Статья Бинарный урок как форма реализации межпредметных связей


Плотникова Н.И.
Бинарный урок как форма реализации межпредметных связей

Английский методист Уэст сказал, что язык – это навык, поэтому ему нельзя научить, ему нужно научиться. Я согласна с его утверждением и считаю, что изучение языка – это тяжелая работа, отнимающая много времени и сил, а работа учителя русского языка и литературы похожа на работу тренера, который должен тренироваться, но сделать это так, будто он сам этого хочет, то есть я должна сохранить интерес ребенка к изучению русского языка и литературы и развивать его, периодически создавать ситуации успеха, хвалить за достигнутое и ставить новые цели.
Как это сделать? Я думаю, что работа по учебнику в одной и той же последовательности на каждом уроке становится монотонной и неинтересной, поэтому я провожу нетрадиционные уроки и внеклассные мероприятия, цель которых – повысить мотивацию изучения русского языка и литературы. Одним из видов таких нетрадиционных уроков являются бинарные уроки.
Бинарные уроки называются так потому, что, во-первых, они объединяют в пределах одного (или лучше двух) уроков несколько предметов школьного цикла. Например, урок литературы и музыки, литературы и изобразительного искусства, русского языка и иностранного языка.
Во-вторых, в подготовке (а желательно и в проведении) таких уроков принимают участие преподаватели разных специальностей: русского языка и литературы, музыки и рисования.
С моей точки зрения, бинарные уроки позволяют принцип преподавания «искусствоведческих» дисциплин привести в соответствие с природой художественного творчества.
В нашей школе интегрированные уроки проводятся давно. Накоплен определенный опыт в проведении уроков такого типа.
И я хочу поделиться с вами своими наработками.
Итак, я обратилась к бинарным урокам, потому что увидела в них один из резервов повышения мотивации усвоения русского языка и литературы.
Прежде всего с какими трудностями я столкнулась?
Во-первых, в действующих программах по русскому языку и литературе даны лишь указания общего характера и не показаны возможности использования конкретных данных других наук.
Во-вторых, отсутствуют скоординированные программы по русскому языку и другим предметам и, вероятнее всего, это невозможно сделать, так как программы по предметам претерпевают постоянные изменения.
В-третьих, не до конца разработана технология проведения бинарных уроков.
Конечно, психологическая и методическая совместимость учителей играет не последнюю роль в подготовке и проведении бинарного урока.
В какой последовательности идет подготовка к проведению бинарных уроков?
Прежде всего, я анализирую тот фактический материал, который может служить темой урока. Далее смотрю, в какой степени этот материал может служить предметом заинтересованного общения, при этом учитываются объем и уровень знаний учащихся. Следующим шагом является поиск наиболее рациональной формы, обеспечивающей создание и реализацию потребности в общении. Это могут быть:
урок-театр
урок-экскурсия
урок-пресс-конференция
урок-концерт
урок-путешествие
урок-исследование
урок-литературный салон
урок-суд и другие.
Важным этапом подготовки бинарного урока я считаю совместное, тщательное планирование.
Цель бинарного урока – создать условия мотивированного практического применения знаний, умений и навыков, дать детям возможность увидеть результаты своего труда и получить от него радость и удовлетворение.
Совместно с учителями-предметниками можно разработать и провести следующие бинарные уроки:
«Ты, как душа у народа красива» (описание декоративной игрушки) – урок развития речи и технологии .
«Бородинское сражение» (по историческим материалам и роману Л.Н. Толстого «Война и мир» - урок литературы и истории).
«Историческая эпоха и история создания романа А.Н. Толстого «Петр Первый» - урок литературы, истории, музыки, ИЗО.
«Тема весны в искусстве» - урок литературы, ИЗО и музыки.
Бинарные уроки требуют большой подготовки, как учителей, так и учащихся, поэтому их невозможно проводить часто. Но такой урок, проведенный не ради внешнего эффекта, а для систематизации знаний, формирования убеждений в связности предметов и целостности мира, является важным этапом в формировании мировоззрения ребенка, развитии его мышления.
Как одна из форм проекта, бинарные уроки:
служат средством повышения мотивации изучения русского языка и литературы, т.к. создают условия для практического применения знаний;
развивают у учащихся навыки самообразования, т.к. большую часть подготовки к уроку учащиеся осуществляют самостоятельно и во внеурочное время;
развивают аналитические способности и изобретательность;
формируют конвергентное мышление;
обладают огромным воспитательным потенциалом;
на бинарных уроках происходит перенос умения в новые области, не изучавшиеся ранее, что помогает учащимся принимать решения в творческих ситуациях.
Я буду продолжать работу по разработке бинарных уроков и считаю, что бинарные уроки – одна из форм решения задач, поставленных Концепцией содержания образования в современной школе.


15