Урок по русскому языку в 10 классе Основные нормы литературного произношения и ударения в русском языке


ОСНОВНЫЕ НОРМЫ СОВРЕМЕННОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ И УДАРЕНИЯВ РУССКОМ ЯЗЫКЕ
Цель: активизация знаний учащихся по теме
Задачи:
совершенствовать орфоэпические навыки;
отрабатывать умение выполнять фонетический анализ слова;
развивать умения и навыки, связанные с исследовательской работой.
Тип урока: комбинированный.
Методы: исследовательский, эвристическая беседа, письменный самоконтроль, взаимоконтроль, выработка и совершенствование усвоенных навыков.
Ход урока
Организационный момент.
Вступительное слово учителя
Русский язык недаром называют одним из самых красивых и богатых языков мира. Но изучение его требует много труда. В современном обществе, для того чтобы быть успешным, человек должен быть коммуникабельным, образованным, культурным. А умение правильно строить свою речь, соблюдение орфоэпических норм, несомненно, помогут и в деловом общении, и в самореализации.
Как утверждал академик Рубен Иванович Аванесов, «культуру литературного произношения надо сознательно прививать и развивать. Сама она без специальных усилий никому не дается».
Сейчас мы проверим, насколько вы владеете орфоэпическими нормами.
Работа по карточкам и у доски. В это время опрос.
Фронтальный опрос. Работа по карточкам.
– На какие две группы делятся звуки? (Гласные и согласные.)
– На какие группы делятся согласные? (Звонкие – глухие, мягкие – твёрдые.)
– Какие согласные звуки всегда твёрдые? ( [ж], [ш], [ц].)
– Какие согласные звуки всегда мягкие? ( [й’], [щ’], [ч’].)
– Какие согласные звуки всегда звонкие? ( [л], [м], [н], [р], [й’].)
– Какие согласные звуки всегда глухие? ( [щ’], [х], [ц], [ч’].)
- Какая фраза помогает запомнить все глухие согласные? («Стёпка, хочешь щец?» – «фи!»)
– Какие буквы могут обозначать два звука? (Е, ё, ю, я.)
– В каких случаях эти буквы обозначают два звука? (В начале слова, после разделительных ъ и ь, после гласных.)
– Какие буквы звука не обозначают? (ъ и ь.)
- Приведите примеры исторических чередований (нога-ножка, лицо- лик).
- Приведите примеры позиционных чередований (луга – лу[к])
Дежурные, соберите, пожалуйста, карточки.
Проверить выполнение заданий на доске.
С л о в о у ч и т е л я.
Сегодня наш урок посвящён важному и трудному разделу языкознания - орфоэпии. Откройте тетради, запишите число, тему урока (проецируются на доске).
На занятии мы должны рассмотреть два основных раздела орфоэпии.
Особые случаи произношения гласных и согласных звуков.
Особенности русского ударения.
На сегодняшнем уроке нам предстоит
совершенствовать орфоэпические навыки;
отрабатывать умение выполнять фонетический анализ слова;
развивать умения и навыки, связанные с исследовательской работой,
мы будем говорить об орфоэпических нормах.
1. Этап организации совместной деятельности по освоению материала урока.
Сегодня Дуранчева А. и Русина Н. приготовили нам мини-исследования по теме урока.
Перед выступлением дежурные раздают таблицы
1) Нормы произнесения гласных звуков.
Гласные звуки отчётливо произносятся лишь под ударением. В безударном положении звучание гласных меняется. Процесс ослабления чёткости звучания гласных в безударном положении называется редукцией.

В русском языке шесть основных (т. е. находящихся под ударением) гласных звуков: [а], [о], [у], [э], [и], [ы]. Гласные звуки бывают ударными (например, сок [о], дар [а], тур [у], лес [э], синь [и], дым [ы]) и безударными (например, трава [а], судак [у], лиса [и], была [ы]).
АНС и I предударный слог I предударный слог
Звук [о] произносится как несколько ослабленный звук [а]:
омлет — [а]млет, кора — к[а]развуки [э] и [а] после мягких согл. произносятся как [иэ]: песок — п[иэ]сок, деревья — д[иэ]ревья, впечатление — впеч[иэ]тление.
Остальные безударные слоги, кроме I безударного Безударные слоги Безударные слоги
на месте букв о и а после твердых согласных произносится очень краткий (редуцированный) неясный звук, который в разных положениях колеблется от произношения, близкого к [ы], к произношению, близкому к [а]. Условно этот звук обозначается как [ъ]. Например: голова — г[ъ]лова, сторож — стор[ъ]ж, дорога — дорог[ъ]. После мягких согласных на месте буквы е в безударных слогах обычно произносится краткий редуцированный звук [ь] — средний между звуками [э] и [и]: ветер — вет[ь]р, беловатый — б[ь]ловатый.
На месте букв е и а после твердых шипящих [ж], [ш] и [ц] в безударных слогах произносится звук [ыэ]: жалеть — ж[ыэ]леть, лошадей — лош[ыэ]дей, цена — ц[ыэ]на
2) Нормы произнесения согласных звуков.
Согласные звуки отчётливо произносятся перед гласными, сонорными согласными (м, н, л, р), перед буквой в, перед разделительными ъ и ь знаками.
Оглушение Озвончение Смягчение согласных
Звонкие парные согласные на конце слова и перед глухим согласным оглушаются:
бег [к], лодка [т].
(записать только примеры) Парные глухие согласные звуки перед парными звонкими согласными озвончаются:
просьба [з’], молотьба [д’].
(записать только примеры) Перед мягкими согласными парные твёрдые смягчаются:
степь [с’т’].
Оглушение или озвончение парных согласных на письме, как правило, не передаётся, поэтому звучат одинаково, хотя пишутся по-разному:
молод – молот, лезть – лесть. (ОМОФОНЫ)
Запомните несколько правил, отражающих современные орфоэпические нормы.
[чʹн] [шн] [чʹн] и [шн] [шт] [чʹт]
ве[чн]о, челове[чн]о,
серде[чн]ные капли, игруше[чн]ыйконе [шн] о, наро[шн]о, ску[шн]о, скворе[шн]ик, яи[шн]ица, праче[шн]ая,
серде[шн]ный друг;
в женских отчествах на -ична: Лукини[чн]а, Фомини[чн]а и т. п.
Було[чн]ая и було[шн]ая (устар.)
копее[ч’н]ый и копее[шн]ый (устар.).
подсве[чн]ик, подсве[шн]ик в слове что и производных от него (ничто, кое-что, чтобы, что-нибудь и подобных), кроме слова нечто [ч’т]. Во всех других случаях орфографическое ЧТ произносится всегда как [ч’т]: мечта, почта, ничтожный.
нечто [ч’т]
В ок.
-ого - [в] зш и сш- долгий [ш] сж и зж - долгий [ж] зч и сч - долгий мягкий [щ’] дц и тц - долгий [ц] -тся и –ться -[ца]
большо[в]о, ново[в]о.
ра[ш]ить, (расшить), [ш]умом (с шумом), бе[ш]и-нели (без шинели) [ж]ал (сжал), ра[ж]ёг (разжёг) во[щ’]ик (возчик), подпи[щ’]ик (подписчик) коло[ц]а (колодца), моло[ц]а (молодца) беру[ца] (берутся)
тч и дч как долгий мягкий [ч’] Двойные согласные в заимствованных словах долгий согласный, но ряд слов допускает произнесение двойного согласного как одного звука: ванна [н], грипп [п]. Буква г на конце слова Бог произносится как [х] гк -[х’к’] гч как [хч’]
нала[ч’]ик (наладчик), лё[ч’]ик (лётчик).
лёгкий, мягкий легче, мягче
Произношение иноязычных слов с буквой е после согласного
В большинстве заимствованных слов в соответствии с правилами произношения перед е согласные смягчаются: ка[т’]ет, na[m’]ефон, [с’]ерия, [р’]ектор.
Всегда перед е смягчаются заднеязычные согласные г, к, х: па[к’]ет, [г’]ерцог, с[х’]ема. Звук [лʹ] также обычно произносится в этом положении мягко: [л’]еди, мо[л’]екула, ба[л’]ет и т. п.
Однако в ряде слов иноязычного происхождения твердость согласных перед е сохраняется: о[тэ]ль, ко[дэ]кс, биз[нэ]с, [тэ]ст, бу[тэ]рброд, [тэ]ннис и др. Но: лотерея — [т] и [т’], сессия — [с] и [с’].
•В начале слов буквы э и е пишутся в соответствии с произношением (экспорт, егерь, эллипс, ересь, эхо, Ева, этот, ест).
•После и, а также после согласных пишется буква е (гигиена, диета, кашне, стенд). Исключения: иноязычные слова мэр, сэр, пэр и некоторые собственные имена (Улан-Удэ).
•После остальных гласных чаще пишется э (поэзия, силуэт, маэстро).
•В остальных словах употребляется буква е (проект, реестр).
Спасибо, девочки, вы подготовили интересные и познавательные работы.
А сейчас обратимся ко второму разделу орфоэпии
Слайд 4. ОСОБЕННОСТИ РУССКОГО УДАРЕНИЯ
Разноместное ударение (может падать на любой слог) Подвижное ударение (при изменении формы слова может меняться) Вариативное ударение Семантическая (смыслоразличительная)
функция ударения. Явление омографии. Стилистичес-кая функция
Вариант ударения в некоторых словах зависит от речевой ситуации и определяется отношением к литературной / разговорной норме, общему / специальному употреблению
Торты – ударение падает на первый слог, звонит – на второй, баловать – на третий.)окно (им п. ед ч.) – окна (р.п.ед.ч.) – окна (мн.ч) тво́рог – творо́г,
одновременно - одновременно
Замок – замок, орган – орган, мука – мука, парить – парить прикус (общеупотр.) – прикус (медиц.); шёлковый (общ.) – шелковый (народно-поэтич.)
Этап закрепления и применения изученного.
Слайды 5
I. Восстановить предложения в соответствии с орфографическими и пунктуационными нормами (по вариантам). Проверка.
[кагда ч'илав'эка бран'ат / эта абыч'на азнач'айʹэт / што он абладайʹэт й'асна выражэным характ'иром]
Когда человека бранят, это обычно означает, что он обладает ясно выраженным характером.
Т. Эдварде[ч'илав'эк б'эс пр'инцыпаф иб'ис вол'и пахош на карабл'/ у каторавъ н'эт рул'а и компсъ: он м'ин'айʹэт свайʹо направл'эн'ийʹэ с каждъй п'ир'и м'энъй в'этра//]
Человек без принципов и без воли похож на корабль, у которого нет руля и компаса: он меняет свое направление с каждой переменой ветра.
С. СмайлсСлайд 6
II. Для нас особенно важно научиться правильно определять ударение в словах, так как орфоэпические нормы встречаются в вариантах ЕГЭ (задание 4). На столах у вас лежит орфоэпический минимум, которым можно пользоваться при выполнении заданий.
Расставьте ударение в словах, отметьте вариантное произношение.
В 1. Расставьте ударение в словах, отметьте вариантное произношение.
Каталог, звонит, свекла, творог, одновременно, кухонный, оптовый, петля, обеспечение, сироты, передал, включит, квартал.В 2. Августовский, ободрить, взяла, облегчит, повторит, шасси, жалюзи, принудить, эксперт, столяр, банты, торты, дотемна, завидно, красивее, щавель, средства, сливовыйСлайд 7
III. Составьте словосочетания или предложения с парами слов, обращая внимание на ударение.
В 1. Истекший – истёкший, сложенный – сложённый, совершенный - совершённый,
В 2. Призывной – призывный, подвижной – подвижный, переносной – переносный.
(Истекший период, срок – истёкший кровью, водой; сложенный груз – хорошо сложённый человек, совершенный вид – совершённый поступок. Призывной возраст – призывный взгляд, подвижной состав – подвижный ребёнок, переносной телевизор– переносный смысл слова.)
IY. Прочитайте вслух иностранные слова с гласной е и определите произношение предшествующего согласного.
Кафе, музей, тезис, патент, кашне, дезинфекция, пастеризация, кортеж, профессор, эссе, ремарка, патетика, дебют, претензия, депрессия, свитер, неологизм, принтер, компетентность, энергия.(Произносится твёрдый согласный: кафе, тезис, кашне, кортеж, эссе, патетика, претензия, свитер, принтер, энергия.Произносится мягкий согласный: музей, патент, дезинфекция, профессор, ремарка, дебют, депрессия, неологизм, компетентность.)
Слайд 9.
Y .Прочитайте вслух слова. В каких случаях чн произносится как [чн], [шн], возможно двоякое произношение?
Скучный, конечно, Кузьминична, прачечная, скворечник, точечный, подсвечник, двоечник, неудачный, булочная, беспорядочный, точно, девичник, горчичник, горничная, тренировочный, копеечный.
(Произносится как [чн]: точечный, неудачный, точно, тренировочный.Произносится как [шн]: скучный, конечно, Кузьминична, прачечная, скворечник, двоечник, девичник, горчичник.Возможно двоякое произношение: подсвечник, булочная, беспорядочный, горничная, копеечный.)Слайд 10
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
§ 14. упр. 52, 53.
Индивидуальное задание:
1.Составление схемы-маршрута
«Лингвистического путешествия»,
проделанного в классе и восстанавливаемого
дома по памяти (Петриков С.)
2.Составить отзыв на работы Дуранчевой А. и Русиной Н. (Петелина А., Судакова Д.)