Конспект урока по пруускому языку на тему « Правописание звонких и глухих согласных на конце слова. Проверка написания путем изменения формы слова.»(3класс)


Цели :
образовательные: учить находить и различать парные звонкие и глухие согласные на конце слова; закреплять знания о способах проверки слов с парными согласными; формировать навык грамотного письма.
развивающие: развивать устную и письменную речь учащихся, орфографическую зоркость , учить давать полные ответы.
воспитательные: воспитывать потребность в знаниях, воспитывать умение работать в коллективе.
Оборудование:учебник «Русский язык» 3 кл. А.К. Аксенова М.: «Просвещение»2007г.,; таблица парных согласных; предметные картинки; карточки с пропущенными зв. и гл. согласными; мяч.
Ход урока :
Организационный момент.
- Доброе утро.
Мы сюда пришли учиться,Не лениться, а трудиться.Работаем старательно,Слушаем внимательно!
Минутка чистописания.
Пальчиковая гимнастика .Раз, два, три, четыре, пять – (Сжимают и разжимают кулачки.)
Будем листья собирать.
Листья берёзы, (Загибают на каждую сточку по одному пальцу.)
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберём,
Маме осенний букет отнесём. (Сжимают и разжимают кулачки.)
Работа в тетрадях.
– Ну что же, начнём урок с минутки чистописания. Открываем тетради.  Записываем число и слова « Классная работа».
- Послушайте стихотворение . Живут себе два братца-
Глухой и звонкий звук,
И все вокруг стараются
Их различить на слух.
бп вф гк дт жш зс
- Это что за братцы такие? (парные согласные)
 -На какие группы можно их разбить?(звонкие и глухие)
 -Как произносим звонкие звуки?(с голосом)
 -А глухие? (произносим без голоса)
-Прописываем в тетради пары согласных и подчеркнем звонкие двумя чертами,глухие- одной.

Словарная работа.
- Игра:«Буквы рассыпались».   (составить слова из букв)
внкиенД Зодав роГод(записать слова, объяснить и подчеркнуть орфограммы, устно подобрать проверочное слово)
Сообщение темы и целей урока .Сегодня на уроке мы повторим правописание парных звонких и глухих согласных, и закрепим алгоритм проверки их написания в конце слова.
Закрепление раннее изученных правил .Повторение понятий «звонкие и глухие согласные».Загадки. Работа по учебнику.
- Открыли учебник стр 122. Повторим правило (рассказывает несколько человек).А теперь послушайте загадки.
Невысок и коренастПоглядеть решил на нас,Приподняв с утра под елками Лист с зелеными иголками. (гриб)
Свернешь – клин,Развернешь – блин. (зонт)
Лежал, лежал, Да в реку побежал. (снег)
Весь день домой и на работу
Возить людей его забота.
 Носит обувь из резины
И питается бензином! (Автобус)
(На доске выставляем картинки с правильными ответами)
- Произносим слово(картинка). Что слышим на конце слова? Что будем писать? Как проверить написание парного звука на конце слова ? ( Звонкие и глухие парные согласные в конце слова произносятся глухо, чтобы правильно написать парные согласные, надо подобрать проверочное слово так, чтобы после парного согласного стоял гласный.Работа в тетрадях. (Комментированное письмо с проговариванием правила)
Гриб-грибы,зонт-зонты,снег-снега,автобус –автобусы.
– Как проверить парный согласный на конце слова?Вывод учащихся: Надо подобрать проверочное слово так, чтобы после парного согласного стоял гласный.
Найди проверочное слово.
(Слова записаны на доске ,необходимо выбрать пару и записать ее в тетрадь с объяснением)
сад сады посадка
грибной гриб грибы грибник
мороз морозный морозы
дубовый дуб дубки
арбуз арбузный арбузы
ФИЗМИНУТКА
А теперь на месте шаг.Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.)Плечи выше поднимаем,А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)Руки перед грудью ставимИ рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)Десять раз подпрыгнуть нужно,Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)Мы колени поднимаем —Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны.)И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)
Самостоятельная работа.
- упр 20,стр 125.
- Если видишь парный звук,
Будь внимателен ,мой друг ,
Звук согласный проверяй,
За ним гласный подставляй .- Из данных слов в упражнении выпишите только слова с парными согласными по образцу.
(проверка выполненного задания выборочно)
Д.и «Горячий мяч» .( устно – с перекидыванием мяча учитель- ученик)
Медведь, гриб, столб,морковь,тетрадь,город….
Работа по карточкам .Вижу сегодня вы хорошо справляетесь с моими заданиями. А сейчас хочу посмотреть как вы работаете в группе. Каждому ряду я раздаю карточки со словами, в которых пропущены парные звонкие и глухие согласные на конце. Вы должны вставить букву в окошко и передать карточку соседу. Выигрывает ряд, справившийся с заданием быстрее.
Итог урока :– Чему учились на уроке? (Учились писать слова с парными согласными)– Как проверить написание парной согласной? – Молодцы! Сегодня вы были активны и внимательны, спасибо за работу.