«Психолого-педагогические основы познавательного развития детей раннего и дошкольного возраста» на тему: «Особенности познавательного развития дошкольников 3-4 лет»


«Психолого-педагогические основы познавательного развития детей раннего и дошкольного возраста» на тему:
«Особенности познавательного развития дошкольников 3-4 лет»
ВВЕДЕНИЕ
С переосмыслением приоритетов, целей и задач развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста актуальной становится проблема становления детской личности, выявления и развитие ее способностей, приобретения опыта познания.
Формирование и развитие учебно-познавательной деятельности дошкольников – одна из актуальных проблем. Формирование творческой поисковой активности, инициативы происходит под влиянием общества. Но развитие общества – процесс непрерывный. Это постоянное обновление и усложнение всех условий и сторон жизни и деятельности человека, новые проблемы международной и внутренней жизни общества, новые научные открытия, стремительный бег научно-технического прогресса, изменение характера и содержания труда под влиянием внешней среды – все это ставит и перед педагогом, и перед воспитанником, и перед самим процессом обучения новые и более сложные задачи. Их поиск и решение активно осуществляется наукой и практикой.
Концепция непрерывной системы национального воспитания предусматривает умственное развитие детей, развитие памяти, внимания, мышления, воображения, любознательности, увлечений; начала основ трудового воспитания; привлечение детей к культуре, искусству; психологическую подготовку детей к обучению в школе, обеспечение познавательной активности, развитие творческих и художественных способностей в различных видах детской деятельности.
Основной целью данной работы является: изучение особенностей познавательного развития дошкольников 3-4 лет.
Для достижения цели необходимо решение следующих задач:
1. Определить понятие познавательной деятельности;
2. Дать характеристику познавательного развития детей в возрасте 3-4 года;
3.Выявить познавательное развитие ребенка 3-4 лет в разных условиях нашей среды
Для написания работы были использованы работы следующих авторов: М. Лисина, Н. Поддьякова, В. Голицына, К. Щербакова, Н.Нищев.
Целесообразно обратить внимание на то, что в современной концепции дошкольного образования заложен подход к личности как к субъекту собственной деятельности. Ребенок рассматривается как ценность, как активная творческая личность.
Понятие познавательной деятельности
Одной из важнейших задач, которые общество ставит перед учреждениями образования, является развитие учебно-познавательной деятельности подрастающего поколения. Практическое решение этой задачи зависит от того, насколько удается развивать у детей познавательные процессы и стремление к самореализации.
Поисковая учебно-познавательная деятельность направлена на открытие чего-то нового, неизвестного ранее. Перед воспитанником возникают проблемы, которые он должен решить самостоятельно или сотрудничая с окружающими. Для решения этих проблем ребенку необходимы определенные черты, качества и навыки, которые должен формировать и развивать педагог. Их перечень входит в основные понятия проблемы поисковой деятельности младших школьников: учебная деятельность, познавательная активность, познавательная самостоятельность, познавательный интерес. Без этих факторов организация поисковой деятельности невозможна.
Прогрессивных педагогов всегда влекла к себе проблема формирования и развития познавательных процессов. В основе этой проблемы лежит осознание связи между этими частями учебной деятельности. Такую составляющую поисковой учебно-познавательной деятельности школьников, как познавательная активность ученые пытались развивать еще в древней Греции. Эвристическая беседа как метод развития познавательной активности насчитывает уже несколько тысячелетий, впервые вошел в обиход как «сократическая беседа», от имени знаменитого философа Сократа, который вел с учениками философские беседы, которые имели целью выяснения истины не прямым сообщением, а собственным умом ученика [5, с. 16].
Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что развитие познавательной деятельности, умственной работоспособности, познавательной активности является важной стороной деятельности человека, осуществляемой в течение всей его жизни. Учеными философами (Аристотель, Ф. Бэкон, И. Кант, Г. Лейбниц, Д. Локк), психологами (Дж. Брунер, П. Гальперин) и педагогами (М. Матюшкин, И. Харламов, Г. Щукина) неоднократно подчеркивалась необходимость принятия субъектом активной позиции по отношению к познанию окружающего нас мира.Прежде чем определить сущность понятий «познавательная деятельность», «познавательная активность», рассмотрим понятия, тесно с ними связанные – «активность» и «деятельность».
Активный – лат. aсtivus – деятельное, энергичный. Активность – усиленная деятельность, деятельное состояние [5, с. 20]. Подтверждение связи активности и деятельности находим также в работах философов. В философии термин «активность» применяется, как правило, в тесной связи с толкованием понятия «деятельность». Деятельность – специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целенаправленное изменение и преобразование, постижение, приобретение знаний, распознание, познание закономерностей объективного мира; совокупность знаний в какой-либо области [1, с. 9].Ученые часто отмечают взаимозависимость понятий активности и познания (поскольку познание – это активная деятельность индивида), усиление одного понятия другим: «активность познания», «познавательная деятельность», «познание, направленное на поиск неизвестного». Так, Аристотель, рассматривая познавательную деятельность человека, отмечал, что знания не является продуктом пассивного созерцания действительности, а возникают, функционируют и развиваются в процессе активной продуктивной деятельности [1, с. 10]. Итак, активность познания тесно связана с познавательной деятельностью, они взаимосвязаны и человек получает знания, т. е. познает, активно действуя.
Познавательная активность и познавательный интерес возникают при наличии познавательной потребности, как потребности в деятельности, направленной на получение новых знаний.
Информационными в контексте нашего исследования являются работы психологов, которые определяют сущность, особенности развития, разнообразие активности человека в течение всей жизни. И.И. Ильина, учитывая теорию установки и классификацию форм активности, разработанные Д. Узнадзе, дает собственную, усовершенствованную классификацию форм активности человека, в которой прослеживается тенденция развития познавательной активности от удовлетворения любознательности в более ранние годы жизни, обучения на более высоком уровне развития в школьные года и, в конце концов, – к умственному труду на высшей ступени развития личности [4, с. 70].Таким образом, познавательная активность – это черта человека, которая проявляется в стремлении к самостоятельной деятельности и живого участия во всем.
Определение понятия «активность» в трудах философов, педагогов, психологов также вытекает из понятия «деятельность», но диалектика взаимосвязи этих понятий раскрывается по-разному. В некоторых исследованиях активность рассматривается как широкая, всеобъемлющая категория, которая включает в себя деятельность. Последняя же трактуется при этом как специфическая для социальной системы форма активности, т. е. активность выступает относительно деятельности родовым понятием.
В работах других ученых эти понятия отождествляются. Например, у Г.И. Щукиной это «живая, энергичная деятельность, направленная на выполнение полученной задачи»; у Т.Н. Доленко – «сознательное, волевое, целенаправленное выполнение умственной и физической работы, необходимое для усвоения знаний, формирования умений и навыков». З.А. Абасов считает, что, несмотря на диалектическую взаимосвязь этих понятий, их нужно различать [2, с. 141].
Познавательная активность проявляется в умении ребенка видеть проблему, формулировать ее, находить пути решения, формировать свое мнение об изученных явлениях. По определению Ю.Н. Косенко, познавательная активность – это интегральное свойство личности, которое интенсивно формируется в процессе обучения и влияет на весь процесс учебной деятельности. Это и предпосылка, и результат развития ребенка; это и цель, средство и результат активизации учебно-воспитательного процесса [5, с. 112].
Итак, познавательная деятельность – особая, потому что субъектом ее является воспитанник, при этом формируется его сознание, интеллект.
ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В 3-4 ГОДА
В результате активного взаимодействия с окружающим миром значительно расширяется мировоззрение ребенка, развиваются познавательные интересы. Объем информации, которую ребенок получает из различных источников, интенсивно формирует любознательность и наблюдательность [4, с. 72].
В этом возрасте у ребенка быстрее развивается произвольное внимание и память. Ребенок лучше сосредотачивается и запоминает в процессе игровой деятельности. Во время обобщения игровых действий он постепенно переходит от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному. Для ребенка характерно усвоение представлений о различных свойствах предметов и явлениях окружающей среды, овладение новыми действиями, которые позволяют полнее и более дифференцированно воспринимать мир.
Формируется переход от предметных образцов, основанных на обобщении личного опыта ребенка, к использованию общепринятых сенсорных эталонов, то есть выработанных человечеством представлений об основных разновидностях свойств и отношений (цвета, формы, размеров предметов, их расположение в пространстве, высоты звуков, продолжительности отрезков времени).
Продолжает формироваться система собственного «Я». Ребенок становится более самостоятельным, но в то же время для него важно то, как его деятельность оценивает взрослый. Кроме того, именно взрослый становится для него носителем информации.
Задачи познавательного развития дошкольников в 3-4 года:
1. Поощрять детей к активной деятельности, стимулировать познание, инициативность, сосредоточенность в процессе ознакомления с окружающим миром, желание делать что-то полезное не только для себя, но и для других;
2. Формировать активное, разнообразное, развернутое ориентирование в мире вещей;
3. Совершенствовать наглядно-образное мышление, учить ребенка обследовать и изучать новое, определять похожее, отличное, объединять по определенным признакам, частично анализировать, обобщать как по внешним признакам, так и по функциональным, то есть по их употреблению;.4. Формировать у детей практические умения по усвоению сенсорных эталонов и наглядных моделей для решения новых жизненных задач. Формируя сенсорные эталоны, учить детей с помощью анализаторов активно обследовать предметы, определять их внешние признаки (форму, размер, цвет);
5. Учить детей практическим умениям; прилагать усилия для получения результата, радоваться продуктам своей и чужой работы; переживать гордость за выполненное поручение, за действия, которые одобряют взрослые.
6. Формировать духовный мир ребенка, направлять на осознание ребенком себя, людей, которые его окружают, общественной жизни [4, с. 72].
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА 3-4 ЛЕТ В РАЗНЫХ УСЛОВИЯХ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО) познавательное развитие дошкольников является одним из пяти основных образовательных областей. В результате социально-коммуникативного развития дошкольников должно произойти развитие любознательности и познавательной мотивации; становление сознания.
Во время ознакомления с предметами в условиях дома нужно формировать у детей умение обследовать их, сравнивать, находить сходство и различие; ориентироваться в разнообразии предметов одного вида (платья разного цвета, размера, фасона) на их основе формировать умение классифицировать предметы, вводить обобщающие слова: «игрушки», «транспорт», «мебель», «одежда», «обувь», «посуда», «постель», «бытовая техника». Нужно знакомить ребенка с электроприборами и предметами бытовой техники (утюг, пылесос, кофеварка, холодильник, стиральная машина, газовая (электрическая) плита, электрический чайник) и формировать представление об их использовании; знакомить с компьютером и его ролью в облегчении труда человека.
Необходимо расширять представления детей о предметах и их частях, деталях (стул имеет спинку, сиденье, ножки); совершенствовать умение самостоятельно устанавливать связи между назначением предмета, его строением и материалом, из которого он изготовлен; формировать понимание органической взаимосвязи между практическим использованием предметов быта и их пользой.
В детском саду нужно формировать познавательную активность во время ознакомления с детским садом (помещение детского сада и их функциональное назначение) и его территорией; формировать соответствующее отношение к ровесникам и взрослых в детском саду. Необходимо учить называть имена детей своей группы, воспитателей, музыкального руководителя, медсестры, повара, прачки, заведующего, свое дошкольное учебное заведение.
В детском саду нужно создавать оптимальные условия для возникновения ролевых игр, привлекать их к использованию необходимых атрибутов, игрушек-заменителей; учить бережно относиться к общим игрушек, предметов; учить правилам обращения с ними, их хранения.
В условиях игры взрослым необходимо знакомить детей с разнообразием игрушек; обращать внимание на цветовую гамму игрушек, материал, из которого они сделаны (дерево, резина, пластмасса и т. п.); учить детей правилам игры с игрушками и их хранения.
В процессе различных игр развивается интерес к окружающей среде, любознательность, желание узнать о свойствах предметов, природных материалах, из которых сделаны игрушки; называть, сравнивать, различать их; поддерживается бодрый и веселый настрой, ребенок побуждается к активной деятельности в выборе игры, осуществлении задуманного. Нужно помогать детям объединяться в небольшие группы на основе интереса к деятельности, личностных симпатий; формировать игровые умения: играть рядом, все, не мешая друг другу; проявлять внимательное отношение к другим детям.
В семье необходимо помогать ребенку лучше познавать свою семью: родителей, брата, сестру, дедушку, бабушку; учить называть имена родителей, братьев, сестер, бабушек, дедушек; воспитывать этику общения с родными, желание откликаться на предложения и просьбы близких людей, помогать им; учить детей уважать своих родственников, проявлять внимание, заботу, сочувствие; чувствовать настроение окружающих; воспитывать умение проявлять чуткость и тактичность.В процессе ознакомления с родным краем нужно знакомить ребенка с названием родного города (села), улицы, на которой он проживает, закрепить названия объектов ближайшего окружающей среды (аптека, магазин, парикмахерская и т. д.). Полезно заучивать стихи о родной земле, городе, селе.
Нужно знакомить ребенка с названием родного края, с Государственным флагом РФ. Объяснять, что в праздники на дома вывешивают Государственный флаг РФ.
Также необходимо знакомить ребенка с трудом взрослых в детском саду, рассказывать о профессиях водителя, продавца, строителя, почтальона, врача; формировать представление о профессии своих родителей; подводить детей к пониманию, что все, чем они пользуются, создано трудом людей, каждый человек своим трудом заботится о других; подводить к пониманию ценности любого труда; воспитывать уважение к людям труда.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Одной из важнейших задач, которые общество ставит перед дошкольными учреждениями образования, является развитие познавательной деятельности подрастающего поколения. Практическое решение этой задачи зависит от того, насколько удается развивать у дошкольников познавательные процессы и стремление к самореализации.
Поисковая учебно-познавательная деятельность направлена на открытие чего-то нового, неизвестного ранее. Перед воспитанником возникают проблемы, которые он должен решить самостоятельно или сотрудничая с окружающими.
Для решения этих проблем ребенку необходимы определенные черты, качества и навыки, которые должен формировать и развивать педагог. Их перечень входит в основные понятия проблемы поисковой деятельности младших школьников: учебная деятельность, познавательная активность, познавательная самостоятельность, познавательный интерес. Без этих факторов организация познавательной деятельности невозможна.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Голицын В.С., Щербакова К.А. Развивать познавательную активность ребенка [текст] / В.С. Голицин, К.А. Щербакова // Дошкольное воспитание. 2014. – № 11. – С. 8-10.
Исследование развития познавательной деятельности: [пер с англ.] / Под ред. Дж. Брунера, Р. Олвер и П. Гринфилд. – М .: Педагогика, 2014. – 392 с.
Лисина М.И. Развитие познавательной активности в ходе общения со взрослыми и сверстниками / М.И. Лисина // Вопросы психологии. – 2015. –№4. – С. 18-35.
Поддьяков Н.Н. Ребенок-дошкольник: проблемы психического развития и саморазвития / Н.Н. Поддьяков // Дошкольное воспитание. – 2012. – № 12. – С. 69-74.
Проектный метод в организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду / сост. Н.В. Нищев. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2013. – 379 с.