Выступление на тему: Организация и технологии реализации внеурочной деятельности в начальной школе


Муниципальное казенное образовательное учреждение
« Басовская основная общеобразовательная школа
Курской области Железногорского района»
Секция учителей начальных классов
«ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИИ РЕАЛИЗАЦИИ
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
Учитель начальных классов:
Буданова Людмила Васильевна
2014г.
Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Учителям важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач:
обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
создать оптимальные условия для развития ребенка;
учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса, в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение.
Основой  реализации основной образовательной программы начального общего образования  служит системно-деятельностный подход  и предполагает ориентацию на достижение основного результата – развитие личности обучающегося.
При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением используются возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта. В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей.
Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы.
При формировании и описании модели организации внеурочной деятельности младших школьников образовательному учреждению целесообразно руководствоваться нормативными документами федерального уровня и методическими рекомендациями разработчиков ФГОС НОО. Общими для всех учреждений позициями при организации внеурочной деятельности должны являться следующие положения:
важнейшей частью основной образовательной программы является учебный план, который содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса, и включает в себя внеурочную деятельность учащихся, объем которой может составлять до 1350 часов за 4 года обучения, то есть 10 часов в неделю, что определяется гигиеническими требованиями к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки в конкретной параллели (таблица 3 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»);
внеурочная деятельность организуется образовательным учреждением по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное);
внеурочная деятельность организуется через такие формы, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики;внеурочная деятельность в образовательном учреждении должна соответствовать целям, принципам, ценностям, отраженным в основной образовательной программе начального общего образования, воспитательной системе школы;
выбор моделей, форм организации внеурочной деятельности младших школьников определяется образовательным учреждением самостоятельно на основе анализа совокупности условий реализации образовательного процесса.
В ходе внеурочной образовательной деятельности могут быть осуществлены следующие виды внеурочной деятельности:
Игровая деятельность.
Познавательная деятельность.
Проблемно-ценностное общение….
Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение).
Художественное творчество.
Социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность).
Трудовая (производственная) деятельность.
Спортивно-оздоровительная деятельность.
Туристско-краеведческая деятельность.
В материалах методического сопровождения федерального государственного образовательного стандарта второго поколения особым приоритетом при организации внеурочной образовательной деятельности в начальных классах является внеурочная проектная деятельность.
Под проектной деятельностью понимаются разные виды деятельности, имеющие ряд общих признаков:
1) направлены на достижение конкретных целей;
2) включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий;
3) имеют ограниченную протяженность во времени, с определенным началом и концом;
4) в определенной степени неповторимы и уникальны. Одним из принципов, который положен в основу моделирования внеурочной деятельности образовательного учреждения, является направленность содержания, отвечающая образовательным запросам обучающихся (их родителей). Это как раз та часть основной образовательной программы, которая должна формироваться всеми участниками образовательного процесса.
Воспитательным результатом внеурочной образовательной деятельности должно стать непосредственное духовно-нравственное, личностное, деятельностное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной образовательной деятельности.
Можно выделить следующие уровни планируемых результатов внеурочной образовательной деятельности:
- первый уровень достигается в процессе взаимодействия с педагогом: приобретение школьником социального знания (знания об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д.);
- второй уровень достигается в дружественной детской среде: получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества;
- третий уровень достигается во взаимодействии с социальными субъектами: получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
Каждому уровню образовательного результата соответствуют свои формы образовательной деятельности, которые должны найти отражение в программе внеурочной образовательной деятельности.
Количество программ и их типы зависят:
- от количества реализуемых направлений;
- возраста учащихся;
- потребностей и возможностей учащихся;
- особенностей деятельности детей и педагогов.
Так, например, в школе может реализовываться единая для всей начальной школы программа краеведческой внеурочной образовательной деятельности «Юные туристы», параллельно с ней может существовать программа исследовательского клуба для учащихся четвёртых классов «Почемучки» и т.п.
Можно выделить следующие типы программ внеурочной образовательной деятельности:
- комплексные;
- тематические;
- ориентированные на достижение результатов определённого уровня;
 по конкретным видам внеурочной образовательной деятельности;
- возрастные;
- индивидуальные.
Комплексные программы внеурочной образовательной деятельности предполагают последовательный переход от воспитательных результатов первого к результатам третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности.
Тематические программы внеурочной образовательной деятельности направлены на получение воспитательных результатов в определенном проблемном поле и использующие при этом возможности различных видов внеурочной деятельности (например, образовательная программа патриотического воспитания, образовательная программа воспитания толерантности и т.п.).
Программы внеурочной образовательной деятельности, ориентированные на достижение результатов определённого уровня могут иметь возрастную привязку, например:
- для 1-2-го класса – программа, ориентированная на приобретение школьником социальных знаний в различных видах деятельности;
- для 2-3-го класса – программа, формирующая позитивное отношение к базовым ценностям;
- для 4-го класса – программа, дающая ребенку опыт самостоятельного общественного действия.
Программы по конкретным видам внеурочной образовательной деятельности представлены в различного рода программах деятельности кружков, секций, факультативов и т.п.
Тематика кружков может быть следующей:
- «Я – исследователь»;
- «Умники и умницы»;
- «Шахматы»;
- «Горные лыжи»;
- и. др.
Факультативы в начальной школе могут быть посвящены следующим проблемам:
- «Природа и фантазия» (работа с берестой, соломкой, камнем, деревом и т.п.);
- «Моя малая родина»;
- «Лаборатория юных исследователей»;
- «Школа мастеров»;
- и т.п.
Тематика социальных проектов представлена ниже:
- «Накорми пернатых»;
- «Благоустройство школьной комнаты и школьного двора»;
- «Умелые руки»;
- «Добрые дела»;
- и др.
Возрастные программы внеурочной образовательной деятельности могут быть представлены по ступеням – программа внеурочной образовательной деятельности младших школьников, программа внеурочной образовательной деятельности подростков, программа внеурочной образовательной деятельности старшеклассников.
Индивидуальные программы внеурочной образовательной деятельности представляют собой программу развития способностей каждого учащегося (индивидуальную траекторию) и может быть представлена программой развития одарённости учащегося.
Структура программы внеурочной образовательной деятельности может быть представлена следующими разделами:
- Пояснительная записка.
- Содержание внеурочной образовательной деятельности.
- Тематическое планирование.
- Формы оценки образовательных результатов.
Пояснительная записка должна ответить на ряд вопросов. Прежде всего, существует ли потребность в программе такого типа? Что побуждает к разработке данной программы? Располагает ли разработчик достаточными ресурсами для создания новой программы? Обладает ли необходимой квалификацией. Далее определяется тема, основные цели курса, его функция в рамках данного направления. Определяется, чем содержание внеурочной образовательной деятельности будет отличаться от учебной, описываются принципы отбора содержания и логика его развертывания в образовательном процессе, взаимосвязь с рабочими программами по учебным предметам.Особое внимание необходимо обратить на такой компонент пояснительной записки, как цель. В соответствии с целью формулируются задачи изучения курса, что необходимо для достижения цели. Задачи должны быть диагностичными, т.е. обеспечивать возможность проверки степени их достижения на любом этапе обучения. Для этого задачи формулируются в виде ожидаемых результатов обучения и излагаются в логической последовательности. Они должны быть определены в доступной для понимания учителем и учащимися форме. Рекомендуется отразить задачи всех участников образовательного процесса.
Таким образом, пояснительная записка может строиться по следующему алгоритму:
- цели и задачи образовательной деятельности;
- актуальность данной программы (значимость и ее необходимость);
- обоснование отбора содержания и общей логики в установлении его последовательности;
- общие характеристики внеурочной образовательной деятельности, методов, форм работы, средств;
- разъяснение того нового, что вносится в данную программу по сравнению с существующими программами;
- технические указания к тексту программы. Если программа адаптированная, то необходимо указать, на основе какой программы она разработана.
Содержательная часть программы может быть представлена в виде текста, в котором отражаются с наибольшей полнотой и конкретностью содержание и структура внеурочной образовательной деятельности.
При конструировании содержания следует учитывать, что текст программы должен наглядно и конкретно показывать, как во времени, от класса к классу, происходит реализация всех целей и задач, зафиксированных в пояснительной записке к программе. Своим построением, разделением на темы и разделы текст программы отражает иерархию и взаимосвязи различных групп целей внеурочной образовательной деятельности. Это значит, что не только знания, но и умения, и опыт творческой деятельности, и нормы воспитанности отношений должны быть зафиксированы в тексте программы.
При описании содержания программы необходимо учитывать ряд требований:
- обязательное описание видов и способов деятельности, степени самостоятельной и творческой работы учащихся в процессе освоения программы. Все практические работы, которые должны будут выполнять школьники (экскурсии, проекты, микроисследования и т.п.), необходимо представить и описать в программе;
- содержание деятельности может быть представлено единицей внеурочной деятельности (классный час, экскурсия, заседание клуба и т.п.);
- содержание программы должно отражать опыт эмоционально-личностного отношения к миру, стимулировать интерес школьников к мировоззренческим, нравственно-этическим вопросам.
Важную роль в программе играет тематический план, который позволяет точно сбалансировать содержание внеурочной образовательной деятельности учащихся по четвертям в течение учебного года. Для его составления необходимо разделить предполагаемое содержание курса на модули или разделы, темы, выделить необходимое количество времени на каждый из них. Для каждой темы целесообразно указать, какие виды работ, средства обучения могут быть использованы.
Формы оценки результатов внеурочной образовательной деятельности должны быть представлены чёткими критериями, понятными учащимся. Во многом такие критерии определяют взаимоотношения учителя и ученика во время обучения, поэтому они должны соответствовать ряду требований:
- необходимо указать, какие именно компоненты содержания подлежат оцениванию;
- описать средства и методы оценивания, особенно для заданий творческого характера;
- средства контроля должны быть разнообразными, позволяющими оценить знания и умения учащихся, проследить изменения в развитии и личностных качествах школьников;
- средства контроля должны соответствовать целям и задачам внеурочной образовательной деятельности;
- элементы обязательного содержания программы должны подлежать точному оцениванию;
- аппарат контроля должен предусматривать не только итоговый контроль, но и предоставлять возможность отслеживания промежуточных результатов.
В данном разделе должны быть представлены формы оценки результатов внеурочной образовательной деятельности учащихся.
Наиболее удобными формами представления образовательных результатов внеурочной деятельности являются следующие:
- портфолио ученика;
- самооценка;
- выставка достижений учащихся;
- др.
Одной из наиболее эффективных форм является портфолио – перспективная, но новая для нашей школы процедура, что порождает, как следствие, целый ряд затруднений и вопросов: кто именно (ученик, учитель, родители) должен вести портфолио? Как мотивировать ученика на ведение портфолио? Сможет ли ученик, тем более первоклассник, самостоятельно справиться с этой задачей? Кем и на каком основании осуществляется отбор материалов для портфолио? И самое главное: каким образом и на каком законном основании материалы портфолио могут быть использованы для оценки образовательных достижений ученика?
Сегодня не существует сколько-нибудь определенных ответов на эти вопросы, поскольку опыт использования портфолио еще очень небольшой. Очевидно, это поле для увлекательной опытно-экспериментальной работы, участниками которой могут стать все заинтересованные стороны образовательного процесса.
Три года назад в нашей школе была создана рабочая группа, которая активно включилась в изучение, а затем и в апробацию условий введения Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения. В ее состав вошли: директор школы, заместитель директора по УВР, руководитель ШМО, учителя начальных классов, информатики, физической культуры. Работа была начата с изучения педагогического, методического, кадрового и материально-технического потенциала образовательного учреждения. Проведён анализ ресурсов учебной и методической литературы, программного оснащения, используемого для обеспечения системно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса, в том числе – внеурочной деятельности учащихся.
В конце августа – начале сентября активно проводилась работа с родителями первоклассников по вопросам организации обучения детей, был проведен мониторинг родительских предпочтений. Полученные данные свидетельствуют о том, что существует социальный заказ на все основные направления внеурочной деятельности. Принципами организации внеурочной деятельности в нашей школе стали:
- соответствие возрастным особенностям обучающихся;
- преемственность с технологиями учебной деятельности;
- опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;
- опора на ценности воспитательной системы школы;
- свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.
Для реализации внеурочной деятельности в школе используются возможности спортзала, мастерской, библиотеки, кабинетов начальных классов.
Во второй половине дня в 3 классе мною проводились занятия: «Школа мастеров»– художественно-эстетическая направленность, «Умники и умницы» - предметная направленность, «Родное слово»- обще-культурная направленность.
Чем же занимаются дети на моих занятиях?
На занятиях «Школа мастеров» дети получают необходимые условия для совершенствования навыков работы с различными материалами (бумага, картон, пластилин, ткань, природные материалы и т.д.), развивают свой художественный и эстетический вкус, творческое воображение и вариативность мышления. У учащихся в процессе обучения воспитывается интерес и любовь к творчеству. Они учатся ценить свой труд и труд других людей, объективно оценивать свои результаты; стремятся к развитию собственных творческих художественных навыков. Осуществляю свою работу в форме игровых занятий, бесед, конкурсов, выставок.
На занятиях «Умники и умницы» ребята развивают логическое мышление и пространственные представления. Кружок предполагает органическое единство мыслительной и практической деятельности учащихся, их взаимного влияния и дополнения одного вида деятельности другим.
Занятия «Родное слово» формируют у воспитанников систему бережного отношения родному языку на основе изучения народной культуры родного края. Формы организации занятий данного кружка разнообразны: беседы, продуктивные (инновационные) игры, эксперименты, наблюдения, экспресс-исследования, коллективные, групповые и индивидуальные исследования.На занятиях и в первой, и во второй половине дня ведётся работа по профилактике переутомления учащихся. В учебном кабинете для ребят используется зона отдыха учащихся. В ней созданы условия для снятия усталости и развития детей: создан уютный интерьер, есть место для отдыха, игры, книги, видеотехника. При любой погоде совершают прогулки на свежем воздухе. Во время прогулок ребята собирают природный материал для поделок, проводят наблюдения, исследования. Находясь в школе длительное время, дети активны, с удовольствием занимаются творческими видами деятельности.
Родители положительно относятся к данному режиму дня, дополнительные занятия оценивают как возможность развития творческих способностей детей. Педагоги нашей школы стараются сделать пребывание ребенка в школе наиболее комфортным, так как только при этом условии можно говорить об успешности образовательного процесса, укреплении эмоциональной сферы ребенка, сохранении и приумножении здоровья детей.
На занятиях дети учатся заботиться о своей земле, о своей малой родине, любить и уважать её, гордиться ее историей, культурой, традициями, развивают в себе качества, требуемые временем: мобильность, гибкость, толерантность, творческие способности. Учащиеся моего класса активно принимают участие в концертах к праздникам, в школьных творческих конкурсах детских рисунков, выставках декоративного и прикладного искусства, выступают с сообщениями о родном крае на классных часах.
В течение года мною проведён ряд родительских собраний, где обсуждались успехи и проблемы детей, представлялись результаты внеурочной деятельности – творческие работы учеников.
В начале учебного года я столкнулась с трудностями при составлении рабочих программ внеурочной деятельности, так как было недостаточное программно-методическое обеспечение внеурочной деятельности. Недостающие программы были взяты из «Примерных программ внеурочной деятельности», а затем адаптированы к условиям нашей школы.Опыт условий введения ФГОС второго поколения позволил сделать вывод о том, что такого рода реформирование системы работы образовательного учреждения давно назрело. Внеурочная деятельность – это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности, сформировать учебную мотивацию; способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития учащихся.
Опыт внедрения ФГОС второго поколения показал, что, в целом, концептуальные идеи и прописанные в апробируемых материалах пути реализации федерального государственного стандарта второго поколения актуальны и востребованы современной образовательной системой.
Список литературы:
1. Концепция ФГОС НОО: проект/Рос. Акад. Образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008. – с.29.
2.Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – с.13-15.
3.Савинов Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. – М.: Просвещение, 2010 г. (Стандарты нового поколения).
4.Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч.1. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 317 с. – (Стандарты второго поколения).
5.Структура, содержание и техноогия проектирования образоательной программы школы: методические рекомендации / Е.М. Белорукова, И.И. Дранникова, Н.Г. Калашникова, И.Н. Стукалова. – Барнаул: АКИПКРО, 2010. – 196 с.
(http://www.standart.edy.ru)