Урок по географии Движения земной коры.Землетрясения.Вулканизм по УМК Полярная Звезда


Тема: ЛИТОСФЕРА — ТВЕРДАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ
Урок:  Движения земной коры      Цели урока:       • сформировать представление о формах залегания горных пород и движениях земной коры;       • сформировать знания о землетрясениях, вулканах, гейзерах.       Оборудование: физическая карта полушарий, физическая карта России, диафильм, слайды, картины «Схема землетрясения», «Строение вулкана», учебник, атлас.       Понятийно-категориальный аппарат усвоения: Вертикальные и горизонтальные движения земной коры. Землетрясение. Вулкан. Лава. Гейзер.       Способы деятельности учащихся: работать с картой «Землетрясение и вулканизм»; показывать по карте территории, подверженные землетрясениям и вулканизму; наносить на контурную карту районы землетрясений и вулканизма; выявлять причинно-следственные связи возникновения землетрясений и вулканов; осознавать необходимость соблюдения правил поведения во время экстремальных ситуаций.       Ценностный компонент урока: раскрыть механизм горизонтального и вертикального движения земной коры; объяснить причины и механизм землетрясения и извержения вулканов; знать правила безопасного поведения.       Работа с учебником: работа с текстом учебника, рисунками и картой «Землетрясение и вулканизм».
      Проверка домашнего задания
Что такое горные породы? Чем они отличаются от минералов?
Как образуются горные породы и минералы?
Какими полезными ископаемыми богата ваша местность?
Перед вами размещены образцы горных пород: уголь, мрамор, глина, гранит, нефть. Как вы можете их классифицировать?
      Изучение нового материала        Земная кора не остается неизменной, неподвижной. Внутренние силы приводят в движение ее крупные блоки, а внешние силы действуют на поверхность. Движения земной коры могут быть очень медленными, а могут быть и очень быстрыми, внезапными. Сведения о видах движения земной коры изложены на с. 74-75 учебника и рис.48, учитель дополняет их примерами. Далее учитель предлагает учащимся нарисовать схему и найти в тексте учебника примеры различных движений земной коры. Учащиеся выясняют, что происходит в результате вертикальных и горизонтальных движений.

поднятия и опускания сжатия и растяжения
      В результате движений земной коры в ее слоях возникают сжатия и растяжения. Пласты горных пород сминаются в складки (рис.47), трескаются или разрываются разломами на огромные глыбы, смещаются относительно друг друга (рис.48).
Одно из самых опасных проявлений движений земной коры – землетрясение. Следующий вопрос, обсуждаемый на уроке: как и почему возникают землетрясения? Вначале учитель задает вопросы: что ученики знают о землетрясении? Чем опасно это явление природы? В учебнике учащиеся находят определение понятия «землетрясение» — резкие внутренние толчки и колебания земной коры. Землетрясение – это резкие внутренние толчки и колебания земной пов-ти, возникшие в результате движений в земной коре или в верхней части мантии. Они возникают в результате разрывов и смещений в земной коре, проявляются толчками и сотрясениями.
Изучают схему землетрясения (рис. 49 с.75 учебника). Выясняют, что такое очаг, эпицентр землетрясения. Очаг землетрясения – разрыв или смещение горных пород, откуда во все стороны распространяются колебания. На земной поверхности мы эти колебания ощущаем как толчок или серию толчков. Эпицентр ( греч. эпи - над)- это место на земной поверхности, которое располагается над очагом землетрясения. Там располагаются сильные разрушения.
По карте атласа или учебника с.76 рис.50 определяют, где находятся сейсмоопасные районы. Сейсмические пояса образуются в основном на границах литосферных плит – в горных районах и океанах. Самые крупные из них проходят вдоль побережья Тихого океана и по поясу высоких гор Евразии. В России опасные районы – Кавказ, Саяны, Алтай, Камчатка, о. Сахалин и Курильские. Землетрясение — это стихийное бедствие, разное по силе. Силу землетрясений определяют в баллах по шкале Рихтера. Чем выше балл, тем разрушительнее землетрясение.
Сила землетрясения по 12-балльной шкале
Баллы Характеристика землетрясения
1 Не ощущается. Отмечается только специальными приборами
2 Очень слабое, отмечается только очень чуткими домашними животными и некоторыми людьми в верхних этажах зданий
3 Слабое. Ощущается только внутри некоторых зданий, как сотрясение от грузовика
4 Умеренное. Слышны скрип половиц, балок, звон посуды, дрожание мебели. Внутри здания сотрясение ощущается большинством людей
5 Довольно сильное. В комнатах чувствуются толчки, как от падения тяжелых вещей. Хлопают двери. Лопаются оконные стекла, качаются люстры и мебель, останавливаются настенные часы. Качаются тонкие ветки деревьев. Ощущается и многими людьми вне зданий
6 Сильное. Качается тяжелая мебель, бьется посуда, с полки падают книги, иногда трескается штукатурка, разрушаются только очень ветхие дома, ощущается всеми людьми
7 Очень сильное. Разрушаются плохо построенные и ветхие дома. В крепких зданиях появляются трещины, осыпается штукатурка, изменяется уровень воды в колодцах. В реках и озерах мутнеет вода. Иногда наблюдаются оползни и осыпи
8 Разрушительное. Деревья сильно раскачиваются, ломаются, разваливаются прочные ограды, падают фабричные трубы. Разрушаются многие крепкие здания. На почве появляются трещины
9 Опустошительное. Дома разрушаются. Появляются значительные трещины на почве
10 Уничтожающее. Разрушаются хорошо построенные деревянные дома и мосты, крепкие здания и даже фундаменты. Разрываются канализационные и водопроводные трубы. Повреждаются насыпи, плотины и дамбы. Возникают оползни и обвалы, трещины и изгибы в почве. Из рек и озер выплескивается вода
11 Катастрофа. Почти все каменные постройки разваливаются, разрушаются дороги, плотины, насыпи, мосты. Образуются широкие трещины со сдвигами
12 Сильная катастрофа. Разрушаются все сооружения. Отдельные предметы подбрасываются при толчках. Преображается вся местность. Изменяются русла рек. Образуются водопады. На поверхности грунта видны земляные волны
      Далее учитель знакомит учащихся с правилами поведения при землетрясении с учетом местных условий и особенностей конкретной территории, обсуждает их с классом. Приводит примеры самых сильных и разрушительных землетрясений.       Затем учитель рассказывает о прогнозировании землетрясений, о работе сейсмических станций. В некоторых случаях предсказание землетрясений дается на основе многолетних наблюдений: необычно ведут себя животные. В частности, собаки начинают выть, всплывают глубоководные рыбы, приплывают к берегу угри, улетают птицы, кошки покидают дома, домашние животные отказываются от еды, беспокойно толкаются в загонах, пытаются покинуть помещения. Как правило, симптомы аномального поведения усиливаются за 1—2 ч до землетрясения.       
Трещины, возникающие в земной коре на границах литосферных плит, бывают очень глубокими. (Рисунок 51 учебника содержит все необходимые сведения о строении вулкана. Учащиеся находят очаг, жерло, кратер, лаву.) Тогда для раскаленной, насыщенной газами магмы появляется путь – жерло, по которому она двигается на верх. От жерла вулкана могут отходить каналы, образуя воронки – кратеры (греч. большая чаша)- это чашеобразные углубления на вершине вулкана. Лава – это излившаяся по поверхности магма с очень высокой тем-рой 1000 С. Она отличается от магмы тем, что во время извержения из нее улетучиваются газы и пары воды. Застывшая лава образует вулканический конус. Происходит извержение вулкана (лат. вулкан - огонь ). Вулкан – это конусообразная гора, образованная застывшей лавой, с кратером наверху. Формируя знания о вулканах, учитель опирается на имеющиеся представления школьников, которые уточняются и расширяются. Выясняя причины образования вулканов, учитель обращает внимание на то, что они образуются в результате проникновения магмы в возникающие в земной коре трещины и изливаются на поверхность в виде лавы. Учащиеся выясняют особенности действующих и потухших вулканов, используя текст учебника с. 78-79. По карте «Землетрясения и вулканы» (рис. 50) определяют районы вулканизма. В тетрадь учащиеся зарисовывают схему. Примеры потухших и действующих вулканов находят на карте (рис. 50).

      На уроке используют слайды, репродукцию картины К. Брюллова «Последний день Помпеи».
В районах извержения вулканов можно наблюдать фонтанирующие горячие источники – гейзеры (на доске схема гейзера). Работают по принципу чайника.
      Домашнее задание       1. Изучить § 22,23       2. Ответить на вопросы 2-7 (у) с.76, 2-4 (у) с.79; 6 (п) с.79      3. Выполнить задания на к/к 1, 8 с.76; 1,5 с.79