Разработка урока по географии на тему: Внутренние процессы, обуславливающие изменения земной коры.


Тема: Внутренние процессы, обуславливающие изменения земной коры.
Цель: дать представления учащимся о внутренних процессах и их роли в рельефообразовании; дать понятие «землетрясения», причинах их возникновения; познакомить учащихся с понятием «сейсмоопасные районы» и показать закономерность их распространения; продолжать закреплять умения и навыки работы с учебниками, атласами и схемами.
Оборудование: атласы, карта полушарий, видеофрагмент «Землетрясения», учебник, мультимедийное оборудование, компьютер, презентация, тектоническая карта.
Тип урока: изучение нового материала.
План урока
І.Организационный момент.
ІІ.Актуализация опорных знаний и умений учащихся.
ІІІ. Мотивация учебной и познавательной деятельности.
ІV. Изучение нового материала.
V. Закрепление новых знаний и умений.
VІ.Итогурока.
VІІ.Домашнее задание.
«Познавая окружающий нас мир — заглядывая в глубины космоса,
мы, живущие на Земле, познаем как Вселенную, так и самих себя
и меньше всего обращаем внимания на Землю, на которой живем».
Древний философ
І. Организационный момент.
ІІ. Актуализацияопорных знаний и уменийучащихся.
Проверка домашнего задания. Работа в парах: на каждую парту учитель кладёт головоломку, в которой ученики должны найти 5 понятий из предыдущих тем.
ІІІ. Мотивацияучебной и познавательнойдеятельности.
На прошлом уроке мы с вами выяснили, что земная кора постоянно находится в движении. Эти движения могут быть как крайне медленными, растянутыми на тысячелетия, так и очень быстрыми. Если бы можно было заснять на киноплёнку поверхность нашей планеты за всю её долгую историю, а затем прокрутить этот фильм в быстром темпе, мы поразились бы подвижности земной коры.
???- Как вы думаете, какая сила заставляет земную кору двигаться? (Учащиеся пытаются объяснить).
-Какие процессы влияют на изменение земной коры и рельефа? (Ученики пробуют начертить схему на доске. Независимо от того правильно выполнена работа или нет, ученика следует похвалить).
Рисунок может выглядеть следующим образом:
Внутренние силы
Земная кора
Внутреннее тепло Земли
Энергия Солнца
Внешние силы

ІV.Изучение нового материала.
Сегодня на уроке речь пойдёт о внутренних силах Земли. Эти силы являются причиной движения литосферы и магматизма.
Движение литосферы называют тектоническим. Хотя этот термин происходит от греческого слова „тектонос”, т.е. созидательный, далеко не все движения коры заслуживают такого наименования.

Колебательные движения литосферы изучены наиболее хорошо. Как бы всплывая, поднимаются Скандинавия и Гренландия. Зато катастрофически опускаются Венеция, Голландия, Южный берег Англии. Скорость поднятий и опусканий – от долей миллиметра до 2 см в год. В результате горизонтальных движений происходит смещение глыб литосферы, метаморфизм горных пород.
Теория дрейфа континентов. А. Вегенер. 7 крупныхлитосферных плит. Результаты их движения (работа с картами атласа).
Поднятия и опускания литосферы по разломам привели к образованию выступов – горстов и впадин - грабенов. ( Учитель показывает их образование на доске в виде схемы и даёт определения)
Горст
Отнем.Horst - гнездо
Горст - приподнятый, обычно вытянутый участок земной коры, ограниченный круто наклоненными разрывами.
Грабен
От нем. Graben - ров
Грабен - вытянутый участок земной коры, ограниченный круто наклоненными разрывами и опущенный относительно прилегающих участков. На поверхности земли крупные грабены представлены впадинами, иногда занятыми озерами (оз. Байкал), морями (Красное море).
Размеры горстов и грабенов достигают десятков километров в поперечнике и сотен километров в длину.
А) разрывные нарушения
Б) грабен
В) горст
Г) сочетание горстов и грабенов

Существует сжатие слоёв с боков, приводящее к образованию складок. Последствия этих движений необратимы: слои, смятые в складки, распрямить нельзя, как из яичницы нельзя сделать яйцо. Проведём опыт: положите, друг на друга, несколько слоёв разноцветного пластилина и сдавите их с боков; слои сожмутся в складки, распрямить их не удастся.
Но не все движения литосферы такие безобидные. Одним из грандиозных явлений природы, связанным с внутренними силами Земли и изменяющим лик планеты в течении нескольких минут, является землетрясение. (Учитель показывает видеоотрывок).
??? Что такое землетрясение? Это сотрясение земной коры, вызванное естественными причинами. (Учитель вместе с учениками рассматривает схему землетрясения, ученики ищут в тексте понятия„очаг”, „эпицентр”, „гипоцентр”).
??? Что может стать причиной землетрясения? Разрывы и смещения горныхпород.
Каждые сутки на Земле происходит более 200 землетрясений, а за год около 100.000. За последние 100 лет при землетрясениях погибло свыше миллиона человек, причём только при одном Токийском землетрясении в 1923 году людские потери составили 140.000. Разумеется не все землетрясения катастрофичны. Чаще они настолько слабы, что их удаётся зафиксировать лишь с помощью высокоточных приборов – сейсмографов ( демонстрация рисунка). Сейсмограф состоит из пружины и подвешенного груза с укреплённым на нём пишущим устройством. Если Земля не сотрясается, на бумаге вращающегося барабана получается ровная линия. Любое, даже слабое землетрясение приводит груз на пружине в колебательное движение, и сейсмограмма (запись на барабане) становится волнистой, неровной. Чем мощнее землетрясение, тем сильнее раскачивается груз, тем больше амплитуда сейсмических колебаний на сейсмограмме.
В 1964 году установлена международная сейсмическая 12-балльная шкала интенсивности землетрясений, включающая все мыслимые сотрясения Земли – от неощутимых, регистрируемых только сейсмографами (1балл), до катастрофических, 12-балльных, вызывающих радиальные изменения рельефа (горные обвалы, изменение русел рек, образование огромных трещин в почве). Энергия, выделяемая при катастрофических землетрясениях, равноценна одновременному взрыву сотен водородных мегатонных бомб.
Историки донесли до нас страшные картины древних катастроф. Землетрясение 526 года на европейском побережье Средиземного моря превратило в груды развалин многие города и уничтожило 200.000 человек. В 1556 году в китайской провинции Шанси во время мощнейшего землетрясения погибло 830.000 человек.
Когда землетрясение происходит под толщей моря или океана, его называют моретрясением. Если оно достаточно мощное, на водной поверхности возникают грозные волны, названные японцами цунами. Обрушиваясь на берег, цунами производят опустошительные разрушения. Обычно высота цунами не превышает 1 м, но при сильных моретрясениях достигает 30 м и более! За последние 2500 лет в Тихом океане зарегестрировано 308 цунами.
В воскресный день 1 ноября 1755 года многие жители Лиссабона отправились на богослужение, другие остались дома, готовясь к праздничной трапезе. Неожиданно заколебалась почва, послышались громкие раскаты, и город на глазах обезумевших от ужаса людей начал разрушаться. Люди гибли под обломками рухнувших зданий, в огне пожаров. Некоторые бросились к пристани, чтобы спастись, но на глазах у них причал дрогнул и погрузился в морскую бездну. На море возникл ацунами высотой 27 м, которая хлынула на берег, углубилась на 15 км и в течение нескольких минут стёрла Лиссабон с лица Земли.
У нас в Крыму тоже бывают землетрясения. Крупнейшее землетрясение произошло в 1927 году и практически полностью разрушило город Ялту.
Районы Земли, в которых часты землетрясения, называются сейсмоопасными.
??? Как вы думаете, существует ли закономерность в расположении таких районов?
Земля продолжает содрогаться, иногда грозно вторгаясь в жизнь своих обитателей. Но как ни парадоксально, от землетрясений есть и польза: без них мы вряд ли узнали бы внутреннее строение Земли.
«Землетрясение порождает множество чудес: оно меняет лик Земли, извергает горы, поднимает равнины, заваливает долины и извлекает из морской пучины новые острова»
Л. Сенека
V. Закрепление новых знаний и умений. Вычёркивать слова можно только под прямым углом. После того, как термины будут найдены, учащиеся дают им определения.
А С Т Е
Я Д О Н
М Р С Ф
А О Р Е
Н Т А В
Я И Р Е
А Р Е Г
К О Н Е
VІ. Итог урока.
Литосфера постоянно находится в движении;
Движения литосферы могут быть медленными и быстрыми, создавать и разрушать рельеф Земли;
VІІ. Домашнее задание.
§ , подготовиться к словарному диктанту, приготовить сообщения об извержениях вулканов (по желанию).