Комплексное решение проблем адаптации пятиклассников через организацию работы по преемственности при переходе учащихся из начальной школы в среднее звено


«Круглый стол» Открытое мероприятие для педагогов Авторы:Орлова Е.Л., учитель начальных классов МОУ «Школа №22 города Донецка» Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком Л. С. Выготский Цели: обсудить проблемы организации психолого-педагогического сопровождения адаптации пятиклассников и пути их решения; выработать линии поведения, единых требований классных руководителей и учителей- предметников; создать систему общих взглядов на использование правил преемственности в образовательном процессе. Задачи:Организовать взаимодействие педагогов начальной и основной школы во избежание трудностей у пятиклассников в дальнейшей учебной деятельности.Выработать систему единых педагогических технологий с учетом психологических и возрастных особенностей на средней ступени обучения.Привлечь внимание педагогического коллектива к проблеме сохранения здоровья всех участников образовательного процесса. Кто в учениках не бывал, тот учителем не будет. Боэций А- активность,Д – драматизм, деятельность,А- аккуратность,П- привыкание, приспособление, принятие, преемственность, помощьТ- тревожность, творчество,А-абсолютность,Ц- ценностный,И- индивидуальность,Я- ясность, яркость Мы подготовили замеча-тельных детей, а вы…. Да ваши дети ничего не знают и не умеют!… Классн. рук. Литерат. чтение Рус. язык Математика Окружаю-щий мир Литература Рус. язык Математика История. Обществознание Классн. рук. Картина преемственности: начало года, сентябрь месяц Биология. ГеографияФизика. Химия Психологические аспекты адаптации пятиклассников постепенное обретение чувства взрослости стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского;усиление независимости детей от взрослых;проявление негативизма-стремления противостоять, не поддаваться любым влияниям, предложениям, суждениям, чувствам взрослых(отсутствие авторитета возраста)отвращение к необоснованным запретам; Пятиклассник - переходный период от младшего возраста к подростковому возрасту. Постепенно меняется ведущая деятельность. Главным становится общение, которому подростки посвящают большую часть своего свободного времени. стремление обзавестись верным другом; стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе;  Учеба постепенно отходит на второй план. Но на протяжении почти всего пятого класса интерес к учебе сохраняется почти у всех детей. Стремление к личному авторитету среди сверстников порождает активный поиск для образца подражания. Характерно повышенное внимание ребенка к себе, к своей внешности, самопознанию, самовоспитанию. Повышенная критичность к себе и окружающим (восприимчивость к промахам учителей, отвращение к необоснованным запретам).Очень шаткая самооценка. Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения В начале обучения в пятом классе школьники переживают период адаптации к новым условиям обучения, во многом сходный с тем, который был характерен для начала обучения в первом классе :Резкое изменение условий обучения; Разнообразие и качественное усложнение требований, предъявляемых к школьнику разными учителями; Смена позиции «старшего» в начальной школе на «самого маленького» в средней.Всё это является довольно серьёзным испытанием для психики школьника. В средней школе дети оказываются предоставленными сами себе: они должны самостоятельно переходить из кабинета в кабинет, готовиться к урокам. И очень часто им приходится самостоятельно решать вопросы с учителями:опоздания на урок, забывания какой-нибудь учебной принадлежности, не сделанное задание.Всё это становится более серьёзным проступком, чем в начальной школе. Успешность адаптации внутренние факторы внешние факторы состояние здоровья, интеллектуальное развитие, самоконтроль поведения, работоспособность, дисциплинированность, коммуникативные способности, учебная мотивация. организация учебного процесса, тактика педагогических воздействий, согласованность требований к деятельности учащихся, социально-экономические характеристики семьи. Рекомендации учителям-предметникам. Учитывайте трудности адаптационного периода, возрастные особенности пятиклассников в выборе терминологии, подборе методических приёмов.Не перегружайте учеников излишними по объёму домашними заданиями, дозируйте их с учётом уровня подготовки ученика, гигиенических требований возраста.Следите за темпом урока – высокий темп мешает многим детям усваивать материал.Налаживайте эмоциональный контакт с классом.Предъявляйте единые требования к учащимся (соблюдайте единый орфографический режим, критерии оценок).Никогда не используйте оценку как средство наказания ученика. Оценка достижений должна быть ориентацией на успех, способствовать развитию мотивации к учению, а не её снижению.Замечайте положительную динамику в развитии каждого ученика (Нельзя сравнивать «Машу с Петей», можно – «Петю вчерашнего и Петю сегодняшнего»). Проблема преемственности в обучении на переходном этапе из начальной школы в среднее звено. Преемственность - это двухсторонний процесс. С одной стороны − начальная школа, которая формирует те знания, умения и навыки, которые необходимы для дальнейшего обучения в основной школе. С другой стороны – основная школа, которая развивает (а не игнорирует) накопленный в начальной школе потенциал. АЛГОРИТМ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ 1.Образование временного МО учителей 4-х и будущих 5-х классов (на календарный год)2.Договоренность об общих целях, уровне учебных достижений (портрет выпускника), использовании общих технологий.3.Открытые уроки в 4 – 5-х классах для учителей МО. 4.Совместные уроки в 4-м классе учителей основной и начальной школы. 5.Диагностика результатов учеников на выходе из 4-го класса. 6.Обсуждение и решение проблем адаптации учащихся в 5-х классах.7.Определение эффективности обучения: диагностика, анализ. Рефлексия Спасибо за внимание!