Эссе Директор современой школы — формула успеха

Амвросиевская общеобразовательная школа I-III ступеней №6 Амвросиевского района Донецкой Народной Республики



Эссе на тему:
«Директор современной школы:
формула успеха»



[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Шибаева Наталья Владимировна
директор Амвросиевской ОШ
I- III ступеней №6
Амвросиевского района ДНР








2017 год
Не надо искать путь к победе –
надо создать такие условия,
чтобы все пути вели к ней!!!
Пьер Бомарше

Уважаемые коллеги, любую идею, как известно, можно сформулировать, но не любая формула принесет успех. Вашему вниманию я представляю свою формулу успеха. Я, безусловно, не претендую на то, что моя формула является постулатом педагогического учения. Однако хочу надеяться, что она будет полезна руководителям образовательных организаций, которых объединяет любовь к своему делу и профессионализм.
Для каждого человека формула успеха своя. Но есть и нечто общее для всех - «Хочу», «Могу», «Надо». У каждого в жизни есть шанс на успех, хотя исходные данные в этой жизни у всех разные. Но у всех, кто родился, есть шанс. И использовать этот шанс – значит открыть для себя первый элемент в формуле успеха и дальше написать свою.
В поисках собственной формулы люди ломают голову. Но если до сих пор собственная формула не найдена или хотя бы, не нащупана, скорее всего, человек ленив, чтобы быть успешным, или не верит, что жизнь может быть благосклонна к нему так же, как к другим успешным людям.
В выборе моей педагогической профессии большую роль сыграла моя мама и мой учитель русского языка. Она воспитывала меня дома, учила и воспитывала в школе. Глядя на неё, мне казалось, что воспитывать и учить детей - это самое интересное и простое в жизни. А мама всегда говорила: «Готовить обеды, шить, вязать должна уметь каждая женщина. А вот учить и воспитывать детей, доверят не каждому». Я не осознавала смысла этих слов, пока сама, окончив университет, не стала работать с детьми. От своих родителей я взяла целеустремленность, обязательность, трудолюбие. Но школой лидерства для меня была моя родная школа.
Когда в феврале 2015 г. мне пришлось принять руководство школой, то сразу вспомнилась расхожая фраза: "Власть - это такой обоюдоострый клинок, который направлен как на подчиненного, так и на управляющего". И если до этого момента я жила слегка стихийно, не оформляя в сознании свою жизненную позицию, то теперь я четко поняла: необходимо подумать над собственными принципами жизни, принципами управления. И не нужно искусственно прививать себе какие-то чуждые черты характера, наоборот, имеющиеся добродетели необходимо оттачивать и направлять в нужное русло. В подтверждение хода моих мыслей недавно прочитала древнюю истину: "Кто хочет править спокойно, пусть охраняет себя не копьями, а всеобщей любовью" (Периандр).
И вот пошли, вернее, помчались дни моей жизни в качестве директора. В первые три-четыре дня мне хотелось вообще исчезнуть: назад пути уже нет, а впереди стена неимоверных проблем, и как мне казалось, пути решения их нет. Здесь уже была уместна фраза Ф. Ницше: "Все, что нас не убивает, делает нас сильнее". В этом я убедилась на себе. Знала ли я, что мне предстоит выдержать и с какими трудностями придется столкнуться? Вряд ли. До конца понять и полностью осознать, просто не было времени. Знала лишь одно: школе, коллективу, ученикам трудно сейчас, и я не вправе оставлять их.
А трудностей было много. Надо отдать должное предыдущему директору Валентине Владимировне Шаповоловой, она многое делала и продолжает делать для школы. И я должна взять то ценное, что было в его руководстве и если не преумножить, то хотя бы, не растерять. Так я думала в самом начале.
Но время идет, меняемся мы, меняются дети. И школа тоже не может не меняться. Но что менять? Как?
Что же нужно делать, чтобы этот мир, удивительный мир школьных лет, стал незабываемым временем жизни каждого ученика моей школы? Чтобы в школу хотелось идти, чтобы из школы не хотелось уходить? Эти вопросы являются насущными для каждого директора, да, впрочем, и для любого педагога.
Школа всегда должна шагать в ногу со временем, быть конкурентоспособной, не довольствоваться достигнутым. А это значит, что нужно определить свои цели, поставить перед собой задачи, работать сообща и много, чтобы помочь ребенку познать мир и человека.
Я прекрасно понимала, что как самый распрекрасный, самый смелый и отважный капитан не сможет в одиночку вести корабль сквозь бурю и рифы, так и любой руководитель не сможет устоять один на один со стихией-реальностью. И для того, чтобы привести школу к успеху, необходим сплоченный дружный коллектив – команда, на которую я могла бы рассчитывать в любой шторм.
Такой командой мне предстояло управлять.

Нужно сказать, что у меня отличные заместители –энергичные, а главное – опытные.. Именно они стали для меня верными помощниками во всех начинаниях. Именно они помогли найти общий язык с педагогическим коллективом.
Понимание того, что команда – это не только педагогический коллектив, пришло уже с началом нового учебного года. Семья, школа, общественность – от их согласованной работы зависит, каким будет конечный результат.
Но каким образом объединить усилия?
И здесь для себя я наметила ряд проблем, которые должна решить, чтобы моей команде было удобно и успешно работать:
- материально-техническое переоснащение;
- развитие кадрового потенциала;
- переход на новую систему оплаты труда;
- пересмотр системы выплаты стимулирующей части заработной платы педагогических работников за счет создания новой системы мониторинга качества работы педагогических работников и системы мониторинга успеваемости учащихся школы;
- привлечение родителей к деятельности образовательного учреждения, соуправлению школой;
- - активизация внеурочной и внеклассной деятельности педагогов;
- совершенствование нормативно-правовой базы школы.
Решение этих проблем произошло не сразу, а поэтапно, в несколько шагов.

Шаг первый. «К условиям успешности для учителя и ученика»
Работать нужно в условиях, максимально приближенных к комфортным. Тем более, в свете инноваций – еще и максимально технически оборудованных.
Решение хозяйственных проблем – еще не самое главное в работе директора школы. Правда, это у меня получается лучше всего, но не является основным фактором хорошего управления. Как ни странно, улаживание самых насущных, пусть и мелких проблем рождает в коллективе уверенность в руководителе, а вот это как раз очень важно.
.
и объединить всех совместной идеей «Школа – наш общий дом».

Шаг второй. «К новой системе школьного управления»
Самым трудным управленческим решением стал пересмотр Устава школы. За два года моего управления школой мне пришлось менять Устав трижды.
Нужно сказать, что это стало для меня первым опытом законотворчества. Сколько материала пришлось изучить, проанализировать, откорректировать... В конце-концов, новая редакция Устава школы была утверждена. Наш Устав отвечает всем требованиям, в нем четко прописаны компетенции и функции всех структур школы, в том числе Совета школы, что ново для нашей школы, так как в предыдущей редакции Устава был Управляющий совет.

Шаг третий. «К новой системе стимулирования»
Далее на заседании Управляющего совета было принято решение о том, что критерии и показатели, по которым рассчитывается стимулирующая часть заработной платы, будут корректироваться в зависимости от того, какие задачи ставятся перед педагогами школы.

Шаг четвертый. «К прозрачности деятельности школы»
В своей работе я стараюсь как можно чаще обращаться к Совету школы и родительскому комитету, привлекать ученическое самоуправление. Обсуждать и решать на них самые важные управленческие задачи и проблемы. Это дает мне реальную помощь в осуществлении задуманного, а родителям, общественности и учителям ощутить свою сопричастность к происходящему, а значит - и ответственность за принимаемые решения. Вместе с ними мы планируем и осуществляем все стоящие перед нами задачи.

Шаг пятый. «К активной деятельности»

Я считаю, что без творческого развития учителей и учащихся невозможно развитие школы.
В школе работает трудолюбивый, творческий, доброжелательный коллектив.
Достаточно высокий уровень квалификации, отсутствие текучести кадров, ориентация на принципе гуманистической педагогики позволяет коллективу стабильно и интересно работать.
Педагогический коллектив школы - профессионально подготовленный, компетентный, стремится дать каждому учащемуся качественное образование, общее и профильное, удовлетворить его познавательные интересы, максимально развить имеющиеся способности и склонности.
На современном этапе развития общества все образовательные организации, в т. ч. и наша школа, заинтересованы в нововведениях для обеспечения собственных конкурентных преимуществ. Для достижения этой цели в школе разработана программа развития школы на 2015-2020 годы. Создание Программы развития обусловило переход к программно-целевому управлению. Управление развитием предполагает создание условий для запуска, поддержки и реализации. Как приступить к чему-то новому? С чего начать инновационную деятельность? Эффективный способ внедрения новшества – участие в инновационной работе всех и каждого в коллективе, в этом я уверена.
За первые два года управленческой работы я поняла - самой важной способностью, которой должен обладать руководитель, является способность получения результатов через других. Это мое профессиональное кредо, моя формула успеха. Создать вокруг себя команду, творческий коллектив мне удалось ненасильственным методом управления. Управленческие действия совершаются мною не через принуждение (приказ), а через побуждение. Молодой руководитель стремлением подавить, манипулировать, подчинить другого человека может вызвать в лучшем случае негодование, в худшем - неприятие, отторжение, злобу. Считаю, важно признавать достоинства других (будь то подчиненный учитель, родитель или ученик) и относиться ко всем субъектам образовательного процесса как к соратникам в одном общем деле. А потому действовать необходимо через собеседование, сотрудничество, согласие, сочувствие.
При этом можно сколько угодно говорить о профессиональном развитии, но, если оно само не является для школы организационной ценностью, никакого развития педагогических кадров учреждения не произойдет. Профессиональный рост – ценность, разделяемая коллективом и администрацией. Ежегодно все члены администрации проходят курсовую подготовку и как руководители, и как учителя-предметники. Это еще одно из правил управления - руководитель должен быть примером.
Инновационный процесс, осуществляемый в нашей школе, затрагивает все сферы образовательной деятельности: воспитание, развитие, обучение. Большое внимание в школе уделяется здоровьесберегающей деятельности. Использование современных методик и технологий, проведение системы воспитательных мероприятий позволяет создать благоприятную и безопасную среду в образовательном учреждении.
Наша школа уже не один год решает одну из основных задач – дать высокое качество образования, т. е. выпускать из стен школы знающих, творческих, компетентных граждан. А это значит, что школа неустанно работает над созданием всех самых необходимых условий для раскрытия способностей своих учащихся, подготовке их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Одно из направлений в методической работе учителей – это организация работы с одаренными и способными учащимися. Многоплановость и многоаспектность конкурсов, в которых принимают участие наши школьники, расширяется с каждым годом. Участие обучающихся в различных конкурсах вызывает положительную мотивацию, формирует активную жизненную позицию, повышает интерес к изучению предмета, способствует развитию творческого мышления.
Воспитательная деятельность осуществляется как в урочной, так и во внеурочной деятельности с учетом возрастных особенностей и потребностей обучающихся. Педагогический коллектив школы использует системный подход в управлении воспитательным процессом, что позволяет укреплять школьные традиции, привлечь к участию в учебно-воспитательном процессе родителей и общественность, увеличить количество и качество проводимых общешкольных КТД.
Воспитательная система школы выстраивается с ориентацией на модель выпускника как гражданина-патриота, образованного человека, личность свободную, культурную, гуманную, способную к саморазвитию. Такой системный подход позволяет сделать педагогический процесс более целесообразным, управляемым и эффективным.
Совместная работа всех участников воспитательного процесса позволила педагогам добиться успехов в воспитании учащихся, призовых мест во многих муниципальных, региональных, республиканских олимпиадах, конкурсах и соревнованиях
Выпускники нашей школы ежегодно успешно сдают ГИА поступают в высшие и средние специальные учебные заведения.
Но не хочу приукрасить реальную ситуацию и умолчать о проблемах, которые были. Недостаточное количество АРМ учителей и учащихся снижала эффективность использования ИКТ в образовательном процессе. Самоустранение некоторых родителей от воспитания своих детей, перекладывание проблем воспитания на школу откладывала отпечаток на уровень воспитанности и качество знаний учащихся. Проблемы с родителями решали совместными усилиями классных руководителей с учителями-предметниками, педагогом-психологом.
Шаг седьмой. «К здоровью»
«Здоровье - не все, но все без здоровья – ничто», - сказал в далекие времена древнегреческий философ Сократ. Я считаю, что одним из важных факторов качества успешности обучения является не только состояние здоровья школьников, но и педагогов. Поэтому одним из приоритетов развития нашей школы я вижу целенаправленное формирование интереса к физической культуре и спорту. Я наблюдаю неподдельный, искренний интерес детей к спорту. Но многие из моих школьников в этом плане ограничиваются лишь уроками физкультуры. А это – три раза по 40 минут в неделю. Ну и, конечно же, спортивные секции. А ведь многие хотят большего. И способности есть у многих. К сожалению, возможностей у наших детей заниматься многими видами спорта тоже нет. В свою очередь мы должны искать эти возможности, чтобы в родной школе мальчишки и девчонки нашли себе занятие по душе.
Для привлечения детей, подростков и педагогов к систематическим занятиям физкультурой и спортом, пропаганды активного отдыха и здорового образа жизни ежегодно проводится акция «Я выбираю спорт как альтернативу против пагубных привычек», в которой принимают участие все учащиеся, учителя и многие родители.
Меня, как директора, радует и тот факт, что не только дети, но и педагоги ведут активный образ жизни, что помогает снять эмоциональную нагрузку. Наши учителя активно участвуют в спортивных соревнованиях, учительских спартакиадах. В 2016 г. педагоги заняли I место в спартакиаде работников образования Амвросиевского района.
Теперь, анализируя свое начало, я понимаю, что мне помогли выжить, буквально спасли, не побоюсь этого слова, многие добрые люди. У меня не было опыта руководителя; но был уже сложившийся коллектив педагогов, где были учителя, имеющие стаж работы гораздо более длительный, чем у меня.
Я постоянно спрашивала себя, правильно ли поступила, согласившись на эту должность? Сейчас, по прошествии четырех лет, я могу ответить: да, эти годы и эта работа дали мне хороший опыт, изменили меня и в профессиональном, и в личностном отношении.
Моя работа для меня давно перестала быть просто работой. Она превратилась в смысл, который каждый человек ищет в своей жизни. Только руководитель знает, как трудно быть настоящим лидером. Не тем, кого назначили приказом, а тем, кого действительно уважает и поддерживает коллектив, за кем он идет, как говорится, и в огонь и в воду и с кем добивается самой трудновыполнимой цели. Моя жизнь состоялась: я горжусь своей школой, люблю свой коллектив, моя работа, трудная и ответственная, мне в радость, я полна творческих замыслов и уверенности в том, что все задуманное обязательно сбудется.
Какова же роль лидера в образовании?
Роль лидера в образовании – способствовать максимальной реализации потенциальных возможностей своей организации для повышения качества образования.
Управленец сегодня - это человек комплексного мышления, способный видеть ситуацию целиком, умеющий анализировать и не только называть проблемы, но и предлагать пути решения. Сочетание авторитарного стиля руководства с демократическим, на мой взгляд, - самая результативная модель управления. Важно самосовершенствование на всем протяжении жизни, управленец должен учиться всегда. Остановился рост лидера - личностный, профессиональный, остановилась вся команда.
Какова же формула моего успеха?
Первое слагаемое успеха – это управленческая информация, ибо нет иного способа правильно разрешить дело, кроме как, основывать свои решения и действия на твердой и правдивой информации. Управление - это трудная ежедневная кропотливая работа, в результате которой выкристаллизовываются грани определенного успеха.
Второе слагаемое - это Вера, Вера в себя, в свое дело. Если представить себе весы с двумя чашами, из которых первая - это наш успех, уверенность в себе, светлые, добрые мысли, а вторая чаша - это сомнения, неуверенность, плохое отношение к людям, надо, чтобы первая перевесила вторую.
Третье слагаемое – ответственность, профессионализм. Мои решения и действия имеют принципиальное значение. Раз так – надо знать, как действовать и твёрдо принимать решения. Необходимо, чтобы каждый из нас просто профессионально и вдумчиво выполнял свои обязанности на своём рабочем месте. Я думаю, что людям, которые работают в школе, надо помнить: мы работаем не для того, чтобы создавать себе поле для реализации наших творческих начал, это вторично. А главная миссия директора - создать такие условия в школе, чтобы в ней хорошо было детям. На первом плане - дети, их потенциал. Основной целью образовательной деятельности школы является создание условий для обеспечения качества знаний учащихся, развития познавательных способностей, формирования опыта самостоятельной деятельности, самопознания и самоопределения личности. Мы живем в 21 веке и современному обществу необходимы личности, способные творчески мыслить, реализовывать приобретаемые знания, быть коммуникативными, контактными в любых социальных группах. Сегодня общество нуждается в людях, которые самостоятельно могут и умеют трудиться над развитием самого себя: своего интеллекта, своей культуры. Судьбы наших учеников – это наши судьбы, моря, по которым они проплывут – это наши моря.
Четвертое слагаемое – команда. Думаю, что мое окружение, наш педагогический коллектив - это 50 % моего успеха. Многие мои единомышленники - это люди, с которыми я работала прежде не один год. Это лидеры, я им доверяю и знаю, что свои задачи они решат вовремя и на высоком уровне. Чтобы выстроить хорошую школу, от директора требуется немного: не бояться окружить себя людьми, может быть, в чем-то умней и талантливей, чем он сам, и дать им направление. Тогда все, что он задумал, они сделают лучше, чем он это предполагал.
Я бы определила свой подход к управлению как человекоцентристский. Центром моего административного внимания является человек, основу управляющей деятельности составляет уважение к человеку, доверие к нему, придание управлению мотивированного характера в целом и, в частности, в процессе принятия решений.
Главное для меня как для руководителя – это сплочённый коллектив единомышленников, заместители, на которых можно положиться в любую минуту, талантливые, желающие познавать новое ученики, понимающие и отзывчивые родители. Мне невольно вспоминаются слова В.Г. Белинского: «Кто не идет вперед, то идет назад, стоячего положения нет». Пожалуй, эти слова и эта мысль являются одним из девизом, под которым живет и трудится коллектив нашей школы.
Написание этого эссе помогло мне четче сформулировать для себя свои жизненные принципы: - «не навреди»; - «относись к людям так, как хотела бы, чтобы относились к тебе»; - «век живи, век учись»; - «дари тепло и свет и получишь в ответ то же».
В заключение я бы хотела сказать, что вижу нашу школу успешной, наполненной здоровыми, радостными детьми и сильными, образованными учителями. Именно творчески работающий коллектив – залог успеха учебного заведения. Главное в жизни любого коллектива – это постоянное развитие, постоянное движение «Кто перестает крутить педали, то падает!» Чтобы добиться успеха, надо этого захотеть, а добившись, стараться удержать на завоеванных позициях.
Я вижу, что формула успеха «УСПЕХ» = «Команда» + «управленческая информация» + «вера в свое дело» + «профессионализм» выведена правильно. Педагогический коллектив ставит планку выше и смелее старается брать её! Значит, формула работает.
Возможны в работе и ошибки, даже есть такая чудесная фраза: «Лидеры ошибаются». Это правда, и ошибаются только те, кто ищет новые пути. Но я вижу, что мы на правильном пути. Каково направление дальнейшего развития? - путь инноваций, открытости; - путь работы по формированию информационных, коммуникативных компетентностей учащихся; - путь определения индивидуальных образовательных траекторий для наших школьников; - путь заботы о здоровье детей; - повышения качества работы учителя, включая, что мне кажется особенно ценным, воспитательную направленность.
Успех – это процесс, а не конечный результат. Мы успешны в развитии, в движении. Генри Форд сказал: «Когда я работаю по 16 часов в сутки, мне начинает удивительно везти!». Видимо, для успеха по-другому нельзя.
Школа – это эликсир молодости. И тот, кто по призванию, с чистой душой и непомерной любовью к детям приходит сюда работать, навсегда остается юным. Каждый день мы проводим среди детей, мы живем их интересами, проблемами. Мы учим их и учимся у них. А научиться можно многому: непосредственности, умению видеть все вокруг прекрасным, радоваться самому простому, желанию познать мир.
Престиж ОШ № 6 неизменно растет. И все это благодаря слаженной работе всего коллектива школы: от администрации до технических служащих.
Моя мечта - чтобы моя родная школа стала одной из лучших не только в районе, но и в республике и оставалась такой всегда.
Французская писательница Соммери говорила, что из всех способностей самая трудная и самая редкая – это умение управлять. А я считаю, что главное для любого руководителя - это добросовестность и трудолюбие, доброжелательность и искренность, доверие и любовь к детям, коллегам, родителям и окружающим. Это залог успеха всех.
Заканчивая, скажу: конечно, Ницше вспоминается в нашей работе частенько, но здесь я давно придерживаюсь своего главного жизненного кредо - "Радуйся жизни, а то, пока ты ею недоволен, она пройдет!".









13 PAGE \* MERGEFORMAT 141015




Заголовок 115