СТАТЬЯ НА ТЕМУ:РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ В ПРЕДШКОЛЬНЫЙ ПЕРИОД.

РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ В ПРЕДШКОЛЬНЫЙ
ПЕРИОД.

На современном этапе образования огромное внимание стало уделяться школе и учебному процессу. Одним из важнейших нововведений стал процесс подготовки ребёнка к школе. Подготовка к школе является в настоящее время необходимым составляющим для современной школы, так как процесс обучения стал намного сложнее, требования к учению, поведению и уровню преподаваемого материла, стал сложнее. В процессе подготовки детей к школе происходит их полная перестройка во взрослую жизнь жизнь школьника. Они учатся оценивать и анализировать свою деятельность, изменяются их интересы, взгляды, мировоззрения. Поэтому в период подготовки педагог старается показать и рассказать о школе, как можно больше, чтобы заинтересовать.
В этот период педагог обучает необходимой дисциплине - умению общаться с учителем и другими детьми, дает уроки этикета, развивает внимание, мышление, память, воображение, речь, умения, переводя их в навыки, расширяет кругозор, воспитывает уважение, трудолюбие, аккуратность. Все это будет способствовать полноценному развитию и обучению ребенка при поступлении в школу. Подготовка к школе состоит из трех модулей: математика, письмо и чтение. Каждый из модулей имеет свою структуру построения, тематику, основу проведения занятия.
Особое внимание хочется уделить занятиям по развитию речи.
В «подготовке к школе» не ставится задача научить ребенка, хотя в упражнениях на формирование навыка чтения используются элементы обучения грамоте.
Целью данных занятий является:
формирование элементарных знаний о звуке, слоге, слове, предложении; развитие умения слогового чтения;
развивать фонематический слух детей (умение различать и выделять отдельные звуки в слове и слоге, устанавливать их последовательность) вырабатывать отчетливое, правильное и громкое произношение слов, слогов и звуков речи;
учить отвечать на вопросы учителя, спрашивать, выражать свои впечатления и мысли, рассказывать о результатах своих наблюдений, умению говорить перед классом, выразительно читать стихотворения, рассказывать сказки, составлять короткие рассказы по сюжетным картинкам, логическим заданиям.
Дети учатся:
отгадывать загадки, шарады, анаграммы;
знакомятся с написанием сочетаний: ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ, ЧК, ЧН;
знакомятся с написанием 6ольшой буквы в начале предложения, имени человека, кличке животного;
учатся объединять предметы по существенным признакам (в связи с чтением или наблюдением).
Наиболее эффективна игровая форма работы, так как именно в игре развиваются творческие способности личности. Во все занятия включаются игры по развитию речи, занимательные упражнения, фонетические, лексические, грамматические, графические и даже подвижные игры. Вводятся игровые ситуации, сказочные персонажи, сюрпризные моменты.
Главное место в обучении отводится работе со звуком, буквой, словом,
предложением. Необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формируя фонетический речевой слух ребенка.
Примером игр, которые можно использовать на занятиях могут быть:
Игра «Полслова за вами».
Цель: развивать речь дошкольников, пополнить словарный запас, развивать фонематический слух.
Содержание: учитель произносит начало слова (название предмета), обучающиеся заканчивают слово. Слова можно подбирать по определенным темам, возможно использование иллюстраций. Работа может проводиться в парах и фронтально.
Игра. «Опиши предмет».
Цель: знакомство с понятиями «свойства и признаки предметов», формирование умения угадывать предмет по его признакам.
Содержание: учитель или обучающийся задумывает предмет, окружающие
задают наводящие вопросы, пытаясь по признакам угадать задуманное.
Игра «Разложи по-порядку».
Предлагается ряд иллюстраций, связанных одной темой, но разложенных неверно. Дети должны определить, какая из иллюстраций изображает произошедшее раньше или позже, т.е. разложить по-порядку.
Игра «Молоточки».
Дети «отстукивают» ритм слов, ударяя на каждый гласный звук в словах, произносимых учителем, палочкой по столу, выделяя ударный звук. Игра помогает закрепить знания о гласных звуках и об ударении.
Для совершенствования речевого аппарата, целесообразно включать артикуляционные упражнения, проговаривание скороговорок, четверостиший, рифмованных строчек. Упражнения для развития фонематического слуха построены по принципу от простого к сложному. Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха. Это такие игры как: «Угадай, что звучало», «Похлопаем», «Узнай свой голос», «Слушай и выбирай», «Кто это?».
Всегда нужно стремиться пополнять словарный запас детей синонимами, антонимами и прочими, учить строить предложения. На этом этапе целесообразно проведение таких упражнений как «Интервью», «Наблюдатели». Эти упражнения развивают у ребят умение формулировать и задавать вопросы, правильно отвечать на них, быть внимательными к деталям.
Вопросы подготовки к школе приобретают всё большое значение. Особенно актуальны они в настоящее время, когда изменилось содержание начального обучения. Школа заинтересована в том, чтобы дети, поступающие в первый класс, были хорошо подготовлены к обучению грамоте, т.е. имели бы развитый фонематический слух, хорошую устную речь, правильно поставленные первоначальные навыки в составлении предложений, в делении слов на слоги. Дети, получившие такую подготовку, легко и свободно овладеют в школе процессом чтения.

Список литературы.
Буре Р.С. Готовим детей к школе. - М., 1987 г.
Калугин М.А., Новотворцева Н.В. Развивающие игры для младших школьников. Кроссворды, викторины, головоломки.- Ярославль. 1996г.
Нечаепа Н.В. Обучение грамоте. – М., 1994 г.
Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М., 1983г.
15