Применение интерактивных методов в учебной и внеучебной деятельности по математике

Применение интерактивных методов в учебной
и внеучебной деятельности по математике
Двоерядкина Наталья Николаевна кандидат педагогических наук, доцент,
Амурский государственный университет
Маринина Светлана Геннадьевна учитель математики и физики
МОБУ СОШ с. Черемхово
г. Благовещенск
Аннотация: В статье рассматриваются возможности интерактивного метода обучения «Кластер». Данный метод можно использовать на разных этапах организации учебно-познавательной деятельности учеников и студентов.
Ключевые слова: интерактивное обучение, кластер-метод.
Abstract: The article discusses the possibility of an interactive teaching method of "clusters". This method can be used at different stages of training and learning activities of pupils and students.
Key words: interactive learning, the cluster method
В настоящее время невозможно представить учебный процесс без применения интерактивных технологий. Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, состоящая в создании комфортных условий обучения, при которых все участники учебного процесса активно взаимодействуют между собой. Причем, интерактивность сегодня, это не просто процесс взаимодействия учителя и ученика, преподавателя и студента – это новая ступень организации учебного процесса.
Главной отличительной чертой интерактивных методов обучения является инициативность обучающихся в учебном процессе, которую стимулирует педагог. Процесс обучения и его результат приобретает личную значимость для всех его участников и позволяет развивать у обучающихся способность и потребность к самостоятельному решению проблем.
Интерактивные методы обучения можно применять на любом этапе изучения материала. В зависимости от содержания учебного материала, уровня подготовки обучающихся используются различные методы обучения. Рассмотрим метод «Кластер», который можно применять на разных этапах организации учебно-познавательной деятельности учеников и студентов.
Кластер – Cluster - объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельный объект, обладающий определенными свойствами. Главное назначение кластерного анализа состоит в разбиении множества объектов и признаков на однородные группы.
Технология метода «Кластер» помогает создать на занятии условия для формирования у обучающихся умения структурировать материал, формулировать проблемы, находить пути их решения.
В методике кластер – это карта понятий, которая позволяет свободно размышлять над какой-либо темой, оценивать свои знания и представления об изучаемом объекте.
Реализация метода осуществляется следующим образом: необходимо в центре записать ключевое слово или словосочетание, которое является основной идеей темы. Далее вокруг этого слова записываются придуманные обучающимися соответствующее теме слова. Записывается все, что называют учащиеся, ничего не отсеивается. Затем происходит систематизация материала, хаотичные записи слов-ассоциаций объединяются в группы, структурируются, ошибочное зачеркивается. В результате структуризации появившиеся слова соединяются с ключевым понятием или с другим словом-ассоциацией, устанавливаются логические связи. В результате проделанной работы, появляется графическая структура, которая определяет информационное поле данной темы.
Использовать метод «Кластер» можно на любой стадии изучения материала: для изучения новой темы, повторения и закрепления материала, рефлексии. Кроме того, проверенный в конце занятия кластер может служить списком материала, который необходим для осмысления следующей темы.
Например, после изучения темы «Пирамида» (Геометрия 10 класс) необходимо вспомнить все понятия и формулы, связанные с этим объектом. На обобщающем уроке по данной теме обучающимся предложено ключевое слово «Пирамида». Слова-ассоциации представлены на рис.1.









Рис. 1. Кластер для понятия «Пирамида».
Работа кластер – методом перед началом изучения нового материала стимулирует мыслительную деятельность, восстанавливает знания учащихся, способствует осознанному восприятию материала. В этой ситуации возможен вариант, когда преподаватель уже дает слова-ассоциации, а обучающиеся догадываются, каким будет ключевое слово. Кластер можно составлять совместно с обучающимися по ходу объяснения материала, или предложить им сделать то самостоятельно параллельно с объяснением нового материала.
При изучении темы «Интегральное исчисление» (Математический анализ, 1 курс) кластер этого понятия целесообразно составлять по ходу изучения материала (рис. 2).







Рис. 2 . Кластер понятия «Интеграл»
Кластерный метод можно применять не только на занятии, но и для организации внеучебной деятельности студентов и учеников. В частности, научно-исследовательская работа обучающихся начинается с поиска неизвестных фактов об известных объектах, затем происходит структурирование полученной информации и оформление ее в удобном для анализа виде.
К обязательным условиям организации интерактивного обучения относят: доверительные, позитивные отношения между преподавателем и обучающимися; демократический стиль преподавания; сотрудничество в процессе общения обучающихся между собой; опора на личный опыт обучающихся, включение в учебный процесс ярких примеров, фактов, образов; многообразие форм и методов представления информации, форм деятельности обучающихся, их мобильность; включение внешней и внутренней мотивации деятельности.
Современные интерактивные технологии, дают возможность сократить время на изучение материала за счет наглядности и быстроты выполнения работы, оперативно актуализировать знания, что повышает эффективность обучения.   Включение интерактивных технологий делает процесс обучения результативнее. Главный результат – это горящие глаза обучающихся, их готовность к творчеству, потребность в получении новых знаний и ощущение самостоятельности. Интерактивные технологии позволяют делать занятия, не похожими друг на друга. Это чувство постоянной новизны способствует интересу к ученью. Процент успеваемости и качества знаний растет вместе с интересом к предмету.
 Современный педагог должен не только хорошо ориентироваться в мировом информационном пространстве, но и быть активным участником его разнообразных процессов.


апофема

Многогранник

ПИРАМИДА

Геометрическая фигура

Египет

высота

грань

ребро

основание

правильная

Боковая поверхность

Полная поверхность

Интегральное исчисление

Интеграл

Определенный

Неопределенный

Кратные

Криволинейные

Первообразная

Замена переменной

По частям

Площадь

Объем

Длина дуги

Методы интегрирования



15