«ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ – ЗАЛОГ ПРАВИЛЬНОГО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ»


Муниципальное образовательное учреждениесредняя образовательная школа №2поселка Спирово Тверской области
Исследовательская работа по теме:
«ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ – ЗАЛОГ ПРАВИЛЬНОГО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ»
  Работу выполнила:
                                                  ученица 4 «А» класса
                                                 Разумова Елизавета
                                        Руководитель:Разумова Марина Владимировна,
учитель-логопед.


Спирово 2016г.
Содержание:
1.1.Введение.______________________________________________________3
Основная часть
2.1. Типы дыхания _________________________________________________4
2.2. Речевое дыхание _______________________________________________5
2.3. Развитие речевого дыхания______________________________________6
2.4.Формирование правильного речевого дыхания ______________________7
3.1.Постановка диафрагмально – реберного типа дыхания________________8
3.2. Формирование длительного ротового выдоха______________________12
3.3. Формирование речевого дыхания________________________________13
Заключение. Выводы исследования__________________________________15
Литература.______________________________________________________16
Введение
Человек не осознает, что он дышит, пока не вспомнит об этом специально.Стивен Кинг
Дыхание тесно связано с энергией нашего тела, а также с обменными процессами, происходящими в организме. Если человек дышит неправильно, он может даже навредить себе. Издревле йоги считали, что от качества нашего дыхания зависит качество и продолжительность нашей жизни.
Дыхательная система имеет не только жизнеобеспечивающее значение для организма, но и играет важную роль в образовании голоса и устной речи в целом. Дыхание в процессе речи, или так называемое речевое дыхание, по сравнению с физиологическим дыханием в спокойном состоянии, имеет существенные отличия, обусловленные особыми требованиями, предъявляемыми к дыхательному акту во время речи. Дыхание – одна из функций жизнеобеспечения человека. Но о нем как то мало уделяется информации. Меня заинтересовала эта тема, и я решила изучить ее подробнее. Мною была поставлена цель - изучить процесс речевого дыхания.Задачи:
Установить типы дыхания.
Изучить литературные источники по развитию речевого дыхания.
Рассмотреть формирование правильного речевого дыхания.
Развитие речевого дыхания у ребенка начинается одновременно с развитием речевой функции. Его становление в норме завершается к 10 годам. Большое число исследователей (Л. И. Белякова; И. И. Ермакова; М. В. Ипполитова; Е. В. Лаврова; А. И. Максакова; Е. И. Мастюкова; Л. П. Успенская; В. И. Филимонова; Г.В. Чиркина и др.) указывают на несформированность и нарушение речевого дыхания у детей с речевой патологией. Процесс физиологического дыхания в норме осуществляется ритмично. Глубина дыхания соответствует потребностям организма в кислороде. Вдох является более активной фазой дыхания, чем выдох. При вдохе мышцы диафрагмы сокращаются, оттесняя органы брюшной полости живот. Увеличивая тем самым объем грудной клетки, что способствует наполнению легких воздухом. При выдохе мышца диафрагмы расслабляется. Вместе с межреберными мышцами, которые поднимают и опускают грудную клетку, диафрагма поднимается кверху и сжимает легкие. Диафрагма участвует в дыхании, являясь главной движущей силой в его обеспечении.
2.1. Различают три типа дыхания:
• Верхнее дыхание известно также под названием «ключичного». Участвует только верхняя часть легких, при вдохе поднимаются ребра, ключицы и плечи. При этом только верхняя половина легких наполняется воздухом. Большая же часть не достигает альвеол и не вступает в полезный газообмен. У людей с закрепившимся верхним дыханием вырабатывается привычка дышать ртом. Воздух при этом, как следует, не очищается и не согревается, при котором действует только верхняя часть груди и легких и, следовательно, в легкие входит лишь минимальное количество воздуха. При этом способе дыхания невозможно добиться длительного выдоха и слитного произнесения даже в короткой фразе. Такой тип дыхания нежелателен для детей, так как будет препятствовать правильному формированию речевого дыхания и обязательно окажет отрицательное влияние в работе над голосом. Этот тип дыхания можно отметить даже визуально (по поднятию груди).
• Среднее дыхание называют еще межреберным или грудным. Воздухом наполняется в основном средняя часть легких. Включает черты верхнего дыхания (ребра поднимаются, а грудь немного расширяется) и нижнего (диафрагма движется вверх и вниз, а живот немного вперед и назад). Это дыхание зачастую также остается поверхностным, действует большая часть груди и легких.
• Нижнее дыхание (диафрагмально-реберное) называют еще «брюшным», или «глубоким». Характерно для нижней части груди и легких. Состоит в основном из движения живота вперед и назад и в изменении положения диафрагмы. Как только опускаются плечи и ослабевают грудные мышцы, человек естественно принимает нижнее дыхание. Оно часто возникает также и во время сна. Его принято считать самым глубоким, наиболее сильным, легкие могут вобрать в себя больше воздуха и при минимальной трате усилий достичь максимальной пользы.
2.2. Речевое дыхание
Дыхание в процессе речи, или так называемое речевое дыхание, представляет собой сложный акт, во время которого дыхание и артикуляция строго соотносятся в процессе речевого высказывания. Речевое дыхание по сравнению с физиологическим дыханием в спокойном состоянии имеет существенные отличия, обусловленные особыми требованиями, предъявляемыми к дыхательному акту во время речи.
В процессе речи существенно увеличивается функциональное значение фазы выдоха. Перед началом речи обычно делается быстрый и более глубокий, чем в покое, вдох. Речевой вдох осуществляется через нос и рот, а в процессе речевого выдоха поток воздуха идет только через рот. “Речевой” вдох характеризуется наличием определенного объема воздуха, способного обеспечить поддержание подсвязочного давления. Большое значение для озвучивания высказывания имеет рациональный способ расходования воздушной струи. Время выдоха удлиняется настолько, насколько необходимо звучание голоса при непрерывном произнесении интонационно-логически завершенного отрезка высказывания (т.е. синтагмы).
В процессе устной речи периодически появляется необходимость сделать вдох для удовлетворения биологических потребностей и для поддержания оптимального подсвязочного давления в процессе речи. Это происходит в момент так называемых “дыхательных пауз”. Их частота и длительность зависит от общего темпа речи и границ синтагм. Эти паузы несут на себе также и смысловую нагрузку, так как членят текст на смысловые отрезки. Продолжительность этих пауз составляет в среднем 0,5-1,5 сек.
В норме перед началом речи делается быстрый и более глубокий, чем в покое, вдох. В ходе речевого развития вырабатывается специфический «речевой» механизм дыхания, следовательно, вырабатываются и специфические «речевые» движения диафрагмы. В процессе устной речи диафрагма многократно производит тонко дифференцированные колебательные движения, обеспечивающие речевое дыхание и звукопроизношение.
2.3. Развитие речевого дыхания
Развитие речевого дыхания у ребенка начинается параллельно развитию речи. Уже в возрасте 3 – 6 месяцев идет подготовка дыхательной системы к реализации голосовых реакций, т.е. на ранней стадии речевого онтогенеза идет отработка координации фонаторно -дыхательных механизмов, лежащих в основе устной речи.
В дошкольном возрасте у детей в процессе речевого развития одновременно формируется связная речь и речевое дыхание. У здоровых детей в 4 – 6 летнем возрасте, не имеющим речевой патологии, грудобрюшное и речевое дыхание находятся в стадии интенсивного формирования. У детей без речевой патологии к пяти годам наблюдается в основном грудобрюшной тип дыхания, хотя нередко (после бега, при волнении, в разговоре со взрослым и т.д.) они могут дышать всей грудью, даже поднимая плечи. Простые речевые задачи реализуется ими на фоне сформированного речевого выдоха. В процессе одного речевого выдоха они произносят простые трех – четырехсловные фразы с общеупотребительной лексикой. Стихотворные тексты с короткими строками произносятся детьми в старшем дошкольном возрасте, как правило, с использованием речевого дыхания. Произнесение детьми 5 – 6 лет четырех-, пяти – и шестисловных фраз с новой лексикой приводит к нарушению речевого дыхания. Усложнение содержания высказывания как в семантическом, так и в лексикограмматическом плане разрушает речевой выдох: появляются дополнительные вдохи, задержки дыхания, т.е. высказывание прерывается и, соответственно, не имеет интонационной завершенности.
2.4. Дыхание с речевыми нарушениями
Физиологическое дыхание детей с речевыми нарушениями имеет свои особенности. Оно, как правило, поверхностное, верхнереберного типа, ритм его недостаточно устойчив, легко нарушается при физической и эмоциональной нагрузке. Объем легких у таких детей существенно ниже возрастной нормы.
В процессе речевого высказывания у них отмечаются задержки дыхания, судорожные сокращения мышц диафрагмы и грудной клетки, дополнительные вдохе. Помимо возможности появления судорожной активности в мышцах дыхательного аппарата и нарушения речевого выдоха, у таких детей отмечается недостаточный объем вдыхаемого воздуха перед началом речевого высказывания, а также укороченный и нерационально используемый речевой выдох. Произнесение отдельных слов происходит в разные фазы дыхания – как на вдохе, так и на выдохе. Таким образом, дошкольникам с речевой патологией, прежде всего, необходимо развивать
объем легких, а в среднем и старшем дошкольном возрасте формировать груднобрюшной тип дыхания. Приближение этих показателей к норме позволит в дальнейшем перейти к развитию речевого дыхания, так как грудобрюшной тип дыхания является базой для формирования такой сложной психофизиологической функции, как речевое дыхание.
Поэтому в дошкольном детстве дыхательным упражнениям необходимо уделять особое внимание. Правильное речевое дыхание – основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной воздушной струи.
3.1.Формирование правильного речевого дыхания
Формирование правильного речевого дыхания, за исключением выработки физиологического (диафрагмального) дыхания, осуществляется в процессе общего речевого развития, параллельно с развитием артикуляции и голоса. Используются игровые упражнения, для коррекции речевого дыхания. Они способствуют также развитию голоса, и способствуют постановке правильного речевого дыхания. (Пожиленко В.А.)
Работа над речевым дыханием заключается в следующем:
• в выработке длительного ротового выдоха;
• в формировании умения экономно расходовать воздух в процессе речи;
• воздух набирать через нос;
• плечи не поднимать;
• выдох должен быть длительным и плавным;
• необходимо следить, чтобы не надувались щеки.
• в процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди; плечи не поднимать при вдохе и опускать при выдохе;
При занятиях необходимо соблюдать следующие требования:
• выполнять упражнения каждый день по 3-6 минут, в зависимости от возраста детей;
• проводить упражнения в хорошо проветренном помещении или при открытой форточке;
• заниматься до еды;
• заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде;
• дозировать количество и темп проведения упражнений;
Работу над дыхание рекомендуют проводить в три этапа:
•Постановка диафрагмально – реберного типа дыхания и формирование длительного ротового выдоха.
•Дифференциация ротового и носового выдоха.
•Формирование речевого дыхания.
Постановка диафрагмально – реберного типа дыхания и формирование длительного ротового выдоха:
В начале обучения необходимо определить вид физиологического дыхания ребенка, положив свою ладонь на боковую поверхность выше его талии. Если у ребенка верхнеключичное или грудное дыхание, следует попытаться вызвать нижнереберное ( диафрагмально – реберное) дыхание по подражанию.
Упражнения:
- Приложить ладонь ребенка к своему боку и проверить своей ладонью его дыхание. Ребенок , ощущая при вдохе движение ребер взрослого и подражая ему, переключается на нижнереберное дыхание.
- Ребенка учат вдыхать « полный живот» воздуха, а затем плавно и медленно выдыхать (3 – 15 раз подряд 3 раза в день)
Далее проводится дыхательная гимнастика, разработанная А.Н. Стрельниковой. Цель данных упражнений – увеличение объема вдоха и диафрагмального выдоха.
Каждое движение соответствует определенным фазам дыхания. Так, вдохи делаются при движениях, сжимающих грудную клетку. Вдох должен быть максимально активен, выдох – пассивен. Ребенок делает шумный короткий вдох носом при слегка сомкнутых губах. Выдох – свободно через рот. Каждое из них выполняется 8 раз, после 3 – 5 секундного перерыва рекомендуется переходить к следующему. Общая продолжительность гимнастики 5 – 6 минут. В начале обучения осваивается одно упражнение. В каждый последующий день добавляется еще по одному.
Комплекс состоит из 11упражнений:
1. « Ладошки»
И.п.: встать прямо, поднять ладошки на уровень лица, локти опустить. Делать короткий, шумный, активный вдох носом и одновременно сжимать кулаки. Выдох плавный, свободный, через нос или рот, пальцы разжать, кисти рук расслабить.
2. « Поясок»
И.п.: встать прямо, сжать кулаки, прижать их к поясу. В момент короткого шумного вдоха носом с силой толкнуть кулаки к полу, как будто что – то сбрасывая с рук. Во время толчка кулаки разжать, пальцы растопырить. На выдохе вернуться в исходное положение.
3. « Поклон»
И.п.: встать прямо, руки опущены. Слегка наклониться вперед, округлить спину ,опустить голову и руки. Сделать короткий шумный вдох в конечной точке поклона. Затем плавно, свободно выдыхая через нос или рот, вернуться в исходное положение.
4. « Кошка»
И.п.: встать прямо , кисти на уровне пояса, локти чуть согнуты. Делать легкие, пружинистые приседания, поворачивая туловище то вправо, то влево. При повороте с одновременным коротким шумным вдохом сделать руками сбрасывающее движение в сторону. На выдохе вернуться в исходное положение.
5. « Обними плечи»
И.п.: встать прямо, руки согнуть в локтях на уровне плеч, кистями друг к другу. В момент короткого шумного вдоха носом обнять себя за плечи
( руки должны двигаться параллельно). На выдохе вернуться в исходное положение.
6. «Большой маятник»
И.п.: встать прямо, руки опущены. Слегка наклониться вперед, руки опустить к коленям – шумный вдох. Сразу же немного откинуться назад, чуть прогнувшись в пояснице, обнимая себя за плечи, - еще один вдох. Выдох пассивный между двумя вдохами – движениями. Вернуться в исходное положение.
7. « Повороты головы»
И.п.: встать прямо, руки опущены. Повернуть голову вправо, сделать короткий шумный вдох. Без остановки повернуть голову влево, снова сделать короткий вдох. Вдох пассивный между двумя вдохами.
8. «Ушки»
И.п.: встать прямо, смотреть перед собой. Слегка наклонить голову к правому плечу – короткий шумный вдох носом. Затем наклонить голову влево – тоже вдох. Выдох пассивный между двумя вдохами, наклоны делать без перерыва. 9. «Малый маятник»
И.п.: встать прямо, руки опущены. Опустить голову вниз, посмотреть на пол – вдох. Откинуть голову вверх, посмотреть на потолок- тоже вдох. Выдох пассивный между вдохами, движения делаются без остановки. Шею не напрягать.
10. « Перекаты»
И.п.: правая нога впереди, левая – на расстоянии одного шага сзади. Тяжесть тела – на обеих ногах. Перенести тяжесть тела на впереди стоящую правую ногу. Слегка присесть на ней – вдох. Выпрямиться, перенести тяжесть тела на стоящую сзади левую ногу. Слегка присесть на ней – вдох. Между вдохами пассивный выдох. Упражнение выполняется 8 раз без остановки. Поменять ноги.
11. « Танцевальные шаги»
И.п.: встать прямо, руки опущены вдоль тела. Поднять согнутую в колени правую ногу до уровня живота , слегка приседая на левой ноге, - вдох. Вернуться в исходное положение – пассивный свободный выдох. Затем присесть на правой ноге, поднимая левую ногу, - вдох. Выдох свободный после каждого вдоха.
3.2. Формирование длительного ротового выдоха:
1. Учить дуть направленно: предлагают зажать нос, надуть щеки и хлопнуть по ним. Ко рту можно поднести ватку или зеркало, чтобы осуществлялся визуальный контроль.
2. Обучение ротовому выдоху: предлагается беззвучно вытолкнуть кончик языка, зажатый между зубами ( язык должен быть продвинут вперед). Тактильный контроль осуществляется тыльной стороной ладони, поднесенной ко рту. При постепенном замедлении выталкивания получается легкое дутье, которое затем закрепляется.
3. При разучивании вдоха и выдоха внимание обращается на положение органов артикуляции : при ротовом выдохе кончик языка нужно удерживать у нижних резцов, рот открывать как при позевывание. При этом корень языка должен быть опущен.
Дифференциация ротового и носового выдохов:
Ребенок должен уметь ощущать разницу в направлении воздушной струи.
Работа разделена на три этапа:
1. Формирование плавных выдохов через нос или рот и их чередований.
- широко открыть рот и спокойно подышать носом.
- закрыть одну ноздрю среднем пальцем – вдох. Плавный выдох через ноздрю. (Попеременно закрывать то левую, то правую ноздрю).
- вдох через слегка сомкнутые губы, плавный выдох через нос.
- вдох широко открытым ртом, плавный выдох носом ( рот не закрывать)
- вдох носом, плавный выдох ртом ( рот широко открыт, язык на нижних зубах – как греют руки)
- вдох носом, плавный выдох через неплотно сомкнутые губы
- вдох через нос, плавный выдох через углы рта, сначала через правый, затем через левый.
2. Формирование толчкообразных выдохов через нос или рот и их чередований.
- вдох носом, выдох через нос толчками
- вдох носом, выдох через неплотно сомкнутые губы толчкообразно, прерывисто, делая короткие промежутки
- рот широко открыт, высунуть язык, вдох и выдох ртом толчкообразно, прерывисто ( как дышит собака)
- вдох широко открытым ртом, толчкообразный выдох через нос ( рот не закрывать)
- вдох через нос, толчкообразный выдох через углы рта, сначала через правый, затем через левый.
3. Формирование умения сочетать плавный и толчкообразный выдохи.
- вдох носом, удлиненный выдох с усилением в конце
- вдох носом, толчкообразный выдох, в конце переходящий в плавный выдох
- губы трубочкой вытянуты вперед. Вдох носом, толчкообразный выдох через рот, в конце переходящий в плавный выдох
- вдох через слегка сомкнутые губы, удлиненный выдох через нос с усилением в конце
- вдох через слегка сомкнутые губы, толчкообразный выдох также через рот, в конце переходящий в плавный выдох
- губы в улыбке. Вдох носом, удлиненный выдох через рот
- губы в улыбке. Вдох носом, толчкообразный выдох через рот, в конце переходящий в плавный выдох.
Каждое упражнение выполняется 8 раз, после 3 -5 - секундного перерыва рекомендуется переходить к следующему. Общая продолжительность гимнастики – 5 – 6 минут. 202501547371000
3.3. Формирование речевого дыхания.
Работа на данном этапе проводится последовательно. Сначала происходит распределение выдоха в процессе речи, а потом – добор воздуха. Распределение выдоха заключается в овладении умением сознательно делить объем выдыхаемого воздуха на равномерные отрезки. Специальные упражнения проводятся с применением слогов. Для этого используется прием их наращивания. Они должны быть составлены с одним из согласных звуков, сначала с одинаковыми, а затем с разными гласными. Слоги
произносятся громко, отрывисто, равномерно, на одном дыхании. Постепенно их количество увеличивается. Затем навыки произнесения слогов на одном выдохе переносятся на слова, словосочетания и предложения. Удлинение цепочки на один слог или слово зависит от тяжести речевого дефекта у ребенка. Все упражнения необходимо выполнять 3 раза в день по 5 – 8 минут.
Например,(сделав полный вдох, на выдохе произносить слогосочетания, слогосочетания сначала следует произносить равноударно, ритмично, отрывисто):
• Па, папа, папапа, папапапа.
• Ма, мама ,мамама ,мамамама.
•Ва, вава, вавава, вававава.
Затем сделать ударение на первый слог, последовательно перемещая его на второй, третий. Сделав полный вдох, посчитать на выдохе. Счет может быть прямым (один, два, три, четыре), обратным ( пять, четыре, три, два, один). по аналогии с упражнением 2 перечислять дни недели, названия месяцев, времена года.
Добор воздуха необходим для того, чтобы ребенок быстро, энергично, а главное, незаметно для слушателей пополнял запас воздуха в каждой удобной паузе. Упражнения сначала рекомендуется проводить с использованием детских считалочек. Затем добор закрепляется на материале стихотворений. При отработке речевого дыхания на материале скороговорок и стихотворных текстов сначала необходимо их заучить , только потом можно переходить к тренировкам. Вдыхать новую порцию воздуха необходимо после каждой строки, сохраняя связность текста. Для самоконтроля ладонь ребенка должна лежать на грудной клетке, ощущая ее подъем при вдохе.
Рациональное использование ротового выдоха способствует яркости, четкости и разборчивости речи, развитию мелодичности и звучности голоса.
Заключение. Выводы исследования
Изучив специальную литературу, я пришла к выводу, что речевое дыхание важная часть физиологического процесса.
В ходе речевого развития вырабатывается специфический «речевой» механизм дыхания, которое представляет собой систему произвольных психомоторных реакций, тесно связанных с производством устной речи. Характер речевого дыхания подчинен внутреннему речевому программированию. Если речевое дыхание формируется у детей без отклонений в развитии спонтанно по мере становления речевой функции, то у детей с речевыми нарушениями оно развивается патологически. В процессе речевого высказывания у них отмечаются задержки дыхания, судорожные сокращения мышц диафрагмы и грудной клетки, дополнительные вдохи, отмечается недостаточный объем вдыхаемого воздуха перед началом речевого высказывания, а также укороченный и нерационально используемый речевой выдох. Произнесение отдельных слов происходит в разные фазы дыхания - как на вдохе, так и на выдохе.
Литература
Глебовский, В. Д. О рефлексах межреберных мышц при адекватных раздражениях рецепторов легких и грудной клетки / В. Д. Глебовский // Физиологический журнал СССР. – 1963. – № 8. – С. 965-975.
Голубева, Е. Л. Формирование функциональной системы дыхания в пре- и постнатальный онтогенез: дис. … док. мед. наук / Е. Л. Голубева. – М., 1967. – 487 с.
Жинкин, Н. И. Механизмы речи / Н. И. Жинкин. – М.: изд-во АПН РСФСР, 1958.
Красногорский, Н. И. К физиологии становления детской речи / Н. И. Красногорский // Журнал высшей нервной деятельности им. И. П. Павлова. – 1952. – Вып. 4. – С. 474–480.
Максакова, А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок / А. И. Максакова. – М.: Просвещение, 1982. – 160 с.
Максакова, А. И. Развитие речевого голоса у дошкольников / А. И. Максакова // Дошкольное воспитание. – 1988. – № 1. – С. 31–38.
Филимонова, В. Т. Состояния голоса дошкольников с речевой патологией: дис. … канд. пед. наук / В. Т. Филимонова. – М., 1990. – 159с.
Чистович, Л. А. Речь, артикуляция, восприятие / Л. А. Чистович, В. А. Кожевников. – М.-Л.: Наука, 1965. – 479 с.
Чиркина, Г. В. Нарушения речи при ринолалии и пути их коррекции: автореф. дис. … докт. пед. наук / Г. В. Чиркина. – М., 1987. – 34 с.