Учебно-методическое пособие по созданию технологической карты урока в 5 классе


Технологическая карта урока
Предмет, класс Математика 5 класс
УМК Математика: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений/ Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов,  А.С.Чесноков, С.И. Шварцбурд – 21-е издание – М.: Мнемозина, 2007.
Тема Сложение и вычитание десятичных дробей
Цель Обеспечить осознанное усвоение алгоритма сложения и вычитания десятичных дробей.
Формировать способность практического применения алгоритма.
Воспитать ответственность, самостоятельность, аккуратность при оформлении заданий.
Задачи Содействовать формированию УУД:
1.Личностных: способствовать формированию положительного полноценного восприятия изучаемого материала, устойчивого познавательного интереса, умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения к мыслям и настроениям других учащихся, доброжелательного отношения к ним.
2.Регулятивных: учиться в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи, уметь выполнять учебные действия в устной и письменной форме, адекватно воспринимать оценку своей деятельности.
3. Познавательных: развивать способность к познанию, расширить понятие «работа с десятичными дробями»; организовать работу учащихся по изучению и первичному закреплению понятия «сложение десятичных дробей» и алгоритма записи сложения десятичных дробей в столбик; работать с учебником, понимать и использовать изученные термины; развивать память, мышление,сообразительность.
4.Коммуникативных:  Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности, формулировать собственное мнение, аргументировать и координировать его с позицией партнера.
Планируемые результаты:
-личностные
-предметные
-метапредметные1. Предметные: знать правило сложения десятичных дробей, уметь правильно записывать сложение десятичных дробей в столбик, применять вычислительные навыки при решении математических заданий.
2. Личностные: умение правильно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи, проявлять инициативу, находчивость, активность при выполнении заданий.
3. Метапредметные: умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации, понимание сущности алгоритмичечких предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
Основные термины и понятия темы Сумма десятичных дробей
Межпредметные связи История, литература и технология.
Используемые ресурсы:
- основные
- дополнительные Математика. 5 класс / Н.Я Виленкин, В. И. Жохов, А.С Чесноков.- М: Мнемозина, 2012.
ИКТ (презентация)
Организация пространства Формы организации деятельности: индивидуальная, групповая, парная
Формы взаимодействия: учащийся-учащийся; учащийся-учитель
Тип урока Открытия нового знания (ОНЗ).
Используемые виды оценивания Самооценка, взаимооценкаТехнология проведения Деятельность
учителя Деятельность
учеников Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов Планируемые результаты
Предметные УУД
I. Мотивация к учебной деятельности Цели: актуализировать требования к ученику с позиции учебной деятельности; создать условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность; установить тематические рамки Проверка готовности к уроку, мотивирование учащихся на работу обращением к прошлому опыту учащихся.
Подготовка к уроку.
Ответы на вопросы учителя.
Будь внимательней, дружок.Начинаем мы урок.Посмотрите, все ль в порядке:Книжка, ручка и тетрадка.Все ли правильно сидят?Все ль внимательно глядят?Каждый хочет получатьТолько лишь оценку “5”.
Задание на повторение: вычислительные примеры.
1) Для украшения актового зала к празднику купили 100шаров. Среди них 19 красных. Какую часть составляют красные шары? (19 десятых)
2) В магазин привезли 600 кг картофеля. До обеда продали три десятых всего количества. Сколько картофеля продали до обеда? (180 кг)
3) Замените число 6 дробью со знаменателями 10 (60 десятых)
4) Коля прочитал одну десятую часть книги, что составляет 15 страниц. Сколько страниц в книге? (150 стр.)
5) Двести солдат построились в ряд. Все они дружно идут на парад. Девять десятых было усатых. Сколько было безусых солдат идут на парад? (20 солдат)
слайд 1(самопроверка) Уметь выполнять действия с обыкновенными дробями Личностные: проявлять учебно-познавательный интерес к учебному материалу.
II.Актуализация знаний Цели:
подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.
Проведение опроса. Создание проблемной ситуации. Отвечают на вопросы На слайде записаны дроби:
          
- Прочитайте дроби.- Что интересного заметили? (У всех дробей в знаменателе единица и нули)- На какие две группы их можно разделить? (Правильные и неправильные)
- В XVI веке (1585 г.) нидерландский математик Симон Стевин (слайд) предложил ограничиться в практических задачах только десятичными дробями и придумал для них более короткую и удобную запись, например:
 (Возникает проблема) Умеют читать обыкновенные дроби, различают правильные и неправильные дроби Познавательные: развитие способности видеть математическую задачу Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других. Регулятивные: проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать свое предположение.
III.Первичное применение приобретенных знаний
Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.
Организует фиксирование нового знания в речи и знаках Отвечают на вопросы учителя. Фиксируют новое знание в речи и знаниях.
Выполняют задания с доски. Сегодня на уроке мы будем учиться записывать дробные числа по-новому. Но не ко всем обыкновенным дробям можно применить новую запись Кто догадался, к каким?
Эти дроби перед вами.Полюбуйтесь ими сами.В знаменателе, смотри – Единица и нули.
Запишите тему урока “Десятичная запись дробных чисел” (слайд)
Как записать дробные числа по-другому?
Числа со знаменателями 10,100, 1000, 100000 и т.д. условились записывать без знаменателя. Сначала пишут целую часть, а потом числитель дробной части. Целую часть отделяют от дробной части запятой. Например, ; ; .- Посмотрите на таблицу (слайд)
Дробное число Количество нулей в знаменателе Десятичная дробь Количество цифр после запятой
1 1
2 2
3 3
3 3
4 ? 4
5 ? 5
- Какую закономерность вы заметили? (количество нулей совпадает с количеством цифр после запятой)- Как же вы запишите последние числа? (выберите верный вариант)
А. 0,037 Б. 0,0037 В. 0,37
А. 3,5216 Б. 0,035216 В. 0,35216
- Итак, проблема была, как записать обыкновенные дроби, смешанные числа – по-новому.
Уравнять, если необходимо, число цифр после запятой.
Записать целую часть (она может быть равна нулю).
Поставить запятую, отделяющую целую часть от дробной.
Записать числитель дробной части
В России впервые о десятичных дробях было сказано в русском учебнике математики – “Арифметике”. Мы сможем узнать его автора, если запишем дроби и смешанные числа десятичными дробями. (Смешанные числа записаны на доске, а десятичные дроби - на карточках, на обратной стороне которых – буква. В ходе выполнения задания учащиеся составляют слово.) (М) (А)(Г) (Н) (И) (Ц) (К) (И) (Й)
МАГНИЦКИЙ
Магницкий Леонтий Филиппович - автор первого учебника математики в России "Арифметика" (1703 г.), по которому учился М.В.Ломоносов (слайд)
“Что есть арифметика? Арифметика - есть художество честное, независтное, и всем удобоятное, многополейзнейшее, и многопохвальнейшее от древних же и новейших, в разные времена явившихся изряднейших арифматиков”.
Как вы понимаете эти слова?
Историческая справка. (Правила вычислений с десятичными дробями описал знаменитый ученый средневековья Аль-Каши в начале XV веке. Он записывал десятичные дроби так же, как принято сейчас, но вместо запятой дробную часть записывал красными чернилами или отделял вертикальной чертой. Читать и записывать десятичные дроби, точно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи. Познавательные: уметь добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке).
Коммуникативные: уметь задавать вопросы, необходимые для сотрудничества с партнером.
Регулятивные: уметь работать по коллективно составленному плану, проговаривать последовательность действий на уроке.
IV.Закрепление нового материала
Цели: закрепить новое знание в речи и знаках; зафиксировать преодоление возникшего раннее затруднения.организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия;- организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону;- создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка;- для учащихся, допустивших ошибки, предоставить возможность выявления причин ошибок и их исправления. Решают задания на новый способ действия при этом проговаривают выполненные шаги и их обоснование - определения, алгоритмы, свойства и т.д. 1. Работа в тетради. Выпишите в тетрадь правильные дроби (в столбик). Замените их десятичными дробями.

Проверка (слайд)
- Теперь выпишите неправильные дроби и замените их десятичными.

Проверка (слайд)
2. Упражнение, направленное на формирование умения читать десятичные дроби.
Инсценировка: Ученики примерно одинакового роста крепят на грудь бумажные плакаты с написанными на них цифрами. У того ученика, который ниже всех ростом, на плакате знак запятой. “Запятая” перебегает на различные места в ряду учеников - цифр, а сидящие в классе читают получившиеся числа.
Например,
5 , 0 2 9 1
3. Выполнение упражнения по учебнику.
№ 1145 Самостоятельно выпоняют действия по алгоритму Личностные: стараются следовать в поведении моральным нормам
Регулятивные: проявляют познавательную инициативу, контролируют свои действия
Коммуникативные:
осознают применяемый алгоритм с достаточной полнотой
V.Домашнее задание Записывает домашнее
задание Записывают домашнее
задание П 30 вопросы, №№ 1146, 1147. VII.Рефлексия учебной
деятельности на уроке
Цели: зафиксировать новое содержание урока; организовать первичную проверку организовать рефлексию Организует фиксирование нового содержания, рефлексию Отвечают на вопросы учителя. По схеме рассказывают, что узнали.
Выполняют задание на доске с проверкой.
Обсуждают, что не получилось, выясняют, в чем ошибки.
- Какую обыкновенную дробь можно заменить десятичной?- Как называют число, записанное перед запятой?- Как называют число, записанное после запятой?- Как определить, сколько знаков должно быть после запятой?- Сколько знаков будет после запятой, если знаменатель 10, 100, 1000, 10000? Уметь переводить обыкновенную дробь в десятичную Личностные:
проводят самооценку, учатся адекватно воспринимать причины «успеха «и «неуспеха»
Коммуникативные:
планируют сотрудничество, используют критерии для обоснования своих суждений.
Познавательные:
проводят рефлексию способов и условий своих действий.