Инновационные формы устройства детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в контексте социальных изменений


ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ – СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ Выполнила учитель начальных классов МБОУ «Шербакульский лицей» Капустина Ирина Павловна Руководитель: к.филос.н., профессор Мельниченко Светлана Александровна АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ Проблемы воспитания детей всегда привлекали внимание общественности. Современная система защиты прав и интересов несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, вобрала в себя лучший опыт дореволюционной России в вопросах устройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. За последние годы эти проблемы приобрели особую актуальность, приковав к себе внимание всего нашего общества. И это не случайно: рост детской преступности, все увеличивающееся количество оставшихся без родительской заботы детей, широкое распространение среди подростков (и даже детей) пьянства и наркомании не могут не тревожить общественность. Объект исследования: особенности выявления и устройства детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попеченияПредмет исследования: реализация инновационных форм устройства детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в контексте быстроизменяющегося российского общества Цель исследования: определить перспективы развития различных форм устройства детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.Задачи:1.Рассмотреть и проанализировать проблему социального сиротства;2.Выявить правовые изменения процесса устройства детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;3.Определить основные формы устройства детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;4.Проанализировать механизм устройства детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на примере Шербакульского района;5. Разработать рекомендации для решения проблем, исследуемых в работе. СОЦИАЛЬНОЕ СИРОТСТВО явление, обусловленное наличием в обществе детей, родители которых умерли, а также детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения родительских прав, признание в установленном порядке родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т. д. Сюда также относят детей, родители которых не лишены родительских прав, но фактически не осуществляют какой-либо заботы о своих детях. ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ РИСКИ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА по своему психическому развитию дети, воспитывающиеся без попечения родителей, отличаются от ровесников, растущих в семье, им не хватает личного внимания и эмоционального стимулирования необходимого для развития.чтобы компенсировать недостаток общения со взрослыми и близкими родственниками, дети-сироты приобщаются к «уличной жизни», где приобретают негативные связи. В результате этого общения у них формируется социально негативный тип личности.бродячий образ жизнирост числа правонарушений среди несовершеннолетних ПРОБЛЕМЫ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ несовершенство законодательной базы, препятствующей усыновлению даже тогда, когда ребенок является брошенным; недостаточная "персонофицированность" большинства учреждений, вследствие чего у детей развивается невосприимчивость к чужим проблемам; разрыв сложившихся эмоциональных связей при переводе воспитанников по мере взросления из одного учебно-воспитательного учреждения в другое; недостаточная подготовленность персонала к работе с детьми;недостаточность технологий реабилитации детей, отсутствие контактов с различными социальными институтами, что значительно затрудняет постинтернатную адаптацию выпускников; закрытость в прямом и переносном смысле учебно-воспитательных заведений для детей, лишенных родительской опеки. ФОРМЫ УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ Усыновление ОпекаПопечениеПатронатная семья детская деревня, детский городок, детский дом семейного типа, детские приюты, социально – реабилитационные гостиницы,замещающие семьи,семейная группа,наставничество Традиционные Инновационные РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ШЕРБАКУЛЬСКИЙ РАЙОН СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ 2011-2013ГГ. 2011 год 2012 год 2013 год семей детей семей детей семей детей Число детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 97 104 109 Находящиеся под опекой 96 121 131 147 141 160 Усыновлены 13 15 18 21 20 23 Приемные семьи 6 13 11 19 16 25 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!