Статья по теме: Духовно-нравственное воспитание учащихся средствами певческой хоровой культуры. На опыте преподавания в школе №6

Духовно-нравственное воспитание учащихся средствами певческой хоровой культуры
ФИО, должность
Аннотация:Надинтенсификацияглобализационных процессов приводит к осознанию необходимости переосмысления духовного багажа, способного позволить сохранить собственную самобытность, уникальность собственной культурной модели. Все чаще педагоги, искусствоведы, музыковеды говорят об огромном воспитательном потенциале певческой хоровой культуры в процессе духовно-нравственного воспитания учеников на всех этапах обучения, что приводит к необходимости максимально полного использования воспитательного потенциала музыкальных материалов при организации и практической реализации образовательно-воспитательных процессов в школе.
Ключевые слова:музыкальная культура, певческая культура, духовно-нравственное воспитание, формирование культуроведческой компетенции
Annotation:Intensification of globalization processes leads to awareness of the necessity in rethinking of the spiritual baggage that can afford to maintain national identit
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·competence
В начале третьего тысячелетия в условиях надинтесификацииглобализационных процессов, трансформации системы онирических ценностей, отсутствии интенций дальнейшего развития, в своем стремлении к сохранению самобытности и уникальности культурной модели Россия все чаще обращается к переосмыслению ризоматического духовного потенциала народных традиций, в том числе уникального пласта народного наследия – певческой хоровой культуры. Выступая национально-художественной формой осмысления реальности, певческая культура представляет собой своеобразный свод вечных духовных законов человеческого бытия, этнических характеристик, выступающих репрезентацией аккумуляции опыта предыдущих поколений. Обладая высоким воспитательным потенциалом певческая культура способствует приобщению личности к панорамному видению контекста культурной модели во всем многообразии ее проявлений, адекватному осознанию антропо-аксиологической роли наследия предыдущих поколений, места личности в современном социокультурном пространстве. Вместе с тем теоретико-методологическое обоснование многочисленных аспектов духовно-нравственноговоспитаниясредствами певческой культуры на этапе обучения в школе остаются малоисследованными в современной научной литературе, что обусловило актуальность выбранной темы исследования.
Целью указанной статьи выступает исследование теоретико-методологического обоснования воспитания певческой культуры на примере организации образовательно-воспитательного процесса в МБОУ «СОШ№6»имени А.И. Гордиенко для обобщения позитивного опыта педагогов образовательного учреждения.
Теоретико-методологическим основанием исследования выступают труды выдающихся отечественных и зарубежных музыковедов, педагогов, искусствоведов Б.В. Асафьева, М.Ш. Бонфельда, Ю.Н. Бычкова, Е.В. Васильченко, М.В. Вознесенского, А.И. Кандинского и др.
Выступая ядром русской культуры хоровая певческая культура, представленная широким спектром направлений и жанров, за тысячелетия своего развития впитала в себя нравственно-этические представления русского этноса, отражая особенности его мировоззренческой парадигмы, уникальность ментальности, систему аксиологических значений. В современной научной литературе под музыкальной культурой понимают «единство музыки и ее социального функционирования» [7; С. 84], сложную систему, органично синтезирующую «музыкальные ценности, создаваемые и сохраняемые в данном обществе, все виды деятельности по их созданию, хранению, воспроизведению, распространению и восприятию, а также субъекты такого рода деятельности вместе с их знаниями, навыками и социальные институты, обслуживающие эту деятельность» [8;С. 11 - 12]. Таким образом, музыкальная культура представляет собой репрезентацию музыкального этнического сознания, выступая подсистемой культурной модели, оперирующей музыкальными знаками и отражающей глубинный смысл национальных идей.
Каждая национальная музыкальная культура содержит в себе уникальное национальное содержание, характеризуется принципиально различными звуковыми строями, раскрывая перед реципиентом различные стороны миросозерцания, мировосприятия нации. Певческая хоровая культура, таким образом, выступает фундаментальной составляющей национальной культуры, которая является «основой для осознания себя частью своего народа, этноса и одновременно человека-мира»; «естественную, “почвенную” среду для постоянного ибезграничного духовного развития человека, интеллектуального потенциала общества, гармонизации человеческих отношений, направленных наобъединение всех во имя каждого» [5; С. 9 - 10].
Принимая во внимание огромный воспитательный потенциал певческой хоровой культуры, переосмысление процессов ее функционирования в конкретных социально-исторических условиях способно стать эффективным инструментом духовно-нравственного воспитания обучающихся на этапе обучения в школе. Новейшие исследования в области музыкальной педагогики убедительно доказывают, что вокальное воспитание способствуетне только эмоционально-этическому, но и умственному развитию. Оказывая влияние на развитие речи, которая выступает фундаментом для реализации мыслительных операций, хоровое пение является эффективным инструментом обучения и воспитания в школе.
Формирование конкурентоспособной, творческой личности, реализация духовно-нравственного воспитания в рамках МБОУ «СОШ № 6» имени А.И. Гордиенко средствами певческой хоровой культуры осуществляется в тесной взаимосвязи с выразительными средствами искусства слова. В контексте занятий музыки педагоги совместно с детьми изучают важнейший образные средства выразительной речи, что позволяет лучше понять содержание дискурса, его идейную составляющую, скрытый смысл, создаваемый поколениями наших предков. К примеру, изучение метафор осуществляется при помощи отдельных игровых заданий, например: «согрей голосом мои ладошки» и проч.; олицетворений «послушай, каждый цветок имеет свой голос»; литота – «послушай звук такой тоненький и хрупкий, что неосторожное дыхание способно переломить его» и проч.
Огромное внимание уделяется педагогами вокальным (вокально-ладовым) упражнениям, выступающим средством певческого воспитания, нацеленные на развитие музыкального слуха и последующую работу над песенным материалом. Роль подобных упражнений существенно возрастает при работе синтонационно сложными песнями. Имплементация вокальных упражнений при работе с детьми на практике помогает раскрыть перед учеником и педагогом тайны певческого искусства, помогает выявить конкретные трудности песенного материала и успешно преодолеть их в процессе создания песенного произведения, свидетельством чего выступают созданные и представленные учениками музыкальные дискурсы.
В процессе работы над произведениями на занятиях в МБОУ «СОШ № 6» имени А.И. Гордиенко огромное внимание уделяется слушанию музыки, направленному на воспитание музыкальной культуры обучающихся, а также общей культуры личности. «Слушание» музыки осуществляется поэтапно: на первом этапе обучающиеся «наблюдают» музыкальное произведение, осуществляется первичное восприятие учениками музыкального материала. На втором этапе осуществляется детальный анализ и изучение материала, и лишь затем обучающиеся под руководством педагога начинают работу по воспроизведению произведения. Имплементация «слушания» в процесс воспитанию певческой культуры учеников МБОУ «СОШ № 6» имени А.И. Гордиенко способствует не только развитию музыкальных способностей обучающихся, но и служит эффективным инструментом духовно-нравственного воспитания личности на основании детального анализа идейного содержания музыкального материала, его красоты, высокой образности и экспрессивности.
Кроме того, при реализации образовательно-воспитательной деятельности при работе с детьми в МБОУ «СОШ № 6» имени А.И. Гордиенко огромное внимание уделяется танцевальному искусству, организации движений учащихся в виде художественного тактирования, работы по наглядной схеме-алгоритму. Дополнение певческого искусства искусством танца позволяет передать собственное певческое состояние обучающихся, максимально полно реализовать себя, способствует развитию творческих способностей, креативности, формированию системы духовно-нравственных ценностей.
О высокой эффективности разработанной инновационной системы духовно-нравственного воспитания средствами певческой хоровой культуры свидетельствует тот факт, что в 2014-2015 гг. вокальный ансамбль «Светлячок» и хоровой коллектив МБОУ «СОШ №6» под руководством А. В. Косолаповой заняли призовые места в городских и региональных вокальных конкурсах. В частности, ансамбль «Светлячок» занял 3-е место в региональном конкурсе «Весенние трели», 2-е место в городском конкурсе «На балу у Золушки» и 1-е место в региональном конкурсе «Пусть всегда будет солнце». Хоровому коллективу удалось занять 3-е место в региональном конкурсе «Весенние трели» и 1-е место в городском муниципальном конкурсе «Дорогами войны».
А. В. Косолапова выступает участницей пилотной площадки по В.Н.Банникову «Народное искусство и художественное творчество», где в работе с детьми делает уклон на народные певческие традиции и считает, что новая программа должна стать приоритетной программой действия сохранения национальной духовной культуры своего народа.
Таким образом, принимая во внимание огромный воспитательный потенциал певческой хоровой культуры как средства репрезентации культурного наследия нации, в рамках МБОУ «СОШ № 6» имени А.И. Гордиенко осуществляется систематическая работа, направленная на духовно-нравственное развитие обучающихся средствами музыкального искусства. Целям формирования культуроведческой компетенции отвечает детальная работа над содержанием музыкальных материалов, выявление средств художественной изобразительности в дискурсах. Огромное внимание на занятиях в образовательном учреждении уделяется прослушиванию произведений, что способствует развитию музыкальной и общей культуры школьника, а также искусству танца, что позволяет ученику максимально полно реализовать себя, развить свои творческие способности, самовыразиться.
Список использованной литературы:
Бонфельд М. Ш. Музыка: Язык. Речь. Мышление: опыт системного исследования музыкального искусства. – СПб. :Композитор, 2006. – 648 с.
Буслаев Ф. И. Русские духовные стихи // Русское устное народное творчество. Хрестоматия по фольклористике: учеб.пособие / сост. Ю.Г. Круглов, О. Ю. Круглов, Т.В. Смиронова ; под. ред. Ю. Г. Круглова. – М.: Высш. шк., 2003. – 710 с. – С. 411-421.
Васильев В. А. Традиции и тенденции развития дирижерско-хорового образования в России : учеб. пособие по хоровой педагогике – СПб. : СПбГУКИ, 2006. – 120 с.
Васильченко, Е. В. Музыкальные культуры мира: Культура звука в традиционных восточных цивилизациях (Ближний и Средний Восток, Южная Азия, Дальний Восток, Юго-Восточная Азия): учеб.пособие. – М. : Изд-во РУДН, 2001, – 408 с. : ил.
Жиров М. С. Региональная система сохранения и развития традиций народной художественной культуры: учеб. Пособие. – Белгород : Изд-во БелГУ, 2003. – 312 с.
Огороднов Д.Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе. - Методическое пособие. СПб.: Музыка, 1972. 132 с.
Сохор А. Н. Социология и музыкальная культура. – М. : Сов.композитор, 1975. – 203 с.
Цуканова Н. В. Русская духовная певческая культура: философско-культурологические аспекты. Дисс. на на соискание ученой степени кандидата философских наук. – Белгород, 2007. – 199 с.











Kђ Заголовок 1Kђ Заголовок 215