Рабочая программа по внеурочной деятельности Мыслим , исследуем. творим

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №22»
городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан


ПРИНЯТО
на педагогическом совете
Протокол от 31.08.2015№____

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «СОШ №22»
__________ Г.М. Губайдуллина
Приказ от 31.08.2015 №_____


РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
Протокол от 29.08.2015 №____
Руководитель ШМО
__________ С.Н. Рафикова


СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР

__________ Л.В. Сорокина
31.08.2015











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Мыслим, творим, исследуем»
Направление – научно - познавательное
для 3 класса
2015-2016уч.г.









Разработана В.А. Швецовой,
учителем начальных классов
высшей категории






Октябрьский
2015

I. Пояснительная записка

Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ от 29.12.2012.
1.2 Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от
06.10.2009 № 373 ( с изменениями , утвежденными приказом Минобр-
Науки России от 26.11.2010 №1241, 22.09.2011 №2357

2. Общая характеристика программы курса
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (стандарты второго поколения), предназначена для организации внеурочной деятельности младших школьников по научно-познавательному направлению и направлена на формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию, повышению уровня мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знаниям.
Актуальность программы обусловлена тем, что в новых социально-экономических условиях особое значение приобретает деятельность, которая наиболее полно и эффективно реализует социально-педагогический потенциал свободного времени детей, существенно расширяет традиционные направления, формы, технологии работы с детьми.
Социально-педагогические возможности различных видов содержательной деятельности, в которые включаются дети в рамках программы «Клуб юных знатоков: мыслим – творим – исследуем!», базируются на том, что они связаны с удовлетворением исключительно важных для детей познавательных, социальных и духовных потребностей.
Деятельность обучающихся в рамках реализации данной программы направлена не только на повышение компетенций обучающихся в определённых предметных областях и развитие творческих способностей ребёнка, но и на создание продукта, имеющего значимость для других.
В рамках программы обеспечено сочетание различных видов познавательной деятельности, где востребованы практически любые способности ребёнка, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности, что открывает новые возможности для создания интереса младшего школьника как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному.
Особую значимость данный курс имеет для детей, ориентированных на самостоятельный информационный поиск в разных областях знаний, тем самым предоставляя обучающимся широкий спектр возможностей для самореализации и формирования ценностного отношения к процессу познания.

3. Место кружка в Учебном плане по внеурочной деятельности.
Программа рассчитана на 35 часов в год с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 40 минут. Содержание кружка отвечает требованию к организации внеурочной деятельности, не требует от учащихся дополнительных знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные факты, способные дать простор воображению.

4.Сроки реализации рабочей программы
Срок реализации рабочей программы 1 учебный год: 2015/2016
5. Цели и задачи рабочей программы.
Цель программы: приобщение младших школьников к исследовательской деятельности; создание условий, способствующих  развитию исследовательских умений; приобретение знаний о ситуациях межличностного взаимодействия, о правилах конструктивной групповой работы; о способах самопознания; о способах нахождения обработки и нахождения информации.
Задачи: развитие творческой исследовательской активности; формирование учащихся способности к организации исследовательской деятельности; стимулирование интереса младших школьников к знаниям в разных областях современной науки, поддержка стремления ребёнка к самостоятельному изучению окружающего мира; формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве, развитие умения самостоятельно и совместно принимать решения (умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности), создание ситуаций комфортного межличностного взаимодействия; формирование позитивной самооценки и взаимоуважения, социально адекватных способов поведения; развитие психофизиологических способностей ребёнка: памяти, мышления, творческого воображения.
Главная идея проектной деятельности – направленность учебно – познавательной деятельности школьников на результат.
Работа над проектом даёт учащимся опыт поиска информации, практического применения самообучения, саморазвития, самореализации и самоанализа своей деятельности, развивает следующие общеучебные навыки:
мыслительные навыки - обучение младшего школьника анализу и обобщению, сравнению, классификации и т.д.
исследовательские навыки направлены на формирование умения выполнять исследовательскую работу, наблюдать, выявлять, соотносить и т.д.
коммуникативные навыки направлены на формирование у ребёнка умения не только говорить, но и слушать и слышать собеседника, доказательно и спокойно отстаивать своё мнение или принимать точку зрения и советы других.
социальные навыки предполагают развитие умения работать в группе, сотрудничать в мини – коллективе, выполняя разные роли: лидера или исполнителя. Учат ребёнка строить взаимоотношения в обществе: в коллективе, сверстниками – с людьми, которые его окружают;
Особенностью данной программы является комплексный подход в системе образования учащихся.
Психолого-педагогические принципы
Программа опирается на развивающую парадигму, представленную в виде системы психолого-педагогических принципов:

а) Личностно ориентированные принципы (принцип адаптивности, принцип развития, принцип психологической комфортности).
б) Культурно-ориентированные принципы (принцип целостности содержания образования, принцип систематичности, принцип ориентировочной функции знаний, принцип овладения культурой).
в) Деятельностно-ориентированные принципы (принцип обучения деятельности, принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика)
Педагогическая целесообразность проектной технологии
Сфера применения проектной технологии велика – от процесса обучения до воспитания, формирования личности ребенка.
Сущность проектной технологии заключается в стимулировании интереса учащихся к определенным проблемам, решение которых предполагает владение (и приобретение в ходе работы) определенной суммой знаний и практическое применение имеющихся и приобретенных знаний в ходе содержания проектной деятельности. Таким образом, данный метод позволяет реально соединить академические знания с практическим опытом их применения.
Освоение определенных закономерностей исследовательской проектной работы действительно можно начинать уже в начальной школе. Ученики, которые получают опыт такой работы в начальной школе, гораздо проще встраиваются в систему проектной деятельности основного звена школы.
Надо сказать, что у младших школьников, может быть, даже больше, чем у учащихся основного звена школы, выражен мотив для работы над проектами, так как ребенок этого возраста активно стремится самостоятельно исследовать окружающий его мир. Задача взрослых – поддержать детскую любознательность, не пресекать активность ребенка многочисленными запретами, тогда с возрастом естественная познавательная потребность ребенка станет основой его успешного обучения в школе. Проектная деятельность – хороший механизм для реализации этой потребности непосредственно в учебной работе.
6. Формы и методы работы:
Тренинг, семинары, индивидуальные проекты, групповые проекты, игра, встреча, мини-конференция, микроисследование

II. Учебно- тематический план

№п|п
Название темы
Кол-во часов



всего
теория
практика

1
Что такое исследование? Кто такие исследователи?
Тренинг исследовательских способностей.




2
Виды оформления проектов. Искусство сообщения. Семинар «Как подготовиться к защите».




3
Исследовательская практика. «Страсти по шоколаду» (инд. проект)




4
«Страсти по шоколаду» (инд. проект)
Сбор материала.




5
Защита проекта. «Страсти по шоколаду»




6
Как улучшить свою память?




7
«Как самому создать мульфильм» (инд. и групповой проект). Исследование




8
«Как самому создать мульфильм» (инд. и групповой проект). Оформление проекта.




9
Защита проекта. Мультфильм




10
«От костра до интернета» (групповой проект)
Исследовательская практика




11
«От костра до интернета» (групповой проект)
Продолжение исследования




12
Защита проекта. «От костра до интернета»




13
«Как встретить фею в русских национальных традициях» (исследовательский проект
по предметам: литературное чтение, окружающий мир, технология). Обсуждение




14
«Как встретить фею в русских национальных традициях». Подбор материала.




15
«Как встретить фею в русских национальных традициях» Подбор материала




16
«Как встретить фею в русских национальных традициях» (групповой проект)




17
«Как встретить фею в русских национальных традициях». Защита проекта




18
Проведение микроисследований в рамках проекта «Движение – жизнь»




19
«Движение – жизнь». Исследование.




20
«Движение – жизнь» (инд. или парн. проект)
Сбор материала




21
«Движение – жизнь» (инд. или парн. проект)
Оформление проекта




22
Защита проекта. «Движение – жизнь»




23
«Как выглядит орбита планет»
(занятие – практикум)




24
« Трудный путь картошки» (инд. или парн. проект)




25
« Трудный путь картошки» (инд. или парн. проект). Подбор материала




26
«Трудный путь картошки» (инд. или парн. проект). Оформление работы




27
Защита проекта. «Трудный путь картошки»




28
Микроисследование «Что такое хорошая школа».




29
Микроисследование «Что такое хорошая школа». Подбор материала




30
Микроисследование «Что такое хорошая школа». Оформление работы




31
Микроисследование «Что такое хорошая школа». Мини-конференция




32
Игра. «Мы - журналисты»
( знакомство с методом интервьюирования)


1

33
Игра. «Мы - журналисты»
(занятие-практикум)




34
Обобщающая встреча.




35
Мини-конференция «Чему я научился»





III.Содержание программы

1.Развитие познавательной сферы – 5 ч.
Что такое исследование? Кто такие исследователи? - 1ч
Виды оформления проектов. Искусство сообщения. Семинар «Как подготовиться к защите» -1ч
Как улучшить свою память? -1ч
«Как выглядит орбита планет»-1ч
Мини-конференция «Чему я научился»-1ч
2. Формирование исследовательских умений – 11 ч.
«Страсти по шоколаду» -1ч
«Как самому создать мульфильм» -1ч
«От костра до интернета» -1ч
«Как встретить фею в русских национальных традициях» - 2ч
«Движение – жизнь» - 2ч
« Трудный путь картошки» - 2ч
Микроисследование «Что такое хорошая школа» - 2ч
3.Исследовательская практика – 13ч.
«Страсти по шоколаду» -1ч
«Как самому создать мульфильм» -1ч
«От костра до интернета» -1ч
«Как встретить фею в русских национальных традициях» - 2ч
«Движение – жизнь» - 2ч
«Трудный путь картошки» - 1ч
Микроисследование «Что такое хорошая школа» - 2ч
Игра. «Мы - журналисты» (занятие-практикум) - 2ч
Обобщающая встреча-1ч
4. Защита проектов исследовательской работы – 6ч.
«Страсти по шоколаду» - 1ч
Мультфильм - 1ч
«От костра до интернета» - 1ч
«Как встретить фею в русских национальных традициях» -1ч
«Движение – жизнь» -1ч
«Трудный путь картошки» -1ч

IV.Планируемые результаты освоения рабочей программы
Обучающийся будет знать:
основные особенности проведения исследовательской работы;
метод исследования: анкетирование, моделирование;
основы работы с компьютером;
что такое социальный проект, каково его значение для жизни окружающих;
способы и методы, стимулирующие: саморазвитие психических процессов, обеспечивающие ощущение успешности в работе;
Обучающийся будет уметь:
самостоятельно предлагать собственные идеи исследования;
правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы, составлять план действий совместного исследования; собирать и перерабатывать материал, необходимый для исследования;
пользоваться различными измерительными приборами: калькулятором, секундомером, рулеткой;
осуществлять сотрудничество со взрослыми и одноклассниками;
презентовать свою работу, участвовать в обсуждении - коллективной оценочной деятельности;

Способы проверки результатов освоения программы.
В качестве подведения итогов, результатов освоения данной программы, могут быть организованы следующие мероприятия: выставки творческих работ учащихся;
мини – конференции по защите исследовательских проектов;

V.Календарно-тематическое планирование

№п|п
Тема занятий
Кол-
во
час
Дата провед
Содержание занятий




по плану
по
факту


1
Что такое исследование?
Кто такие исследователи?



Знакомство с понятием
исследование

2
Тренинг исследовательских способностей.



Тренинг

3
Виды оформления проектов.
Искусство сообщения.
Семинар «Как подготовиться к защите».



Искусство сообщения.
Виды оформления про
ектов


4
Исследовательская практика.
«Страсти по шоколаду» (инд. проект)



Исследование по теме

5
«Страсти по шоколаду» (инд. проект)
Сбор материала.



Исследование по теме
Сбор материала.

6
Защита проекта. «Страсти по шоколаду»



выступления

7
«Как самому создать мульфильм»
(инд. и групповой проект). Исследование



Исследование по теме

8
«Как самому создать мульфильм»
(инд. и групповой проект).
Оформление проекта.



Оформление проекта.

9
Защита проекта. Мультфильм



Защита проекта

10
«От костра до интернета» (групповой проект)
Исследовательская практика



Исследование по теме

11
«От костра до интернета» (групповой проект)
Продолжение исследования



Работа с разными источ
никами

12
Защита проекта. «От костра до интернета»



Выступления

13
«Как встретить фею в русских
национальных традициях»
исследовательский проект
по предметам: литературное
чтение, окружающий мир, технология)
Обсуждение.



Обсуждение темы

14
«Как встретить фею в русских
национальных традициях».Подбор материала.



Подбор материала.

15
«Как встретить фею в русских
национальных традициях» Подбор материала



Работа с разными энцик-
лопедиями

16
«Как встретить фею в русских
национальных традициях» (групповой проект)



Оформление проекта

17
«Как встретить фею в русских
национальных традициях». Защита проекта



Защита проекта

18
Проведение микроисследований в
рамках проекта «Движение – жизнь»



Исследование по теме

19
«Движение – жизнь». Исследование.



Исследование по теме

20
«Движение – жизнь» (инд. или парн. проект)
Сбор материала



Подбор материала.

21
«Движение – жизнь» (инд. или парн. проект)
Оформление проекта



Оформление проекта

22
Защита проекта. «Движение – жизнь»



Защита проекта

23
«Как выглядит орбита планет»
(занятие – практикум)



Занятие – практикум

24
«Трудный путь картошки» (инд. или парн. пр)



Обсуждение темы

25
«Трудный путь картошки» (инд. или парн. пр). П Подбор материала



Сбор материала

26
«Трудный путь картошки» (инд. или парн. пр). О Оформление работы



Оформление работы

27
Защита проекта. «Трудный путь картошки»



Защита проекта

28
Микроисследование «Что такое хорошая шко-
ла?»



Микроисследование

29
Микроисследование «Что такое
хорошая школа». Подбор материала



Подбор материала

30
Микроисследование «Что такое
хорошая школа». Оформление работы



Оформление работы

31
Микроисследование «Что такое
хорошая школа». Мини-конференция



Мини-конференция

32
Игра. «Мы - журналисты»
( знакомство с методом интервьюирования)



знакомство с методом ин
тервьюирования

33
Игра. «Мы - журналисты»
(занятие-практикум)



Занятие-практикум

34
Обобщающая встреча.



Обобщающая встреча.

35
Мини-конференция «Чему я научился»



Мини-конференция








Информационно-методическое обеспечение

Белобородова О.Г., Шалашова Ж.А., Кулакова И.Н. Программа внеурочной деятельности по научно – познавательному направлению в 1 – 3 классах «Школа исследованияг. Черемхово, Иркутская обл., интернет – ресурс.
М.В. Дубова. Организация проектной деятельности младших школьников.
Практическое пособие для учителей начальных классов. М., «Баласс»,
2011 г.
Краля Н.А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся: Учебно-методическое пособие / Под ред. Ю.П. Дубенского. – Омск: Изд-во ОмГУ, 2011.
Горячев А. В. «Организация проектной деятельности»
gor2@procenter.net.ru
Сборники познавательных опытов и экспериментов. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Сборники игр и упражнений для проведения тренингов.
Макет портфолио обучающегося.
Рекомендации для оформления исследовательских работ.
Памятки для проведения наблюдений и экспериментов.

Используемая литература.
1. Белова И.И.. Гетманцева С.М.. Гребенникова Ю.Н, Гущина О.А. Организация проектной, учебно-исследовательской деятельности школьников: научно-практические рекомендации для педагогов дополнительного образования, учителей, методистов. – Великий Новгород, 2002 г.
2. Дубова М.В. Организация проектной деятельности младших школьников.Практическое пособие для учителей начальных классов. М., «Баласс», 2011 г.
3. Примерные программы внеурочной деятельности. Стандарты второго поколения. М., Просвещение, 2010 г.
4. Проектные задачи в начальной школе. Стандарты второго поколения.
М., Просвещение, 2010 г.
5. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школь
ников.Издательство «Учебная литература»,  дом «Фёдоров», 2008.
6. Горячев А.В. «Организация проектной деятельности»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
7. Румянцева Н.Ю. Организация учебно-исследовательской деятельности
младших школьников. pedsovet.org8.
8. Щербатых Н.И., Данилова М.В. Проектная деятельность.(мастер – класс)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315