Рабочая тетрадь на тему Обеспечение безопасности в условиях природных ЧС. ЧС геологического характера (ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ, ВУЛКАНИЗМ, ОПОЛЗНИ, СЕЛИ, СНЕЖНЫЕ ЛАВИНЫ)»


РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
на тему:
«ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ В УСЛОВЯХ ПРИРОДНЫХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
Чрезвычайные ситуации геологического характера
(ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ, ВУЛКАНИЗМ, ОПОЛЗНИ, СЕЛИ, СНЕЖНЫЕ ЛАВИНЫ)»
ОП.11 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Специальность 34.02.01 Сестринское дело
ОП.09 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Специальность 31.02.03 Лабораторная диагностика
Составила: преподаватель
Безопасности жизнедеятельности,
Бечёвина Е.А.
Энгельс 2016 г
Рабочая тетрадь по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» составлена в соответствии с программой и Государственным образовательным стандартом для средних медицинских учебных заведений по специальности «Сестринское дело».
Рабочая тетрадь предназначена для оптимизации самостоятельной работы студентов.
Задания, предлагаемые в тетради, носят репродуктивный характер и направлены на воспроизведение учебного материала, на усвоение наиболее сложных понятий и терминов. Значительная часть заданий требует творческого подхода, мобилизации знаний для решения практических ситуаций, умения анализировать и оценивать учебный материал, сравнивать, делать сортировочное заключение.
Задания разработаны в форме: в них используются вопросы, таблицы, схемы, тестовые задания.
Тетрадь может быть использована для контроля знаний на плановых теоретических и практических занятиях.
Применение тетради способствует повышению творческой и познавательной активности студентов, лучшему усвоению профессиональных знаний, сделает работу по изучению курса «Безопасность жизнедеятельности» более интересной и привлекательной.
Составитель: преподаватель Бечёвина Е.А.
Чрезвычайные ситуации геологического характера
(ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ, ВУЛКАНИЗМ, ОПОЛЗНИ, СЕЛИ, СНЕЖНЫЕ ЛАВИНЫ)»
Ключевые слова: землетрясение, извержения вулканов, катастрофа, оползни, сели, обвалы, литосфера, очаг, магнитуда, афторшоки, интенсивность, балл, вулканизм, магма, лава, оползень, сельКонтрольные вопросы для самопроверки:
1. Что такое землетрясения и причины их образования?
2. Каковы поражающие факторы землетрясения?
3. Какие действия в чрезвычайных ситуациях вы знаете – мероприятия, выполняемые до землетрясения, во время и после землетрясения?
4. Что такое вулканизм? Что изучает наука вулканология?
5. Чем отличается оползень от селя?
6. Каковы поражающие факторы оползней и селей?
7. Какие действия в чрезвычайных ситуациях вы знаете – мероприятия, выполняемые до схода селя, во время и после схода селя?
ЗАДАНИЯ:
Задание 1. Вставьте нужные слова в предложениях:
Чрезвычайная ситуация (ЧС) – это обстановка, сложившаяся на территории в результате ____________ _________________, техногенной аварии (_______________), эпидемии, которые повлекли за собой человеческие ______________, материальные потери и _____________________ условий жизнедеятельности людей.
Природные опасности – это опасности, связанные со стихийными _____________________ явлениями и процессами, представляющими непосредственную угрозу для _______________ и здоровья человека.
ЗЕМЛЯ – землетрясения, _______________________________________ и т.д.
ВОЗДУХ – бури, ______________________________________________ и т.д.
ВОДА – цунами, ______________________________________________ и т.д.
ОГОНЬ – молнии, _____________________________________________ и т.д.
645223541275
Задание 2. Дайте определение землетрясению:
Землетрясение – это_______________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
6216015151130Задание 3. Перечислите признаки (предшественники) землетрясения:
1)__________________________________________________________________ 2)__________________________________________________________________ 3)__________________________________________________________________ 4)__________________________________________________________________ 5)__________________________________________________________________ 6)__________________________________________________________________ 7)__________________________________________________________________
Задание 4. Решите ситуационную задачу:
Описание очевидца.
«Беда случилась внезапно. Утром, еще не одетый, я услышал треск. Я побежал посмотреть, в чем дело. Каких только ужасов я не насмотрелся. Больше, чем на локоть земля то поднималась вверх, то опускалась. Дома рушились со страшным грохотом. Возвышающийся над нами монастырь раскачивался из стороны в сторону, грозя каждую минуту раздавить нас. Страшной казалась и земля, которая могла поглотить нас живыми. Людям не было видно друг друга: солнце было в каком-то мраке. Казалось, что настал день страшного суда. Это трясение длилось более 8 минут. Затем все успокоилось.
6013450-1170305Мы бросились на площадь, лежащую невдалеке. Пробираться пришлось среди разрушенных домов и трупов, не раз рискуя погибнуть. На площади собралось не менее 4000 человек: одни полуодеты, другие совсем нагие. Многие были ранены, лица у всех были покрыты смертельной бледностью. Находившиеся среди нас священники давали общее отпущение грехов. Чудные громадные церкви, подобных которым нет и в самом Риме, были разрушены. Вечером, в 11 часов в разных местах показался огонь. Со вторым толчком связана еще одна трагедия. Многие жители искали спасения от землетрясения на набережной реки, которая привлекала их своей прочностью. Приземистая и массивная набережная казалась очень надеж- ной. Но с новыми ударами фундамент начал оседать и все сооружение вместе с обезумевшими от ужаса людьми бесследно исчезло в водной стихии. Спастись никому не удалось».
1) О каком стихийном бедствии идёт речь в рассказе очевидца_______________________________________________
2) Чему равна интенсивность данного землетрясения по шкале МSК-64, в баллах? _____________________________
3) Какое вторичное стихийное бедствие сопутствовало землетрясению?_______________________________________
4) Как действовать людям в этой ситуации? В чём вы видите ошибку в действии людей?________________________
Задание 5. Заполните таблицу
Алгоритм поведения людей при землетрясении
Мероприятие Действия человека
Подготовка к землетрясению 1.
2.
и т.д.
Поведение во время землетрясения
3092450793751. Вы находитесь дома:
На 1-ом и 2-ом этажах
На высоких этажах
308737016700549695101670052. Вы находитесь на улице:

3. Вы находитесь в машине:
Ликвидация последствий после землетрясения Задание 6. Вставьте пропущенное слово:
Интенсивность толчка – это мера проявления ______________ и ______________, вызванных землетрясением по мере удаления от очага.
В России используется _____- балльная шкала интенсивности (МSК–64).
I – III – слабые,
IV – V – ощутимые,
VI –VII – сильные (разрушаются ветхие постройки),
VIII – разрушительные (частично разрушаются прочные здания, падают фабричные трубы),
IX – опустошительные (разрушается большинство зданий),
X – уничтожающие (разрушаются мосты, возникают оползни, обвалы),
XI – катастрофические (изменяется ландшафт),
XII – губительные катастрофы (изменение рельефа на обширной территории).
6452235134620Задание 7. Ответьте на вопрос:
7926070506730Какие новые (вторичные) опасные последствия может вызвать землетрясение? 1)___________________________________________________________________
2)___________________________________________________________________
3)___________________________________________________________________
4)___________________________________________________________________
6097793116691Задание 8. Дополните предложение:
Основными причинами несчастных случаев при землетрясениях являются:
____________отдельных частей зданий, балконов, кирпичей, стёкол;
733488597155падение разорванных электрических____________________________;
пожары, вызванные утечкой _______________ из повреждённых труб;
неконтролируемые действия людей в результате _______________.
Задание 9. Перечислите косвенные признаки начала сильного землетрясения:
1.______________________________________________________________________
2.______________________________________________________________________
3.______________________________________________________________________
4.______________________________________________________________________
5.______________________________________________________________________
6.______________________________________________________________________
6420485145415
Задание 10. Вставьте пропущенные слова:
Вулканизм – это совокупность _______________, протекающих в ________________коре и под ней, приводящих к прорыву __________________ масс – _______________– на поверхность Земли. Вулканические извержения связаны с подъемом _________________ вдоль трещин и цилиндрических каналов.
Задание 11. Решите ситуационную задачу
«Птицы срывались со своих гнезд и с беспокойными криками целыми стаями тянулись к океану. Из земли вылезали змеи и большие ящерицы; змеи с шипением целыми клубками скатывались вниз. Среди деревьев мелькали горные козлы, лисицы и крупные дикие звери. В воздухе стояла необычная тишина и то особое напряжение, которое испытывают нервные люди перед грозой. Но земля была не- подвижна. Вслед за толчком раздался взрыв необычайной силы. Над самым высоким горным хребтом взметнулся огромный столб пара. С оглушительным грохотом жерло вулкана выбросило целые горы мелких и крупных камней. Пар, вода и пепел, поднимаясь все выше, распластывались над вершиной, как зонтик». (Фрагмент из романа А. Беляева «Последний человек из Атлантиды»)
Каковы предвестники извержения вулкана?___________________________ _____________________________________
_________________________________________________________________________________________________
Почему при активизации вулкана население, проживающее в непосредственной близости от него, эвакуируется?__________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________
Задание 12. Ответьте на вопрос
Какие вы знаете рекомендации по защите при извержении вулканов?
Как подготовиться к извержению вулкана? 342265022860
Как действовать во время извержения вулкана? 3366770-6350
Как действовать после извержения вулкана? 3366135-1905
Задание 13. Ответьте на вопрос.
6172835126365
Какие природные экзогенные процессы можно отнести к склоновым?
Это ______________________________________________________________
Задание 14. Решите ситуационную задачу
Вставьте пропущенные слова.
597916048895Отроги Тянь-Шаня. Сначала жители г. Ангрена стали замечать перекос калиток во дворах, окон и дверей домов. Специалисты Госстроя дали заключение: формируется мощный __________________, общим объемом около 1 млрд куб. м., который движется по слою глины. На пути __________________оказались река и шахтерский поселок с 10 000 населением. Было проработано несколько вариантов борьбы с ___________________, но решение было однозначным:______________________________ Одновременно создали обходной канал для реки.
О каком стихийном бедствии идёт речь в приведённом тексте?___________________________________________
___________________________________________________________________________________________
Как действовать людям в условиях подобной ситуации?_____________________________________________
____________________________________________________________________________________________
Задание 15. Составьте таблицу противооползневых мероприятий
Меры предупреждения и защиты от оползней
ОхраноограничительныеМеры предупреждения и защиты
6802755172720
Задание 16. Вставьте нужные слова
Сель – это временные ___________________ русловые потоки с большим содержанием (не менее 100–150 кг на 1 м3) _______________ материала (глыб, песка, глины), движущихся со скоростью до _____ км/ч.
7355840252095
Снежная лавина – снежный _________, масса_______, падающая или соскальзывающая с __________ склонов и увлекающая на своем пути новые _____ снега.
Задание 17. Укажите предвестники схода снежной лавины
1)____________________________________________________________ 2)____________________________________________________________ 3)____________________________________________________________
Задание 18. Найдите правильные ответы
Если вас накрыла снежная лавина, вы:
а) будете звать на помощь;
б) создадите вокруг себя воздушную камеру, утрамбовав снег;
в) закроете нос и рот руками;
г) быстрыми движениями попытаетесь выбраться.
Задание 19. Опишите необходимые действия ЧС, по схеме:
Действия населения при извержении вулкана.
782955208280
669988564135
245046558420
6441440112395
В непосредственной близости от вулкана
1686560125095
Действия населения при оповещении об угрозе схода оползней, селей, обвалов
При заблаговременном оповещении.
159385119380
-113030173355
93408597155593598097155340804597155561086081915
3039745106680
34226538735
Естественные безопасные места (склоны гор и возвышенностей, не расположенные к оползневому процессу и не находящиеся на селеопасных направлениях).
76898509525
При получении сообщения непосредственно
перед наступлением стихийного бедствия
449580-635
Действия населения при оповещении при сходе снежной лавины.
При внезапном приближении лавины
103378097790
7281134108697
160083554610
697230021590
При попадании в лавина
527685161290
Студент: (подпись, дата) Преподаватель: (подпись, дата)
Литература
Косолапова Н.В. Безопасность жизнедеятельности: учебник / Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко. – М.: КНОРУС, 2016.- 192с. (среднее профессиональное образование).
Косолапова Н.В. Безопасность жизнедеятельности. Практикум: учебное пособие / Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко. – М.: КНОРУС, 2016.- 156 с. (среднее профессиональное образование).
Основы безопасности жизнедеятельности [Текст] : учебное пособие / Р. И. Айзман, Н. С. Шуленина, В. М. Ширшова. - Новосибирск : Арта, 2011. - 368 с.
Теоретические основы безопасности жизнедеятельности [Текст] : учебное пособие / Р. И. Айзман, С. В. Петров, В. М. Ширшова. - Новосибирск : Арта, 2011. - 208 с. 
Основы безопасности жизнедеятельности: Учебно-методическое пособие. В 3 кн..-Старый Оскол: ТНТ, 2012. - 528 с..-Библиогр.: с. 526-527
Ястребов Г.С. Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф. Учебное пособие. Гриф МО РФ, 2013.
Интернет - ресурсы:
http://meduniver.com/ - МедУнивер.сош - медицинский информационный портал;
http://www.mchs.gov.ru - официальный сайт МЧС России;
http://www.medlit.ru/ - сайт медицинской литературы;
http://fcior.edu.ru/ - федеральный центр информационных образовательных ресурсов.