Презентация к уроку литературы по рассказу А. И. Куприна Ю-ю (5 класс)


«Всем кошкам кошка» в рассказе А. И. Куприна «Ю-ю». Тема урока Цель урока:осмысление значимости животных для нас в рассказе «Ю-ю». проанализировать содержание рассказа, понять тему, основную мысль, определить проблемы, поднятые автором, актуальность произведения;учиться наблюдать, сравнивать, обобщать, развивать монологическую речь, выделять значимые части текста для анализа ; сформулировать свою точку зрения на произведение…Задачи урока: Александр Иванович Куприн, 1870 – 1938 г. А. И. Куприн был большим любителем животных. Он всегда относился к ним с пониманием и уважением. У него самого были кошки, собаки, лошади. В молодости он ездил по России с бродячим цирком, хорошо знал цирковой мир, в том числе повадки четвероногих артистов. Писал он о собаках («Белый пудель»), о кошках («Ю-ю»), о лошадях («Изумруд»), о слонах («Слон», «Слоновая прогулка»). r
rfill.onrrrrr Рассказ «Ю-ю» (1927г.) очень интересен для анализа, т. к. не только талантливо и живо рисует нам обаятельный облик Ю-ю, но и даёт представление о творческой манере писателя, о его характере, об отношении Куприна к людям, животным – словом, к жизни, которую он любил всеми силами души. Словарная работа:Выбираем прилагательные и словосочетания, описывающие Ю-ю:Темно-каштановая, с огненными пятнами, пышная белая манишка, усы в четверть аршина, шерсть длинная, широкие штанишки,пушистый комок, бархатные перчаточки, хвост как ламповый ёрш… словарьМанишка - нагрудник, преимущественно из белой ткани, пришитый или пристегиваемый к мужской сорочке.ламповый ёрш – щётка для чистки стёкол керосиновых ламп.Аршин – старинная русская мера длины, равная 0,71 м. МЕТАФОРЫНа груди пышная белая манишкаЗадние лапки в широких штанишкахХвост как ламповый ёршПушистый, горбатый в лопатках комокДве передние бархатные перчаточки Живём рядом со многими животными и совсем о них ничего не знаем.А почему?Проблемы: Индивидуальность: у каждой – своя особенная душа, свои привычки, свой характер. Совсем как у людей!Что подчёркивает рассказчик в животных? Не верь тому, что тебе говорят дурного о животных.Не верь тому, что кажется на первый взгляд.Часто люди приписывают животным дурные человеческие чувства, а сами ведут себя с ними не по-человечески.Люди весьма медленно и тяжело понимают животных, а животные – людей гораздо быстрее и тоньше.Чему он учит Нику? Что сумели разглядеть в Ю-ю доктор и рассказчик во время болезни Коли?РассказчикДокторСерьёзно относился к кошке, глубоко проникает в её внутренний мир, в её неповторимую кошачью психологию, насмешливые замечания доктора его оскорбляют.Видит в гордой и преданной красавице Ю-ю с её «спокойным величием души» лишь «комического, курьёзного кота». Каждому, кто когда-либо вырастил животное, заботился о нём, любил его, знакомо чувство, что твой пёс или кот – часть тебя самого. Когда посторонний, равнодушный взгляд скользнёт по дорогому тебе существу, когда в нём заметят только что-то забавное, это так же неприятно, как поверхностное и ложное суждение о тебе самом.Вывод: Ю-ю делами доказывает существование у неё чувств, мыслей, привязанностей. Не смей судить о том, чего тебе не дано понять! Мы не можем без них, а они без нас!Главная мысль: После этого урока…Я понял, что…Я извлёк для себя уроки…Этот рассказ заставил меня задуматься…Рефлексия: Попробуйте определить, что за человек был А. И. Куприн, автор этого рассказа?Напишите сочинение-миниатюру о своей собаке или кошке.Домашнее задание