Технологическая карта урока обучения чтению по теме:Твёрдый согласный звук/ш/, буквы Ш, ш.


Тема Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш.
Педагогическая цель Создать условия для ознакомления учащихся с твердым согласным звуком [ш], буквами Ш, ш, развития речи, памяти, логического мышления
Тип урока Решение учебной задачи
Планируемые результаты (предметные) Распознают в словах и характеризуют звук [ш] как глухой и всегда твёрдый, обозначают буквой, устанавливают на основе наблюдений, что в слоге ши пишется всегда и, в слоге ше – е; читают слова с новой буквой, предложения и короткие тексты с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания; пересказывают текст; анализируют пословицы
Личностные результаты Понимают важность различения «красивого» и «некрасивого», эмоционально «проживают» текст, иллюстрации
Универсальные учебные действия (метапредметные) Регулятивные: соотносят результат своей деятельности с целью и оценивают его.
Познавательные: общеучебные – отличают новое от уже известного; логические – характеризуют букву ш.
Коммуникативные: учатся выполнять различные роли в коллективе
Основное содержание темы, понятия и термины Твердый глухой согласный звук [ш]; буквы Ш, ш; слого-звуковой анализ слов; правописание ши, ше
Образовательные ресурсы Счетные палочки. Предметные картинки
Сценарий урока
Этапы урока Формы, методы, методические приёмы Деятельность учителя Деятельность учащихся Вид и форма
контроля
Осуществляемые
действия Формируемые
умения 1 2 3 4 5 6
I. Организация начала урока.
Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок Фронтальная. Словесный. Слово учителя Приветствие учащихся.
Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги, наша лень!
– Проверим готовность к уроку Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя Фронтальный. Наблюдение учителя
II. Речевая разминка Коллективная. Словесный. Фонетическая зарядка К нам в гости пришли буквы: к т с п
– Назовите эти буквы.
– Что их объединяет?
– С собой буквы привели новичка. Что заметили? (он без имени)
– Узнать его имя нам поможет стихотворение:
Шорох, шептанье, шумок под окном, шлёпанье лёгкое…
Кто это – гном?
Ш-ш-ш!
Там за шторами возле окна
Шустрым мышонком шуршит тишина.
– Какой звук часто повторяется в стихотворении?  ([ш])  
– Как вы думаете, с чем мы сегодня на уроке познакомимся? (с новым звуком) – Ш-ш-ш.
– Ш-ш-ш Готовят артикуляционный аппарат к чтению Коллективный. Правильное произношение звуков
III. Постановка учебной задачи Фронтальная. Словесный. Беседа – Какой звук вы произносили?
– Сформулируйте задачу сегодняшнего урока
– Сформулируйте по опорным словам учебные задачи, которые будем решать на уроке:
1.Познакомиться… (с новым звуком и буквой)
2.Учиться…  (читать слова с новой буквой)
– Познакомимся со звуком [ш] и буквой, его обозначающей Формулируют учебную задачу Фронтальный. Устные ответы
IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности.
1. Слого-звуковой анализ слов (учебник, с. 17) Фронтальная. Словесный, наглядный, практический. Работа со схемой, беседа .Слого-звуковой анализ слов шары, карандаш.
- Назовите отгадки к загадкам.
Сегодня все ликует!
В руках у детворы
От радости танцуют воздушные …Шары
В снежном поле по дороге
Мчится конь мой одноногий.
И намного - много лет
Оставляет чёрный след. Карандаш.

(определение места изучаемого звука в словах, количество звуков, букв, характеристика звука в начале слова шары и на конце слова карандаш).
Наблюдение
2.Артикуляция при произношении звука[ ш ].
- Подберите слова, в которых встречается звук
[ ш].
-Прочитайте чистоговорки на доске, четко проговаривая все звуки.
- Произнесите звук [ ш ] еще раз и дайте ему характеристику по алгоритму (алгоритм на доске).
Вывод повторяют все хором. Произносят звук.
– Согласный звук [ш] глухой и всегда твердый Выполняют слого-звуковой анализ слов, характеризуют звук [ш] на основе наблюдений Фронтальный. Слого-звуковой анализ слов
Физминутка - Определение места звука [ ш ] в словах. Познавательная игра.
- Я буду называть слова, а вы - определять где в слове новый звук спрятался. Если звук [ ш ] в начале слова приседают ребята 1ряда, остальные прыгают на носочках. Если в середине -2ряд выполняет прыжки, на конце слова -3 ряд.
Шуба крыша карандаш шалаш хорошо
Ушки крошка шутка шиповник крылышки
- Я называю слова, а вы если слышите в слове звук [ ш ] – хлопайте в ладоши. Шаль, сталь, пушок, пух, стук, шарф, шелк, лист, свист, штраф, паштет, омлет 2. Знакомство с буквой Ш Фронтальная. Словесный, практический. Беседа, моделирование буквы Знакомство с буквой.
- Согласный звук [ ш ] на письме обозначается согласной буквой ш. Показ картинки с написанием – На что похожа буква (ша) Ш?
Шагает кошка не спеша,
Коготки, как буква Ш …
Шустро мышь под печку –
Шасть!
Как бы в лапы
Не попасть.
В. Степанов
– Выложите букву Ш из счетных палочек Находят букву Ш на «ленте букв». Высказывают свои предположения.
Из счетных палочек выкладывают букву Ш Находят букву Ш на «ленте букв». Моделируют ее из счетных палочек Фронтальный. Устные ответы, моделирование
3. Чтение слогов, слов с доски Фронтальная. Словесный, практический. Чтение, составление предложения Чтение слогов, слов с доски и в «Азбуке»
– Прочитайте слова.
Читают слова. Составляют предложение Читают слова с изученной буквой. Правильно составляют предложение Фронтальный. Чтение, составление предложения
Физкультминутка Коллективная. Практический – Закройте глаза и мысленно нарисуйте букву Ш. Откройте глаза.
– Ваши глазки устали. Сделаем гимнастику для глаз. Плотно закрыли и открыли глаза. Повторяем 5 раз. Смотрим вверх, вниз, влево, вправо, не поворачивая головы (4 раза). Быстро моргаем Выполняют движения под руководством учителя Осуществляют профилактику утомления Коллективный. Правильное выполнение движений
4. Работа с текстом. Правописание ши (учебник, с. 17) Коллективная. Словесный, практический. Чтение, беседа – Прочитайте текст. Беседа по содержанию. Работа над развитием связной речи и активизации словарного запаса.
Выборочное чтение.
- О каком времени года упоминается в рассказе? Прочитайте это предложение.
- Свой ответ подтвердите предложением из текста.
- Как вы понимаете слово кисти «горели»?
Что говорится о ребятах
Актуализация полученных ранее знаний.
-Вспомните, какие значения имеет слово кисти?
Распространение первого предложения.
Подбор заголовка. Пересказ.–
Прочитайте правило и запомните Читают текст рассказа, отвечают на вопросы.
Читают правило, заучивают Осмысленно читают текст рассказа, соблюдая интонацию. Придумывают имена детей.
На основе наблюдений выводят правило Коллективный.
Чтение, устные ответы, знание правила
V. Закрепление знаний и способов действий.
1 Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа Индивидуальная работа по карточкам. Метод занимательности содержания. Если вы будете внимательно выполнять упражнения, то у вас обязательно все получится!
1. Найди и вычеркни в строчках все буквы ш.
(Сколько из них сточных, заглавных?)
ОРШПМИКИшИБЮьШЭтМЧБЬсяАЫ
СЦЫФоПАвКЕНцШДИшлРПВШтЭЪХ
Найди границы слов и запомни, сколько их спряталось на строке. Как, одним словом назвать все эти предметы?
ГРУШАБРИКОСЛИВАНАНАС 6 букв (4 заглавные, 2-строчные)
Груша, абрикос, слива, ананас – фрукты. (Составь предложе-ние с этими словами)
Понимают смысл прочитанного Объясняют значение слова, высказывают свое мнение Фронтальный. Чтение, устные ответы
VI. Рефлексивно-оценочный Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Беседа – Что нового вы узнали на уроке?
– Что вызвало затруднение? Почему?
– Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке?
– Спасибо за урок Отвечают на вопросы учителя Устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке Индивидуальный, фронтальный. Устные ответы