ПО СОСТАВЛЕНИЮ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ


Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дворец детского (юношеского) творчества»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО СОСТАВЛЕНИЮ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ
ПРОГРАММЕ

МЕТОДИСТ Ларикова Лариса Никоолаевнаг. Новомосковск
сентябрь 2015 год
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Рабочая программа – индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного года обучения содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата. Составляется педагогом дополнительного образования по определенной общеобразовательной общеразвивающей программе и рассчитана, как правило, на учебный год или ступень обучения. Например, «Рабочая программа дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «…..» , 1 –ый год обучения». При составлении рабочей программы учитываются такие факторы как:
целевые ориентиры и ценностные основания деятельности образовательного учреждения;
состояние здоровья обучающихся;
уровень их способностей;
характер учебной мотивации;
качество достижений;
образовательные потребности;
возможности педагога;
состояние учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного учреждения.
Наиболее типичные недочеты в рабочих программах:• отсутствуют некоторые обязательные разделы, например, требования к знаниям, умениям и навыкам; обоснование целей, задач и другие;• не всегда предусматривается обеспечение предлагаемой программы необходимым учебно-методическим комплексом.
Требования к оформлению рабочих программ
Текст рабочей программы педагога включает 8 основных структурных элементов:1. Титульный лист (название программы).2. Пояснительная записка.3. Учебно-тематический план.4. Содержание программы.5. Требования к уровню подготовки обучающихся, обучающихся по данной программе.6. Перечень учебно-методического обеспечения. Список литературы (основной и дополнительной).7. Приложения к программе.
Все структурные элементы рабочей программы должны быть четко выделены и соответствовать определенным требованиям к ним.
Текст набирается в редакторе Word for Windows шрифтом Times New Roman или Calibri, 12-14, межстрочный интервал одинарный, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине, абзац 1 см, поля стандартные; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст.Рабочая программа прошивается, страницы нумеруются, скрепляются печатью образовательного учреждения и подписью руководителя ОУ.
Пояснения к структурным элементам программы
Функции программы определяют следующие требования к ней:
1. Учет основных положений образовательной программы школы (требований социального заказа, требований к выпускнику, целей и задач образовательного процесса, особенностей учебного плана учреждения).2. Наличие признаков нормативного документа.3. Последовательность расположения и взаимосвязь всех элементов содержания программы; определение методов, организационных форм и средств обучения, что отражает единство содержания образования и процесса обучения в построении программы.4. Полнота раскрытия целей и ценностей обучения с включением в программу всех необходимых и достаточных для реализации поставленных целей элементов содержания (знания о природе, обществе, технике, человеке, способах деятельности; опыт творческой деятельности; опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности).5. Конкретность представления элементов содержания образования.Таблица 1Структурные элементы рабочей программы педагога
Элементы рабочей программы Содержание элементов рабочей программы
Титульный лист - полное наименование образовательного учреждения,- гриф утверждения программы;- название программы;- фамилию, имя и отчество разработчика программы (одного или нескольких);- название города, населенного пункта;- год разработки программы.
Пояснительная записка - кому адресована программа: наименование творческого объединения и определение возраста обучающихся;- концепция (основная идея) программы;- обоснованность (актуальность, новизна, значимость);- цели, задачи;- сроки реализации программы;- основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы;- общая характеристика учебного процесса: методы, формы обучения и режим занятий;- предполагаемые результаты;- система оценки достижений обучающихся;- инструментарий для оценивания результатов;Учебно-тематический план - перечень разделов, тем последовательность их изучения;- количество часов на изучение каждого раздела и каждой темы;- вид занятий (теоретические или практические, количество часов)
Содержание программы - перечень и название раздела и тем;- необходимое количество часов для изучения раздела, темы;- содержание учебной темы:• основные изучаемые вопросы;• практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении.
Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе В данном разделе прописываются требования к:- знаниям;- умениям;- компетенциям;- конкретизируются формы контроля знаний обучающихся
Перечень учебно-методического обеспечения. Список литературы (основной и дополнительной) - методические и учебные пособия;- оборудование и приборы;- дидактический материал;- литература, использованная при подготовке программы;- литература, рекомендованная для обучающихся;
- перечень ЭОР.
Приложения к программе - основные понятия;- списки тем рефератов;- перечень сценических постановок, номеров;- темы курсовых и творческих работ;- примеры работ, упражнений и т.п.
Комментарий к структурным элементам рабочей программы педагога
1. Разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин относится к компетенции образовательных учреждений (п. 6 и 7 ст. 32 Закона РФ «Об образовании»).
2. Назначение пояснительной записки в структуре программы состоит в том, чтобы:
• кратко и обоснованно охарактеризовать сущность программы, ее функции, специфику и значение для решения общих целей и задач образования, определенных в общеобразовательной общеразвивающей программе;• дать представление о способах развертывания учебного материала, в общих чертах показать методическую систему достижения целей, которые ставятся при изучении предмета, описать средства их достижения.
Пояснительная записка поясняет актуальность изучения программы, его задачи и специфику, а также методы и формы решения поставленных задач (практическое задания, самостоятельная работа, тренинги и т.д.), рекомендации по их проведению. которые были использованы при составлении программы. В пояснительной записке должны быть обоснованы предлагаемые содержание и объем программы, должно быть указано количество часов, отводимых на изучение данного курса согласно учебно-тематическому плану, формы контроля и возможные варианты его проведения. Количество и характер контрольных мероприятий по оценке качества подготовки обучающихся должны быть четко обоснованы. При этом необходимо указать, как именно эти мероприятия позволяют выявить соответствие результатов образования целям и задачам обучения.
3. В учебно-тематическом плане отражены темы курса, последовательность их изучения, используемые организационные формы обучения и количество часов, выделяемых как на изучение всего курса, так и на отдельные темы. Учебно-тематический план традиционно представляют в виде таблицы.
II.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п Тема занятий Количество часов
Всего Теория Практика
1 В нижней части часы суммируются ИТОГО: 4. Содержание программы - структурный элемент программы, включающий толкование каждой темы, согласно нумерации в учебно-тематическом плане. Формирование содержания учебного курса осуществляется на основе принципов:
единства содержания по годам обучения;
отражения в содержании обучения задач развития личности;
научности и практической значимости содержания обучения;
доступности обучения;
соблюдения преемственности.
При описании содержания тем рабочей программы может быть рекомендована следующая последовательность изложения:
название темы;
необходимое количество часов для ее изучения;
содержание учебной темы:
основные изучаемые вопросы;
теоритические, практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении;
требования к знаниям и умениям обучающихся.
5. В блоке рабочей программы «Требования к уровню подготовки обучающихся» следует отразить требования по рубрикам «Знать/понимать», «Уметь», «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни».В данный пункт рабочей программы может быть включен перечень вопросов для итогового контроля по изучаемой программе.
6. Литература по рабочей программе.  В библиографическом списке выделяются издания, предназначенные для обучающихся, и литература для педагога. Список литературы включает библиографические описания рекомендованных автором программы изданий, которые перечисляются в алфавитном порядке с указанием автора, названия книги, места и года издания.Пример: Горский Д., Ивин А.А. Краткий словарь по физкультуре. М: Просвещение. 2010. 
7. Календарно-тематическое планирование оформляется в традиционной форме.
Законом РФ «Об образовании» не определены требования к рабочей программе. Каждый педагог выбирает самостоятельную форму записей, текстового варианта рабочей программы. Один из вариантов рабочей программы может быть составлен по аналогии с требованиями к дополнительной образовательной программе. Педагог может внести коррективы во все структурные элементы программы с учетом особенностей своего образовательного учреждения и особенностей обучающихся конкретного года обучения и возраста.Например, определять новый порядок изучения материала, изменять количество часов, вносить изменения в содержание изучаемой темы, дополнять требования к уровню подготовки обучающихся. Это позволит увидеть особенности содержания образования, реализуемого педагогом, но не содержит информации об особенностях организации образовательного процесса в учреждении в целом.
Приложение