ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающих занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся с ОВЗ с интеллектуальными нарушениями


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА № »
Утверждаю:
директор МБОУ «СШ № »
__________
«___»___________ Согласовано:
Зам.директора по ВР
_________
«___»___________2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
коррекционно-развивающих занятий
«Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
с интеллектуальными нарушениями
Уровень обучения: начальное общее образование
Класс: 3
Количество часов в неделю по учебному плану: 1 ч
Срок реализации программы: 2016-2017 уч. г.
Составитель программы: г. Норильск, 2016 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
СТАТУС ДОКУМЕНТА
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее с ОВЗ) с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее - УО) и предназначена для работы с учащимися 3 классов, обучающимися по адаптированным общеобразовательным программам начального общего образования.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ,
РЕШАЕМЫЕ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Основная цель программы коррекционной работы – оказание комплексной психолого-педагогической помощи и поддержки обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и их родителям (законным представителям);осуществление коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении основных и дополнительных общеобразовательных программ начального общего образования, дополнительных образовательных программ.
Это определяет задачи реализации содержания:
- выявление и удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении ими основной образовательной программы начального общего образования;
- осуществление индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);- расширение адаптивных возможностей личности, определяющих готовность к решению доступных проблем в различных сферах жизнедеятельности;
- развитие коммуникативной компетенции, форм и навыков конструктивного личностного общения в группе сверстников, формирование и развитие навыков социального поведенияповышение социального статуса ребенка в коллективе;
- формирование учебной мотивации, стимуляция сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов;
- гармонизация психоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему "Я", повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля;
- развитие способности к эмпатии, сопереживанию.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Закон РФ «Об образовании»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
СВЕДЕНИЯ О РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
Программа разработана на основе программыкурса коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Удаловой Э.Я., Метиевой Л.А.
ИНФОРМАЦИЯ О КОЛИЧЕСТВЕ УЧЕБНЫХ ЧАСОВ
Рабочая программа коррекционных занятий составлена в соответствии с учебным планом, годовым календарным графиком МБОУ «СШ № » и расписанием, утвержденным 31.08.16г. В соответствии с годовым календарным графиком продолжительность учебного года в 3 классе 34 недели. Согласно учебному плану на коррекционное занятие с психологом отводится 1 час в неделю. Итоговое количество часов на коррекцию и развитие психомоторики и сенсорных процессов 34 часа. Рабочая программа рассчитана на 34 часа.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Современные требования общества к развитию личности детей, имеющих отклонения в развитии, диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего степень тяжести их дефекта, состояние здоровья, индивидуально-типологические особенности. А значит, речь идет о необходимости оказания комплексной дифференцированной помощи детям, направленной на преодоление трудностей овладения знаниями, умениями и навыками, что в конечном итоге будет способствовать более успешной адаптации и интеграции их в общество.
Сенсорное развитие умственно отсталого ребенка значительно отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно. Замедленность, недифференцированность, узость объема восприятия, нарушение аналитико-синтетической деятельности, специфические недостатки памяти затрудняют его знакомство с окружающим миром.
ВЕДУЩИЕ ФОРМЫ, МЕТОДЫ, ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
Программа занятий предусматривает развитие и воспитание ребенка с умственной отсталостью через обучение, игру, музыку, движение, изобразительную деятельность и т.д. в процессе преимущественно совместной деятельности, что вызывает положительные эмоции и чувства, способствует овладению различными способами управления собственным поведением. Немаловажной задачей является выработка положительной мотивации к учению.
В процессе обучения детей с умеренной умственной отсталостью целесообразно использовать следующие методы и приёмы:
совместные действия ребёнка и взрослого, действия по подражанию (в основном на начальном этапе обучения и при изучении нового содержания);
действия ребенка по образцу;
действия с контурными изображениями, использование приёмов наложения и обводки шаблонов, трафаретов для создания целостного образа изображаемого предмета;
предварительное рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога рисунков, картин, специально подобранных игрушек, картинок и т.п.;
соотнесение предметов с соответствующими им изображениями с последующим их называнием или указанием на них с помощью жеста;
наблюдения за явлениями природы, предметами окружающего мира, живыми объектами;
использование рисунков и аппликаций в процессе других уроков
Организационно-методические условия
Особенности организации занятий
Данный курс занятий является коррекционно-направленным: наряду с развитием общих способностей предполагается исправление присущих умственно отсталым детям недостатков психофизического развития и формирование относительно сложных видов психической деятельности.
Структура занятия:
1 этап. Вводный (2- 3 минут) - упражнения направленные на снятие психомышечного напряжения, развитие концентрации внимания обучающегося, пальчиковая гимнастика, положительный настрой к продуктивной совместной деятельности.
2 этап. Основной (16-20 минут) - повторение пройденного и реализацию соответствующего раздела программы. Использование упражнений на развитие межполушарного взаимодействия, развитие мышления, внимания, крупной и мелкой моторики, восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов, восприятие пространства, времени; восприятие особых свойств предметов, развитие слухового и зрительного восприятия, слуховой и зрительной памяти. 3 этап. Заключительный (2 минут) - закрепление пройденного, обучающемуся предлагается перечислить игры, в которые он играл, что ему понравилось и чем ему не хотелось заниматься.
Психолого-педагогические условия
реализации программы
Учебный процесс необходимо строить с учетом психофизиологических особенностей учащегося: обязательное использование нетрадиционных форм работы на занятии для профилактики переутомления, преодоления негативизма; большое по объему задание предлагать в виде последовательных частей; контролировать ход работы над каждой частью, внося необходимые коррективы; применение мультисенсорных техник обучения: воздействие в процессе обучения на все каналы восприятия ребенка: слух, зрение, осязание; дозирование нагрузки, щадящий режим; развитие дефицитарных функций на всех занятиях. Необходимо ставить перед ребенком реалистичные цели, требующие определенных усилий с его стороны, но не превышающие действительные возможности ребенка во избежание повышения тревожности, снижения самооценки. Последующие занятия строить таким образом, чтобы они были реалистичны по отношению к прежним результатам. Оценка результатов занятий должна основываться на сравнении с предыдущими результатами, а не на основании «нормативов».
Материально технические условия
Для проведения коррекционной работы требуется специально организованная предметно-пространственная развивающая среда:
функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсомоторных функций (строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, плоские и объемные геометрические фигуры разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, геометрическое лото, сенсорные модули и др.);
игрушки и пособия для развития тонкой моторики, спортивный инвентарь для развития крупной моторики (шнуровки, мозаики, мячи, и др.);
оборудование для занятий музыкой, ритмикой, изобразительной деятельностью (ноутбук, набор аудиокассет для релаксации, звучащие музыкальные инструменты, изобразительные материалы и др.);
разнообразный арсенал техники арт-терапии (различные куклы, сюжетные игрушки, принадлежности для аромотерапии, краски, пластилин, мелки, цветная бумага и др.).
Ожидаемые результаты 
В результате целенаправленной деятельности на занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов обучающийся должен научиться:
ориентироваться на сенсорные эталоны;
узнавать предметы по заданным признакам;
сравнивать предметы по внешним признакам;
классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению;
практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;
различать противоположно направленные действия и явления;
видеть временные рамки своей деятельности;
определять последовательность событий;
ориентироваться в пространстве;
выполнять действия по инструкции;
самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;
опосредовать свою деятельность речью.
Оценка эффективности коррекционной программы
На протяжении всего учебного года осуществляется контроль за развитием психомоторных навыков обучающегося. В начале и в конце учебного года проводится обследование уровня сформированности моторных и сенсорных процессов обучающегося (диагностические задания Н.И.Озерецкого, М.О.Гуревича).

Тематический учебный план
№ п/п Наименование раздела, тема занятия Кол-во
час
Входная диагностика познавательных и психомоторных процессов 2
1. Развитие крупной и мелкой моторики 5
1.1 Развитие чувства ритма 1
1.2 Ролевые игры, импровизации на заданную тему 1
1.3 Формирование пространственных представлений 1
1.4 Совершенствование точности мелких движений рук 2
2. Тактильно-двигательное восприятие 3
2.1 Выделение разных свойств и качеств предметов. Восприятие поверхности на ощупь 1
2.2 Тактильное восприятие жидкости. Работа с пластилином 1
2.3 Релаксационный тренинг 1
3. Кинестетическое и кинетическое развитие 2
3.1 Формирование ощущений от различных поз тела; вербализация собственных ощущений 1
3.2 Движения и позы верхних и нижних конечностей. Выразительность движений 1
4. Восприятие формы и величины, цвета 4
4.1 Знакомство с основными геометрическими фигурами. Выделение формы предмета; обозначение формы предмета словом 1
4.2 Конструирование объемных предметов из составных частей 1
4.3 Обследование предметов по величине 1
4.4 Знакомство с основным цветовым спектром(красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый).Составление из мозаики узоров 1
5. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти 4
5.1 Формирование навыков зрительного анализа и синтеза 1
5.2 Нахождение отличительных и общих признаков 2-х предметов 1
5.3 Упражнения для профилактики и коррекции зрения 1
5.4 Упражнения для развития и коррекции зрительной памяти 1
6. Восприятие особых свойств предметов 2
6.1 Развитие осязания. Восприятие поверхности 1
6.2 Знакомство с основными вкусовыми ощущениями. Развития обоняния 1
7. Развитие слуховых ощущений и памяти 2
7.1 Дифференцирование громких и тихих звуков 1
7.2 Различение музыкальных звуков и звуков окружающей среды 1
8. Восприятие пространственных ощущений 2
8.1 Формирование пространственных представлений: повторение основных направлений: верх – вниз, вперед, назад, влево, вправо1
8.2 Восприятие пространства. Ориентировка на листе бумаги 1
9. Восприятие времени 2
9.1 Определение времени по часам. Длительность временных интервалов.
Части суток. Дни недели 1
9.2 Времена года, их закономерная смена. 1
10. Развитие речевых навыков 4
10.1 Составление маленьких рассказов по картинке 2
10.2 Составление рассказа о любимой игрушке 2
Контрольная диагностика познавательных процессов 2
ИТОГО 34
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Реализуемые разделы и их цели
Программа состоит из следующих этапов:
I. Предварительный этап
Включает в себя диагностику уровня развития сенсорных процессов, мелкой и крупной моторики, познавательных умений и навыков, эмоционального состояния ребенка.
II. Основной этап
Данный этап предполагает реализацию коррекционных занятий. Программа коррекционных занятий состоит из следующих разделов:
Раздел «Развитие крупной и мелкой моторики»решает ряд задач, связанных с расширением двигательного опыта учащегося, развитием умения согласовывать движения различных частей тела, целенаправленно выполнять отдельные действия и серии действий по инструкции педагога, что является основой для формирования у учащихся пространственной ориентировки.
Упражнения
Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Считалки с движениями.Ролевые игры, импровизации на заданную тему. Упражнения на развития сенсомоторики (одновременная работа левой и правой руки). Составление геометрических узоров из мелких предметов.Выкладывание мелких предметов (крупы) в виде общего рисунка на бумаге. Графический диктант. Графическая работа по карточкам. Дорисовывание узоров. Обводка контуров предметных изображений, штриховка в разных направлениях. Рисование по образцу. Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений.Работа в технике «объемной» и «рваной» аппликации.
Раздел «Тактильно-двигательное восприятие»предназначен дляформирования полноты представлений у обучающего об объектах окружающего мира, развития тактильно-двигательного восприятия. 
Упражнения
Дидактическая игра «Чудесный мешочек», «Что бывает …». Рисование ладошками, выполнение пальчиковых рисунков. Работа с пластилином.
Раздел «Кинестетическое и кинетическое развитие» предполагает формирование у обучающегося ощущений от различных поз и движений своего тела или отдельных его частей (верхних и нижних конечностей, головы, туловища, глаз) в пространстве, формирование устойчивых координат «право-лево», «верх-низ», соматопространственного гнозиса (название частей тела).Упражнения
Дидактическая игра «Волшебная ладонь»,«Дорисуй рисунок».
Раздел «Восприятие формы, величины, цвета»направлен на пополнение и уточнение знаний учащихся о сенсорных эталонах. Программа предусматривает усложнение требований не только к формированию собственно сенсорных эталонов (формы, величины, цвета), но и к умению группировать предметы по различным (в том числе самостоятельно выделенным) нескольким признакам (2—3),сравнивать плоскостные и объемные фигуры, использовать различные приемы измерения.
Упражнения
Упражнения в сравнении геометрических фигур. Дидактическая игра «Цветик-семицветик». Дидактическая игра «Что бывает такого цвета». Дорисовывание незаконченных изображений знакомых предметов. Пазлы, настольный «Лего».
Раздел «Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти» обусловлено рядом своеобразных особенностей зрительного восприятия школьников с интеллектуальной недостаточностью, которые значительно затрудняют ознакомление с окружающим миром. К ним относятся: замедленность, узость восприятия, недостаточная дифференцированность, снижение остроты зрения, что особенно мешает восприятию мелких объектов или составляющих их частей.
Упражнения
Дидактическая игра «Что изменилось?».Дидактическая игра «Повтори узор» («Сделай также»).Дидактическая игра: «Классификация». «Найди лишний предмет».
Раздел «Восприятие особых свойств предметов» способствует познанию окружающего мира во всем многообразии его свойств, качеств, вкусов, запахов. Особое значение придается развитию осязания, так как недостатки его развития отрицательно сказываются на формировании наглядно-действенного мышления и в дальнейшем на оперировании образами.
Определение контрастных температур предметов (грелка, утюг, чайник). Свойства игрушек: пластмасса, металл, резина. Определение продуктов на ощупь и вкус.
Раздел  «Развитие слухового восприятия и слуховой памяти».Значительные отклонения, наблюдаемые в речевой регуляции деятельности ребенка с интеллектуальными нарушениями, имеют в своей основе недостатки слухового восприятия, вследствие их малой дифференцированности, поэтому необходимы специальные упражнения, направленные на коррекцию данных недостатков. Игра «Узнай по голосу, по звуку».
Упражнения
Дидактическая игра «Кто и как голос подает» (имитация крика животных). Прослушивание музыкальных произведений. Различение речевых и музыкальных звуков.
Раздел «Восприятие пространства»имеет принципиальное значение для организации учебного процесса в целом. Затрудненности пространственной ориентировки проявляются не только на всех уроках без исключения (в первую очередь, на уроках русского языка, математики, ручного труда, физкультуры), но и во внеурочное время, когда остро встает вопрос ориентировки в школьном здании, на пришкольной территории, близлежащих улицах.
Упражнения
Дидактическая игра: «Что ближе, а что дальше?», «Путешествие в пространстве».Дидактическая игра: «Здесь или там?». Настольная игра «Дойди до финиша». Нахождение предметов с использованием предлогов.
Раздел «Восприятие времени»  предполагает формирование у детей временных понятий и представлений: секунда, минута, час, сутки, дни недели, времена года. Это очень сложный раздел программы для учащихся с интеллектуальными нарушениями, так как время как объективную реальность представить трудно: оно всегда в движении, текуче, непрерывно, нематериально.
Упражнения
Дидактическая игра «Успей за 1-2-5 минут». «Когда это бывает. Рисунок времени года»
Раздел«Развитие речевых навыков»направлен на коррекцию моторной активности речевого аппарата, умение выражать свои мысли, составлять небольшие предложения, обогащение словарного запаса, развитие связной речи. Тренировка моторной активности речевого аппарата.
Упражнения
Составление загадок. Отгадывание загадок. Анализ психологической сказки «В школу пришел волшебник»
Все разделы программы курса занятий взаимосвязаны, по каждому спланировано усложнение заданий от 3 к 4 классу. В основе предложенной системы лежит комплексный подход, предусматривающий решение на одном занятии разных, но однонаправленных задач из нескольких разделов программы, способствующих целостному психическому развитию ребенка.
III. Заключительный этап
На данном этапе проводится финишная диагностика, сравнение полученных данных, информирование педагогов и родителей о результатах коррекционно-развивающей работы.Диагностика развития памяти, мышления, речи.
Учащиеся должны уметь:
Выполнять упражнения по инструкции педагога
Группировать предметы по двум заданным признакам формы, величины, цвета
Составлять цветовую гамму
Определять на ощупь поверхность предметов
Различать запахи и вкусовые качества
Адекватно ориентироваться на плоскости и в пространстве, выражать пространственные отношения с помощью предлогов
Определять время по часам
Проявлять адекватные эмоции
Давать простую характеристику предмета, указывая его поверхность, вкус, запах, звук, цвет
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. М., 1984.
Войлокова Е.Ф., Андрухович Ю.В., Ковалева Л.Ю. Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью: Учебно-методическое пособие. – СПБ., 2005.
Выготский Л.С. Мышление и речь: Избр. психолог, ис-след. М., 1991.
Гальперин П.Я. О поэтапном формировании умственных действий // Исслед. мышления в сов.психологии. М., 1966.
Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера. М.: Просвещение, 1978. 96 с.
Еремина А.А. К проблеме обучения детей с глубокой умственной отсталостью продуктивной деятельности // Дефектология: современные проблемы обучения и воспитания. СПб., 1994.
Жаренкова Г. И. Действия детей с задержкой психического развития по образцу и словесной инструкции//Дефектология. 1972. № 4. С. 29.
Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями. М., 1995.
Мастюкова Е.Н. Ребенок с отклонениями в развитии. М.,1992.
Приложение
Календарно-тематический план

п/п Дата Тема уроков Кол-во
час. Виды и формы контроля
план факт Входная диагностика познавательных и психомоторных процессов (2 ч)
1. Диагностика развития разных видов восприятия, внимания, крупной и мелкой моторики. 1 2. Диагностика развития памяти, мышления, речи. 1 1. Развитие крупной и мелкой моторики (5ч)
3. Развитие чувства ритма 1 4. Ролевые игры, импровизации на заданную тему 1 5. Формирование пространственных представлений 1 6.
7. Совершенствование точности мелких движений рук 2 Индивидуальные задания в тетради
2. Тактильно-двигательное восприятие (3 ч)
8. Выделение разных свойств и качеств предметов. Восприятие поверхности на ощупь 1 Дидактическая игра «Чудесный мешочек», «Что бывает …».
9. Тактильное восприятие жидкости. Работа с пластилином 1 Рисование ладошками, выполнение пальчиковых рисунков. Работа с пластилином.
10. Релаксационный тренинг 1 3. Кинестетическое и кинетическое развитие (2 ч)
11. Формирование ощущений от различных поз тела; вербализация собственных ощущений 1 Дидактическая игра «Волшебная ладонь»
12. Движения и позы верхних и нижних конечностей. Выразительность движений 1 Дидактическая игра«Дорисуй рисунок».
4. Восприятие формы, величины, цвета (4 ч)
13 Знакомство с основными геометрическими фигурами. Выделение формы предмета; обозначение формы предмета словом 1 Упражнения в сравнении геометрических фигур. Дорисовывание незаконченных изображений знакомых предметов.
14. Конструирование объемных предметов из составных частей 1 Пазлы, настольный «Лего».
15. Обследование предметов по величине 1 Индивидуальные задания в тетради
16. Знакомство с основным цветовым спектром (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый). Составление из мозаики узоров 1 Дидактическая игра «Цветик- семицветик». Дидактическая игра «Что бывает такого цвета?»
5. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти (4 ч)
17. Формирование навыков зрительного анализа и синтеза 1 Дидактическая игра «Что изменилось?».
18. Нахождение отличительных и общих признаков 2-х предметов 1 Дидактическая игра: «Классификация». «Найди лишний предмет».
19. Упражнения для профилактики и коррекции зрения 1 20. Упражнения для развития и коррекции зрительной памяти 1 Дидактическая игра «Повтори узор» («Сделай также»).
6. Восприятие особых свойств предметов (2 ч)
21. Развитие осязания. Восприятие поверхности 1 Определение контрастных температур предметов (грелка, утюг, чайник). Свойства игрушек: пластмасса, металл, резина.
22. Знакомство с основными вкусовыми ощущениями. Развития обоняния 1 Определение продуктов на ощупь и вкус.
7. Развитие слуховых ощущений и памяти (2 ч)
23. Дифференцирование громких и тихих звуков 1 Дидактическая игра «Кто и как голос подает» (имитация крика животных).
24. Различение музыкальных звуков и звуков окружающей среды 1 Прослушивание музыкальных произведений. Звуки природы
8. Восприятие пространственных ощущений (2 ч)
25. Формирование пространственных представлений: повторение основных направлений: верх – вниз, вперед, назад, влево, вправо1 Дидактическая игра: «Что ближе, а что дальше?», «Путешествие в пространстве».
26. Восприятие пространства. Ориентировка на листе бумаги 1 Дидактическая игра: «Здесь или там?». Настольная игра «Дойди до финиша». Нахождение предметов с использованием предлогов.
9. Восприятие времени (2 ч)
27. Определение времени по часам. Длительность временных интервалов.
Части суток. Дни недели 1 Дидактическая игра «Успей за 1-2-5 минут».
28. Времена года, их закономерная смена 1 Дидактическая игра«Когда это бывает. Рисунок времени года»
10. Развитие речевых навыков (4 ч)
29.
30. Составление маленьких рассказов по картинке 2 Составление загадок. Отгадывание загадок.
31.
32. Составление рассказа о любимой игрушке 2 Анализ психологической сказки «В школу пришел волшебник»
Контрольная диагностика познавательных процессов (2 ч)
33. Диагностика развития памяти, мышления, речи. 1 34. Релаксационный тренинг 1