособий содействуют такие виды заданий:
ответить на вопрос к таблице;
разобрать примеры, данные в таблице;
подобрать свои примеры.
Принципы связи обучения с жизнью. Наиболее глубоко и конкретно принцип связи обучения языку с жизнью раскрыт в трудах профессора
Л.П. Федоренко. Смысл этого принципа она видит в том, что: 1) обучению «учатся у жизни»; 2) обучают «для жизни». Реализации этого принципа служит вся учебная работа в целом. Ведь главная задача обучения в том и состоит, чтобы подготовить учащихся к активному участию в жизни, а активность формируется в процессе учебной деятельности. Связь обучения с жизнью в работе по орфографии – это такой принцип, реализация которого обеспечивает усвоение не только тех слов, над которыми дети уже работали под руководством учителя, но и слов с данной орфограммой, которые в ходе учебной работы в школе в упражнения не включались. Реализуя указанный принцип в ходе работы над нерегулируемыми написаниями, нужно:
1. отбирать для изучения наиболее ходовые слова;
2. формировать у учащихся навыки автоматизированного письма;
3. учить детей пользоваться словами с трудными орфограммами в своей речи.
Принципы воспитывающего обучения. Обучать «для жизни» применительно к русскому языку – это значит прежде всего «пробудить любовь и уважение к родному языку и к народу – создателю этого языка»
(Л. П. Федоренко) Чтобы реализовать этот принцип, нужно:
раскрыть перед учащимися лексическое богатство русского языка;
показать социальную функцию грамотного письма;
воспитывать у учащихся стремление к сознательному и прочному овладению правописанием.
Методические принципы обучения.
Принцип дифференцировки языковых факторов.
В курсе русского языка немало внешне сходных, а поэтому смешиваемых фактов. Так, учащиеся начальной школы смешивают части речи, орфограммы. Исходным этапом по языку в школе является обучение дифференцировке ( различию) учащимися фактов языка, умению «узнавать» и различать их, отграничивать от других внешне сходных. Один из эффективных методов здесь – выборочный диктант. Например, учащимся предлагается выбрать (выписать) из данного текста и записать в один столбик слова с проверяемыми безударными гласными, а в другой - с непроверяемыми. Без умения дифференцировать (различать) слова с изучаемыми орфограммами обучение правописанию малоэффективно.
Принцип сопоставления смешиваемых написаний.
Этот принцип имеет особенно большое значение при обучении правописанию потому, что в русском письме таких написаний подавляющее большинство: на письме смешиваются безударные а-о, е-и в корне, е-и в падежных окончаниях существительных и личных окончаниях глаголов, написания слов типа аллея - алый, кавалерия – артиллерия. Исходный этап в работе над такими написаниями – формирование у учащихся навыка различения слов со смешиваемыми орфограммами, а затем – включение таких слов в упражнения с таким расчетом, чтобы учащиеся имели возможность сопоставлять их написание.
Принцип связи занятий по орфографии со словарной работой.
Одна из причин орфографических ошибок в работах учащихся – ограниченность их словарного запаса. А ведь в конечном счете овладение орфографией – это усвоение правописания конкретных слов, и чем больше усвоит ребенок слов с трудными для него орфограммами, тем он грамотнее пишет.
Содержание
В качестве содержания, выбранного для решения поставленных задач, за основу взята программа В.П.Канакиной по русскому языку для начальных классов.
Учебники:
«Русский язык» для 1, 2, 3, 4 классов (автор Канакина В.П..)
Пособия :
Матвеева А.Н. «Тематические и итоговые контрольные работы по русскому языку в начальной школе»
Тикунова Л.И., Канакина В.П. «Сборник диктантов и творческих работ»
Узорова О.В., Нефедова Е.А. «Справочное пособие по русскому языку»
Средства и способы обучения непроверяемым написаниям
Как обоснованно считают методисты, основой обучения языку является дидактический материал. Это в полной мере относится к изучению правописания. Требования к дидактическому материалу:
Для упражнений должны использоваться слова, в которых данная орфограмма отражается, по возможности, во всех вариантах.
При подборе примеров для занятий следует учитывать наиболее типичные ошибки в работах учащихся на данную орфограмму.
Одним из наиболее эффективных приемов обучения правописанию является противопоставление одних написаний другим.
В школе нет возможности изучать все имеющиеся в русском литературном языке слова с трудными написаниями. Значит, для работы на уроке и дома нужно отобрать наиболее употребительные из них.
Как известно, материалом для занятий по орфографии могут служить отдельные слова, предложения и связные тексты..
Дидактический материал должен быть максимально полезным в познавательно-воспитательном отношении; слова для упражнений по орфографии следует отбирать с учетом уровня развития учащихся.
Методы обучения непроверяемым написаниям
Запись слов по алфавиту
Учащиеся усваивают алфавит уже к концу первого года обучения. Знание детьми порядка расположения букв в алфавите учитель может использовать и в работе над непроверяемыми написаниями. Так, записав на доске вразбивку несколько слов с такими написаниями, учитель предлагает детям переписать эти слова в тетради, расположив их по алфавиту. По мере практического усвоения учащимися алфавита задания усложняются. Детям предлагается записать слова, придерживаясь алфавитного расположения не только первой, но и последующих букв. Затем задания еще более усложняются. На доске даются вперемешку слова, начинающиеся, например, на а, г, п. От учащихся требуется записать эти слова соответственно в три столбика и внутри столбиков строго по алфавиту.
Выборочный диктант
Исходный этап в работе над непроверяемыми написаниями – обучение учащихся умению различать, опознавать слова с такими написаниями в тексте. Наиболее эффективный метод, с помощью которого формируется такое умение, - выборочный диктант. Методика проста. Учитель вслух читает текст, в котором встречаются слова с непроверяемыми написаниями, а учащиеся, прослушав предложение, записывают встретившиеся в нем слова с данными орфограммами. В дальнейшем этот вид работы можно усложнить: в один столбик из данного текста учащиеся записывают слова с проверяемыми безударными гласными, а в другой – с непроверяемыми. В ходе такой работы дети не только учатся различать слова с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными, но и закрепляют правописание тех и других.
Выборочный ответ
Предлагая учащимся задание (упражнение, вопрос), учитель сопровождает его несколькими ответами, из которых один правильный (или полный), а остальные – неправильные (или неполные). Учащиеся должны выбрать правильный (полный) ответ.
Например:
Слова Ответы
1 2 3 4
л.сица и е и и
м.дведь и е е и
п.нал е и е и
т.традь и е е и
Проверив по словарю все ответы, учащийся выбирает правильный, в данном случае – третий ответ: нужно писать лисица, медведь, пенал, тетрадь.
Группировка и запись слов по орфографическим признакам
Этот метод состоит в том, что учащиеся записывают диктуемые или данные на доске слова и по алфавиту и по группам в соответствии с орфографическими особенностями слов. Так, учащимся 2 класса даются слова с непроверяемыми безударными гласными платок, воробей, пальто, тетрадь, Москва, малина, пенал, мороз, хороший, ветер, медведь, машина, и предлагается записать их столбиками : в один столбик по алфавиту с безударной гласной а, в другой – с безударной гласной о и т.д. В соответствии с этим ученики записывают:
а е о
малина ветер воробей
машина медведь мороз
пальто пенал Москва
платок тетрадь хороший
Подбор однокоренных слов – других частей речи
При изучении (и повторении) частей речи полезно предлагать учащимся задания на образование одних частей речи от других.
Ветер – ветреный. Мороз – морозный, морозить. Класс – классный. Суббота – субботний.
Сопоставление и запись слов с «противоположными» орфограммами
Здесь имеется в виду слова типа территория – коридор (рр - р) учащимся предлагается написать на уроке две - три таких пары (под диктовку или с доски), сгруппировав их по наличию двух или одной согласных.
рр р сс с
перрон коридор касса трос
терраса директор масса матрос
территория капрон шоссе термос
Подбор и запись синонимов и антонимов
Одним из эффективных методов словарно-орфографической работы является подбор учащимися слов, близких или противоположных по значению. Например, предлагается домашняя работа на подбор синонимов к словам.
Буря –вьюга, метель, метелица, пурга;
Граница – рубеж, межа, край, грань, предел;
Вежливый – учтивый, любезный, деликатный, обходительный, корректный.
Бояться – опасаться, пугаться, страшиться, ужасаться, робеть, трусить, трепетать.
Составление с данными словами предложений
Этот вид работы способствует закреплению навыков правописания, обогащению словаря учащихся и усвоению синтаксического речи. Например, ребятам предлагается составить предложения со словами
класс, лагерь, дежурный, коллектив. Учащиеся составляют и записывают предложения.
Сочинение по опорным словам
Близко к предыдущему виду работы стоит сочинение по опорным словам.
Так, учащимся предлагается написать сочинение, использовав слова багаж, вагон, вокзал, дежурный, пассажир, перрон, сигнал. Дети могут составить текст, например, на тему «На вокзале», употребляя предложенные слова.
Дописывание орфографических таблиц
Для закрепления непроверяемых написаний может быть использован
прием дописывания таблиц. Например, учащимся, начиная со 2 класса, предлагается, пользуясь орфографическим словарем, дописать такую таблицу:
а о
а
абзац
……
а - а
карандаш
…….. о
солома
……… о - о
огород
…….
Подбор и запись слов с иноязычными элементами
Познакомив учащихся с некоторыми иноязычными элементами
слов, учитель может предложить задание на подбор слов с этими элементами. Запишите слова с элементами авто-, колл-, грамм-
автодорога коллектив грамматика
автомобиль коллекция килограмм
автостанция редколлегия орфограмма
Замена описательных оборотов словами-синонимами
При использовании этого метода предлагается вместо описательного оборота подобрать соответствующее ему по значению слово с непроверяемой гласной или удвоенной согласной
Запись на доске может быть такой:
Описательные обороты слова
ящичек для ручек, карандашей
коллективная поездка, посещение чего-нибудь
собрание однородных предметов
собрание засушенных растений
помещение, где хранятся и выдаются книги для чтения гербарий
библиотека
пенал
коллекция
экскурсия
Ребята выбирают из правого столбика соответствующие слова и записывают их рядом с описательными оборотами: ящичек для ручек, карандашей - пенал и т.д.
Письменный пересказ текста с использованием данных слов
Этот метод состоит в том, что учащиеся кратко в письменном виде передают содержание какого-нибудь текста, используя в своем пересказе записанные на доске слова с непроверяемыми безударными гласными и удвоенными согласными. Например, учащимся предлагается кратко пересказать описание жизни Ваньки Жукова, употребив слова Октябрьская революция, деревенский сапожник, Москва, здесь, очень, доброта, жестоко, никто, Константин Макарыч, адрес.
Планомерное применение названных методов дает возможность повысить эффективность обучения непроверяемым написаниям.
В своей работе руководствуюсь знаниями по психологии: чтобы лучше запомнить, надо задействовать различные виды памяти. В некоторых словах, например, для лучшего запоминания трудную букву рисуем в виде предмета, символизирующего слово. Рисунок связан со смыслом и эмоционально окрашен. При таком владении правописанием активно работает и образная, и эмоциональная память.
Слово трудное попалось –
Это, братцы, не беда.
Нарисуем в слове букву,
Не забудем никогда.
Преимущества данного приема:
На уроке решается проблема отчуждения ребенка от учебного процесса. «Метод обучения должен уменьшать трудности обучения, с тем чтобы оно не возбуждало в учениках неудовольствия и не отвращало от дальнейших занятий» Я.А. Коменский.
Прием учит детей нестандартно мыслить, видеть в каждом слове необычное, эмоционально воспринимать слово.
Активизируется познавательная деятельность.
Ребенок сам себя обучает.
Благодаря этому приему учащиеся испытывают удовлетворение от работы.
Рисунки-образы букв развивают детское воображение и укрепляют память.
На уроках трудового обучения составляем подобные карточки со словарными словами
П О М И Д О Р В О Р О Б Е Й
Ведь то, что сделал сам, запомнишь надолго.
« Я услышал – и забыл.
Я увидел – и запомнил.
Я сделал – и понял» ( девиз школы Бэббиджа )
Успешному запоминанию способствует соблюдение определенных условий:
установка на запоминание : ученик должен хотеть запомнить то, что ему надо запомнить;
заинтересованность: легче запоминается то, что интересно;
яркость восприятия: лучше запоминается всё яркое, вызывающее определенные эмоции;
образность запечатления: запоминание, опирающееся на образы, лучше, чем механическое запоминание.
Будучи первоклассниками, ребята лепят из пластилина букву, с закрытыми глазами на ощупь находят нужную для предложенного мною словарного слова. Нравится ученикам подобным образом искать букву из классной магнитной азбуки. В данном случае идет опора на тактильную память. В некоторых словах для лучшего запоминания «трудную» букву пишем большего размера, более выпуклую, раскрашиваем её.
Интересен вариант работы С. Яшенковой (газета «Начальная школа» №4 2000 год), предлагающей запомнить словарные слова при помощи мнемосистемы связей, которая заключается в следующем:
запоминание происходит легче, если человек представляет себе предметы или действия, которые обозначают слова;
объединенные в группы предметы должны «оживать», «двигаться»
о д н а ж д ы Ого! Однажды на осине выросли орех
о с и н а и яблоко! Когда мы очень сильно
о р е х удивляемся, то широко раскрываем
я б л о к о глаза, они становятся похожи
на букву «О»
Вместе с ребятами сделали карточки с напечатанными словарными словами и выделением части слова другим цветом. В некоторых карточках изображали определенный образ, который вызывает это слово.
40
сорок а
На обороте :
Составляем с ребятами тематические группы слов, рисуя и наклеивая картинки, соответствующие данной теме.
корзина, яблоко, яблоня,
девочка, платок, ягоды.
При знакомстве со словом с непроверяемым написанием ученику отводится, как правило, пассивная роль: слово предъявляется и анализируется самим учителем. Но ведь, как известно, дети лучше запоминают то, что, как им кажется, они нашли сами. Если дети умеют определить «трудное» место в слове до начала письма, то процесс письма становится для них более осознанным.Учителю можно целый год твердить, что слово «пальто» пишется через а, что оно несклоняемое, а результат будет безуспешным. А может все быть иначе. Для этого на один урок надо превратиться в модельера, рассмотреть журналы мод, придумать и зарисовать новые модели пальто, подобрать к ним сапоги, варежки. Теневой театр поможет изучить названия животных: заяц, корова, лисица…Культура общения по телефону усваивается в процессе запоминания слова «телефон». Такое усвоение понятий не отнимает много времени при изучении темы урока, а наоборот, работает на неё. Ведь недаром К.Чуковский писал: «Ребенок бессознательно требует, чтобы в звуке был смысл». В некоторых случаях можно обратить внимание на признак, присущий только этому слову и затем связать этот признак с орфограммой. Например, изучаем слово «береза» , выделяем признак, который отличает ее от других деревьев: береза белая. Суть этого метода : трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова.
б
б е р е з а р дина л е с Т н и ц а о р е х
л Р О ссия
а ст лица з
я М сква к а п у с т а
я
ц
Ассоциативная связь может быть по цвету, форме, действию, количеству, месту расположения.
Процесс обучения школьников целесообразно организовать так, чтобы в определенной взаимосвязи проводилась работа по фонетике, орфографии, словообразованию, морфологии, лексике и синтаксису, чтобы все стороны слова ( его лексическое значение, грамматические признаки, морфемный состав, а также произношение и написание) рассматривались в единстве. Таким образом создаются условия, при которых у учащихся развивается разносторонний подход к слову. Можно проклассифицировать виды упражнений над словами с непроверяемыми гласными по направлениям, традиционно составляющим систему языка.
Приемы и формы работы над словарным словом на уроках русского языка
Основной смысл фонетических упражнений состоит в том, чтобы дети научились легко слышать звучащее слово, каждый звук в отдельности и позицию этого звука, умели производить анализ звуковой формы слов. Все это способствует формированию фонематического слуха и речедвигательных навыков. В результате практических упражнений у учащихся формируются знания о слоге, о звонких и глухих, твердых и мягких согласных, об ударении, об ударных и безударных гласных. С помощью упражнений учащиеся начинают понимать, что звуки и буквы не одно и то же, что иногда слово пишется не так, как слышится. Большая роль отводится зрительному восприятию. Поэтому немаловажное значение имеют работа над словами с использованием карточек, картинные словарные диктанты, словарные диктанты.
Примеры упражнений для формирования фонетических понятий.
Выпишите слова, в которых есть мягкие согласные: бер..г, в..кзал, з..мляника, ж..лезо, г..рох, уч..ник, пл..ток, с..рень.
Выпишите слова в два столбика: в первый столбик – с глухими согласными на конце слова, во второй – со звонкими согласными на конце слова: завтрак, народ, адрес, рисунок, морковь, портрет, багаж, салют.
Запишите слова, начинающиеся на букву р( т, п, о и т.д.)
Запишите слова, располагая их в алфавитном порядке. Вставьте пропущенные буквы, поставьте знак ударения: г..рой, адр..с, ур..жай, р..кета, т..пор, п..суда.
Запишите слова с мягким знаком в середине слова, на конце слова.
Приведите примеры слов, имеющих ударение на первом, втором, третьем слоге.
Игра «Из каких слов выпали гласные?» Д.ревня, м.л.ток, к.ньки, п.ртрет, с.л.ма, т.л.фон
Игра «Догадайся, что за слово»
о о о о о о о о о о о о 9. Игра «Угадай слово».
Учитель показывает карточки, на которых написан первый слог нужного слова ( например, го город, горох, горизонт).
И наоборот, может дать конец слова, а учащиеся придумывают начало. (например, -суда, -рёза)
10. «Чайнворд». В клетки круга по направлению, указанному стрелкой, впиши словарные слова. Последняя буква предыдущего слова является началом следующего.
11. «Собери слова».
ка, та, пус; роз, мо; тор, трак
12. Выпиши из словаря в алфавитном порядке слова на тему «Птицы», «Одежда».
13. Выборочный диктант.
Дети записывают только слова с непроверяемыми написаниями.
По шоссе едет автомобиль. Ребята развели у реки костер. Дежурный следит за порядком в классе.
14. Найдите словарные слова на данную букву алфавита, запомните их написание и запишите по памяти в тетрадь.
15. Игра « Кто больше придумает слов».
Дано несколько букв. Нужно составить с этими буквами как можно больше слов. С Г О Т Л Е Я Р А Ь Л И
16. Игра «Расшифруй слово»
Замените цифры буквами алфавита и прочитайте слово
10 13 6 20 (билет)
26 16 22 7 18 (шофёр)
33 2 13 16 12 16 ( яблоко)
17. Игра «Ступенька»
В столбик записываются слова так, чтобы в каждом следующем слове было на одну букву больше.
берег
гореть
агроном
18. Ребусы 40 а
Предметом особого внимания на уроках русского языка является развитие орфографической зоркости учащихся. В этих целях дети выполняют упражнения по подчеркиванию «опасных» мест в слове, выполняют работу по редактированию материала, который содержит грамматическую ошибку. Большой интерес у учащихся вызывает работа над составом слова. В результате повторения морфемного состава слова совершенствуется умение распознавать и подбирать однокоренные слова, углубляется представление учащихся о словообразовательной роли приставок и суффиксов, формируется умение разбирать слова по составу.
Примеры упражнений:
От слов береза, праздник, яблоко образуйте родственные слова. Укажите, при помощи чего они образовались.
Подберите слова к данным схемам
(приставка, корень, окончание), (корень, окончание), (корень, суффикс, окончание)
3. От слов газета, железо, картина образуйте новые слова с суффиксом
-к-
4. «Найди лишнее слово».
Береза, березовый, березняк, подберезовик, березка, березонька, березки.
Праздник, праздничный, праздники, праздновать
Составьте словосочетания, вставляя в имена прилагательные нужные окончания.
Ребята радостн… улица многолюдн… береза кудряв…
Составьте словосочетания. Укажите, как в связи с изменением окончания меняется падеж имени существительного
Подарил, говорил, дружил (девочка). Люблю, думаю, горжусь (собака).
7. Работа над деформированным предложением.
Мой папа дал объявление в (газета). На (горизонт) вспыхивали зарницы.
8. Найдите в тексте однокоренные слова.
Страсть захотелось медвежонку малинки. Тайком от медведицы в малинник удрал. До чего же в малиннике хорошо: тишина, вареньем малиновым пахнет.
Шарада. Узнайте слово, которое задумано.
Задуманное слово однокоренное со словом красивый. Приставка в нем такая же, как в слове превращаться, суффикс, как в слове цветной, окончание, как в слове морковный.
Морфологические упражнения имеют своей целью осознание учащимися морфологического строя русского языка. При изучении частей речи разнообразные виды практических упражнений помогают объединить отдельные слова в определенные группы; разграничить и определить формы частей речи: склонение, падеж, время, число, для того чтобы осознанно употреблять слова с непроверяемыми написаниями в устной и письменной речи в правильной форме.
1. Подберите словарные слова, обозначающие предмет, признак предмета,
действие предмета.
2. Выпишите из словаря по 3 слова 1 склонения, 2 склонения, 3 склонения.
Составьте словосочетания. Определите падеж прилагательных
Воробей (какой?)…….. газета (какая?)…….. молоко (какое?)…….
4. Спишите предложения, вставляя нужные по смыслу слова из словаря,
отвечающие на вопрос кто?
…..на ухо наступил. Слово – не ……, вылетит – не поймаешь.
5. Подберите однокоренные слова разных частей речи.
Адрес( адресный, адресовать, адресок)
6. Составьте предложения с данными словосочетаниями.
Интересный случай, аккуратный ученик, березовая роща.
Выпишите в три столбика слова из словаря: в первый столбик – слова женского рода, во второй – слова мужского рода, в третий – слова среднего рода.
Составьте предложения, правильно подбирая предлоги. Запишите. Подчеркните предлоги. Определите падеж существительного.
Машина остановилась …(дом).
Дети читали книги…(космонавт).
Заяц быстро нёсся …(лес).
Ответьте на вопросы одним словарным словом. Измените это слово по падежам.
Кто живёт в лесу? з..ц
В чем хранятся ручки и карандаши? п…л
Какой овощ растет на огороде? о….ц
Синтаксические упражнения ставят перед собой задачу закрепить те теоретические сведения, которые дети получили по синтаксису, помогают разобраться в структуре несложных по своему построению и составу словосочетаний. С синтаксическими упражнениями обычно объединяются и пунктуационные.
К словам из левого столбика подберите подходящие по смыслу слова из правого столбика. Составьте предложения.
береза в небе
огурец в доме
воробей в школе
комната в лесу
ученик в огороде
Составьте предложение с данными словами.
Ветер, капуста, осина, товарищ
Со словарными словами составьте предложения, различные по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, восклицательные.
Вставьте вместо точек нужные по смыслу слова. Составьте с этими словами свои словосочетания.
Рисунок в книге - ….(картинка)
Килограмм – это тысяча ….(грамм)
Мать родимая -….любимая (родина)
Из слов составьте предложение .
Огород, растет, в, картофель
Составьте предложения с данными словосочетаниями.
Веселый праздник, красивая одежда, детский рисунок, узкая лестница
Замените предложения одним словарным словом.
Дорога с высаженными по обеим сторонам деревьями, кустарником. Край земли у водной поверхности.
Расположите предложения в определенном порядке, чтобы получился текст.
В гости иду к моему другу петуху. Встретил ёж лисицу. Он пригласил меня. Куда путь держишь? Здравствуй, лисичка-сестричка!
Разделите текст на предложения. Каждое предложение прочитайте
отдельно. Расставьте знаки препинания. Запишите предложения в соответствии с правилом.
На этом месте раньше была дремучая тайга теперь здесь вырос город широкие проспекты залиты асфальтом в городе много зелени в центре площади бьёт фонтан в городе есть библиотеки
Смоделируйте предложение по схеме.
Что? …..что делают? ….в какие?......как? во что?...
(Например: Воробьи собираются в шумные стайки)
В связи с изучением грамматики проводятся лексические упражнения, т.е дети объясняют значения слов как прямые, так и переносные, выясняют многозначность слов, разбираются в отношениях между синонимами и антонимами, составляют с ними словосочетания и предложения.
1. Выпиши из словаря слова на заданную тему: «Овощи», «Школа».
2. Найди в каждой строке лишнее слово.
автомобиль, урожай, трамвай, самолёт.
капуста, помидор, солома, морковь
пенал, тетрадь, телефон, карандаш
3. Дополните предложения подходящими по смыслу словами из правого столбика.
На берегу возвышается старинный замок.
Квартира была закрыта на замок.
4. Сгруппируйте слова по темам.
малина, лисица, земляника, заяц, тетрадь, пенал, корова, карандаш.
5. По опорным словам составьте небольшой рассказ на тему «Школа», «Птицы» и т.п.
6. К словам багаж, вместе, девочка, хороший подберите синонимы. Составьте предложения.
7. К словам весело, девочка, хороший подберите антонимы. Придумайте небольшой рассказ, используя эти слова.
8. Назовите одним словом:
Сентябрь, октябрь, ноябрь
Понедельник, вторник, среда
Руководитель школы (директор)
9. Выберите наиболее подходящее слово.
Из (ветхого, старого, древнего) ж . леза мы сделали ведро.
М . дведи очень испугались и (пошли, побежали, понеслись) в сторону.
10. В данный текст вставьте наиболее подходящие из следующих слов, сходных по значению: плескаться, литься, лить.
Волны тихо… у берега.
Молоко ….из ведра.
Рабочий продолжает … сталь.
11. Многообразие переносных значений слов хорошо показать на таких примерах: чистая тетрадь, чистые руки, чистое небо.
Чтобы яснее было различие в значениях подобных слов, к ним подбирают синонимы, например: чистая, неисписанная тетрадь; чистые, вымытые руки; чистое, безоблачное, ясное небо.
12. Учащиеся подводятся к пониманию переносного значения слова и к умению употреблять эти слова в собственной речи.
У девочки короткие волосы. – У девочки короткая память.
Ребята идут в парк. – Часы правильно идут.
13. Чтобы подвести учащихся к умению использовать в своей речи наиболее яркое определение предмета, нужное в данный момент речи, предлагается такое упражнение. Подберите из данных слов слова, более подходящие к предложениям.
Слова для справок: холодный, пронизывающий, сильный, буйный, заунывный, вольный.
Осенью дует…..ветер. …..ветер гуляет на просторе. ….ветер гонит стаи туч на край земли.
14. Помогает в выработке умения подбирать подходящие по смыслу слова работа над сравнениями. Дается текст, а сравнения должны подыскать сами учащиеся:
Трактор шумел, как …..
На солнце засверкали ягоды земляники, словно….
В работе мне помогает пособие В.П. Канакиной «Работа над трудными словами в начальных классах», М., Просвещение, 1991 год. В этом словарике трудных слов от А до Я содержится информация о словарном слове. Приведу пример одной словарной статьи.
Аллея, -и, ж. Дорога, обсаженная по обеим сторонам деревьями, кустарником, или дорожка в саду, парке. Мы шли по тенистой аллее парка.
К истокам слова. Слово заимствовано из французского языка.
Однокоренные слова. Аллея, аллейка.
Предложения, тексты. 1. На аллее главной, на самом перекрёстке, ещё не облетели осенние берёзки. (А. Барто) 2. Но люблю я садик скромный: он душе моей милей городских садов унылых с сетью правильных аллей. (А. Плещеев) 3. По песчаной аллейке шла маленькая девчушка. (А. Гайдар)
Сама книга не что иное, как словарик трудных слов от А до Я. Но словарик особенный: в нем содержится самая разнообразная информация о аждом трудном слове. В каждой словарной статье можно увидеть:
- толкование слова;
- сведения о его происхождении ( «к истокам слова»);
- группу однокоренных слов;
- набор словосочетаний с данным словом;
- синонимы и антонимы к нему;
- фразеологические обороты со словом («Когда так говорят»);
- пословицы, поговорки, загадки, скороговорки, предложения и тексты из художественных произведений и деловых статей, где содержится рассматриваемое слово. Все это «море» информации содержится на странице или чуть больше.
Любят ребята работать с рифмовками, которые я выписала из газет «Первое сентября», «Учительская газета».
Корова, огород, солома,
Молоко, комар, ворона,
Хорошо, шоссе, шофер,
Колобок, пожар, костер,
Корзина, котлета, копейка, корыто,
Горох, помидор, огурец и корыто.
Я предлагаю прочитать и запомнить подобные рифмовки. Навыки грамотного письма формируются в процессе упражнений, причем прочность этих навыков находится в прямой зависимости от числа «встреч» учащихся с трудными орфограммами (Богоявленский Д.Н. «Психология усвоения орфограмм»)
Очень интересна находка, описанная Т.И. Уткиной в шестом номере журнала «Начальная школа» за 1989 год. Она сгруппировала слова с непроверяемыми написаниями на : о, а, я, е, и. с этими словами составила (нарисовала) сюжетные картинки, каждой охвачено много слов. Например, на одной картинке нарисована портниха. С ней связаны слова на о: портниха, пуговица, костюм, одежда, голубая, косынка, колени, костюм, коричневый. Текст может быть примерно такой: на голове портнихи голубая косынка. Она в легкой одежде, на коленях у нее коричневый костюм. Портниха пришивает пуговицу. Дети пишут в тетради слова, изображенные на картинке, составляют предложения и связные тексы.
Большую помощь в работе мне оказывает «Этимологический словарик»
(журнал «Начальная школа» № 2 1992 год). Словарная статья в нем состоит из нескольких частей. В первой дается толкование современного лексического значения слова. Во второй части содержится этимологическая справка о источнике происхождения слова, толкуется его первоначальное значение. Завершает статью текст, иллюстрирующий исходное, историческое значение анализируемого слова.
В газете « Начальная школа» №4 2000 года был опубликован «Занимательный словарь». Это пособие как бы продолжает, дополняет те, о которых сказано выше. Основная форма подачи словарного материала – стихотворная ( рифмованные загадки, скороговорки, песни, стихи). Часть материала снабжена заданиями, которые подталкивают учащихся к размышлению и направлены на развитие устной монологической речи детей, их образной памяти. Работу над словами с непроверяемыми написаниями проводим ежедневно. Ребята с первого класса ведут «Словарик». В понедельник мы вносим в него очередную группу слов. Все словарные слова каждого класса, рекомендованные для запоминания из пособия «Программы образовательных учреждений. Начальные классы. 1 – 4 », объединила по тематическим группам. С каждой группой слов работаем неделю, иногда две, в дальнейшем, когда все группы, рекомендованные для запоминания в данном классе будут проработаны, повторяем изученное, возвращаясь и закрепляя.
Группы слов, рекомендованные для запоминания во втором классе:
1. карандаш, тетрадь, пенал;
2. класс, ученик, фамилия, дежурный, учительница;
3. Москва, родина, завод, работа, рабочий;
4. ворона, воробей, сорока, петух;
5. собака, медведь, лисица, корова, молоко, заяц;
6. береза, ветер, мороз;
7. город, машина, народ;
8. весело, быстро, скоро, хорошо;
9. деревня, урожай, ягода, лопата, капуста;
10. суббота, русский, язык;
11. товарищ, ребята, коньки;
12. спасибо, здравствуйте;
13. одежда, пальто, сапоги;
14. посуда, платок, девочка.
Ежедневно ребята записывают группу слов, выполняя домашнюю работу. На уроках для закрепления использую различные упражнения: письмо предложений со словарными словами, списывание с доски, вставляя пропущенную букву, письмо под диктовку, выборочный диктант, работа по перфокартам, чтение слов по тренажеру и другие. В конце недели – словарный диктант, где проверяем заодно выборочно другие тематические группы слов.
Все словарные диктанты классифицированы:
а) по форме работы (простые и творческие);
б) по виду восприятия (слуховые и зрительные)
Схема – классификация словарных диктантов и работ.
Слуховые:
- предупредительный
- объяснительный
- выборочный
- использование загадок
- использование описательных оборотов
- кратковременный
- запись цепочки слов
- запись родственных слов
- запись синонимов и антонимов
- запись слов по смысловому признаку
- запись слов по характерным признакам предмета
- группировка и запись по орфографическим признакам
- группировка и запись по морфологическим признакам
- группировка и запись по фонетическим признакам
Зрительные:
- предупредительный
- объяснительный
- выборочный
- списывание загадок
- использование загадок
- использование описательных оборотов
- кратковременный
- картинный
- работа по перфокартам
- группировка и запись по орфографическим признакам
- группировка и запись по фонетическим признакам
- группировка и запись по морфологическим признакам
- использование словаря, учебника
- использование « Орфографического словаря» П.А. Грушникова
- запись родственных слов
- запись слов с иностранными элементами
- запись синонимов и антонимов
- работа над многозначными словами
- составление и запись словосочетаний
- запись слов по смысловому признаку
- запись слов по характерным признакам
- работа над деформированными словами
- работа над ребусами
- работа над кроссвордами
- использование пословиц
- запись предложения по его схеме
- запись предложения по опорным словам
- сочинение по опорным словам
- этимологический анализ слова
- дописывание орфографических таблиц
- воспроизведение слов в таблицах
- выборочный ответ
Задания и упражнения
Тема «Разделительный мягкий знак»
Работа 1.
Составьте и запишите словосочетания, используя слова для справок (перо, берлога, голоса, трели, следы). Вставьте пропущенные буквы.
Медвеж.я ….., вороб.иное ….., ребяч.и ….., заяч.и …, солов.иное …
Работа 2.
Распределите слова в два столбика: в первый – слова с разделительным мягким знаком, во второй – слова, где мягкий знак является показателем мягкости согласных на письме.
С.ловьи, к.ньки, п.льто, за.чьи, к.ртофель, в.селье, об.зьяна, .льбом
Работа 3.
Запишите слова в алфавитном порядке. Объясните написание пропущенных букв.
Пал.то, бар.ер, ател.е, стат.я, кон.ки, затиш.е, эскадрил.я, печен.е, внич.ю

Тема «Слова с двойными согласными»
Работа 1.
Подчеркните орфограммы (безударные гласные, парные согласные, двойные согласные)
Данная работа проводится как на основе слухового, так и на основе зрительного восприятия. Каждое слово сначала комментируется, а затем записывается. Учитель диктует слова ( или записывает на доске, пропуская двойные согласные).
Жужжат, коллекция, суббота, аппетит, программа, пассажир, колонна, бассейн, перрон.
Работа 2.
Данная работа проводится как кратковременный диктант. Его назначение – развитие внимания и памяти учащихся.
а) Учитель быстро показывает слово, записанное на карточке. Ребята должны успеть прочитать слово и записать в тетрадь. Проверка осуществляется после написания всех слов.
б) Учитель демонстрирует цепочку из трех слов в течение 4-5 секунд и больше не повторяет. Затем делает паузу, во время которой дети записывают то, что запомнили. Показывает новую цепочку слов и снова делает паузу. После написания диктанта проходит проверка.
Таблица слов:
Агрессор аккордеон аккумулятор аккуратный аллея аппарат аппетит ассистент аттракцион баллада баллон баррикада бассейн бюллетень ванна грипп группа дискуссия длинный дрожжи иллюзия иллюминация иллюстрация интеллигенция пассажир пассивный касса класс коллегия коллектив коллекция колонна комиссар комиссия комментарий компромисс конгресс корреспондент кристалл кросс кроссворд масса массив металл миллиметр миллион миссия одиннадцать параллель шасси шоссе перрон пресса программа прогресс пропеллер профессия процесс рассказ режиссер рессора Россия русский суббота сумма телеграмма теннис терраса территория тонна трасса троллейбус труппа тоннель хоккей экспресс эффект
Работа 3.
Запиши слово по его толкованию (которое проводится в устной или письменной форме).
Шестой день недели (суббота)
Дорога с рядами деревьев, посаженных по обеим ее сторонам (аллея)
Собрание каких-либо однородных предметов (коллекция)
Работа 4.
Для выполнения задания необходимо воспользоваться «Орфографическим словарем» Грушникова П.А. Выпишите из слов, начинающихся на букву «а», «к» слова с двойными согласными.
Работа 5.
Из приведенной таблицы слов выпиши слова, относящиеся к области транспорта, литературы и театра, науки и техники.
Тема «Предложение».
Работа 1.
Спиши пословицы, вставляя пропущенные буквы.
Всякая д.рога вдвоем веселей.
Не спеши .зыком, торопись делом.
У к.ровы м.л.ко на языке.
Спиши пословицы, вставляя подходящие по смыслу слова.
Не велик …., да краснеет нос.
….любит чистоту.
Чужбина – калина, родина - ….
…..человек добро помнит.
Слова для справок: мороз, посуда, малина, русский.
Работа 2.
Даны иллюстрации. Составьте и запишите предложения по схемам.
……. и ……- ….. (воробей и сорока – птицы)
(горох и овес – растения)
(заяц и медведь – животные)
Работа 3.
Составление предложений по опорным словам. Составь предложения с данными словами.
Вокзал, перрон, пассажир.
Тема «Состав слова».
Работа 1.
Образуйте от данного слова «ветер» как можно больше родственных слов, запишите их с проговариванием, выделите общую часть – корень.
Работа 2.
При помощи суффикса «к» образуйте однокоренные от данных слов.
Морковь, квартира, ребята, ягода, тетрадь, работа, лопата, погода.
Работа 3.
Выпишите слова, состоящие только из корня.
Мороз, береза, город, осина, север, песок, комната, класс, одежда.
Работа 4.
Учитель делает на доске запись и приводит толкования некоторых слов. Запишите только те слова, которые соответствуют приведенным значениям.
Осиновый, осина, осинник, осинка, подосиновик.
Работа 5.
На доске слова: мороз, морозище, заморозок, морозилка, морозец, морозоустойчивость.
Напишите слова в порядке указанных значений:
небольшой слабый мороз.
холод, стужа.
сильный, лютый мороз.
легкий утренний мороз осенью или весной.
способность противостоять морозам.
камера холодильника, предназначенная для сильного замораживания продуктов.
Работа 6.
Определите, какое слово «лишнее», запишите только однокоренные слова, выделите корень.
Дорога, тропинка, дорожный, подорожник, придорожный, бездорожье.
Герой, героический, доблесть, героизм.
Ветерок, обветрить, ветер, вихрь, ветровой.
Собака, пес, собачий, собачонка.
Работа 7.
Распределите слова по группам однокоренных слов.
Городской, загородка, огород, загородный, город, огородник, изгородь, огородный.
Материал для упражнений в написании наиболее часто встречающихся слов с непроверяемыми безударными гласными и удвоенными согласными.
Упражнение 1. Спишите. Поставьте в словах знак ударения и подчеркните безударные гласные:
алфавит километр шофёр
арбуз комбайнер революция
портрет инженер библиотека
фамилия магазин щавель
Упражнение 2. Спишите слова в алфавитном порядке. Подчеркните в словах непроверяемые безударные гласные.
Бутерброд, аквариум, океан, материал, диван, каникулы, дежурный, коридор, мандат, магазин.
Упражнение 3. Составьте предложения со словами: портфель, магазин, километр.
Упражнение 4. Пользуясь «Орфографическим словариком», допишите таблицу.
кк лл сс
аккуратный коллективный комиссия
Упражнение 5. Составьте словосочетания со словами: батон – бетон, территория – коридор, артиллерия – кавалерия.
Упражнение 6. Спишите, вставляя одну или две согласных.
с (сс) к (кк) л (лл)
кла..ный а..орд тро..ейбус
керо..ин ре..рд контро..ьная
шо..е а..уратный ме..одия
Упражнение 7. Спишите слова в два столбика: в первый столбик с проверяемыми безударными гласными, во второй – с непроверяемыми безударными гласными.
Библиотека, горизонт, запевать, портрет, заявление, поляна, телефон, шофёр, глядеть, цветёт, трамвай.
Упражнение 8. Составьте связный рассказ на тему «Наша школа» со словами: вестибюль, коридор, портрет, герой, ветеран, директор, дежурный, радио, баскетбол, волейбол, теннис.
Упражнение 9. Выберите правильный ответ.
слова 1 2 3 4
м.дведь
б.леть
р.кета и
и
а е
и
о е
е
а е
и
а
Имя существительное
Упражнение 1. Спишите. Поставьте в словах знак ударения. Подчеркните непроверяемые орфограммы. Устно объясните значения данных слов.
Абажур, библиотека, космонавт, суббота, тетрадь, четверг.
Упражнение 2. Составьте предложения или словосочетания с данными словами. Адрес, космонавт, фамилия, шоссе.
Упражнение 3.Замените данные выражения отдельными словами – именами существительными. Подчеркните в словах непроверяемые безударные гласные. Группа музыкантов, совместно исполняющих произведение на различных инструментах, - …; небольшой огороженный садик перед домом - …; вид какой-нибудь местности, рисунок, картина, изображающая природу, - ….; точная выдержка из какого-нибудь текста - …..; хищная птица с коротким крючковатым клювом и длинными когтями - …
Слова для справок: цитата, ястреб, пейзаж, оркестр, палисадник.
Упражнение 4. Спишите, подбирая родственные слова – имена существительные.
Дежурить – дежурство, командовать - …, побеждать - …., путешествовать - ….., работать - …
Упражнение 5. Спишите, вставляя пропущенные буквы.
Д.ректор, д.рога, к.лхоз, пон.дельник, с.лют, ф.милия.
Имя прилагательное
Упражнение 1. Спишите, вставляя пропущенные буквы.
Д.журный, к.нтрольный, ст.рательный, т.ропливый.
Упражнение 2. Спишите, образуя прилагательные.
Кабинет – кабинетный, вокзал - …., дисциплина - …, сентябрь - ….
Составьте с прилагательными предложения.
Упражнение 3. Составьте с данными прилагательными предложения или словосочетания.
Библиотечный, коллективный, берёзовый, классный, шестнадцатый.
Упражнение 4. Спишите, вставляя пропущенные буквы и дописывая окончания.
Ар.матн.. кофе, автор.тетн.. жюри, барх.тн.. кашне, г.гантск.. карусель.
Упражнение 5. Спишите слова в алфавитном порядке.
Коллективный, шестнадцатый, автомобильный, кабинетный, сиреневый, жёлтый.
Упражнение 6. Выпишите из «Орфографического словарика» по 5 слов с непроверяемыми безударными гласными и удвоенными согласными. Объясните значения выписанных слов.
Слова с непроверяемыми безударными гласными Слова с удвоенными согласными
афиша ( объявление о спектакле, концерте, лекции)
… перрон (пассажирская платформа на вокзале)

Глагол
Упражнение 1. Запишите слова в алфавитном порядке.
Дежурить, контролировать, колотить, стремиться, стараться.
Упражнение 2. Составьте предложения с глаголами: молотить, рисовать, сверкать, сеять, дежурить.
Упражнение 3. Составьте рассказ на тему «В библиотеке» со словами : витрина, библиотека, плакат, автор, портрет.
Упражнение 4. Спишите, вставляя пропущенные буквы.
Б.седовать, г.реть, ж.лать, упр.жняться.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что в процессе обучения нерегулируемым написаниям у учащихся должны быть сформированы:
- навык распознавания слов с такими написаниями;
- навык автоматизированного написания слов с этими орфограммами;
- навык использования изученных слов в письменной речи.
Обучающие и контрольные работы показывают, что опора на эти положения и применение соответствующих методов дает возможность добиться более прочного усвоения наиболее ходовых слов с непроверяемыми написаниями.
Список литературы
1. Алексеева Т.В. «Мой опыт по изучению слов с непроверяемыми написаниями», журнал «Начальная школа» №5, 2000 год.
2. Архипова Е.В. «Методические рекомендации к словарной работе», Рязань, 1987 год
3. Арямова О.С. «Этимологический словарик», журнал «Начальная школа» №2, 1992 год.
4. Бессчастная Е.И. «Еще раз о словарной работе», журнал «Начальная школа» № 8, 1999 год.
5. Ераткина В.В. «Методика обучения непроверяемым написаниям в начальной школе», Рязань, 1989 год.
6. Канакина В.П. « Работа над словами с непроверяемыми написаниями», Москва, «Просвещение», 1991 год.
7. Канакина В.П «Лексико – орфографические упражнения для самостоятельной работы учащихся со словарными словами», Владимир, 1992 год.
8. Кожина Л. «Поговорим о словарных словах» приложение к газете «Первое сентября» газета «Начальная школа» №20, 1998 год.
9. Приступа Г.Н. «Пути повышения эффективности уроков русского языка в начальной школе», Рязань, 1988 год.
10. Хованская В. «Занимательный словарь», приложение к газете «Первое сентября» газета «Начальная школа» №4, 2000 год.
11. Яшенкова С. «Учить словарные слова легко и интересно», приложение к газете «Первое сентября» газета «Начальная школа» №3, 2000 год.