Статья Сотвори счастье своими руками


Для начальной школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между 20 — 30 детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности. Для плодотворного обучения в классе необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некой общей основе. Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация отношений в классе, воспитание толерантности способствуют развитию сотрудничества (слайд 1)
Программа рассчитана на 4 года, работаю по ней 3-й год. Цель и задачи вы видите на слайде (слайд 2)
Прогнозируемые результаты (слайд 3)
Толерантное поведение детей в их практической деятельности:
Обогащение эмоционального их мира и формирование чувства понимания себя и других людей;
Приобретение учащимися знаний о культуре разных народов, моральных норм поведения;
Овладение коммуникативными умениями и навыками, способностью адекватно выбирать формы и способы общения в различных ситуациях.
В 1-2 классах занятия проводились раз в месяц, в 3 классе в рамках ФГОС занятия проходят раз в неделю. Занятие строится в игровой форме.
Что я использую на своих занятиях.
(слайд 4). Посмотрите на это солнышко.
-Какого цвета лучики у нашего солнца (Коричневые), что написано на них? Какое солнце? (злое). А давайте превратим злое солнце в доброе. А что для этого нужно сделать? (подобрать противоположные слова) А где добро побеждает зло? Конечно, в сказках.
И мы с вами совершили это чудо – превратили злое солнышко в доброе.
(слайд 5) Упражнение «Бутон» (звучит музыка)
– А теперь закройте глаза, представьте себе весенний день, светит солнышко, дует тёплый ветерок, вы сидите на полянке, вокруг вас много-много цветов. Найдите самый красивый цветок. Назовите его своим именем, рассмотрите своё имя. Каждый из вас неповторим. Сделайте глубокий вдох, возьмитесь за руки, вместе поднимите руки вверх. Вот какой получился у нас сад имён! Вместе мы целая поляна!
А теперь крепче возьмитесь за руки. Постарайтесь вместе одновременно встать, не отпуская рук.
– Вот какой расцветающий бутон получился у нас. Бутон нашей дружбы!
(слайд 6) Игра «Паутинка»
Цели:
показать, как чувствует себя человек, являющийся объектом насмешек;
дать ребятам возможность научиться оказывать поддержку человеку, чувствующему себя униженным.
Ход игры:
– У меня в руках клубочек плохих поступков? и сейчас мы будем совершать их по отношению к своему однокласснику. Каждый называет плохой поступок, который когда-либо совершал.
(Учитель опутывает нитями из клубка выбранного ученика. Потом спрашивает, как он себя чувствует и какие чувства при этом возникали у одноклассников.)
Обсуждение:
– Ребята, вы понимаете, что на его месте может быть каждый из вас?
– Подумайте, что мы должны сделать, чтобы у нашего одноклассника появилась улыбка на лице и поднялось настроение (сказать хорошее доброе слово – комплимент).
(слайд 7) Игра «Комплименты»
Цель: создание доброжелательной атмосферы; повышение внутригруппового доверия.
Ход игры:
– Сейчас мы будем делать комплименты всем присутствующим в классе, так как улыбка и доброе слово может примирить даже самых заклятых врагов.
(ребята делают комплименты друг другу, наматывают ниточку на палец и передают другому игроку).
(слайд 8) Игра «Волшебная лавка»
Цель:
– дать возможность ребятам выяснить, каких качеств им не хватает для того, чтобы считать толерантными людьми.
Ход игры:
– У меня в руках волшебный мяч. В нем не золото и не бриллианты. В нем человеческие качества. Мы сейчас будем называть те качества, которых у вас не хватает. А расплачиваться вы будет качествами, которых у вас много.
(слайд 8) Упражнение «Волшебное озеро»
Для упражнения понадобится шкатулка, в которую заранее положено небольшое зеркало круглой формы.
Все участники в кругу, закрывают глаза.
Сейчас вы будете передавать друг другу шкатулку. Тот, кто получает эту шкатулку, должен открыть глаза и заглянуть внутрь. Там, в «маленьком волшебном озере», вы увидите самого уникального и неповторимого человека на свете. Улыбнитесь ему.
После того как в шкатулку заглянет каждый:
— Кто же самый уникальный и неповторимый человек на свете?
— Как ответил вам этот человек на вашу улыбку?
— Как вы понимаете значение слова «уникальный»?
— Как же мы должны относиться к уникальной и неповторимой личности?
(слайд 10) Кл. час «Сотвори счастье своими руками» (фрагмент)
Игра «Пять желаний». – Мы живем на огромной планете Земля. Она пестрит разными яркими красками. Природа живёт в гармонии с человеком. Человек является неотъемлемой частью природы.
– Это житель нашей планеты, но почему он грустный?
– Что ему нужно для счастья?
(На магнитной доске – друзья, дом, солнце…)
– К сожалению, наше окружение не всегда делает жизнь счастливой. Не всегда мы хотим прийти на помощь в трудную минуту, помочь добрым словом и советом. Часто своей грубостью, злостью, нетерпимостью мы делаем ещё больней своим родителям, друзьям, одноклассникам.
– На столе лежит цветная бумага. Вы должны обвести левую ладошку, затем правую, вырезать две ладошки. Давайте постараемся этими ладонями развеселить нашего человечка, написав ему пожелания.
(Руки приклеиваем человечку, и он улыбается)
– Ребята сегодня мы доказали, что внимательное, доброе отношение друг к другу делают чудеса.
Школьный возраст – важный период в психосоциальном развитии ребёнка. Ребёнок активно включается в разные виды деятельности, осваивает разные социальные роли. Его жизненная ориентация зависит от того, как он будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире. Укоренение в школе духа толерантности, формирование отношения к ней как к важнейшей ценности общества – значимый вклад школьного воспитания в развитие культуры мира на Земле.