Статья по теме: Интегрированные уроки физики как условие формирование положительной мотивации учащихся на учебный труд. Конспект интегрированного урока(физика+ОБЖ)


ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ ФИЗИКИ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ НА УЧЕБНЫЙ ТРУД.
Москаленко Ольга Дмитриевна,
учитель физики МБОУ лицея №16
города Ставрополя.
Отличительной чертой нашего времени следует считать тенденцию к интеграции знаний. Наблюдается взаимопроникновение идей и методов различных наук. Появились новые дисциплины и направления на границах смежных наук. Систематические знания основ естественных наук составляют базу для подготовки учащихся к активному труду, продолжению учебы в высших учебных заведениях. Проведение интегрированных уроков позволяет сформировать у учащихся более полное представление об окружающем их мире, показать межпредметные связи, побуждают к исследовательской деятельности, заставляют школьников самих формулировать вопросы и пытаться найти на них ответы. Основной целью проведения интегрированных уроков является интеграция предметов естественного цикла с последующей в старших классах дифференциацией обучения и изучению предметов по выбору. Интеграция придает урокам перспективное педагогическое значение. Каждому учителю хорошо известна заповедь, что научить предмету хорошо можно лишь тогда, когда у ребенка пробужден интерес, когда он увлечен предметом и в полной мере формированию положительной мотивации на учение и развитие детской любознательности способствует проведение интегрированных уроков и знакомство школьников с интегрированными спецкурсами.
Велика роль физики, которая открывает большие возможности для формирования у учащихся полноценного представления об окружающих объектах и их взаимодействиях и свойствах, о природе и законах ее развития, вооружает школьников методами познания мира. Наблюдения, проведение физических экспериментов, выявление связей со смежными науками в описании окружающего мира служит развитию творческих способностей учащихся, осуществляющих свою главную потребность – стать полноценной личностью.
В нашем лицее долгое время были традиционными так называемые интегрированные курсы, в которых, уже начиная с шестого класса, вводились спецкурсы изучения прикладной физики и химии. Я знакомлю ребят с основными явлениями и законами, изучаемыми в этих предметах, так как эти предметы имеют много общего. Проведение интегрированных уроков способствует развитию мышления учащихся, готовит их к изучению систематических курсов этих наук. Наблюдения показывают, что учащиеся с интересом относятся к изучению курса.
В конце года проводился урок – смотр знаний по теме: «Путешествие по стране физики», в ходе которого отвечаем на вопросы: «Чему мы научились? Что нравится, а что нет?». Вашему вниманию предлагается конспект такого урока.
Интегрированный урок-игра: физика + ОБЖ
7 класс, учитель физики, учитель ОБЖ.
ТЕМА: «Автопробег» (Безопасность движения с точки зрения физики).
Цели урока: научить применять полученные знания для определения модуля и направления сил, действующие на движущиеся тела в реальных ситуациях; безопасной скорости при разгоне и повороте транспортных средств и тормозного пути при остановке.
Вспомнить и закрепить знания правил дорожного движения.
Используя интерес к предмету, «включить» учащихся в активный познавательный процесс, использовать видеоматериалы. Продолжить формировать навыки работы как в группах, так и в парах; учить детей оказывать взаимопомощь, развивать самоконтроль и самоанализ, правильно и грамотно строить выводы.
Оборудование: видеофрагмент «Безопасность движения», тесты по правилам дорожного движения и видам сил, таблица-карта «Автопробег», модели автомобилей, сантиметровая лента, секундомер, материал для оказания первой медицинской помощи.
План урока:
I.Организационный момент: (1 мин).
II. Сообщение темы и цели урока:
а) просмотр фрагмента видеофильма (3 мин);
б) формулировка задач урока (1 мин).
III. Повторение пройденного материала:
тест: «Виды сил» (6 мин),
IV. Закрепление материала (игра: ОБЖ+ Физика).
а) решение задачи (4 мин);
б) оказание первой медицинской помощи при дорожно-транспортном происшествии (8 мин);
в) тест: «Правила дорожного движения» (3 мин);
г) экспериментальное задание по определению скорости движения
(4 мин);
д) охрана безопасности жизнедеятельности при обрыве высоковольтной линии (4 мин);
е) минутка отдыха (2 мин);
ж) станция «историческая» (1 мин).
V. Подведение итогов урока: (2 мин).
VI. Задание на дом: (1 мин).
Организационный момент:
За 2-3 минуты до начала урока звучит песня: «А дорога серою лентою вьется…»
Сообщение темы и цели урока:
- Сегодня наш урок необычный, это урок-игра и вести его будет два учителя:
учитель физики — Москаленко О.Д. и учитель ОБЖ — …
- и начали мы его вам с этой песни.
- Скажите, а какие физические термины вы услышали? (Дорога, водитель, автомобиль, руль...).
- Поэтому игра наша называется «Автопробег», а сейчас вам предлагается видеофрагмент, который поможет нам сформулировать задачи урока. (Просмотр видеофрагмента).
- Итак, наша цель с точки зрения физики (от каких величин зависит движение?)... а с точки зрения ОБЖ? (безопасность движения).
- Поэтому наша цель: выяснить, от каких физических величин зависит безопасность движения на дорогах (записана на доске),
III. Повторение пройденного материала:
а) Тест: «Виды сил»
- Мы отправимся в автопробег, совершим воображаемое путешествие, в котором будут представлены реальные ситуации: разгон автомобиля, торможение, равномерное движение, движение по неровной дороге,повороты и т.д. В начале путешествия получим технический допуск, выполнив задания теста: «Виды сил», таблица №1 (для работы 3 мин).
- Проверим тест таким образом: обменялись записями, проверили по правильным ответам (на доске ответы подготовлены заранее).
- Поднимите руки те, кто не сделал ни одной ошибки ... (отлично).
1-2-3 ошибки … (хорошо).
Кто выполнил половину задания — (удовлетворительно).
- Итак, техдопуск получен, а теперь — в путь, желаем всем участникам игры «Автопробег» успеха.
№ Рисунки Варианты
1 Вес автомобиля
Сила реакции опоры
2 Сила тяжести
Вес автомобиля
3 Сила тяги
Сила трения
4 Сила упругости
Сила реакции опоры
5 Сила тяжести
Сила упругости
Ответы:
Вариант № плаката
1 2 3 4 5
I 2 1 1 2 1
II 3 2 3 3 3
50
IV.Закрепление материала: игра
а) решение задачи:
- На своем пути вы встретили знак. Что он означает?
Задача: На участке дороги установлен знак, водитель применил аварийное торможение.
Инспектор ГАИ обнаружил по следам колес, что тормозной путь 20 м. Нарушил ли водитель правила дорожного движения, если µ=0,6 ?
Оформление в тетради:
Дано:СИРешение
S= 20 мS=V22μg; V=2μgS;
µ= 0,6V=2*0,6*10Нкг*20 м≈240м2с2≈15,5 (мс)g≈10H/кг
…м/с 50кмч=50*1000 м3600 с≈14 (мс)V- ?Т.к. 15,5 м/с > 14 м/с, то водитель нарушил правила дорожного движения.
б) оказание первой медицинской помощи при ДТП.
Учитель ОБЖ:
- В результате дорожно-транспортного происшествия пострадали люди:
Перелом голени, кровотечение и остановка дыхания. Ваши действия?
(Практически показать наложение жгута, остановка кровотечения, наложение шины).
- Итак, первая помощь оказана.
в) тест «Правила дорожного движения»:
- Следуя маршрутом карты, движение запрещено. Оказывается мало получить техдопуск, надо … даю подсказку:
И лютою зимою
И в жаркую пору
Несут они вахту
Чтоб не было споров
Не замечают их
Только зеваки
О чем сообщают дорожные (знаки).
- У вас на рабочих столах лежат задания по правилам дорожного движения, работаем в группах. Каждая группа получила по 5 вопросов, подготовить устно правильные ответы. (Работаем 2 мин).
- Проверим таким образом: выборочно –
1 группа - № 4,
3 группа - № 3.
г) экспериментальное задание:
- Определить скорость движения на участке дороги, используя ваши модели автомобилей. Подготовили рабочее место. (Определяют скорость — 8 мин).
- Зная, что скорость автомобилей на дорогах 90км/ч≈ 25 м/с, ваши результаты — отличны.
д) оказание помощи при обрыве электрических проводов.
- Внимание! На что указывают эти знаки?
Учитель ОБЖ:
- Итак, трасса проходит вблизи высоковольтной линии, где произошел обрыв провода. Ваши действия?
(демонстрация).
- Далее по маршруту: место отдыха.
Разминка:
е) знак: «Место отдыха».
- Помогите закончить фразу или угадайте:
I II III
мой руль похожий на рога
рукам послушен и ногам,
педаль не крутишь почему-то
стоять не буду ни минуты,
а если крутишь, горя нет
тебя везет (велосипед) горько водителю,
горько до слез,
если машина без (колес) за руки взявшись
пара за парой
шли из детсада мы
по (тротуару)
подарил мне старший брат
двухколесный (самокат)
и теперь идем мы с братом
в гору вместе с (самокатом) по асфальту быстро катит,
прицепившись к проводам,
сил ему на всех нас хватит
да вот есть одна беда:
он без тех воздушных линий ни туда и ни сюда
(троллейбус) мы с родителями вместе
очень осторожно
переходим в нужном месте
путь (железнодорожный)
Смело водителю надо сказать:
Перед поездкой проверь (тормоза).
- Наш автопробег продолжается. Погода прекрасная, настроение хорошее. Однако впереди новый знак: «СТОП!!»

Ваши действия, увидев этот знак?
(Увидев этот знак, водитель должен остановиться).
ж) Станция «Историческая».
(Выставка фотографий автомобилей).
V. Подведение итогов урока:
- Итак, напоминаю цель урока:
От каких физических величин зависит безопасность движения на дорогах?
(Скорость, путь, сила, правила дорожного движения).
VI. Задание на дом: Каждая группа или индивидуально представить эскиз проекта «Автомобиль XXI века», реализуя программу «Экология и здоровье».