Методические рекомендации по формированию слоговой структуры слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи


Методические рекомендации по формированию слоговой структуры слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Работа по формированию слоговой структуры слова представляет собой часть общей коррекционной работы в преодолении речевых нарушений. Работа над слоговым, фонемным и морфологическим составом слова следует осуществлять параллельно с работой по уточнению, расширению, активизации пассивного и активного словаря, по развитию грамматического строя речи, формированию связной речи, а также – психических функций.
Необходимо привлекать внимание ребенка к слоговому, артикуляционному, фонетическому и морфологическому составу слова, поэтому следует применять систему игр и упражнений.
Рекомендуется использовать разнообразные направления в работе над слоговым составом слова:
работа по восприятию различных типов интонаций;
развитие ритмических способностей;
работа над звуковым составом слова;
работа по сохранению и развитию слогового состава слова;
Работу по формированию интонационной выразительности рекомендуем проводить на формирование представлений об интонационной выразительности в импрессивной и экспрессивной речи.
В работе над интонационной выразительностью в импрессивной речи выделяют следующие задачи:
- познакомить детей с разнообразием интонаций человеческой речи, которое достигается изменениями высоты, силы, тембра, модуляции голоса;
- показать, что интонация придаёт речи эмоциональную окраску, помогает выразить чувства;
- познакомить детей с различными видами интонации и средствами их
обозначения;
- научить различать разнообразные интонационные структуры вимпрессивной речи.
В работе над интонационной выразительностью в экспрессивной речи выделяют следующую задачу:
- формирование интонационных структур в экспрессивной речи.
Развитие ритмических способностей является основой для овладения звукослоговым составом слов родного языка, интонацией, ударением. Необходимо сочетать правильную ритмичную речь с ритмичными движениями. Кроме того, дети с общим недоразвитием речи, как правило, имеют нарушения метроритма, что проявляется в неритмичной ходьбе, в нарушении координации движений. В связи с этим следует использовать различные виды ходьбы с музыкальным и речевым сопровождением, танцевальные движения в сочетании с хлопками в ладоши.
Работу над звуковым составом слова рекомендуется начинать с упражнений на развитие слухового восприятия, на формирование умения слушать речь взрослого, выполнять простые инструкции, поручения по заданию. В ходе занятия в детском саду дети знакомятся с простыми музыкальными инструментами, такими, как дудка, барабан, погремушка, бубен, колокольчик. Дошкольники учатся узнавать музыкальные игрушки на слух без зрительного подкрепления, показывать прозвучавший инструмент, запоминают его название. Сначала в пассивный, а затем и в активный словарь вводятся такие понятия, как «тихо — громко», и дети учатся дифференцировать звуки по силе.
В работе над слоговым составом слова, детей следует обучать неосознанному членению слов на слоги, послоговому проговариванию слова. Воспроизведение слова сопровождается отхлопыванием с соблюдением ритма. Проговариваются прямые одинаковые слоги (да-да, да-да), слоги с разными звуками (ма-па, па-ма), закрытые и обратные слоги (пап-ап).
Особое значение на каждом уровне следует отвести «включению в работу» помимо речевого анализатора также слухового, зрительного и тактильного.