Рабочая программа по курсу Батик 2 год обучения


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Дом детского творчества «Октябрьский»
Утверждаю:
Директор ДДТ "Октябрьский" ________ А.И. Алисова
Приказ № ____ от "_____" _______ 2013 г.
Рабочая программа курса
«Батик»
на 2013 – 2014 уч.г.
(второй год обучения)
педагога Харитоновой Лилии Николаевны
Липецк 2013
Пояснительная записка.
Цель данной программы - создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов детей в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, способной на социально значимую практическую деятельность, посредством приобщения к декоративно-прикладному искусству.
Данная рабочая программа является модифицированной и составлена на основе авторской программы для обучения росписи по ткани Синеглазовой М.О.
Весь курс обучения росписи по ткани представляет собой единую систему взаимосвязанных тем, иерархизированных по принципу «от простого к сложному», благодаря чему раскрывается все многообразие связей предметно-практической деятельности с художественным наследием человечества, мировой историей и миром природы. Курс обучения по данной программе рассчитан на 216 часов. Возраст детей, участвующих в реализации процесса обучения, - средний и старший школьный.
Самоанализ трудовой деятельности по итогам года педагога дополнительного образования МАОУ ДОД ДДТ «Октябрьский»
В данной должности в МОУ ДОД ДДТ «Октябрьский» работаю с января 2010 года, педагогический стаж 2,5 года. Имею высшее психологическое образование, в 2004-2009 году обучалась в Липецком государственном техническом университете на кафедре психологии гуманитарно-социального факультета. В 2006 году в НОУ «Школа «Оптима» прошла курс обучения по специальности «батик (роспись по ткани)».
В 2010 году прошла процедуру профессиональной аттестации педагогических работников, итогом которой явилось присвоение второй квалификационной категории педагога дополнительного образования.
В апреле 2012 прошла курсы повышения квалификации ЛИРО, тема «Художественное образование в дошкольном образовательном учреждении в условия введения ФГТ» ( 72 ч ).
В состав д.о. «Батик» на 01.05.2012 входят 4 группы воспитанников – 2 группы первого и 1 группа второго и 1 группа годов обучения, общее количество воспитанников в которых составляет 41 человек: 11 чел. - первая группа 1 года обучения; 11 чел. - вторая группа 1 года обучения; 10 чел. – первая группа 2 года обучения и 9 чел. – первая группа 3 года обучения. Возрастной состав воспитанников представлен следующими цифрами:
1-4 класс – 3 человека;
5-8 класс – 36 человек;
9-11 класс- 2 человек.
Постоянный учет интересов детей способствует сохранности контингента воспитанников, значительная часть которых увлечены творчеством, поэтому продолжают занятия уже 2-й и 3–й год.
Среди основных целей и задач д/о «Батик», поставленных на учебный год можно выделить развитие творческих способностей и познавательного интереса детей, формирование их художественной культуры; формирование основных навыков росписи ткани в различных техниках; воспитание уважительного отношения между членами коллектива, навыков общения и взаимодействия а так же развитие аккуратности, усидчивости и трудолюбия.
На занятиях детского объединения создана благоприятная рабочая обстановка. Для достижения высокого уровня работы в течение учебного года применялись разнообразные формы и методы педагогической деятельности: метод учебного диалога, беседы и коллективного анализа работ и иллюстраций, демонстрация практических действий, выполнение индивидуальных творческих заданий и упражнений на развитие творческого воображения, викторины и мини-выставки детского творчества. Широкий спектр методов проверки и оценки знаний, умений и навыков воспитанников (дидактические игры, тест-опрос, викторины) позволили регулярно отслеживать их качество.
Стремление разнообразить формы проведения занятий, использовать новые педагогические технологии позволяет закрепить интерес детей к предмету, облегчить его усвоение и передать много полезных знаний, умений, навыков для будущей жизни.
Учащиеся не только получали теоретические знания при слушании и развивали практические навыки путем выполнения заданий педагога, но и были активно вовлечены в обучающий процесс методом дискуссии и диалога. Важное место в организации занятий было отведено использованию наглядных пособий, соответствующих тематике занятия иллюстраций и фотографий шедевров мирового искусства. Подбор материалов для занятий осуществлялся максимально творчески, с учетом их цели, тематики, потребностей и интересов воспитанников.
По возможности к каждому воспитаннику осуществлялся индивидуальный подход с целью наилучшего раскрытия его творческого потенциала. Это реализовано посредством использования в работе эскизов, образцов и индивидуальных заданий, также активизации фантазии и замыслов обучающихся.
Подводя итоги учебного года, можно отметить в целом успешную реализацию перспективных планов обучения и вышеназванных задач. За период работы детского объединения нам удалось сформировать у детей интерес к росписи ткани, что подтверждается хорошей посещаемостью занятий и результативностью творческой деятельности воспитанников. В процессе обучения детям были предложены разнообразные формы творческой деятельности: выполнение зарисовок и набросков в карандаше и акварели; построение композиции рисунка и стилизация имеющихся изображений; роспись ткани с использованием разнообразных техник и приемов (холодный, горячий, узелковый батик, свободная роспись, трафаретная техника); выполнение рисунков по заданной тематике в разных жанрах изобразительного искусства» изготовление изделий в подарок. Хорошие результаты итоговых занятий по каждому блоку программы обучения д/о «Батик» свидетельствуют об успешном выполнении образовательных задач, поставленных перед детским объединением. Кроме того, в процессе занятий в детском объединении и в ходе массовых каникулярных мероприятий воспитанники не только осваивали техники и приемы росписи ткани, но и расширяли свой кругозор, развивали любознательность и эстетический вкус, получали первичные профориентационные знания, что достигалось путем бесед различной тематики и посещением музеев и экспозиций.
Однако не все запланированные результаты деятельности д/о «Батик» были достигнуты. Отметим, что не у всех воспитанников первого года обучения были полностью сформированы навыки построения стилизованной композиции в работе. Это предположительно связано с возрастными особенностями развития их мышления и воображения. В связи с этим, в следующем учебном году следует сделать акцент на развитии фантазии воспитанников, и увеличить количество часов, отведенных на предварительную проработку композиции рисунка. Помимо этого, хотелось повысить активность участия коллектива детского объединения в общих мероприятиях ДДТ, например, за счет привлечения старших учащихся в летнюю исследовательскую экспедицию.
В учебный период обеспечивалось активное участие коллектива детского объединения в мероприятиях ДДТ «Октябрьский», а так же городских и областных выставках, конкурсах художественного творчества.
№ Уровень конкурса, наименование ФИ обучающегося Результативность
1 Городской конкурс «Дорога глазами детей» Гусева З.
Татьянина Т. Участие
участие
2 Областной конкурс «Живая планета» Гибина Е. специальный приз Областного краеведческого музея
3 Региональный этап конкурса «Зеркало природы» Гибина Е. участие
4 Городской конкурс «Аленький цветочек» Верховодова В.
Труфанова Т. 3 место
участие
5 Неделя православной культуры, конкурс поделок и рисунков Устинова А. Грамота за участие
6 конкурс ДДТ «Учись побеждать» Верховодова В.
Устинова А. 1 место
2 место
Результаты срезов ЗУН
Год обучения,гр. 1 год обучения 2 год обучения 3 год обучения
Вид задания 1 гр2 грТеор. часть «5»- 50%
«4»-40%
«3»-10%
«5»-62,5%
«4»-37,5%
«5» - 57,1%
«4»-42,9%
«5» - 71,4%
«4»-28,6%
Практ. часть «5» -40%
«4»-60%
«5» - 75%
«4»-25%
«5» - 85,7%
«4»-14,3%
«5» - 71,4%
«4»- 28,6%
В целом успеваемость воспитанников д.о. по итогам года можно охарактеризовать как высокую.
В течение учебного года велась работа по основным воспитательным программам ДДТ. В рамках программы «Дружат взрослые и дети» родители воспитанников своевременно оповещались о всех мероприятиях ДДТ (День открытых дверей, Новогодний праздник, отчетный концерт и тд.), обеспечивалось посещение родительских собраний: общего в начале учебного года и внутри д.о.
В рамках программы «Экология и мы» проведен цикл бесед на экологическую тему, кроме того воспитанники д.о приняли активное участие в сборе макулатуры.
В рамках программы «Уголок России – отчий дом» была проведена экскурсия в осенний парк, обепечено участие воспитанников в традиционном походе ДДТ, проведен цикл бесед о летних исследовательских экспедициях ДДТ «Октябрьский».
В рамках программы «Школа безопасности» был проведен цикл бесед «Правила дорожной безопасности», «Правила поведения при чрезвычайных ситуациях», «При пожаре», «Осторожно, ртуть!» и «Осторожно, гололед!». Воспитанники принимали участие в конкурсе правил дорожного движения «Дорога глазами детей», а так же посещали мероприятия ДДТ, посвященные правилам безопасности.
В течение учебного года мной осуществлялось активное участие во всех методических и педагогических советах, методических объединениях, проводимых в МОУ ДОД ДДТ «Октябрьский»; посещение открытых занятий педагогов с целью профессионального саморазвития и накопления педагогических навыков. Посетила заседание городского методического объединения по теме «Воспитательный потенциал в федеральных образовательных стандартах второго поколения». Постоянно занимаюсь самообразованием, (тема «Значение средств ДПИ для развития творческих способностей воспитанников»), слежу за новинками педагогической практики, изучаю образовательные программы, электронные книги и учебные пособия.
Принимала участие в городском конкурсе декоративно-прикладного творчества «Марьины хороводы», а так же конкурсе ДДТ «Октябрьский» «Лучший по профессии 2012»
В 2011-2012 учебном году в рамках методического объединения художественного отдела мной было подготовлено выступление по теме «Использование рефлексивных технологий на занятиях художественным творчеством».
На весенних каникулах был проведен мастер-класс для воспитанников филиала № 2 ДДТ «Октябрьский»: «Весенний первоцвет. Трафаретная техника росписи».
В своей работе периодически использую информационно-коммуникативные технологии: мультимедиа-презентации в качестве наглядного материала, просмотр интернет-ресурсов при подготовке к занятию, поиск информации по теме самообразования. Кроме того, в начале учебного года была создана мультимедиа презентация д.о. «Батик», а так же портфолио д.о., которые используются для ознакомления учащихся школ с деятельностью д.о.
Цели работы детского объединения:
Осознание воспитанниками себя как творческой личности, способной самостоятельно создавать произведения декоративно-прикладного творчества в технике «батик».
Совершенствование навыков росписи ткани в различных техниках.
Задачи работы детского объединения.
Образовательные:
- обучать пониманию и применению профессиональных терминов, ориентированию в разновидностях декоративно-прикладного искусства;
- приобщать к традициям и наследию МХК, расширение кругозора обучающихся;
- помочь в овладении многообразием видов росписи ткани и технологии выполнения художественных работ различной направленности;
- приобщать к основным трудовым знаниям, умениям и навыкам в процессе обучения.
Развивающие:
- развивать художественный вкус;
- формировать познавательные способности;
- развить творческие способности, склонности, эстетического вкуса и фантазии;
- привить обучающимся интерес к изучению народных художественных ремесел.
Воспитательные:
- воспитать уважительное отношение между членами коллектива путем выполнения совместной творческой деятельности;
- воспитать бережное отношение к природе и окружающему миру;
- сформировать таких личностные качества, как аккуратность, усидчивость, трудолюбие, повышение концентрации внимания;
- привить познавательный интерес и уважительное отношение к творческому наследию;
- сформировать направленность на эффективное обучение.
Учебно-тематический план.
№ п/пДата проведения Наименование разделов и тем Всего часов Количество часов
Теор. Практ.
1 1 неделя
сентябрь Организационные встречи с учащимися. Вводное занятие 3 3 0
2 Инструктаж по технике безопасности. Входной контроль обучающихся: викторина «Путешествие в мир творчества» 3 3 0
3 2 неделя
сентябрь I блок «Традиционные способы росписи ткани: - холодный батик». Цветной резерв. 3 1 2
4 «Традиционные способы росписи ткани: - холодный батик» Панно «Дыхание лета» (многоцветный контур) 3 1 2
5 3 неделя
сентябрь «Традиционные способы росписи ткани: холодный батик» косынка «Гавайский рай» (техника скрытого резерва). Разработка эскиза 3 1 2
6 «Традиционные способы росписи ткани: холодный батик» косынка «Гавайский рай» (техника скрытого резерва). Роспись косынки 3 0 3
7 4 неделя
сентябрь «Традиционные способы росписи ткани:- горячий батик». Отработка создания эффекта «кракле». Создание эскиза панно. 3 1 2
8 «Традиционные способы росписи ткани:- горячий батик». Панно «Восточные мотивы» (эффект «кракле») 3 0 3
9 1 неделя
октябрь «Традиционные способы росписи ткани:- горячий батик». «Найдите стрекозу» (техника работы «от пятна») 3 1 2
10 «Традиционные способы росписи ткани:- горячий батик». «Найдите стрекозу» (техника работы «от пятна»). Оформление работ. 3 0 3
11 2 неделя
октябрь «Традиционные способы росписи ткани:- узелковый батик». Декор футболки в технике «шибори» 3 1 2
12 «Традиционные способы росписи ткани:- узелковый батик». Декор банданы в технике «шибори». Заключительная обработка изделий. 3 0 3
13 3 неделя
октябрь «Традиционные способы росписи ткани:- свободная роспись»
Панно «Прекрасное далеко» (техника «сухая кисть»), 3 1 2
14 «Традиционные способы росписи ткани:- свободная роспись»
Платок «Маки» «акварельная техника». 3 1 2
15 4 неделя
октябрь Благотворительная неделя
Изготовление сувениров. 3 0 3
16 Изготовление сувениров. 3 0 3
17 1 неделя
ноябрь «Традиционные способы росписи ткани:- свободная роспись»
Платок «Маки» «акварельная техника». Равершение росписи изделия 3 0 3
18 «Традиционные способы росписи ткани:- печатная техника»
Бандана «Морское дно» (трафаретная техника) 3 1 2
19 2 неделя
ноябрь «Традиционные способы росписи ткани:- печатная техника». салфетка «Времена года» (штамповка) 3 1 2
20 Итоговое занятие по блоку тем «Основы росписи ткани»
Кроссворд «Техники росписи» 3 2 1
21 3 неделя
ноябрь Итоговое занятие по блоку тем «Основы росписи ткани»
Практическая работа по индивидуальным эскизам. 3 0 3
22 II блок: «Средства выразительности в ДПИ»
«Основы построения композиции»
Создание абстрактных композиций на бумаге; статические и динамические композиции 3 2 1
23 4 неделя.
ноябрь «Основы построения композиции»
Создание авторских коллажей из журнальных вырезок: бумажная мозаика 3 1 2
24 «Основы построения композиции»
Панно «Полет». 3 0 3
25 1 неделя
декабрь «Стилизация и живописные образы в батике»
Стилизация лица и фигуры человека 3 1 2
26 «Стилизация и живописные образы в батике»
Создание абстрактных стилизованных композиций из геометрических фигур и линий на бумаге. 3 1 2
27 2 неделя
декабрь Благотворительная неделя. «Стилизация и живописные образы в батике»
Панно «Портретная мозаика» - горячий батик. 3 0 3
28 «Орнамент и узор»
Салфетка или бандана «Растительный узор» 3 1 2
29 3 неделя
декабрь «Орнамент и узор»
Декор футболки в технике штамповки. 3 1 2
30 Срез ЗУН за 1 полугодие.
Итоговое занятие по блоку тем
Письменное тестирование по пройденному материалу. 3 2 1
31 4 неделя.
декабрь Срез ЗУН за 1 полугодие.
Практическая работа по индивидуальным эскизам с опорой на изученные темы: создание стилизованных композиций на бумаге и выполнение росписи на ткани в одной из изученных техник 3 0 3
32 «Новогодний феерверк» - работа в технике по выбору воспитанников 3 0 3
33 1 неделя
январь «Новогодний феерверк» - работа в технике по выбору воспитанников 3 0 3
34 III блок: «В мире искусства»
Тема «Жанры изобразительного искусства: пейзаж». Анализ репродукций работ художников-пейзажистов. 3 3 0
35 2 неделя
январь «Жанры изобразительного искусства: пейзаж». Роспись панно по мотивам репродукций полотен известных художников. 3 1 2
36 «Жанры изобразительного искусства: натюрморт»
Анализ и обсуждение натюрмортов П. Пикассо, А Матисса. Разработка эскизов панно 3 1 2
37 3 неделя
январь «Жанры изобразительного искусства: натюрморт»
Панно «Натюрморт с цветами и кувшином» 3 0 3
38 «Жанры изобразительного искусства: натюрморт»
Панно «Натюрморт со скрипкой» 3 0 3
39 4 неделя.
январь «Жанры изобразительного искусства: портрет»
Анализ и обсуждение фотографий работ И. Репина, Гогена, К. Брюллова. Наброски для панно 3 2 1
40 «Жанры изобразительного искусства: портрет»
Панно «Свет мой, зеркальце, скажи…» 3 0,5 2,5
41 1 неделя
февраль «Жанры изобразительного искусства: анималистический жанр». Анализ открыток с изображениями экзотических животных и птиц. Выполнение эскизных набросков. 3 2 1
42 «Жанры изобразительного искусства: анималистический жанр». Панно «Забавные животные» 3 0,5 2,5
43 2 неделя
февраль «Жанры изобразительного искусства: анималистический жанр». Панно «Лебединая песня» 3 1 2
44 Благотворительная неделя.
Изготовление сувениров. 3 0 3
45 3 неделя
февраль Изготовление сувениров 3 0 3
46 «История мировой художественной культуры: искусство Древнего Египта»
Особенности древнеегипетского искусства. Разработка эскизов панно 3 2 1
47 4 неделя.
февраль «История мировой художественной культуры: искусство Древнего Египта»
Панно «Секрет Нила» 3 1 2
48 «История мировой художественной культуры: искусство Древней Греции»
Особенности искусства Древней греции. 3 1 2
49 1 неделя
март «История мировой художественной культуры: искусство Древней Греции»
Панно «Старинная амфора». 3 1 2
50 «История мировой художественной культуры: искусство Китая и Японии» Салфетка «Нежная ветка сакуры» 3 1 2
51 2 неделя
март «История мировой художественной культуры: искусство Китая и Японии». Панно «Китайский веер». 3 1 2
52 «История мировой художественной культуры: модернизм и современное искусство»
Стили современного искусства. Особенности модернизма. Разработка эскиза косынки 3 2 1
53 3 неделя
март «История мировой художественной культуры: модернизм и современное искусство»
Косынка «Настроение» 3 0 3
54 Итоговое занятие по блоку тем
Опрос по пройденному материалу. 3 3 0
55 4 неделя
март Итоговое занятие по блоку тем Практическая работа по индивидуальным эскизам с опорой на изученные темы: создание композиции, иллюстрирующей этапы мировой художественной культуры и выполнение росписи на ткани 3 0 3
56 IV Блок «Творчество, поиск, импровизация»
«Тематическая импровизация»
Композиция на стихотворение А. Н. Майков «Весна». Прочтение, анализ, создание эскиза 3 2 1
57 1 неделя
апрель «Тематическая импровизация»
Композиция на стихотворение А. Н. Майков «Весна». Практическая работа. 3 1 2
58 «Тематическая импровизация»
Композиция на басню И. А. Крылова «Лиса и виноград». Анализ басни, создание эскизов. 3 1 2
59 2 неделя
апрель «Тематическая импровизация»
Композиция на басню И. А. Крылова «Лиса и виноград». Практическая работа. 3 0 3
60 Благотворительная неделя.
Изготовление сувениров 3 0 3
61 3 неделя
апрель Изготовление сувениров 3 0 3
62 «Творчество в подарок»
Панно «Символ года» - подарок другу или родственнику. 3 1 2
63 4 неделя
аперль«Творчество в подарок»
подарок для мамы: салфетка, платочек. 3 1 2
64 «Батик в декоре одежды и дизайне интерьера»
Шарф «Тропики». Разработка эскиза 3 2 1
65 1 неделя
май «Батик в декоре одежды и дизайне интерьера»
Шарф «Тропики». Разработка эскиза. Работа с красителями. 3 1 2
66 «Батик в декоре одежды и дизайне интерьера»
Декор футболки в технике узелкового батика с добавлением батик-контура. 3 1 2
67 2 неделя
май Итоговое занятие по блоку тем «Творчество, поиск, импровизация». Подарочное изделие. Выбор типа изделия и создание эскиза 3 2 1
68 Итоговое занятие по блоку тем «Творчество, поиск, импровизация» практическая работа по индивидуальным эскизам с опорой на изученные темы: подарочное изделие 3 1 2
69 3 неделя
май Срез ЗУН по итогам года.
Тест-опрос по пройденному за год материалу. 3 2 1
70 Срез ЗУН по итогам года.
Практическая работа по индивидуальным эскизам: создание композиции и роспись крупной формы изделия (парео). 3 0 3
71 4 неделя
май Экскурсия в весенний парк. 3 3 0
72 Подведение итогов года, задание на лето. 3 3 0
Итоговое количество часов: 216 ч. 72 144
Содержание тем учебного курса.
I блок: «Основы росписи ткани»
Тема «Традиционные способы росписи ткани: - холодный батик»
Роспись в технике «холодного батика» с использованием цветного резервирующего состава. Техника «скрытого резерва». Многоцветные переходы, акварельный эффект, «растяжка». Практическая работа: выполнение росписи.
Тема «Традиционные способы росписи ткани: - горячий батик»
Техника работы «от пятна» в горячем батике. Эффект «кракле». Практическая работа: выполнение росписи.
Тема «Традиционные способы росписи ткани: - узелковый батик»
Прошивание ткани – рисуем ниткой. Дополнительные средства и материалы для получения рисунка. Практическая работа: выполнение росписи.

Тема «Традиционные способы росписи ткани: - свободная роспись»
Техника «сухая кисть» в свободной росписи. Комбинированная техника: свободная роспись и «холодный батик». Дополнительный декоративный эффект при использовании контуров по ткани. Практическая работа: выполнение росписи.

Тема «Традиционные способы росписи ткани: - печатная техника росписи»
Набойка рисунка. Роспись с помощью штампов и трафаретов. Практическая работа: выполнение росписи.
Тема «Основы цветоведения и цветовой гармонии в декоративно-прикладном искусстве.» Понятие «колорит» и выбор основной гаммы изделия. Теплые и холодные цвета. Хроматические и ахроматические цвета. Цветовой круг: основные цвета, дополнительные цвета, сложные цвета. Гармоничные сочетания цветов. Контрастность. Закрепление теоретических знаний на практике: создание цветных композиций на бумаге, подбор гармоничных сочетаний цветов; отработка «растяжек» и многоцветных переходов; роспись на ткани.

II блок: «Средства выразительности в декоративно-прикладном искусстве»
Тема « Основы построения композиции»
Статические и динамические композиции. Смысловое единство композиции. Закрепление теоретических знаний на практике: создание абстрактных композиций на бумаге; создание авторских коллажей из журнальных вырезок (бумажная мозаика); роспись на ткани.
Тема «Стилизация и живописные образы в батике»
Стилизация лица и фигуры человека; абстрактные стилизованные композиции; роспись на ткани.
Тема «Орнамент и узор.»Стилизация в создании орнамента и узора. Геометрический и растительный узор. Практическая работа: роспись на ткани с нанесением орнамента и узора.

III блок: «В мире искусства»
Тема «Жанры изобразительного искусства: пейзаж»
Виды пейзажа. Элементы пейзажа. Анализ и обсуждение репродукций картин И. Шишкина, Н. Рериха и других произведений в жанре пейзажа. Практическая работа: роспись на ткани в жанре пейзажа мотивам работ известных художников.
Тема «Жанры изобразительного искусства: натюрморт»
Стилизация композиции натюрморта. Анализ и обсуждение репродукций работ художников разных эпох в жанре натюрморта Практическая работа: роспись на ткани в жанре натюрморта по мотивам работ известных художников.
Тема «Жанры изобразительного искусства: портрет»
Анализ и обсуждение репродукций работ В. Серова, Ван Гога и др. Стилизация портретной композиции в батике. Практическая работа: роспись на ткани в жанре портрета.
Тема «Жанры изобразительного искусства: анималистический жанр»
Просмотр изображений экзотических животных и птиц. Стилизация образов живой природы. Практическая работа: роспись на ткани в анималистическом жанре.
Тема «История мировой художественной культуры: искусство Древнего Египта»
Канон в древнеегипетском искусстве. Мифология и живопись. Практическая работа: роспись ткани, стилизация под искусство Древнего Египта.

Тема «История мировой художественной культуры: искусство Древней Греции»
Древнегреческая вазопись. Появление искусства светотени. Анализ и обсуждение фотографий работ Аполлодора Афинского, Зевкеиса, Паррасия, Тиманфа. Практическая работа: роспись ткани, стилизация под искусство Древней Греции.

Тема «История мировой художественной культуры: искусство Китая и Японии»
Культура Японии. Декоративно-прикладное искусство, ремёсла: традиционные японские куклы, нэцкэ, оригами, икэбана, бонсай, керамика для чайной церемонии, ручная роспись тканей, темари. Анализ и обсуждение фотографий гравюр японских мастеров. Практическая работа: роспись ткани, стилизация под искусство Японии.
Тема «История мировой художественной культуры: модернизм и современные направления искусства»
Модерни́зм в искусстве и живописи. Модернистские течения: постимпрессионизм, сюрреализм, фовизм, футуризм, экспрессионизм. Анализ и обсуждение фотографий работ художников и фотографов 20 века: В. Кандинского, Э. Уорхолла и других. Практическая работа: создание абстрактных композиций на ткани
IV блок: «Творчество, поиск, импровизация»
Тема «Тематическая импровизация»
Создание стилизованных сюжетных композиций по мотивам стихотворения А. Н. Майкова «Весна» и басни И. А. Крылова «Лиса и виноград». Практическая работа: роспись по ткани согласно эскизам композиций.
Тема «Творчество в подарок.»Разработка эскиза изделия, соответствующего тематике выбранного праздника и личности принимающего подарок. Панно -новогодний подарок; подарок для мамы - салфетка или платок.
Тема «Батик в декоре одежды и дизайне интерьера»
Создание эскиза и роспись шарфа или парео. Декор футболки в технике узелкового батика. Создание эскиза и роспись абажура для светильника. Декор сумки из текстиля, кож.заменителя, кожи.

V блок: «Контроль и оценка уровня знаний, умений и навыков»
Итоговое занятие по блоку тем «Основы росписи ткани»
Кроссворд «Техники росписи» - проверка усвоения теоретического курса. Практическая работа по индивидуальным эскизам: создание композиций на бумаге и выполнение росписи на ткани в одной из изученных техник.
Итоговое занятие по блоку тем «Средства выразительности в декоративно-прикладном искусстве»
Письменное тестирование по пройденному материалу. Практическая работа по индивидуальным эскизам с опорой на изученные темы: создание стилизованных композиций на бумаге и выполнение росписи на ткани в одной из изученных техник.
Итоговое занятие по блоку тем «В мире искусства»
Опрос по пройденному материалу. Практическая работа по индивидуальным эскизам с опорой на изученные темы: создание композиции, иллюстрирующей этапы мировой художественной культуры и выполнение росписи на ткани.
Итоговое занятие по блоку тем «Творчество, поиск, импровизация»
Практическая работа по индивидуальным эскизам с опорой на изученные темы: подарочное изделие. Платок, бандана, шарф
Заключительное занятие за весь период обучения.
Тест-опрос по пройденному за год материалу. Практическая работа по индивидуальным эскизам: создание композиции и роспись крупной формы изделия (парео).

Перечень учебно-методического обеспечения.
Учебные и методические пособия, аннотированный указатель литературы для педагога и детей, подборка схем, шаблонов, наглядных пособий, перечень объектов для экскурсий, информация о жизни и деятельности людей, внесших существенный вклад в искусство, подборка журналов по данному направлению деятельности обучающихся, коллекции различных предметов по направлению творческой деятельности данного объединения (альбомы, образцы росписи, репродукции произведений искусства, произведения ДПИ), материалы, отражающие достижения обучающихся, оборудование рабочего места.
Список литературы (основной).
1. Всеобщая история искусств. Под общей редакцией Б.В.Веймарна и Ю.Д.Колпинского – М., Государственное издательство 'Искусство', 1980
2. Дворкина, И. А. Батик – М., Издательство «Радуга», 2002.
3. Кочаров, Н. С. Живопись – М., М-Пресс, 2001.
4. Курочкина, О. П. История художественных стилей – М., Издательство Институт технологии и бизнеса, 2007.
5. Пенроуз, Р. Пикассо: жизнь и творчество – М., Попурри, 2005
6. Подласый, А. В, Питкасистый, Н. И Педагогика – М., Инфра, 2003.
7. Сергеева, А. О. Образовательные программы для педагогов школы – СПб., Литера, 2001.
8. Синеглазова, М. А. Распишем ткань сами – М., Профиздат, 1998.
9. Смит, С. Рисунок; полный курс – М., Астрель-АСТ, 2001.
10. Стоку, С. Батик- современный подход к традиционному искусству росписи ткани – СПб., Град, 1999.
11. Таруашвили, Л. И. Искусство Древней Греции – М., Сфера-Л, 2004
12. Терешина, Г.В. Батик своими руками – М., Просвещение, 2002.
13. Эм, А. Батик – Минск, Харвест, 2008
Список литературы (дополнительный).
Величко Н. К. «Роспись: техники, приемы, изделия». - М., 1999.
Дворкина, И. А. Батик – М., Издательство «Радуга», 2002.
Синеглазова М.А, Распишем ткань сами. – М., Профиздат, 2000.
Трухина О. П. Волшебная кисть. – СПб., Калейдоскоп, 2004.
Приложения к программе.
Педагогический мониторинг в рамках реализации образовательной программы детского объединения:
№ п/пДата проведения Вид среза ЗУН и формы контроля Наименование разделов и тем
1 02.09.2012 Входной контроль.
Викторина «Путешествие в мир творчества» Основы художественного творчества и ДПИ.
Основы художественной росписи, виды батика, технология работы.
2 16.11. 2012 Итоговое занятие по блоку тем.
Кроссворд «Техники росписи» - проверка усвоения теоретического курса. Практическая работа по индивидуальным эскизам: создание композиций на бумаге и выполнение росписи на ткани в одной из изученных техник. Блок тем «Основы росписи ткани»
-1.История возникновения развития батика.
2. Традиционные способы росписи ткани: холодный, горячий, узелковый батик, свободная роспись, печатная техника росписи.
3. Основы цветоведения и цветовой гармонии в ДПИ
3 21.12.2012 Срез ЗУН за 1 полугодие.
Итоговое занятие по блоку тем
Письменное тестирование по пройденному материалу. Практическая работа по индивидуальным эскизам с опорой на изученные темы: создание стилизованных композиций на бумаге и выполнение росписи на ткани в одной из изученных техник Блок тем «Средства выразительности в декоративно-прикладном искусстве»
1. Основы построения композиции.
2. Стилизация и живописные образы в батике.
3. Орнамент и узор.
4. 21.03.2013 Итоговое занятие по блоку тем
Опрос по пройденному материалу. Практическая работа по индивидуальным эскизам с опорой на изученные темы: создание композиции, иллюстрирующей этапы мировой художественной культуры и выполнение росписи на ткани. Блок тем «В мире искусства»
1.Жанры изобразительного искусства: пейзаж, натюрморт, портрет, анималистический жанр.
2. История мировой художественной культуры: искусство Древнего Египта; Древняя Греция; искусство Китая и Японии; модернизм и современные направления искусства
02.05.2013 Итоговое занятие по блоку тем.
Практическая работа по индивидуальным эскизам с опорой на изученные темы: подарочное изделие. Платок, бандана, шарф Блок тем «Творчество, поиск, импровизация»
1.Тематическая импровизация.
2. Творчество в подарок.
3. Батик в декоре одежды и дизайне интерьера.
4 16.05.2013 Срез ЗУН по итогам года.
Тест-опрос по пройденному за год материалу. Практическая работа по индивидуальным эскизам: создание композиции и роспись крупной формы изделия (парео). Блоки тем:
1.«Основы росписи ткани»
2. «Средства выразительности в декоративно-прикладном искусстве»
3. «В мире искусства»
4. «Творчество, поиск, импровизация»