Открытый урок в 7 классе по теме «ТЕКСТОВЕДЕНИЕ. ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ ТЕКСТА»


Открытый урок по русскому языку в 7 классе
по теме: «ТЕКСТОВЕДЕНИЕ. ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ ТЕКСТА»
учителя русского языка и литературы МОУ СОШ № 2 с. Кузоватово
Кузоватовского района
Калининой Веры Сергеевны
Цели урока:
Повторить и обобщить изученные сведения о тексте и его признаках.
Совершенствовать умение анализировать текст, устанавливая его признаки.
Закрепить навыки комплексного анализа текста.
Добиться усвоения последовательности создания текста: обдумывание цели и содержания высказывания, сбор рабочих материалов; создание и редактирование текста.
Место урока: 1-ый урок в разделе «Текстоведение» («Развитие речи») в 7 кл.
Оборудование: ПК, мультимедийное оборудование, презентация Power Point
«...Первые шаги - самые трудные» Рабиндранат Тагор
Ход урока:
№ № слайда Элемент урока Время
1. 1
2 Введение. Организационный момент. Приветствие. Знакомство с темой и целями урока. (Запись на доске и в тетрадях: «Десятое ноября. Классная работа. Текстоведение. Этапы создания текста.»)2. 3
4
5
6
7 Повторение изученного. Беседа по вопросам с использованием презентации.
Знакомо ли вам слово «Текстоведение»? Подумайте, как оно образовалось. (В слове выделяются корни «текст» и «вед». Значит, оно обозначает «ведать, знать текст».)Как вы думаете, что изучается в разделе лингвистики «Текстоведение»? (Текстоведение изучает текст, его признаки, строение, законы создания и основные правила использования языковых средств.)
А что такое текст? (Это произведение речи.)
Назовите признаки текста. (Единство темы, наличие основной мысли (идеи), связь предложений между собой, относительная законченность, определённый порядок предложений.)
Какие типы речи вы знаете? Охарактеризуйте их, использовав слайд-подсказку (Повествование = что произошло? Описание = каков предмет высказывания? Рассуждение = почему мы утверждаем это?).
С какими стилями речи вы уже знакомы? (Разговорный, официально-деловой, научный, публицистический, художественный.) 3.
8
9 Комплексный анализ текста (текст на слайде и напечатан в раздаточном материале).
Прочитайте и докажите, что перед вами речевое произведение, то есть текст. (Это текст, потому что его объединяет тема, есть основная мысль, относительная законченность, предложения стоят в определённом порядке и связаны между собой.)
Проведите текстоведческий анализ – определите тему, основную мысль, тип речи, стиль текста, средства связи предложений.
Как бы вы озаглавили данный текст? («Удивительная дружба», «Случай в зоопарке», «Медведь и кот», «А всё-таки они дружат!»…) 4. 10
11
12 Объяснение нового материала. Слово учителя.
Мы убедились, что вы знаете, что такое текст, и умеете его анализировать. Но как создать собственное речевое высказывание? Что написать? Как начать? Наверняка, и вы задавали себе эти вопросы, когда получали задание написать сочинение. Сегодня мы с вами познакомимся с этапами создания текста, которые в дальнейшем, я надеюсь, помогут вам успешно справляться с написанием сочинений, докладов, выступлений и т.д.
Итак, первый этап – обдумывание темы, цели высказывания. (Запишите в свои тетради.) На этом этапе вы должны не просто выбрать тему, но и решить, о чём вы будете писать и зачем. А значит, выбрать тип речи: повествование для рассказа о событиях; описание, чтобы описать предмет; рассуждение, чтобы поразмышлять над какой-то проблемой.
Второй этап предполагает создание рабочих материалов. (Спишите с экрана.) Вы не просто обдумываете содержание вашего высказывания, но и записываете отдельные слова, словосочетания, даже предложения, а также продумываете, какие микротемы и в каком порядке вы расположите.
На третьем этапе создаётся сам текст. (Запишите этот этап.)
Четвёртый этап предполагает редактирование. Это очень важная работа. (Запишите в тетради.) Читая свой текст, вы должны обнаружить и устранить нарушение логики, речевые недочёты. То есть сделать текст почти идеальным, на ваш взгляд. 5. 13
14
15 Закрепление. Работа с готовым текстом (на экране и в распечатанном виде).
Перед вами работа ученика 7 класса Саши. Ему задали написать сочинение о том, как он получил двойку. Вот что у него получилось. (Чтение и обсуждение работы Саши: Замысел. Рабочие материалы. Сочинение. Редактирование.)6. 16 Самостоятельная работа. Создание текста.
Воспользовавшись размышлениями Саши по редактированию текста, попробуйте исправить его текст. Может быть, вы найдёте и другие недочёты. Запишите получившееся сочинение. Через несколько минут мы проверим, как вам удалось улучшить текст.
Чтение 2-3 работ и обсуждение. 7. 17 Домашнее задание. Дома вы сами попробуете создать рабочие материалы для небольшого сочинения. Для этого спишите темы, а дома выберите одну из них и запишите рабочие материалы. 8. 18 Самоанализ урока. Подведение итогов уроков по вопросам слайда. Выставление оценок.
Благодарю за работу. Урок окончен.