Программа развития ГУ «Областная коррекционная школа- интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с задержкой психического развития»


Программа развития ГУ «Областная коррекционная школа- интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с задержкой психического развития»
Методическая разработка
Автор: Ирина Николаевна Дмитриева , директор КГУ «Рудненская специальная школа- интернат для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с особыми образовательными потребностями»
1.Миссия. Цели. Задачи школы- интерната.
Начиная с 2014 года школа-интернат для детей с задержкой психического развития работает инновационной деятельности по проекту: «Система коррекционной работы школы- интерната, направленная на создание траектории личностного развития каждого воспитанника и его дальнейшее жизненное самоопределение».
Программа развития школы- интерната является нормативно- организационной основой- которая определяет стратегию совершенствования системы образования соответствии с развитием системы образования области и Республики. Нами используется такая методология, которая основана на реальных и выполнимых программах развития, воплощающихся в конкретных наблюдаемых новообразованиях в педагогической реальности, мы называем ее проектным подходом к управлению. Выполнимость каждой задачи программы развития обеспечивается наличием необходимых для ее решения ресурсов. Реальность программы развития обеспечивается еще и тем, что в нем предусматриваются альтернативные шаги на случай непредвиденных обстоятельств (рисков). При этом, руководитель в лице автора работы, могут брать на себя четкие временные обязательства, то есть воедино увязываются цели, ресурсы, результаты и сроки. Данный подход указывает, что мы предвидим возможные осложнения в реализации программы, продумываем меры, способы их устранения. Предметом приоритетного внимания руководителя на каждом этапе является степень освоения педагогическим коллективом нового содержания образовательного процесса, структурных и других нововведений.
Миссия школы- интерната:
Содействовать образованию и воспитанию нового гуманного поколения, способного прогнозировать и управлять процессом взаимодействия общества и личности;
Способствовать созданию коррекционно – развивающей среды, способной помочь развитию личности ребенка с ограниченными возможностями.
Стратегическая цель:
Формирование гуманистического мировоззрения, нового типа мышления и образа жизни, характеризующихся гармонией в отношениях человека с окружающей средой; Воспитание культуры и этики поведения.
Тактическая цель:
Воспитание образованной, творческой, социализированной в обществе личности, молодого человека – патриота, гражданина Республики Казахстан на основе морально- этических принципов и закона духовного развития.
Цель:
Создание системы коррекционно- развивающей, психолого- педагогической поддержки, индивидуального образовательного маршрута и обеспечение их равными возможностями для жизнедеятельности и интеграции в общество.
Задачи:
Создание образовательной и воспитательной среды коррекционно- развивающего типа, которая помогла бы снять психологические барьеры в индивидуальном развитии личности ребенка;
Воспитание казахстанского патриотизма, толерантности;
Формирование правомерного поведения у учащихся;
Совершенствование учебно- методического обеспечения образовательного процесса;
Укрепление материально- технической базы учебно- воспитательного процесса;
Создание системы оценки качества обученности учащихся с ЗПР;
Обновление содержания и структуры учебно- воспитательного процесса на основе новейших достижений в области психологии и педагогики, отечественных традиций и принципов устойчивого развития;
Обеспечение кадрового состава педагогическими, медицинскими работниками, их переподготовка и повышение квалификации.

Программа развития школы определила нормативно- организационную основу, стратегию совершенствования образовательного процесса в соответствии с развитием системы образования города, области, государства.
Работа школы- интерната была ориентирована на реализацию следующих целевых показателей:
Формирование духовно- нравственной личности, обладающей гражданской позицией, навыками нравственного поведения;
Развитие у детей с ЗПР достаточного уровня мировоззренческих убеждений, позволяющих им ориентироваться и адаптироваться в сложном мире социальных отношений, формирование гуманистического стиля мышления;
Развитие системы защиты здоровья обучающихся в школе- интернате;
Расширение сети дополнительного образования;
Внедрение в практику научно- обоснованных и апробированных учебных программ, учебных и методических пособий, методов и средств обучения и воспитания;
Укрепление кадрового потенциала школы- интерната, совершенствование системы повышения квалификации педагогов, повышение престижа педагогического труда, реализация плана обучения педагогов современным информационным технологиям, освоение современных компьютерных программ.
Развитие содержания образования, методов обучения и качества школьного образования путем интеграции основного и дополнительного образований.
Развитие экономики и материально- технической базы школы- интерната, пополнение библиотечного фонда школы- интерната справочной, программной, отраслевой, методической литературы, изданиями по инновационным процессам.
На основании анализа работы школы- интерната и прогноза потребностей педагогического и ученического сообществ были определены методическая тема, над которой работает коллектив школы- интерната «Акмеологическая направленность личности учителя и воспитателя как средство развития школы- интерната и саморазвития личности воспитанника» и цель- обеспечение целостного развития субъектов образовательного процесса и интегральных характеристик саморазвития: индивидуальность, творчество, здоровье, духовность. Приоритетные направления методической работы:
Совершенствование модели методической работы в школе- интернате, способствующей акмеологической направленности личности педагога;
Обеспечение проведения учебных и воспитательных занятий с позиции гуманистической и акмеологической концепции;
Внедрение в УВП акмеологических технологий саморазвития и успеха в деятельности системы учителя- воспитателя- ученика современной школы- интерната;
Выявление, обобщение и распространение опыта творчески работающих учителей;
Разработка учебно- методических и дидактических материалов акмеологической направленности.
2. Стратегия развития коррекционной- школы- интерната
В контексте Программы развития школы- интерната выработана «Стратегия развития», которая предусматривает 3 основных этапа:

Проектно- мобилизационный
Экспериментально- преобразовательный
Рефлексивно- обобщающий
Стратегия развития школы - интерната на 2016-2021 годы
Компоненты
Совместной деятельности Содержательная характеристика компонентов деятельности
1 этап – проектно- мобилизационный 2016-2017 учебный год
Главная цель Формирование модельных преобразований учебно- воспитательной системы и обеспечение готовности школьного сообщества к их реализации
Приоритетные направления 1.Развитие концепции учебно- воспитательной системы в рамках коррекционных преобразований.
2. Ознакомление педагогических работников, воспитанников с замыслом преобразования жизнедеятельности школы- интерната.
Ведущие методы: Методы стратегического планирования: прогнозирование, проектирование, программирование, моделирование.
Организационные направления Обеспечение базового и дополнительного образования соответствующим учебным программам.
- комплектование школы- интерната педагогическими кадрами;
- заседания МО учителей начального звена, учителей естественно- математического цикла, учителей гуманитарного цикла, учителей эстетического и физкультурно- оздоровительного циклов;
- комплектование классов с привлечением психолога, логопеда;
- составление расписания уроков, работы кружков, секций;
- обеспечение учителей необходимой методической литературой коррекционной направленности;
- организация теоретических семинаров;
-изучение уровня знаний учителей, воспитателей об особенностях развития детей с ограниченными возможностями (дети с ЗПР);

Основной результат Сформированность модельных преобразований системы коррекционной учебно- воспитательной работы и мобилизационная готовность к осуществлению программируемых преобразований.
2 этап – экспериментально - преобразовательный 2017-2020 учебный год
Главная цель Апробация новшеств в учебно- воспитательной процессе и его обновление посредством модульных и системных преобразований.
Приоритетные направления Опытно- поисковая деятельность педагогического коллектива по освоению новшеств.
Осмысление и освоение теоретических и методических основ преобразовательной деятельности.
Обновление нормативно- правовой базы функционирования школы- интерната.
Разработка и апробация учебно- воспитательно- коррекионно- развивающей модели школы- интерната.
Формирование мониторинга, модулей, коррекционно- развивающего инструментария.
Ведущие методы: Исследовательские методы: анализ научно- методической литературы, опытно- педагогическая работа.
Методы планирования, организации и анализа инновационной практической
Организационные направления Укрепление материально- технической базы.
Организация работы по созданию авторских программ, методических пособий, методических рекомендаций.
Организация и апробация Центра содействия развития личности ребенка.
Поэтапное введение методических структур: ТГ, ТЛ, Экспертного совета, Центра диагностики и прогнозирования, Научно- методического координационного совета, Совет методического кабинета.
Проведение смотров и конкурсов педагогического мастерства.
Анализ инновационного банка.
Обеспечение к непрерывному самовоспитанию и самосовершенствованию через самореализацию каждого воспитанника школы- интерната
- интегративная динамическая психодиагностика каждого ребенка;
- создание условий для учащихся с различным уровнем развития познавательных процессов;
- Вариативный подход в содержании воспитания направить на коррекцию и развитие коммуникативных возможностей, способности к самостоятельно проектной деятельности.
8. Создание оптимальных условий для достаточной адаптированности в обществе
-создать систему партнерского сотрудничества и взаимодействия с общественными учреждениями, призванными решать круг проблем, связанных с дальнейшим обучением детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
9.Разработка и внедрение необходимой документации (журналы воспитателей, мониторинг развития личности ребенка, портфолио класса, группы и ребенка и др.).
10.Создание компьютерной базы данных на каждого учащегося, класс, группу.
11. Внутренняя экспертиза учебно- воспитательной практики и жизнедеятельности в школе- интернате.
12. Проведение работы по повышению квалификации и профессиональной переподготовки педагогических кадров.
13. Создание интерьера школы- интерната.
Основной результат Сформированность нового качества учебно- воспитательной системы школы- интерната.
3 этап – рефлексивно – обобщающий 2020-2021 учебный год
Главная цель Формирование адекватных и целостных представлений о реальном состоянии учебно- воспитательной системы, объективное оценивание процесса и результатов инновационной деятельности школы- интерната.
Приоритетные направления Осуществление коллективной рефлексии о сообществах педагогов и воспитателей на процесс и результаты реализации концепции учебно- воспитательной системы и программы ее построения.
Обобщение и презентация опыта, результатов учебно- воспитательной деятельности за 5 лет.
Внешняя экспертиза учебно- воспитательной практики и жизнедеятельности в школе- интернате.
Определение перспектив развития учебно- воспитательной системы.
Ведущие методы: Рефлексивные методы: брейнстоминг, методы экспертной оценки, индивидуальной и групповой самооценки, анализ и обобщение опыта.
Организационные направления Проведение мониторинга учебно- воспитательной системы.
Проведение творческих мастерских, мастер – классов по передачи опыта лучших учителей и воспитателей.
Освещение лучшего опыта в периодической печати и публикациях.
Основной результат Удовлетворенность педагогов, воспитателей, учащихся (воспитанников) жизнедеятельностью школы- интерната и результатами преобразовательной практики.
Хотелось подчеркнуть, что особое место занимает характер управленческой деятельности. Управленческие шаги при реализации программы мы сделали прозрачными, открытыми, акцентированными на творческий вклад всех участников школы- интерната. Свои управленческие решения пропускаю через своеобразную гуманитарную экспертизу на предмет уяснения их соответствия принципу педагогической целесообразности, а также их социальных, психологических, нравственных последствий.