Педсовет на тему Совершенствование форм воспитательной деятельности с детским коллективом для совершенствования социальных компетенций

СОШ п.Тургенево Аткарского района



Педсовет
«Совершенствование форм воспитательной работы с детским коллективом для развития социальных компетенций».

Материал подготовила: заместитель директора по воспитательной работе
Козаченко Ольга Игоревна





















2010 год.



Цель педсовета:
Изучение форм воспитательной работы с классом по проблеме. Выявление резервов.

Оформление:
В кабинете столы расставлены для работы трёх групп;
Мультимедийный проектор (презентация для основного доклада и презентация – сообщение);
На столах краски, бумага А4.
3 листа А4 с нарисованными берёзами без листочков.

Объявление о педсовете:
Время подошло встречаться
И должна я Вам признаться,
С нетерпеньем жду тот час,
Когда вновь увижу Вас.
На Совете нашем нужном,
Где работать будем дружно.
В том же месте (каб. рус. языка)
В тот же час ( в 11 часов)
Жду я непременно Вас!
Ход педсовета.
1.При входе педагоги берут карточки с нарисованными фигурами
Разбиваются на группы по 5 человек.
2. Актуальность темы – выступление зам. Директора по ВР. (прилагается)
3. После выступления организатор раздает задания для групп, и каждая группа работает над заданием 5-7 минут, затем защищает свои наработки.
4. От группы выбирается спикер, который озвучит наработанный материал.
5. Формируется инициативная группа (по 1 представителю от каждой группы) и работает над проектом решения педсовета.
6. Слово предоставляется группе по подготовке решения. Идёт голосование.

В заключении педсовета надо сделать вывод. Для этого поиграем в метафоры. Взять листы, и написать предложение «Классное руководство – это.». Я прошу вас закончить предложение какой -либо метафорой, связанной с питанием. Поищите яркий и точный образ.
Например, была такая фраза: классное руководство – это винегрет. Всего много, но без чего – либо не вкусно. Учителя знакомят со своими высказываниями.

Рефлексия: возьмите листы бумаги с берёзкой. На улице весна. Расцветает вся природа и наша берёзка – красавица тоже обновляет свой зелёный наряд. Удовлетворены ли Вы сегодняшней работой педсовета? Если вы хотите ответить «да», то нарисуйте зелёный листок на любую веточку, если ответить «нет» - нарисуйте почку.
Так задаются несколько вопросов, а потом берёзки прикрепляют на доску. Результат виден сразу и всем. Берёзки надели либо зелёный наряд, либо только готовится к пробуждению – почки. Такая рефлексия несёт позитивный эмоциональный заряд.

Материал для работы в группах.
1-ая группа
Формы воспитательной работы
(тип «созидание-гуляние»)
Класс
Примеры

Развлечение-демонстрация
Ярмарка, базар, рынок, вечер альтернатив,


Елка, Костер


Дискотека, стар-тинэйджер, бал

Развлечение- коммуникация
Капустник, кабачок, заседание клуба, ассамблея, пир, посиделки


Миг, БРИг


Инновационная игра

Совместное созидание
Субботник, атака, десант


Подготовка к представлению


Подготовка выставки


1. Какие формы применяются? Как? Интересны ли они детям?
2. Что мешает в применении других форм работы?
3. Что нужно сделать для того, чтобы разнообразие форм воспитательной работы позволило разнообразить и саму воспитательную работу?
2-ая группа
Статичные формы воспитательной работы (тип представление)
Класс
Вид

Преобладающий способ взаимодействия
Примеры

Ритуал
Линейка


Вахта памяти


Митинг, сбор подписей, пикетирование, торжественное собрание

Коммуникация
Круглый стол, заседание экспертной группы, форум, симпозиум, дебаты, судебное заседание


Диспут


Огонек, урок, встреча с интересным человеком


Демонстрация
Рассказ, сообщение, публичное выступление, нравственная проповедь


Отчетный концерт, тематический концерт, концерт-лекция, демонстрация мод


Устный журнал, агит-спектакль,


Творческий конкурс, спортивное состязание, интеллектуально-познавательная игра, рыцарский турнир (бой, дуэль, поединок, ринг; марафон, экзамен)

Публичное созидание
Кулинарное представление

Организация восприятия
Просмотр кино (видео-, теле) фильма, спортивного или художественного представления


«Яблоня возможностей»

1. Какие формы применяются? Как? Интересны ли они детям?
2. Что мешает в применении других форм работы?
3. Что нужно сделать для того, чтобы разнообразие форм воспитательной работы позволило разнообразить и саму воспитательную работу?
3-тья группа
Динамичные формы воспитательной работы
(тип «путешествие»)
Преобладающий способ взаимодействия
Примеры

Демонстрация
«Найди клад», «Тропа мужества»

Развлечение
Прогулка

Коммуникация
Организация восприятия
Пешеходная экскурсия, экскурсия в музей




Исследования
Преодоление
Разведка, экспедиция, рейд





Марш бросок, поход, пробег

Ритуал
Парад, карнавальное шествие, факельное шествие


Ответить на вопросы:
1. Какие формы применяются? Как? Интересны ли они детям?
2. Что мешает в применении других форм работы?
3. Что нужно сделать для того, чтобы разнообразие форм воспитательной работы позволило разнообразить и саму воспитательную работу?








Основное выступление на педсовете.
Притча о трехколесном велосипеде
(притча о классификации форм воспитательной работы)
Недалеко от волшебного леса жили-были люди в одном селе. Однажды поздним вечером в одну из крайних изб постучался волшебник, он очень устал и попросил остаться на несколько дней передохнуть, чтобы продолжить свой путь. Выглянул он утром из окна – солнышко встает, девушки деревенские за грибами пошли, прошептал что-то чародей на непонятном языке и прямо из воздуха появилось сказочное колесо – котором было написано «прогулка».
Вышел волшебник прогуляться по улице – видит мужики всей деревней на сход собираются. Вот вышел староста, речь говорит, народ затылки чешет, перешептывается. Посмотрел, посмотрел волшебник на все это действо и сотворил еще одно колесо с надписью «представление».
Пока ходил гость по деревне, по сторонам смотрел, уж смеркаться стало. Молодежь разложила на берегу реки большой костер, стали парни с девушками хороводы водить. Понравились игры и забавы волшебнику, он возьми да произнеси заклинание. Тут, откуда ни возьмись, катится третье колесо, а на нем яркими буквами начертано «гуляние».
Отдохнул, чародей в деревне, новых сил набрался, а на следующий день, перед тем как попрощаться с гостеприимными хозяевами, собрал странник три колеса и соорудил из них чудо игрушку – велосипед. «Это говорит вашим деткам останется, чтобы играли, играли да уму разуму учились!»

Тема сегодняшнего педсовета «Совершенствование форм воспитательной работы с детским коллективом в деятельности кл. руководителя для развития социальных компетенций». Нам предстоит поделиться опытом работы по тем формам, которые использует каждый из вас в своей работе.
Основной закон воспитания утверждает: воспитывать значит организовывать деятельность детей. Человек развивается, формирует свои навыки, ценности, чувства в процессе совместной деятельности с людьми и в ходе общения с ними. Поэтому классный руководитель для достижения воспитательных целей должен уметь организовать разнообразную деятельность детей, которая для них является их естественной жизнью, а для педагога называется развивающей, воспитывающей деятельностью. (слайд 3, 2)      Выделяются определенные виды внеурочной деятельности, (слайд 4) которые возможны в школе, а именно: познавательная деятельность, ценностно-ориентационная, общественная, эстетическая, досуговая. Понятно, что все они тесно связаны с учебным процессом, с содержанием обучения и воспитания в школе и результатом имеют достижение образовательных и воспитательных целей, обозначенных выше. Так, познавательная деятельность (слайд 5) служит развитию познавательных интересов, накоплению знаний, формированию умственных способностей и пр. Организуется она в таких формах внеурочной работы, как экскурсия, обзоры литературы, олимпиады, конкурсы, лектории и т.д.       Ценностно-ориентационная деятельность - это по существу не деятельность, а психологический процесс формирования отношений к миру, формирования убеждений, взглядов, усвоения нравственных и других норм жизни людей - всего того, что называют ценностями. Классный руководитель имеет богатые возможности стимулировать выработку школьниками отношений, взглядов на жизнь в различных формах внеурочной деятельности: беседы по социально-нравственной проблематике, классные собрания, дискуссии, а также во всех других формах и видах деятельности происходит усвоение школьниками социальных ценностей.       Общественная деятельность (слайд 6) предполагает участие школьников в органах управления школой, различных ученических и молодежных объединениях в школе и вне ее, участие в трудовых, политических и других акциях и кампаниях. Это происходит в таких формах, как уборка школы, школьные собрания, заседания, выборы ученических органов управления, вечера, праздники и пр.       Эстетическая деятельность (слайд 7) развивает художественные вкусы, интересы, культуру, способности детей. Трудно переоценить значение эстетических занятий учащихся, которые могут быть организованы особенно эффективно вне школы в специальных учреждениях. Классный руководитель, однако, тоже имеет возможность проводить эту работу в таких формах: инсценировки, конкурсы, школьные театры, концерты, фестивали, экскурсии в музеи, посещение театра и многое другое.       Досуговая деятельность (слайд 8) обозначает содержательный, развивающий отдых, свободное общение, в котором инициатива должна принадлежать ученикам, однако учитель должен помнить о своих функциях воспитывающего взрослого, не стороннего наблюдателя. Свободное общение, досуг учеников может проходить в самых разных формах: игры, праздники, вечера отдыха, коллективные дни рождения, соревнования, совместные прогулки и пр.       Педагог должен многое знать и уметь для правильной методической организации всех этих форм работы. Нам представляется возможным
(слайд 9) сформулировать следующее определение формы воспитательной работы: ограниченная по месту и времени структура совместного взаимодействия детей и взрослых, позволяющая решить определенные воспитательные задачи. Сущностными признаками формы воспитательной работы являются:
-участники деятельности (лица или группы лиц), выполняющие какие-либо точно установленные функции - организаторов, выступающих, зрителей и т.д.;
- педагогические задачи, которые можно решить при помощи данной формы (потенциал формы, ее содержательность);
-организация времени (фиксированный промежуток времени проведения формы);
-набор актов, ситуаций, процедур;
-порядок действий (алгоритм);
-организация пространства.
Анализ содержания и структуры взаимодействия форм, входящих в каждый из типов, позволяет вычленить несколько классов. Так, в типе «представление» выделяются три класса:
представления –демонстрации (спектакль, концерт, просмотр, конкурсная программа – представление, торжественное собрание);
представления-ритуалы (линейка),
представления –коммуникации (митинг, дискуссия, лекция, фронтальная беседа, диспут).
В деятельности классного руководителя форма воспитательной работы с коллективом класса является той первичной клеточкой, из которой складываются будни и праздники жизни детского воспитательного сообщества. Конечно, трудно предположить полный список форм, универсальный и годный на все случае жизни, ведь воспитательная работа с классом может быть построена в различных ключах.
Каково же разнообразие форм воспитательной работы в нашем коллективе?
В начальном звене классный руководитель выступает в роли «классной мамы». Для создания комфорта, уюта, учителями применяются следующие формы: беседы по изучению правил поведения в школе, 15- минутки по ПДД в игровой форме, В 1-ом классе игра «Будем делать хорошо, а не плохо», в 3-ем классе конкурс рисунков «Мой безопасный путь». Во втором классе – КТД «Встреча школьных друзей». Организация познавательной деятельности проходит средствами игры (Путешествие на остров Глагола», «Встреча с дедушкой Считалкиным», конкурсы «Самый читающий!») Развитие чувства любви к Родине, родителям, школе проходит через праздники «Здравствуй, школа!», «Мы самые дружные», «Прощание с букварём!» и т. д. Важную роль в воспитательном процессе играют индивидуальные формы работы. Наблюдая за ребенком, изучая его взаимоотношения в классе, в семье, классный руководитель составляет план работы с данным ребёнком.
Изучая преемственность между начальным и средним, учителя-предметники посещают уроки, изучают класс, который принимают. Это должен делать и будущий классный руководитель. Новая ступень не начинает работу с «нуля», а «подхватывает» достижения ребёнка и развивает накопленный потенциал. На этапе перехода важную роль играет такая форма, как классный уголок. Новый класс выбирает законы жизни такой формой как «Атака», «Мозговой штурм». И эти законы тоже в уголке. При переходе в среднее звено снижается уровень обучения. Это ещё одна из сфер работы кл. руководителя и здесь помогает «Экран успеваемости», устные журналы «Учись учиться». Важна роль рубрики «Чистюля» по уборке класса и дежурства по школе. Для развития рефлексии и аналитических способностей классный руководитель организует анализ проведенных дел.
( выступление Повх Е.И.)
Планирование – одна из форм работы с коллективом. Я говорю не о планировании кл. руководителя, а о планировании группы, а это разные вещи. Здесь планируются не только игры и праздники, но и заседания актива, сборы классной организации, отчеты ответственных за то или иное поручение. В беседах с классными руководителями я об этом говорила и в планах мы ввели такой раздел.
Мы говорим о такой форме работы как тематический классный час. Таких часов должно быть минимум 1 раз в четверть. Но во многих классах проводятся лишь рабочие часы.
Важной формой работы является работа с родителями. И сколько бы мы не говорили, что очень заняты, нас это не освобождает от прямой обязанности работать с родителями. Первое – это родительские собрания. Мы их объединили с лекторием. Родительские комитеты имеют большие полномочия. Надо их привлекать для обучающего процесса. Такая форма работы как смотры знаний в классах. Выходы родительского комитета на квартиры. И ещё многое другое. Вы скажите, что это работа освобожденного кл. руководителя. Да, я соглашусь, и все-таки нас никто не освободит от работы, а только спросит.




15