Открытый урок на тему: «Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке».


Открытый урок на тему: «Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке».
Цели урока:
Обобщить знания, полученные в школе по теме «Орфоэпия»; закрепить орфоэпические навыки, навыки правописания.
Развивать мышление, память, обогащать словарный запас учащихся, работать над дикцией.
Воспитывать речевую культуру учащихся.
Ход урока:
Вавилонское столпотворение.
Столпотворение – строение столпа, башни. Употребляется в значении: беспорядок, шум, суматоха, неразбериха.
Выражение возникло из библейского мифа. Жители древнего города Вавилона задумали возвести башню высотой до неба, чтобы обессмертить свое имя, и приступили к столпотворению. Разгневанный бог возмутился такой дерзостью и повелел ангелам «смешать язык их».
Вавилоняне, до того понимавшие друг друга, заговорили внезапно на различных языках: началась страшная неразбериха, строители перестали понимать друг друга и не могли продолжать постройку.
И современные люди перестали понимать друг друга, стали жить только своими интересами. Потому что говорят на разных языках? Каковы причины разобщённости людей? Жизненные неурядицы, проблемы, скажете вы, и будете правы. Но ещё одной причиной этого является незнание русского языка, его норм. Люди просто не понимают друг друга потому, что не могут грамотно, ясно, понятно выразиться. То есть знание правил языка необходимо. Сегодня мы с вами вспомним орфоэпические и акцентологические нормы русского языка и закрепим эти знания на практике. (Запись темы). В качестве эпиграфа к уроку взяты слова Пескова.
«Не можешь оторвать глаз от лесенки
слов, на которой покоится жизнь с ее
прошлым, с ее нынешним пульсом,
со взглядом в завтра…»
В. Песков.
Работа с эпиграфом.
— Ребята, давайте прочитаем эпиграф к уроку.
Какой же смысл, вкладывает в эти слова автор этих строк?
Наша речь — важнейшая часть не только нашего поведения (как я уже сказала), но и нашей личности, наших души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает».
Повторение и систематизация ранее изученного теоретического материала. Фронтальный опрос-беседа с учащимися по вопросам.
Что такое лексика?
Что такое орфография?
Что такое орфоэпия?
А какие нормы произношения вы помните?
Что такое морфема?
Какие морфемы вы знаете? Что они обозначают?
В чем отличие корня от других морфем?
Что такое однокоренные слова? Чем они отличаются от формы слова?
В какой части слова заключено лексическое значение?
Какие части слова выражают грамматическое значение?
Вспомните орфографические правила, которые опираются на умение выделять морфемы в слове?
Давайте, прослушаем аудиозапись песни С.Минаева «Орфоэпия»;
Как вы думаете, если даже этому разделу посвящена песня, о чем это может нам сказать? На самом деле важно ли правильно говорить? Почему?
Орфоэпия – наука о нормах русского литературного произношения В литературном языке мы ориентируемся на общепринятые образцы – нормы. Нормы свойственны различным уровням языка. Есть нормы лексические, морфологические, орфографические, фонетические. Есть произносительные нормы. Орфоэпия – (греч. оrthos- «простой, правильный, epos – «речь» ) – это совокупность правил, устанавливающих нормы произношения.
Нормы произношения:
Гласные звуки отчётливо произносятся лишь под ударением. В безударном положении звучание гласных меняется.
Согласные звуки отчётливо произносятся перед гласными, сонорными согласными (м, н, л, р), перед буквой в, перед разделительными ъ и ь знаками.
Парные глухие согласные звуки перед парными звонкими согласными озвончаются: просьба [з’],молотьба [д’].
Оглушение или озвончение парных согласных на письме, как правило, не передаётся, поэтому звучат одинаково, хотя пишутся по-разному: молод – молот, лезть – лесть.
Перед мягкими согласными парные твёрдые смягчаются: степь [с’т’].
Запомните несколько правил, отражающих современные орфоэпические нормы.
На месте сочетания чн произносить [шн]: коне [шн] о, наро[шн]о, ску[шн]о, скворе[шн]ик, яи[шн]ица, пра-че[шн]ая, но ве[чн]о, челове[чн]о.
Вместо сочетания чт произносить [шт]: [шт]о, [шт]о-то, кое-[шт]о, [шт]обы, [шт]о-либо, но нечто[чт].
3. Вместо г в окончании -ого - произносить [в]: то[в]о, больше[в]о, ново[в]о.
Сочетания зш и сш произносятся как долгий [ш]: ра[ш]ить, (расшить), [ш]умом (с шумом), зале[ш]ий (залезший), бе[ш]инели (без шинели).
Сочетания сж и зж произносятся как долгий [ж]: [ж]ал (сжал), ра[ж]ёг (разжёг), бе[ж]алости (без жалости).
Сочетания зч и сч произносятся как долгий мягкий [щ']: во[щ']ик (возчик), подпи[щ']ик (подписчик), разно[щ']ик (разносчик).
Сочетания дц и тц произносятся как долгий [ц]: коло[ц]а (колодца), моло[ц]а (молодца), бра[ц]а (братца от брат).
Сочетание в конце глаголов –тся и –ться произносится как [ца]: беру[ца] (берутся), берё[ца] (берётся), бра[ца] (браться).
Сочетания тч и дч произносятся как долгий мягкий [ч’]: нала[ч’]ик (наладчик), лё[ч’]ик (лётчик).
Двойные согласные в заимствованных словах произносятся обычно как долгий согласный, норяд слов допускает произнесение двойного согласного как одного звука: ванна [н], грипп [п].
Буква г на конце слова бог произносится как [х].
Сочетание букв гк произносится как [х’к’] – в словах лёгкий, мягкий.
Сочетание букв гч произносится как [хч’] – в словах лёгче, мягче.
Во многих иностранных словах после согласных пишется е, а произносятся согласные твёрдо:ателье [тэ], атеист [тэ], денди [дэ], кашне [нэ], кафе [фэ], партер [тэ], резюме [мэ], стенд [тэ],шедевр [дэ].
В начале слов буквы э и е пишутся в соответствии с произношением (экспорт, егерь, эллипс, ересь, эхо, Ева, этот, ест).
После и, а также после согласных пишется буква е (гигиена, диета, кашне, стенд). Исключения: иноязычные слова мэр, сэр, пэр и некоторые собственные имена (Улан-Удэ).
После остальных гласных чаще пишется э (поэзия, силуэт, маэстро).
В остальных словах употребляется буква е (проект, реестр).
Прочитайте отрывки из стихотворений. Следите за произношением. Объясните произношение выделенных слов.
И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды
Желанья!... что пользы напрасно и вечно желать?
А годы проходят – все лучшие годы! (Л.)
У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!» (Ес.)
И что за диво? …издалёка
Подобный сотням беглецов
На ловлю счастья и чинов
Заброшен к нам по воле рока… (Л.)
В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновленьяБез слов, без жизни, без любви. (П.)
И сказал ему царь Иван Васильевич:
«Да об чём тебе молодцу кручиниться?..» (Л.)
Запишите текст в соответствии с нормами русской орфографии и пунктуации.
[быт’ ч’илав’экам ф ч’илав’эч’искам опщ’иств’э вофс’и н’ит’ашкай’а аб’азанаст’ / апрастой’э разв’ит’ий’э внутр’н’эй’ патр’эбнаст’и / н’икто н’игавар’ит / што напч’ил’э л’жыт св’ищ’эный’ долк д’лат’ м’от / патамушто ана пч’ила //] (А.И.Герцен).
О чем писал Герцен?
Расставьте ударение в словах:
агЕнт, апострОф, баловАть, ветеринАрия, граждАнство, досУг, диспансЕр, зАговор, индустрИя, квартАл, ломОть, намЕрение, нефтепровОд, опЕка, премировАть, танцОвщик, ходАтайство, сосредотОчение, чЕрпать, афЕра, балОванный, включИт, договОр, дощАтый, завИдно, звонИт, каталОг, красИвее, мастерскИ, некролОг, обеспЕчЕние, оптОвый, свЕкла, столЯр, хвОя, знАмение, щавЕль, экспЕрт, цемЕнт, слИвовый.
Итоги урока.
Ребята, что же мы с вами сегодня повторили на уроке?
Что такое ударение?
Каковы особенности русского ударения?
Что такое орфографическая норма и для чего она нужна?
В чем особенность произношения гласных под ударением и без ударения? Приведите примеры.
Какие произносительные нормы существуют для гласных звуков?
Какие произносительные нормы существуют для согласных звуков?